Занятие «Особенности коррекции эмоциональной сферы посредством сказкотерапии у детей с умеренной умственной отсталостью»

1
0
Материал опубликован 31 October 2017 в группе

С.Н. Абашева,

учитель начальных классов,

МКОУ «ОШ № 5», г. Глазов

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Вопросы об особенностях эмоционально волевой сферы у детей с нарушенным интеллектом является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии.

В настоящее время эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев и др.

Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы.

Целенаправленное изучение эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственной неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами.

По мнению Л.С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоционально стороны.

Таким образом, вопрос изучения развития эмоциональной сферы у умственно отсталых детей, обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида нам представляется важным и актуальным.

Эмоциональная сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.

Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов является актуальным на сегодняшний день.

Проблемами эмоциональной сферы занимались как отечественные, так и зарубежные педагоги - ученые. Этому посвящены работы Л.С. Выготского, И.М. Бгажноковой, О.Е. Шаповаловой, Л.В. Занкова, Г.М. Дульнева, Н.Л. Коломинского, И.Л. Божович М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, И.В. Я. Рейковского и т.д.

Почти все ребята, которые поступают в школу VIII вида, из неблагополучных семей. У них не привиты навыки самообслуживания, они не умеют общаться друг с другом, не развита речь, не устойчивое внимание, слабая память. Такие дети не имеют представлений о правилах и нормах поведения в обществе. Они неусидчивы.

Таким детям сродни эмоциональные потрясения и домашние скандалы, в которых принимают участие самые близкие им люди. Эмоциональная нагрузка на сознание такого ребёнка такова, что психика вынуждена прибегнуть к защитной реакции. Можно сказать, что чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем больше причин для возникновения страхов.

Проявление состояния эмоционального дискомфорта - это одно из проявлений эмоционального нарушения поведения. Из- за того, что не всё у ребёнка получается, что окружающие люди быстрее и успешнее справляются с заданиями, возникает заниженная самооценка, а это приводит к разочарованию, появлению чувства вины, неудовлетворённости.

Внешне это выражается в появлении у ребёнка подавленности, угнетённости, излишней застенчивости и эмоционального дискомфорта. Насмешки сверстников, непонимание и негативное отношение к таким детям взрослых, вырабатывает у ребят стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности.

У детей с умеренной умственной отсталостью имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, которую они получают из окружающего мира. Поэтому для таких детей просто необходимо создавать такие специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию присутствующих им недостатков.

Для того чтобы умственно отсталый ребёнок не боялся окружающего его мира, а мог войти в него без страха, необходимо вооружить его социальными знаниями, умениями и навыками, научить его управлять своим поведением, адекватно вести себя в кругу окружающих его людей. Педагог должен научить его понимать другого человека, развивать у него способность поставить себя на место другого.

Сказкатерапия - это один из методов воздействия на эмоциональную сферу ребенка, способ объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга.

Конечно, коррекцию эмоциональных нарушений можно лечить и другими методами и средствами: музыкой, игрой, театром, игрушками, изобразительной деятельностью. Но коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью сказкотерапии.

Роль сказкотерапии в коррекционной работе рассматривают (И.В. Стишенок , Н.М. Погосова, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.).

Умеренно умственно отсталые дети не способны глубоко сопереживать, но сказка «заставляет» таких детей сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций.

Накапливается опыт жизненных путей их разрешения, развивается творческое воображение, что у умеренно умственно отсталых детей практически не наблюдается.

Победа добра в сказках обеспечивает умеренно умственно отсталому ребёнку психологическую защищённость, так как есть дети, которые социально незащищенные, беззащитные, ранимые.

Умственно отсталые дети не могут контролировать свои поступки, желания, чувства, а сказкотерапия позволяет смягчить поведенческий негативизм, неуравновешенность детей.

Сказка снимает эмоциональное и телесное напряжение, формируются способности регуляции процессов возбуждения и торможения, расширяют представления об эмоциях и связанных с ними физических состояний.

Частая смена деятельности во время проведения такого занятия, их игровой характер, расширяет объём внимания. Внимание умеренно умственно отсталого ребенка становится более устойчивым. Использование музыкального сопровождения позволяет создать особый эмоциональный эффект.

Сказки компенсируют дефицит родительского внимания, чего не хватает у наших ребят.

Эмоции умеренно умственно отсталых детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки. Поэтому при чтении сказки ребенок должен видеть лицо психолога, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами – все это усиливает впечатления от прочтения.

Предлагаем одно из занятий по снятию эмоционального напряжения и тревожности.

Оборудование:

Карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

1.Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. «Привет! Ты мне нравишься!»

2.«Встреча эмоций». Карточки с изображением эмоций раскладываются на две группы (грусть, усталость, веселье, удовольствие и т. д.). Руководитель предлагает детям представить, как встречаются различные эмоции: та, которая нравиться, и та, которая неприятна. Руководитель изображает «хорошую», ребенок «плохую».

3.«Сказочные герои». Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д.

4.Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».

В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосредственно страха темноты). Руководитель читает детям сказку.

Вопросы для беседы:

Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх?

5.«Чего Я боюсь». Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования eще раз поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
6.«Мы хорошие». Все дети стоят в кругу. Руководитель предлагает всем поднять вверх правую руку, кисть руки сложить в виде ковшика над головой. Такой рукой - «ковшиком» дети гладят себя, опуская руку медленно все ниже и ниже. Затем им предлагается погладить друг друга и громко сказать: «Мы хорошие!».

 7.Рефлексия. «Сказочные домики».

Таким образом, сказкотерапия в коррекционной школе является методом для коррекции эмоциональных нарушений у умеренно умственно отсталых детей и совершенствования взаимоотношений их с окружающим миром. Сказки, способствующие развитию различных параметров эмоциональной сферы умеренно умственно отсталых школьников, являются необходимым элементом воспитательной работы в школе VIII вида.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации