Доклад «Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Выявление способностей проводится следующими способами:
· Технологии развивающего обучения на уроках математики.
· Олимпиады, конкурсы, викторины, творческие задания по математике.
· Научно-практические конференции.
· Внеурочная деятельность.
· Творческие предметные недели.
· Проведение коллективно - творческих дел.
· Выступление на концертах.
· Спортивные соревнования.
Цели и задачи:
Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка учащихся, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого успешным. Из цели вытекают задачи:
· Выявление способностей и создание системы работы с детьми;
· Создание условий для оптимального развития;
· Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
· Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;
· Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
· Стимулирование творческой деятельности;
· Социальная и психологическая поддержка.
Методы и формы работы:
В учебной деятельности работа основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
К урочной деятельности относятся следующие виды:
· проблемно-развивающее обучение,
· проектно-исследовательская деятельность,
· игровые технологии (деловые игры и путешествия),
· информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
· развития способностей (разно уровневые тесты, презентации)
· творческие и нестандартные задания.
К внеурочной деятельности относятся:
· факультативы,
· предметные недели,
· театрализованные праздники,
· олимпиады и конкурсы по предметам.
Факультативы
Одна из форм работы использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности детей.
Предметные недели.
Направлены на раскрытие творческого потенциала учащихся, появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, проявить эрудицию и исследовательские навыки. Такая работа способствует повышению мотивации детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад.
Принципы работы:
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип опережающего обучения.
5. Принцип комфортности в любой деятельности
6. Принцип развивающего обучения.
7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.
Выявление способностей обучающихся
Для того, чтобы учащиеся видели свой рост ведут «Базу данных индивидуальных достижений учащихся». Развитие способностей обучающихся/data/files/e1543756076.png (640x360)