Практикум «Формирование и развитие связной устной речи у детей с умеренной умственной отсталостью»

5
0
Материал опубликован 6 February 2023


 

Т. И. Корытова.


 

Учебно – методический комплект дидактического материала.


 


 

t1675650588aa.jpg


 


 


 

«Формирование и развитие связной устной речи у детей с умеренной умственной отсталостью»


 

 

Аннотация.

Учебно – методический комплект дидактического материала по формированию и развитию связной устной речи для детей с умеренной умственной отсталостью. В учебно – методическом комплекте представлены разнообразные задания, дидактические игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти обучающихся.

Пояснительная записка

Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность  речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует  развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Развитие активной речи формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь побуждает ребенка рассказать, что он делал, видел, слышал. Каждое новое слово произнесенное педагогом должно объясняться ребенку, сопровождать показом действия или предмета, а в дальнейшем нужно работать над правильным словоупотреблением введённого в речь ребёнка слова. Речь должна быть осмысленной. «Слово ценно своим содержанием», «слово, обращенное к детям, должно быть всегда словом, а не только звуком», - говорила Е. И. Тихеева.

Таким образом, педагог, занимающийся вопросами обучения, воспитания и развития детей с умеренной умственной отсталостью придаёт большое значение развитию речи данной категории детей, в первую очередь, её коммуникативной функции, а также осознанности воспринимаемой речи.

Способность выразить свои желания с помощью речи, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Речь будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

 

Задачей этого учебно – методического комплекта является: формирование и развитие связной устной речи у детей с умеренной умственной отсталостью, как условие развития коммуникативных возможностей обучающихся.

Цель: обогащение словарного запаса детей с умеренной умственной отсталостью и введение новых слов в активную разговорную речь.

В ходе коррекционного обучения, речь детей с умеренной умственной отсталостью начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится все более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь педагога, стремятся понять ее, беседуют друг с другом.

Таким образом, в процессе работы по формированию и развитию связной устной речи, с использованием практических разнообразных упражнений, дидактических игр, постоянная опора на наглядность у детей с умеренной умственной отсталостью расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь. Она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении, социализации в обществе.

Содержание.

Осень.

Огород. Овощи. Сбор урожая.

Овощи.

Фрукты.

Фрукты и овощи.

Грибы.

Домашние животные.

Дикие животные.

Домашние и дикие животные.

Зима.

Весна.

Лето.

Времена года


 

Тема: «Осень»

1.Отгадай загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

2.Рассмотри картинки. Назови времена года.

t1675650588ab.jpg

3. Задание »Подбери слова – действия».

Цель: учить подбирать слова – действия.

Материал: предметные картинки.

Листья (что делают?) ____, _____, _____.

(падают, кружатся, шуршат, летят)

4.Задание «Подбери предметы к признакам».

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Осенний – день.

Осенняя - …

Осеннее - …

Осенние - …

5.Задание «Близкие слова».

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: сюжетная картинка.

Осенью дни пасмурные, _______. (серые, унылые)

Осенью погода бывает холодной, ________. (ветреной, дождливой)

Осенью настроение грустное, ________ . (печальное, тоскливое)

Осенью дожди холодные, _________ . (проливные)

Небо покрывают серые тучи, _______ . (тёмные)

6.Задание «Где листок»

t1675650588ac.gif

7.Рассмотри картинки. Назови время года.

Дополни предложения об осени по картинкам.


 

t1675650588ad.jpg

 

Наступила ____________.

С деревьев падают __________, ____________ листья.

День стал __________, а ночь ______________ .

Часто идет _______________ .

Птицы улетают на _________.

Люди надевают ____________ , ____________ .

8.Рассмотри картинку. Расскажи, как животные готовятся к зиме.

t1675650588ae.jpg

 

Тема: «Огород. Овощи».

1.Игра: «Овощи».

Цели: Закрепить знания детей об огороде; расширить словарь; развивать внимание, мышление.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением овощей.

Ход игры

Собираем мы в лукошко и морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох – урожай у нас не плох.

Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

2.Игра: «В огород пойдём».

Цели: Формировать представление у детей об огороде; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

Словарь: огород, морковь, картофель, капуста, щавель.

Ход игры

В огород пойдём, урожай соберём.

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты, круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвём немножко.

И вернёмся по дорожке.

(Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки. «Таскают», «копают», «срезают», показывают руками, «рвут», идут по кругу, взявшись за руки).

3.Игра: «Отвечай быстро».

Цели: Закрепить представление у детей об огороде; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

Словарь: огород, морковь, картофель, капуста, щавель.

Ход игры

Участники выстраиваются в круг или шеренгу. Ведущий бросает кому-то из них мячик и называет какой-нибудь цвет: например зеленый. Тот, кому бросили мячик, должен назвать предмет этого цвета: например трава или огурец. И так игра повторяется. Участники, которым ведущий бросает мячик, выбираются в случайном порядке из числа играющих.

