Статья на тему «Обучение общению детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

7
0
Материал опубликован 21 November 2018 в группе

             Обучение общению детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, помогает реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем.

Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Человеческое общение осуществляется либо через произне­сенное слово, либо при помощи жестов и мимики, либо с ис­пользованием картинок и символов. Язык, жесты и символы сменяют друг друга или используются одновременно. Если одно из средств общения «выходит из строя» по какой-либо причине, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания.

Лишь очень немногие люди, как бы им ни помогали, так ни­когда и не смогут научиться говорить. Не говорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют огра­ниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в познавательном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимо­действия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая по­может облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также ак­тивизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способ­ствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Существуют разнообразные технологии и подходы в обучении не говорящих детей. Я же остановлюсь лишь на некоторых и расскажу о методах и приемах работы используемых мной по развитию речемыслительной деятельности детей.

Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения

Один из приемов работы – использование пиктограмм, которые для большинства лиц с умеренными и тяжелыми наруше­ниями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками выступают в качестве средства общения.

Пиктография— рисуночное письмо, древнейший вид пись­менности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут исполь­зоваться в следующих, качествах:

как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в пер­спективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы, — сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться;

как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);

как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблема­ми в развитии.

На уроках большое внимание уделяется работе с пиктограмма­ми, изображающими предметы и действия с ними, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире. Использование таких упражнений призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в классе, в разнообразных ситуациях по­вседневной жизни.

Методика, предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами.

Первый этап - Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания. Выделяются следующие виды работ:

учитель показывает ребен­ку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его изображением на картинке;

выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал учитель;

выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

конструирование фразы с помощью пиктограмм. Учащийся выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся учителем слова, чтобы получилась нужная фраза;

Второй этап - Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

составить из пиктограмм пару. Первый вариант: учитель предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с действием, которое можно производить с этим предметом. На­пример, кукла -* играть, яблоко - есть.

среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Более сложный и творческий третий этап - Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других;

составить из пиктограмм произнесенную учителем фразу;

подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

Целенаправленное систематическое использование пиктограмм дает положительный результат в коррекционной работе.

Игра – основное средство развития общения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает окружающий мир, в игре развивается его речь. Игра способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности ребенка, его общению и социализации в обществе.

Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вне зависимости от возраста. При проведении игр с умственно отсталыми детьми учитель должен быть их активным участником. Он направляет ход игры и через неё воспитывает и обучает детей. Различают следующие виды игр:

1. Подвижные игры.

При организации подвижных игр следует учитывать необходимость смены игр – оживленных спокойными и наоборот. Очень важно подбирать игры, доступные пониманию детей по своему содержанию и простые по исполнению. В процессе игры дети могут просто побегать. Постепенно с развитием детей игры усложняются. Детей с умственной отсталостью в подвижной игре привле­кает сам процесс, игры с ними надо проводить, пост­роенные на одном действии. Часто это действие надо подска­зать детям и показать его. Например, подвижные игры «До­гони меня!», «У медведя во бору», «Заинька».

2. Пальцевые игры.

Игры, в которых используются разные движения пальцев, занимают совершенно особое место среди детских игр.

Учитывая влияние движений пальцев рук на деятельность головного мозга, т.е. на стимуляцию развития психических функций, особенно речевых, рекомендуется в каждое занятие по развитию речи для умеренно и тяжело умственно отсталых детей вводить пальцевые игры.

Умственно отсталый ребенок не умеет играть, его нужно научить этому, поиграть с ним. Игра с пальчиками может быть использована и в форме развлечения, и для закрепления у детей знаний, бытовых навыков и навыков общения.

3. Сюжетные игры.

Обучая ребенка сюжетной игре, надо начинать с таких игрушек, которые могут заинтересовать ребенка. Это главным образом легко приводимые в движение игрушки.

В занятиях по развитию навыков общения могут использоваться сюжетные игры: “Оденем куклу”, “Накормим куклу”, “Кукла идет гулять” и др. Игра с сюжетной игрушкой позволяет расширять навыки ребенка, его умения.

