Выступление «Выявление одаренности»
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?
«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Несмотря на то, что проблема развития одаренности детей достаточно полно представлена в научной литературе, обозначены принципы, цели, содержание и методы работы с одаренными детьми, существует много программ работы с одаренными детьми, как за рубежом, так и в России, проблема выявления, развития, сопровождения таких детей остается по-прежнему актуальной.
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования
Выделяют следующие виды одаренности:
1) В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
2) В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
3) В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
4) В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
5) В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
В соответствие с этим можно выделить признаки одарённости.
Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно.
В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости.
Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
Большинство спят меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. В современной научной литературе представлены две точки зрения на одаренность. Исследователи, придерживающиеся одной из них, считают, что одаренным может стать каждый ребенок, нужно только вовремя заметить способности ребенка и развить их. Сторонники другой точки зрения считают, что одаренность представляет собой довольно редкое явление, присущее лишь незначительному числу людей. Эти разногласия являются следствием споров в научной литературе о преимущественной роли наследственности или воспитания в развитии ребенка. В рамках обоих подходов существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к окружающим.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе.
В настоящее время большинством ученых, занимающихся проблемами выявления одаренных детей, признается необходимость комплексного и длительного процесса диагностики.
Комплексный подход обеспечивается использованием информации, полученной от психологов, учителей, родителей, одноклассников, самого ребенка, данных разностороннего тестового обследования, оценкой конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), учетом результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах. Чем более разнообразные сведения о развитии ребёнка будут использованы, тем более полно и разносторонне может быть определена его одарённость.
Под длительностью диагностики подразумевается периодическое повторение процедуры диагностики на протяжении всего времени наблюдения за ребенком. Данный аспект связан с тем, что одаренность может развиваться во времени, а также с возможностью допущения ошибок в предыдущих обследованиях.
При проведении диагностики ребенка важно также учитывать такие факторы, как социальный, экономический и образовательный статус его семьи, национальную принадлежность, а также влияния среды: климатические, экологические, политические условия, социокультурное окружение. Важными являются также учёт специфики возраста, выявление как реальных, так и потенциальных возможностей, использование качественных и количественных данных.
Также важно помнить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития.
Существует огромное количество психологических тестов по выявлению одаренности, но, на мой взгляд, основной и верный способ выявления - это личное общение с ребенком, который проявил себя нестандартно в той или иной деятельности. Важная роль принадлежит родителям.
Любопытно, что по данным исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики).
Квалифицированный педагог вполне адекватно оценивает детскую одаренность, минуя все сложности традиционной психометрической работы. Ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный, виден и без всякого специального тестирования. Учитывая это, мы считаем необходимым отметить, что все это не отменяет важности психодиагностической работы, а лишь позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной диагностики – это, прежде всего, «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом.
При диагностике одаренности наиболее распространенными являются следующие методы:
Наблюдение.
Тест.
Опросники.
Анкеты.
Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
Большое значение придается психологическим тренингам при диагностике одаренности у детей, особенно «скрытой» одаренности.
Н.С. Лейтес отмечает ряд трудностей, возникающих при диагностике детей:
- застенчивость, страх перед незнакомыми взрослыми;
- быстрая утомляемость, отсутствие мотивации при выполнении заданий;
- возможность дополнения, изменения инструкций экспериментатора;
- тревожность, возникающая выполнении заданий теста;
- влияние личных особенностей экспериментатора (возраст, внешний вид, поведение во время тестирования);
- влияние ситуативных факторов (особенности помещения, присутствие других людей, случайные помехи, попытки родителей «подготовить» ребенка к тестированию, имеющийся у ребенка прошлый опыт общения с психологами).
Следует также помнить, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать различные результаты.
Таким образом, выявление одаренных детей в нашей школе происходит путем:
Экспертного оценивания ребенка, которое включает в себя оценки педагогических работников, родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.
Анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
Психологического тестирования, проводимого с помощью психологических тестов.
Для проведения психологического тестирования ребенка младшего школьного возраста с целью выявления различных компонентов одаренности в нашей школе используются следующие методики (таблица 1).
Таблица 1
Методики для выявления компонентов одаренности в младшем школьном возрасте.
№ |
Название методики |
Предназначение методики |
|
Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса |
Интеллектуальный компонент |
|
Тест Д. Векслера |
Интеллектуальный компонент |
|
Прогрессивные матрицы Дж. Равена |
Интеллектуальный компонент |
|
Методика для определения уровня умственного развития детей (Замбицявичене Э.Ф.) |
Интеллектуальный компонент |
|
Тест «Дорисовывание» |
Творческий компонент |
|
Тест творческого мышления П. Торренса (краткая форма) |
Творческий компонент |
|
Методика «Предложения» |
Творческий компонент |
|
Методика «Классификация» |
Творческий компонент |
|
Методика Э. Вартега «Круги» |
Творческий компонент |
|
Методика «Социометрия» |
Социальный компонент |
|
Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе |
Мотивационный компонент |
|
Методика определения школьной мотивации А.Г. Лускановой |
Мотивационный компонент |