4.Игра: «Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход игры

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, фрукты, овощи называет его (это яблоко). Называет его признаки (круглое, зеленое и т. д.)

t1675650588af.gift1675650588ag.gift1675650588ah.gift1675650588ai.gift1675650588aj.gif

5.Задание «Скажи ласково».

Цель: расширять и активизировать словарный запас.

Материал: предметные картинки.

Картошка - …

Капуста - …

Свёкла - …

6. Задание «Назови какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».

Материал: предметные картинки.

Суп из овощей – овощной.

Салат из моркови - …

Пирог из капусты - …

7. Дидактическая игра «Один – много».

Цель: учить изменять существительные ед. и мн. числа.

Материалы: предметные картинки.

Одна картофелина – пять ...

Один кочан капусты – пять ...

8.Игра «Повар».

Назови блюда, которые можно приготовить:

Из картофеля можно приготовить __________ .

Из капусты можно приготовить ____________ .


 

Тема: «Сад. Фрукты».

1.Загадки по наглядным картинкам:

Сам с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики, а из далёкой Африки. (Апельсин)

Чёрных ягод пышный куст – хороши они на вкус. (Чёрная смородина)

Синий мундир, жёлтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

(Педагог загадывает загадки, одновременно демонстрирует наглядные картинки).

2.Игра: «Пион».

Цели: Формировать представление у детей о саде; активизировать предметный словарь; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры

Распускается бутон – t1675650588ak.gif

Превращается в пион.

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается «цветок». Детям из лепестков пиона предлагается выложить узор.

3.Дидактическая игра: «Компот».

Цели: Познакомить детей с понятием фрукты; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением фруктов.

Ход игры

Будем мы варить компот фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок, слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

(Дети маршируют, образуют круг. «Крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в ладоши).

4.Задание «Назови ласково».

Цель: учить правильному образованию и употреблению уменьшительно – ласкательных имён сущ. и прил.

Материал: предметные картинки; мяч.

Яблоко - …

Слива - …

Лимон - …

Ананас - …

Груша -…

Апельсин -…

5. Дидактическая игра «Что лишнее». t1675650588al.png

6.Задание «Назови какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.

Материал: предметные картинки.

Сад и яблоко. Яблоневый сад.

Сад и груша. ...

Груша и варенье. ...

Персик и сок. …

Гранат и сок. …

Яблоко и пирог. …

 

Тема «Фрукты и овощи».

1.Назови предметы. Обведи их по точкам и раскрась цветными карандашами. Обведи фрукты красным карандашом, а овощи – зеленым карандашом.

t1675650588am.gift1675650588an.gift1675650588ao.gift1675650588ap.gift1675650588aq.gift1675650588ar.gift1675650588as.gift1675650588at.gif

2.Разложи при помощи стрелок овощи в коробку, фрукты в корзину.

t1675650588au.gift1675650588av.gift1675650588aw.gift1675650588ax.gift1675650588ay.gift1675650588az.gift1675650588ba.gift1675650588bb.gif

t1675650588bc.gift1675650588bd.gif

3.Дидактическая игра: «Фрукты. Овощи». (Обобщение и классификация предметов).
Цели: Закрепить понятия фрукты и овощи; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память. 
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением фруктов и овощей. 

Ход игры.

Разложи картинки на две группы.

t1675650588be.gif t1675650588bf.gif t1675650588bg.gif

t1675650588bh.gif t1675650588bi.gift1675650588bj.gif

t1675650588bk.gift1675650588bl.gift1675650588bm.gif
t1675650588bn.gift1675650588bo.gift1675650588bp.gif
- Какие овощи ты видишь на картинках?
- Перечисли фрукты, которые ты любишь? 
- Какие овощи на картинках зеленого цвета?

- Какого цвета яблоко на картинке, какого ещё цвета могут быть яблоки?

4.Дидактическая игра: «Найди лишний предмет». (Обобщение и классификация предметов).

Цели: Закрепить понятия фрукты и овощи; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением фруктов и овощей.

t1675650588bq.png

- Назови лишний предмет.

- Почему он лишний?

- Назови одним словом оставшиеся предметы.

5.Расскажи по картинному плану об овощах и фруктах.

t1675650588br.png

    Тема: Грибы.

1.Рассмотри картинки. Проговариваем с педагогом названия грибов.

Съедобные грибы

t1675650588bs.gif белый гриб t1675650588bt.gifсыроежкаt1675650588bu.gif опята

t1675650588bv.gifподосинновик t1675650588bw.gifлисички

Несъедобные грибы

t1675650588bx.gif мухомор t1675650588by.gif бледная поганка


 

Обведи по точкам грибы. Найди несъедобный гриб и раскрась его.

t1675650588bz.png

3.Дидактическая игра: «Собери грибы в корзинку».