Поиграв, дети должны привыкнуть приводить место для игры в порядок, убирать игрушки.

4. Дидактические игры.

Дидактическая игра способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на различных занятиях.

На уроках я использую пирамидки, грибки, шары, кольца, разрезные и парные картинки и т.д.

Много разнообразных игр можно организовать и с природными материалами. Например, игры с песком дети могут рисовать на песке, лепить из песка фигуры. Игры с природными материалами практически знакомят детей с их свойствами: сыпучестью сухого песка и свойствами сырого песка, водой теплой и холодной.

Развитие общения умственно отсталых детей в предметно-практической деятельности.

Работа с предметами

Знакомя детей с названиями предметов, надо начинать с тех предметов, которые ребенок видит ежедневно, которые он может подержать в руках или потрогать: игрушки, мебель спальни, постельные принадлежности, одежда, предметы сан.гигиены. Прежде всего, ребенок должен научиться узнавать названные педагогом предметы и показывать их. Педагог каж­дый день повторяет названия предметов, дети слышат эти на­звания и привыкают к ним. Так, например, начиная знакомс­тво с одеждой, педагог обращает внимание детей на предметы одежды чаще, чем на другие, называет их, предлагает детям повторить эти названия; или показывает предметы одежды и предлагает детям назвать их; называет предметы, а детям предлагает показать их. Можно проводить специальные заня­тия по знакомству с предметами одежды. Следует использо­вать удобные моменты на прогулках, чтобы напомнить назва­ния предметов одежды: «Костя, надень рукавички», «Нина, поправь платок на голове» и т. п.

Переходить от натуры к изображению — один из принципов в обучении тяжело умственно отсталых детей.

Важно с первых шагов обучения устанавливать конкрет­ные связи между предметами и словами. Называя предмет, обязательно следует показывать его. Пусть ребенок много раз подержит в руках этот предмет, поиграет с ним. В том случае, если ребенок не говорит и не сможет говорить, хорошо и то, что он будет знать предмет и уметь им пользоваться.

Работа с картинками и картинами

Прекрасным пособием по развитию речи служат картины и картинки. Работа с картинками начинается после того, как дети уже знают ряд предметов и их названия. Картинки могут изображать хорошо знакомые предметы: животных, детей, взрослых, их действия. Они подбираются таким образом, чтобы их можно было соотнести с окружающей обстановкой.

В своей работе использую следующие комплекты картинок:

Однопредметные картинки: картинки с изображением одного предмета – из одежды, мебели, посуды, овощей, животных.

Элементарно-сюжетные картинки: например, мальчик сидит на стуле, собака ест, девочка несет тарелку и др.

Работа с картинками позволяет научить ребенка узнавать предмет, которого нет в комнате, позволяет по изображению найти предмет, находящийся в комнате. Так, например, педагог показывает картинку с нарисованным столом и просит назвать предмет; или называет предмет, которого нет в комнате, и просит детей найти этот предмет на картинке.

При использовании картинки с простым сюжетом беседа усложняется. Если в начале школьного обучения дети просто называют предмет, то позднее кроме предмета дети должны назвать и действие, совершаемое этим предметом.

3. Экскурсии и прогулки.

Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места (в магазин, на почту), а также привлечение детей к участию в школьных и домашних делах, посильном приготовлении пищи, уборке квартиры. При этом все предметы и действия следует обязательно обозначать словами, жестами, мимикой.

Развитие общения умственно отсталых детей при обучении речи

Общение – это не только произнесение слов. Понятие “общение” предполагает также умение слушать и понимать, умение наблюдать очередность в разговоре. На занятиях по развитию речи ребенок должен учиться не только говорить, но и слушать слова других людей.

Обучение вербальному общению (речи) умеренно и тяжело умственно отсталых складывается на начальном этапе из следующих задач:

- научить ребенка слушать речь педагога;

- научить понимать слова педагога;

- научить ребенка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;

- научить ребенка называть простейшие действия с предметами.

