Практикум «Формирование и развитие связной устной речи у детей с умеренной умственной отсталостью»
Т. И. Корытова.
Учебно – методический комплект дидактического материала.
«Формирование и развитие связной устной речи у детей с умеренной умственной отсталостью»
Аннотация.
Учебно – методический комплект дидактического материала по формированию и развитию связной устной речи для детей с умеренной умственной отсталостью. В учебно – методическом комплекте представлены разнообразные задания, дидактические игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти обучающихся.
Пояснительная записка
Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.
Развитие активной речи формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь побуждает ребенка рассказать, что он делал, видел, слышал. Каждое новое слово произнесенное педагогом должно объясняться ребенку, сопровождать показом действия или предмета, а в дальнейшем нужно работать над правильным словоупотреблением введённого в речь ребёнка слова. Речь должна быть осмысленной. «Слово ценно своим содержанием», «слово, обращенное к детям, должно быть всегда словом, а не только звуком», - говорила Е. И. Тихеева.
Таким образом, педагог, занимающийся вопросами обучения, воспитания и развития детей с умеренной умственной отсталостью придаёт большое значение развитию речи данной категории детей, в первую очередь, её коммуникативной функции, а также осознанности воспринимаемой речи.
Способность выразить свои желания с помощью речи, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Речь будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Задачей этого учебно – методического комплекта является: формирование и развитие связной устной речи у детей с умеренной умственной отсталостью, как условие развития коммуникативных возможностей обучающихся.
Цель: обогащение словарного запаса детей с умеренной умственной отсталостью и введение новых слов в активную разговорную речь.
В ходе коррекционного обучения, речь детей с умеренной умственной отсталостью начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится все более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь педагога, стремятся понять ее, беседуют друг с другом.
Таким образом, в процессе работы по формированию и развитию связной устной речи, с использованием практических разнообразных упражнений, дидактических игр, постоянная опора на наглядность у детей с умеренной умственной отсталостью расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь. Она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении, социализации в обществе.
Содержание.
Осень.
Огород. Овощи. Сбор урожая.
Овощи.
Фрукты.
Фрукты и овощи.
Грибы.
Домашние животные.
Дикие животные.
Домашние и дикие животные.
Зима.
Весна.
Лето.
Времена года
Тема: «Осень»
1.Отгадай загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
2.Рассмотри картинки. Назови времена года.
3. Задание »Подбери слова – действия».
Цель: учить подбирать слова – действия.
Материал: предметные картинки.
Листья (что делают?) ____, _____, _____.
(падают, кружатся, шуршат, летят)
4.Задание «Подбери предметы к признакам».
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Осенний – день.
Осенняя - …
Осеннее - …
Осенние - …
5.Задание «Близкие слова».
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: сюжетная картинка.
Осенью дни пасмурные, _______. (серые, унылые)
Осенью погода бывает холодной, ________. (ветреной, дождливой)
Осенью настроение грустное, ________ . (печальное, тоскливое)
Осенью дожди холодные, _________ . (проливные)
Небо покрывают серые тучи, _______ . (тёмные)
6.Задание «Где листок»
7.Рассмотри картинки. Назови время года.
Дополни предложения об осени по картинкам.
Наступила ____________.
С деревьев падают __________, ____________ листья.
День стал __________, а ночь ______________ .
Часто идет _______________ .
Птицы улетают на _________.
Люди надевают ____________ , ____________ .
8.Рассмотри картинку. Расскажи, как животные готовятся к зиме.
Тема: «Огород. Овощи».
1.Игра: «Овощи».
Цели: Закрепить знания детей об огороде; расширить словарь; развивать внимание, мышление.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением овощей.
Ход игры
Собираем мы в лукошко и морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох – урожай у нас не плох.
Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
2.Игра: «В огород пойдём».
Цели: Формировать представление у детей об огороде; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.
Словарь: огород, морковь, картофель, капуста, щавель.
Ход игры
В огород пойдём, урожай соберём.
Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты, круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко.
И вернёмся по дорожке.
(Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки. «Таскают», «копают», «срезают», показывают руками, «рвут», идут по кругу, взявшись за руки).
3.Игра: «Отвечай быстро».
Цели: Закрепить представление у детей об огороде; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.
Словарь: огород, морковь, картофель, капуста, щавель.
Ход игры
Участники выстраиваются в круг или шеренгу. Ведущий бросает кому-то из них мячик и называет какой-нибудь цвет: например зеленый. Тот, кому бросили мячик, должен назвать предмет этого цвета: например трава или огурец. И так игра повторяется. Участники, которым ведущий бросает мячик, выбираются в случайном порядке из числа играющих.
4.Игра: «Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход игры
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, фрукты, овощи называет его (это яблоко). Называет его признаки (круглое, зеленое и т. д.)
5.Задание «Скажи ласково».
Цель: расширять и активизировать словарный запас.
Материал: предметные картинки.
Картошка - …
Капуста - …
Свёкла - …
6. Задание «Назови какой?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».
Материал: предметные картинки.
Суп из овощей – овощной.
Салат из моркови - …
Пирог из капусты - …
7. Дидактическая игра «Один – много».
Цель: учить изменять существительные ед. и мн. числа.
Материалы: предметные картинки.
Одна картофелина – пять ...
Один кочан капусты – пять ...
8.Игра «Повар».
Назови блюда, которые можно приготовить:
Из картофеля можно приготовить __________ .
Из капусты можно приготовить ____________ .
Тема: «Сад. Фрукты».
1.Загадки по наглядным картинкам:
Сам с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко)
Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики, а из далёкой Африки. (Апельсин)
Чёрных ягод пышный куст – хороши они на вкус. (Чёрная смородина)
Синий мундир, жёлтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
(Педагог загадывает загадки, одновременно демонстрирует наглядные картинки).
2.Игра: «Пион».
Цели: Формировать представление у детей о саде; активизировать предметный словарь; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход игры
Распускается бутон –
Превращается в пион.
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается «цветок». Детям из лепестков пиона предлагается выложить узор.
3.Дидактическая игра: «Компот».
Цели: Познакомить детей с понятием фрукты; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением фруктов.
Ход игры
Будем мы варить компот фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок, слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
(Дети маршируют, образуют круг. «Крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в ладоши).
4.Задание «Назови ласково».
Цель: учить правильному образованию и употреблению уменьшительно – ласкательных имён сущ. и прил.
Материал: предметные картинки; мяч.
Яблоко - …
Слива - …
Лимон - …
Ананас - …
Груша -…
Апельсин -…
5. Дидактическая игра «Что лишнее».
6.Задание «Назови какой, какое?»
Цель: учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Материал: предметные картинки.
Сад и яблоко. Яблоневый сад.
Сад и груша. ...
Груша и варенье. ...
Персик и сок. …
Гранат и сок. …
Яблоко и пирог. …
Тема «Фрукты и овощи».
1.Назови предметы. Обведи их по точкам и раскрась цветными карандашами. Обведи фрукты красным карандашом, а овощи – зеленым карандашом.
2.Разложи при помощи стрелок овощи в коробку, фрукты в корзину.
3.Дидактическая игра: «Фрукты. Овощи». (Обобщение и классификация предметов).
Цели: Закрепить понятия фрукты и овощи; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением фруктов и овощей.
Ход игры.
Разложи картинки на две группы.
- Какие овощи ты видишь на картинках?
- Перечисли фрукты, которые ты любишь?
- Какие овощи на картинках зеленого цвета?
- Какого цвета яблоко на картинке, какого ещё цвета могут быть яблоки?
4.Дидактическая игра: «Найди лишний предмет». (Обобщение и классификация предметов).
Цели: Закрепить понятия фрукты и овощи; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением фруктов и овощей.
- Назови лишний предмет.
- Почему он лишний?
- Назови одним словом оставшиеся предметы.
5.Расскажи по картинному плану об овощах и фруктах.
Тема: Грибы.
1.Рассмотри картинки. Проговариваем с педагогом названия грибов.
Съедобные грибы
белый гриб сыроежка опята
подосинновик лисички
Несъедобные грибы
мухомор бледная поганка
Обведи по точкам грибы. Найди несъедобный гриб и раскрась его.
3.Дидактическая игра: «Собери грибы в корзинку».
Цели: Закрепить понятия съедобные и несъедобные грибы; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.
- Посмотри на картинки. Положи в корзинку съедобные грибы, а несъедобные оставь, не трогай.
- Какие съедобные грибы ты знаешь?
- Почему мухомор нельзя употреблять в пищу?
4.Составь рассказ по графической схеме.
Материал: предметные картинки грибов.
Тема: Сбор урожая.
1.Рассмотри картинки. Что делают дети на картинках?
Что собирают дети в поле, в саду в огороде, в лесу?
Тема: Домашние животные.
1.Назови животных. Какие это животные: домашние или дикие? Как называется место, где они живут?
2.Назови животных. Найди домашних животных и раскрась кружки в зеленый цвет.
3.Назови животных. Обведи их по точкам, раскрась.
4.Какие животные спрятались, назови? Раскрась одно из них.
5.Дидактическая игра: «Найди лишний предмет». (Обобщение и классификация предметов).
Цели: Закрепить понятие домашние животные; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных.
Посмотри на картинки и выбери только тот ряд, в котором изображены только домашние животные:
- Назови в каком ряду только домашние животные.
- Почему этих животных называют «домашними»?
- Какие звуки издает кошка (свинья, собака, корова.)
6.Дидактическая игра: «Назови одним словом».
Цели: Закрепить обобщенные понятия; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением овощей, цветов, домашних животных.
Посмотри на картинки:
- Объясни, что общего у предметов в каждом ряду.
7. «Назови семью».
Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышаж
Материал: предметные картинки.
Он – кот, она - кошка, детёныш(и) – котёнок (котята).
Он - конь, она - … детёныш (и) - …
8. »Кто кем был».
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имён существительных. Закреплять название детёнышей животных.
Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детёнышей.
- Кем был бык? - Бык был телёнком.
- Кем был пёс? – Пёс был …
9.Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
Цель: учить подбирать предмет к действию. (Педагог загадывает загадку, а ребёнок её отгадывает)
Материал: предметные картинки.
Сторожит, грызёт, лает? - ______ .
Хрюкает, роет? - ________.
Ржёт, бегает, скачет? - ________.
Мяукает, лакает, царапается? - _______.
Мычит, жуёт? - _____________.
10.Составь предложения про котёнка.
11.Рассмотри картинки. Попробуй составить рассказ «Деревенское утро».
- Подбери слова – действия для описания картинок.
- Какое настроение вызывают у тебя эти картинки?
Тема: Дикие животные.
1.Назови животных. Расскажи об одном животном.
2.Обведи по точкам животных. Назови животных. Раскрась.
3.Каких животных видишь, назови. Раскрась одно животное.
4.Игра »Чей, чья, чьё?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Материал: предметные картинки.
След (чей?) – лисий, волчий.
Уши (чьи?) - _____, ______.
Голова (чья?) - _____, _____.
5.«Слова – родственники».
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Материал: предметные картинки.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий.
Волк - ________, _________, _________.
Лиса - _______,__________,__________
6.Игра «Посчитай».
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Первый заяц, второй …, третий …, четвёртый…, пятый ….
7.Назови животных. Скажи, кто и где живёт? Составь предложение.
8.Составь рассказ.
Материал: предметные картинки животных.
Тема: Домашние и дикие животные.
1.Назови животных. Соедини линией животных с их детёнышами.
2.Назови животных. Найди лишнее животное и обведи карандашом.
3.Скажи, кто есть у кого?
У медведицы – медвежонок.
У белки - …
У зайчихи - …
У коровы - …
У свиньи - …
У курицы - …
4.Назови животных. Скажи, что их объединяет?
5.Назови животных. Рассели животных: кто, где живет (по образцу). Раскрась диких животных.
6.Соедини линиями: животное и то, что оно любит. Раскрась домашних животных.
7.Какое слово лишнее? Почему?
- корова, собака, кошка, медведь.
- олень, ёж, овца, кабан.
- заяц, свинья, лиса, волк.
8. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
9.Дидактическая игра: «Найди два одинаковых»
10.Назови картинку в картинке. Каких животных видишь? Найди на нижней картинке этих животных и обведи карандашом.
Тема: Зима.
Отгадай загадку.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
2.Назови признаки зимы по картинке.
3.«Подбери признак к предмету».
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Солнце (какое?) - __________________ .
Лёд (какой?) - _____________________ .
Мороз (какой?) - ___________________.
4.«Подбери родственные слова».
Цель: упражнять в образовании родственных слов.
Материалы: сюжетная картинка «Зима».
Снег – снежок, _____________ (снежинка, снежный, снеговик)
Зима – зимушка, ____________ (зимний, зимовать, зимовье)
Мороз – морозный, ___________ (морозить, замораживать)
Лёд – льдина, _______________ (ледовый, ледник, гололёд)
5.»Подбери предмет к признаку».
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Материалы: предметные картинки.
Снежный - ком, ...
Снежная – погода, ...
Снежные – заносы, ...
Снежное – поле, …
6.«Подбери действие к предмету».
Цель: учить согласовывать слово – действие с предметом.
Снег падает, ________________________ .
7.Расскажи, кто на чём катается. Дай детям имена.
- Какое настроение у детей?
8.Составь рассказ по серии картинок.
Начни так: Однажды утром выпал пушистый снег. Саша вышел во двор. Там ребята делали горку из снега. Саша подошёл к детям. Он стал ……
9.Составь рассказ по серии картинок.
10.Рассмотри картинку. Расскажи о зиме по вопросам педагога.
- Какая погода зимой?
- Какую одежду надевают люди?
- Расскажи о труде людей зимой?
- Как живется птицам зимой?
-Расскажи о жизни животных зимой?
-Расскажи, о детских играх зимой?
Тема. Весна.
Назови признаки весны.
2.Дидактическая игра »Подбери слова – наоборот».
Измени по образцу:
Оживать – засыпать.
Улетать - …
Теплеть - …
Появляться - …
3.Измени по образцу:
Наступит – наступила
Работает - …
Согреет - …
Распустятся - …
Зацветут - ...
4.«Подбери слова – признаки».
Цель: расширять словарь детей за счёт слов – признаков. Учить согласовывать прилагательное с существительным.
Материалы: сюжетная картинка.
Солнце - яркое, весеннее, ____________ .
Небо - _____________________________ .
Снег - _____________________________.
Весна - ____________________________ .
5.Составь рассказ по серии картинок.
6.Рассмотри картинку. Расскажи о весне по вопросам педагога.
- Какая погода весной?
- Какую одежду надевают люди весной?
- Расскажи о труде людей весной?
- Какие изменения произошли в жизни птиц?
-Какие изменения произошли в жизни животных с приходом весны?
-Расскажи, о детских играх весной?
Тема. Лето.
Рассмотри картинку. Расскажи о лете по вопросам педагога.
- Какая погода летом?
- Какую одежду надевают люди летом?
- Расскажи о труде людей летом?
- Расскажи о жизни птиц летом?
- Расскажи о жизни животных летом?
- В какие игры играют дети летом?
Тема: Времена года.
Рассмотри картинки. Назови времена года.
2.В каждом ряду зачеркни картинку, которая к данному времени года не относится.
3.Рассмотри картинки. Прочитай названия времен года. Соедини картинки с названиями времени года.
4.Какие картинки подходят к каждому из времен года? Соедини их линиями.