Цели: Закрепить понятия съедобные и несъедобные грибы; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.

t1675650588ca.gift1675650588cb.gif t1675650588cc.gift1675650588cd.gift1675650588ce.gift1675650588cf.gift1675650588cg.gift1675650588ch.gift1675650588ci.gif t1675650588cj.gif

- Посмотри на картинки. Положи в корзинку съедобные грибы, а несъедобные оставь, не трогай.

- Какие съедобные грибы ты знаешь?

 

- Почему мухомор нельзя употреблять в пищу?

4.Составь рассказ по графической схеме.

Материал: предметные картинки грибов.

t1675650588af.gift1675650588ck.gift1675650588ah.gift1675650588ai.gift1675650588cl.gif

     

        Тема: Сбор урожая.

1.Рассмотри картинки. Что делают дети на картинках?

Что собирают дети в поле, в саду в огороде, в лесу?

 

t1675650588cm.gift1675650588cn.gif

t1675650588co.gif t1675650588cp.gif

           

         Тема: Домашние животные.

1.Назови животных. Какие это животные: домашние или дикие? Как называется место, где они живут?

t1675650588cq.png

2.Назови животных. Найди домашних животных и раскрась кружки в зеленый цвет.


 

t1675650588cr.png

3.Назови животных. Обведи их по точкам, раскрась.

t1675650588cs.png

4.Какие животные спрятались, назови? Раскрась одно из них.


 

t1675650588ct.jpg

5.Дидактическая игра: «Найди лишний предмет». (Обобщение и классификация предметов).

Цели: Закрепить понятие домашние животные; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных.

Посмотри на картинки и выбери только тот ряд, в котором изображены только домашние животные:

t1675650588cu.png

 

- Назови в каком ряду только домашние животные.

- Почему этих животных называют «домашними»?

- Какие звуки издает кошка (свинья, собака, корова.)

6.Дидактическая игра: «Назови одним словом». 

Цели: Закрепить обобщенные понятия; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память. 
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением овощей, цветов, домашних животных.

Посмотри на картинки:

t1675650588cv.gift1675650588cw.gif

t1675650588cx.gif t1675650588cy.gif

t1675650588cz.gif t1675650588da.gif

- Объясни, что общего у предметов в каждом ряду.

7. «Назови семью».

Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышаж

Материал: предметные картинки.

Он – кот, она - кошка, детёныш(и) – котёнок (котята).

Он - конь, она - … детёныш (и) - …

8. »Кто кем был».

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имён существительных. Закреплять название детёнышей животных.

Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детёнышей.

- Кем был бык? - Бык был телёнком.

- Кем был пёс? – Пёс был …

9.Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию. (Педагог загадывает загадку, а ребёнок её отгадывает)

Материал: предметные картинки.

Сторожит, грызёт, лает? - ______ .

Хрюкает, роет? - ________.

Ржёт, бегает, скачет? - ________.

Мяукает, лакает, царапается? - _______.

Мычит, жуёт? - _____________.

10.Составь предложения про котёнка.

t1675650588db.gif

11.Рассмотри картинки. Попробуй составить рассказ «Деревенское утро».

t1675650588dc.gift1675650588dd.gif


 

 

- Подбери слова – действия для описания картинок.

- Какое настроение вызывают у тебя эти картинки?

 

         Тема: Дикие животные.

1.Назови животных. Расскажи об одном животном.

t1675650588de.jpg

2.Обведи по точкам животных. Назови животных. Раскрась.


 

t1675650588df.png

3.Каких животных видишь, назови. Раскрась одно животное.

t1675650588dg.gif

4.Игра »Чей, чья, чьё?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Материал: предметные картинки.

След (чей?) – лисий, волчий.

Уши (чьи?) - _____, ______.

Голова (чья?) - _____, _____.

5.«Слова – родственники».

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Материал: предметные картинки.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий.

Волк - ________, _________, _________.

Лиса - _______,__________,__________

6.Игра «Посчитай».

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Первый заяц, второй …, третий …, четвёртый…, пятый ….

7.Назови животных. Скажи, кто и где живёт? Составь предложение.


 

t1675650588dh.jpg

8.Составь рассказ.

Материал: предметные картинки животных.

 

t1675650588di.png

 


 

        Тема: Домашние и дикие животные.

1.Назови животных. Соедини линией животных с их детёнышами.

t1675650588dj.jpg


 

2.Назови животных. Найди лишнее животное и обведи карандашом.


 


 

t1675650588dk.png

3.Скажи, кто есть у кого?

t1675650588dl.jpg

У медведицы – медвежонок.