1. Развитие фонематического слуха.

В целенаправленной коррекционно-педагогической работе я успешно применяю упражнения для развития слухового внимания.

Работе по развитию у умственно отсталых учащихся фонематического слуха предшествует формирование у них умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, в которых передаются голоса животных.

Занятия по развитию речи начинаются с приучения ребенка слушать речь педагога. Этот первый шаг очень труден и от него зависит многое в работе с детьми. Если учитель ласков и тактичен с детьми – внимание детей ему обеспечено.

2. Развитие понимания речи.

Развивая вербальное общение, необходимо решать одновременно две задачи: развивать у детей понимание речи и формировать у них навыки активного использования её в коммуникативных целях.

Понимание речи у умеренно и тяжело отсталых детей развивается при активном участии взрослых и уделяется большое внимание на протяжении всего обучения.

В разговоре с детьми следует употреблять простые, понятные им слова. Предложения нужно строить просто и правильно, произносить их медленно и отчетливо.

Обучение пониманию смысла речи включает развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции: называть свое имя и фамилию; называть имена своих родителей; применять слова “здравствуйте”, “до свидания”, “спасибо”.

Даже в тех случаях, когда ребенок не говорит, с ним необходимо проводить работу по развитию речи. Для такого ребенка развитием речи будет понимание обращенной к нему речи, понимание поручений, понимание слов – названий предмета и слов – названий действий с предметами.

Для не говорящих детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не нужно требовать называть свою фамилию, имена и отчества знакомых, родителей. Они должны по произнесенной фамилии уметь показывать друзей, по просьбе показывать части тела и лица, предметы, находящиеся в комнате. Таких учащихся нужно просить повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Для понимания детьми смысла слов полезно на всех предметах обихода прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом названиями (стол, стул, шкаф и т.д.) Показывая табличку, следует произносить написанное на ней слово и указывать рукой на предмет, который оно обозначает. Для проверки понимания слова нужно спросить, где находится данный предмет, попросить показать его.

Общей задачей обучения развитию речи является создание предметной речи, обучение детей словам – названиям предметов окружающего мира, словам – названиям действий с предметами. Ребенка нужно научить произносить слова и короткие предложения. Эти слова и предложения должны иметь практический смысл, быть связаны с жизнью ребенка, с его действиями с предметами.

На уроках использую метод глобального чтения. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова. Глобальное чтение развивает зрительное внимание и память; пассивный словарь.

На картонных карточках печатными буквами пишутся слова. На обратной стороне каждой карточки есть рисунок-подсказка.

3. Развитие активной речи.

Чем бы ни занимался ребенок, необходимо обращать внимание на его речь. Речь формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него бо­лее четкого произношения. Говорить при этом следует медлен­но, плавно, правильно, с добрым выражением лица и не подде­лываясь под детскую речь.

Основное, чего должен добиваться педагог от детей, —это не только умение произносить слова, но и осмысливать их, чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов.

Прежде всего, необходимо учить детей понимать и выпол­нять несложные инструкции: «Встань», «Сядь», «Подойди к до­ске», «Возьми тетрадь (карандаш, ручку)», «Покажи, где лежит тетрадь», «Положи тетрадь на стол (в портфель)» и др. В данном случае слово взрослого становится регулятором поведения ре­бенка, организует его деятельность.

В дальнейшем учитель должен формировать речевую деятельность ребенка, обучая его правильному построению фразы. С этой целью организуются беседы на основе проведенных экскурсий, в процессе наблюдений и т.д.

В заключение следует сказать, что общение должно стать важной частью всех взаимоотношений умеренно и тяжело умственно отсталых школьников со сверстниками и взрослыми людьми. Люди, которые их любят и которых любят они, могут многому научить их, получив при этом удовлетворение и массу удовольствия от общения.

Литература:

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. - СПб.: «Союз», 2004

Баряева Л.Б. Я – говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: Дрофа, 2007

Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2014

Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ВЛАДОС, 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации