Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности»
Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности Воеводина Ирина Александровна педагог-психолог 2017 г. муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Родничок» Ярославского муниципального района
Одаренность человека- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Сухомлинский В.А.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Инициативность и самостоятельность; Способность к выбору; Фантазия, воображение, творчество; Умение подчинятся правилам и нормам; Любознательность, наблюдательность; Способность к экспериментированию; Способность к принятию собственных решений.
Категории одаренных детей С необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; С признаками специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию, языкам; Проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями.
Виды одаренности
Виды одаренности
Портрет одаренного ребенка Любознательность Сверхчувствительность к проблемам Надситуативная активность (познавательная самодеятельность) Высокий уровень развития логического мышления Повышенный интерес к дивергентным задачам Оригинальность мышления Гибкость мышления Способность к прогнозированию Высокая концентрация внимания Отличная память Способность к оценке Особенности склонностей и интересов
Этапы психологического сопровождения детей с признаками одаренности Первый этап– диагностический; Второй этап – уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума; Третий этап - создание условий для развития одаренных детей; Четвертый этап - анализ результатов сопровождения развития одаренного ребенка.
Творчество - способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Э. Фромм Система работы педагога-психолога ДОО по развитию творческого потенциала участников образовательного процесса
Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно принимать нестандартные решения, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры рассматривается как условие ее успешной адаптации в современном социокультурном пространстве и является одной из основных задач модернизации дошкольного образования. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Актуальность
Методические рекомендации к организации непосредственной образовательной деятельности по развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста Основная цель: повышение познавательной, поисковой активности; развитие умения мыслить самостоятельно, развитие гибкости и оригинальности мышления. Особенности реализации программы: проводить игровые встречи следует не реже одного раза в неделю; продолжительность каждой 30-35 мин.; оптимальное количество детей – 6 - 8 человек; курс направлен на детей 5 – 7 лет. Технологии и методы: Педагогическая технология Г.С. Альтшуллера – ТРИЗ: «мозговой штурм»; метод «бином фантазии», приемы фантазирования; морфологический анализ и т.д.
Диагностический метод А.Э. Симановского «Изучение оригинальности рисунков детей»; Субтесты тестовой батареи «Творческое мышление» Е.Е.Туник: - использование предметов (варианты употребления); - словесная ассоциация; Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич. Оценка эффективности
Основные направления в работе с педагогами по развитию творческого потенциала Основная цель: развитие у педагогов устойчивой мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию. Особенности работы: залогом успешной работы педагога-психолога с педагогами является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения. Методы работы с педагогическим коллективом: лекция: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация; семинар-практикум; групповая консультация; тренинг; психологическая студия; деловая игра; психотехнические игры: игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы и т.д.
Оценка эффективности Диагностика мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А.А. Реана; Тест на определение творческих способностей (Х. Зиверт).
Работа с родителями (законными представителями) Основная цель: развитие мотивации родителей (законных представителей) к активной работе по развитию творческого потенциала у детей. Методы работы: проведение в активной форме родительских собраний; использование памяток, рекомендаций; совместные с детьми выполнения творческих заданий; участие в семейных конкурсах и фестивалях; анкетирование родителей; проведение диагностических бесед.
Для большей эффективности работы по развитию творческого потенциала воспитанников ДОО необходимо: Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития творческого мышления детей, рекомендовать использование в непосредственной образовательной деятельности игры, упражнения, развивающие беглость, гибкость и оригинальность мышления дошкольников. Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей, организуя совместные (родители и дети) занятия по развитию творческого потенциала, и параллельно - студии, семинары, тренинги по активизации собственных творческих ресурсов и вопросам развития творческих способностей у детей. Перспективы