У белки - …

У зайчихи - …

У коровы - …

У свиньи - …

У курицы - …

4.Назови животных. Скажи, что их объединяет?

t1675650588dm.png

5.Назови животных. Рассели животных: кто, где живет (по образцу). Раскрась диких животных.

t1675650588dn.jpg

6.Соедини линиями: животное и то, что оно любит. Раскрась домашних животных.

t1675650588do.gift1675650588dp.gift1675650588dq.gift1675650588dr.gift1675650588ds.gift1675650588dt.gift1675650588du.gift1675650588dv.gift1675650588dw.gift1675650588dx.gif

 

7.Какое слово лишнее? Почему?

- корова, собака, кошка, медведь.

- олень, ёж, овца, кабан.

- заяц, свинья, лиса, волк.


 

8. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»


 

t1675650588dy.png


 

9.Дидактическая игра: «Найди два одинаковых»


 

t1675650588dz.png


 

10.Назови картинку в картинке. Каких животных видишь? Найди на нижней картинке этих животных и обведи карандашом.


 

t1675650588ea.jpg

 

             Тема: Зима.

Отгадай загадку.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла...

2.Назови признаки зимы по картинке.

t1675650588eb.gif

3.«Подбери признак к предмету».

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Солнце (какое?) - __________________ .

Лёд (какой?) - _____________________ .

Мороз (какой?) - ___________________.

4.«Подбери родственные слова».

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Материалы: сюжетная картинка «Зима».

t1675650588ec.gif


 

Снег – снежок, _____________ (снежинка, снежный, снеговик)

Зима – зимушка, ____________ (зимний, зимовать, зимовье)

Мороз – морозный, ___________ (морозить, замораживать)

Лёд – льдина, _______________ (ледовый, ледник, гололёд)

5.»Подбери предмет к признаку».

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материалы: предметные картинки.

Снежный - ком, ...

Снежная – погода, ...

Снежные – заносы, ...

Снежное поле, …

6.«Подбери действие к предмету».

Цель: учить согласовывать слово – действие с предметом.

Снег падает, ________________________ .

7.Расскажи, кто на чём катается. Дай детям имена.

t1675650588ed.gift1675650588ee.gif


 

- Какое настроение у детей?

8.Составь рассказ по серии картинок.

t1675650588ef.gif t1675650588eg.gif

t1675650588eh.gif

Начни так: Однажды утром выпал пушистый снег. Саша вышел во двор. Там ребята делали горку из снега. Саша подошёл к детям. Он стал ……

9.Составь рассказ по серии картинок.

t1675650588ei.gif

 

 

10.Рассмотри картинку. Расскажи о зиме по вопросам педагога.

t1675650588ej.gif

- Какая погода зимой?

- Какую одежду надевают люди?

- Расскажи о труде людей зимой?

- Как живется птицам зимой?

-Расскажи о жизни животных зимой?

-Расскажи, о детских играх зимой?

Тема. Весна.

Назови признаки весны.

t1675650588ek.gif

2.Дидактическая игра »Подбери слова – наоборот».

Измени по образцу:

Оживать – засыпать.

Улетать - …

Теплеть - …

Появляться - …

3.Измени по образцу:

Наступит – наступила

Работает - …

Согреет - …

Распустятся - …

Зацветут - ...

4.«Подбери слова – признаки».

Цель: расширять словарь детей за счёт слов – признаков. Учить согласовывать прилагательное с существительным.

Материалы: сюжетная картинка.

Солнце - яркое, весеннее, ____________ .

Небо - _____________________________ .

Снег - _____________________________.

Весна - ____________________________ .

t1675650588el.gif

5.Составь рассказ по серии картинок.

t1675650588em.gif t1675650588en.gif t1675650588eo.gif

6.Рассмотри картинку. Расскажи о весне по вопросам педагога.

t1675650588ep.gif

- Какая погода весной?

- Какую одежду надевают люди весной?

- Расскажи о труде людей весной?

- Какие изменения произошли в жизни птиц?

-Какие изменения произошли в жизни животных с приходом весны?

-Расскажи, о детских играх весной?

           

               Тема. Лето.

Рассмотри картинку. Расскажи о лете по вопросам педагога.

t1675650588eq.gif

- Какая погода летом?

- Какую одежду надевают люди летом?

- Расскажи о труде людей летом?

- Расскажи о жизни птиц летом?

- Расскажи о жизни животных летом?

- В какие игры играют дети летом?

 

                Тема: Времена года.

Рассмотри картинки. Назови времена года.

t1675650588er.gif t1675650588es.gif

t1675650588et.gift1675650588eu.gif

2.В каждом ряду зачеркни картинку, которая к данному времени года не относится.

t1675650588ev.png

3.Рассмотри картинки. Прочитай названия времен года. Соедини картинки с названиями времени года.


 

t1675650588ew.jpg

4.Какие картинки подходят к каждому из времен года? Соедини их линиями.

t1675650588ex.jpg


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации