12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Григорьева Алёна Александровна794
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
2

Методические материалы для развития мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках письма

Казенное образовательное учреждение

«Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

А.А. Григорьева

Методические материалы для развития мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках письма.

Ханты - Мансийск 2015

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

 

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экологические вредности, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм.

Учить ребенка с умеренной умственной отсталостью правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходи­мо начинать уже в раннем детстве.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и ле­вую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.

Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.

По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.

Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.

Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь.

Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.

Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы по­степенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

Простой и эффективный способ подготовки руки к пись­му — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.

Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев от­щипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.

Целью данной гимнастики является разви­тие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий голов­ного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

При проведения пальчиковой гимнастики я использовала следующие методы:

массаж рук;

упражнения с мячами небольшого размера;

игры с пальчиками.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местно­го, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее дей­ствие на мышечную систему, повышая то­нус, эластичность и сократительную способ­ность мышц.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

По­ложительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность свя­зочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый паль­чик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.

Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вмес­те. Указания ребенку должны быть спокойными, доброже­лательными и четкими.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассив­ные движения.

Самомассаж проводился на уроках в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинался и заканчивался он расслаблением кистей рук, поглаживанием.

На основе рекомендаций А.А.Бирюкова специалистами были разработаны три комплекса упражнений самомассажа , которые мною были использованы:

самомассаж тыльной стороны кистей рук,

самомассаж ладоней,

само­массаж пальцев рук.

Хорошую результативность показывает исполь­зование игровых упражнений с мячами малень­кого размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма.

Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма.

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.

В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

После овладением самомассажем (по мере возможностей каждого ребенка) я предложила ребятам игровые упражнения с использованием мячей малень­кого размера.

Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в ло­гопедической практике. Я использовала опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).

Поначалу обучала детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, по­степенно усложняя их (каждое положение рук имело свое игровое название), затем бы­ли добавлены упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями паль­цев и, наконец, с одновременно производи­мыми движениями. "Игры с пальчиками" ак­тивно использовались мною на уроках при подготовке руки к письму и при проведении физминуток, т.к. при пись­ме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражне­ния «Игры с пальчиками» давали им необходимый отдых.

Мною были использованы игровые упражнения О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой.

Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В работе использую основной принцип дидактики – от простого к сложному. Потешки, прибаутки, народные песенки понятны даже самым маленьким, поэтому именно с них начинаю пальчиковые игры (это так называемые жестовые, подражательные игры). Эти игры вызывают положительную эмоциональную реакцию (улыбку, смех), улучшают память, способствуют быстрому запоминанию текста, совершенствуют понимание речи.

Это такие игры как: «Сорока-белобока кашку варила…», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки…», «Пальчики у нас попляшут», «Водичка, водичка умой мое личико…».

В игре «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки…» я использую имена всех детей: «… маслом поливала, детям давала. Маше два, Киррилу два, Даше два…» При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд такой контакт не только сближает взрослого с ребенком, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Самое главное – разнообразие пальчиковых игр.

Поэтому не стоит отказываться и от простых пальчиковых упражнений, например: «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи», «Замочек», «Заборчик», «Полетели птички, птички невелички. Сели птички. Посидели. Опять полетели.»

Далее перехожу к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности:

«Этот пальчик - дедушка»

«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать.»

«Мышка мылом мыла лапку»

«Этот пальчик хочет спать»

«Сидит белочка в тележке»

Затем можно предложить уже более сложные, такие как:

«Пальчики здороваются»

«Повстречал ежонка еж»

«Зайка и барабан» и др.

В этом году я использовала и новые жестовые подражательные игры, очень понятные и легко выполняемые для детей.

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде (2 раза)

Припев: На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У слонов есть складки, складки,

Складки, складочки везде (2 раза)

Припев

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде (2 раза)

Припев

Дидактические игры.

Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».

Главное, как мне кажется, в играх с предметами предоставить ученику свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность, и использовать в речи взрослого слова. Настольно-печатные игры – интересное для ребят занятие. В классе собраны разнообразные игры по видам (парные картинки, лото, домино), и разнообразные по требуемым действиям (подбор картинок по парам, подбор по общему признаку (классификация), составление разрезных картинок и кубиков, описание по картинке).

Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась елочку», «Ежик и иголки», «Собери детей на прогулку», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Собери цветочек».

Игры на развитие воприятия величины: «Пирамидки», «Матрешки», «Найди пару», «Большой-маленький», «Маленькие и большие ноги».

Игры для единения с окружающим миром: «Отгадай и назови», «Какая сегодня погода», «Кому что нужно для работы», «Кто как кричит», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда».

Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях– важный методический прием. Слово направляет и организует действия детей. Процесс рисования, отражающий какое-то явление, наблюдение в жизни увлечет их и они найдут возможность выразить его в рисунке.

Например, при рисовании солнышка я читаю четверостишие:

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

и словесно сопровождаю показ изображения: «Нарисуем желтый круг, много палочек вокруг – это солнышко сияет».

Очень важное значение в развитии мелкой моторики кистей рук и пальцев имеет рисование пальчиком, всей ладонью. Например, отпечатком раскрытой ладошки мои дети рисуют осьминожек, а сомкнутой ладонью – силуэт рыбки. Отпечатанные ладошки могут превращаться в крылья красивой птицы или бабочку, достаточно нарисовать ей усики. Еще больше укрепляют пальчики и подготовят их к письму рисование пластилином. На картонную основу я наношу простой рисунок, дети отщипывают маленькие кусочки пластилина и размазывают их пальчиками по рисунку, как будто закрывая. Пластилиновые кусочки смешаются друг с другом и получаются новые неожиданные цвета.

При подведении итога хотелось бы еще раз отметить что пальчиковая гимнастика помогает детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью овладевать навыками письма.

В первом классе продолжают учиться держать правильно ручку, писать прямые, наклонные линии, бордюры рука в руке, по обводке, самостоятельно. Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают паль­цам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчи­ковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ла­донях есть «активные точки», массаж которых положи­тельно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Учителю необходимо помнить, что:

1) после каждого упражнения необхо­димо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);

2) пальцы лучше нагружать равномерно;

3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воз­действие, она может быть использована не только на уроках графики и письма, но и на уроках математических представлений и конструирования, альтернативного чтения, развития речи и окружающего мира.

 

Литература:

1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 401

2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.

3.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.

4. Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.

Опубликовано


Комментарии (1)

Горелова Татьяна Петровна, 14.10.16 в 12:20 0 Ответить Пожаловаться
Как раз для моих учениц:)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.