Методические подходы и особенности разработки видеоуроков

1
0
Материал опубликован 22 December 2021

Методические подходы и особенности разработки видеоуроков

Шишаева Екатерина Николаевна

КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат», краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов, г. Барнаул, katya.shishaeva@ya.ru

Неотъемлемым элементом цифровой образовательной среды являются электронные обучающие материалы.

Среди множества передовых мультимедиа-ресурсов особое место занимают видеоуроки, легкость разработки и высокая эффективность которых отмечена многими российскими и зарубежными педагогами, к тому же уже накоплен значительный опыт успешного использования различных форматов видеоуроков при проектировании образовательного пространства на всех ступенях образования.

На сегодняшний день педагогическая общественность имеет богатый опыт применения видеоуроков в процессе преподавания учебных дисциплин, однако под видеоуроками понимается достаточно широкий спектр средств и методов обучения с использованием видеоматериалов: форма обучающего медиаконтента, с помощью которой можно наглядно и пошагово описать порядок и методику выполнения того или иного учебного задания; форма организации обучения с использованием мультимедийных технологий; видеоролики с изложением учебного материала учителем с использованием рисунков, схем, видеоматериалов, иллюстрирующих объяснение, элементов обратной связи или без них; записи реальных уроков, проведенных учителями; слайды, сопровождаемые голосовыми комментариями.

Видеоуроки, как учебно-методические ресурсы, применяются для изучения нового теоретического материала, повторения уже изученного или в качестве представления способа решения практической задачи на конкретном примере.

Представление информации в визуально-аудиальной форме обеспечивает качественно новое ее восприятие и переработку, особенно детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. В традиционных печатных учебниках, столь сложно воспринимаемых обучающимися с ОВЗ, физиологически необходимый сенсорно-моторный этап восприятия информации практически отсутствует, поскольку учебный материал представляется на лексическом уровне с некоторым обращением к иллюстрации. В этом кроется одна из причин сложности восприятия такой информации. Без необходимого сенсорно-моторного этапа оно становится неполноценным. Качество знаний и представлений об окружающем мире у детей-инвалидов значительно снижено. Поэтому при предъявлении учебного материала педагог должен вводить дополнительные разъяснения, при объяснении широко использовать наглядность и варьировать ею [3]. Когда учебный материал представляется с помощью видеоуроков, в процесс восприятия вовлекаются слуховой и зрительный каналы. Это позволяет заложить учебную информацию в долговременную память, и ключом для ее извлечения может служить любой из соответствующих сигналов, например, слово или образ.

Известно, что эффективность процесса обучения напрямую зависит от таких психологических процессов, как восприятие, внимание, мотивация, воображение, мышление и др. Специфика видео-аудиальных материалов не может не влиять на характер протекания этих процессов. Современные видеоматериалы и мультимедийные средства могут обеспечить создание специальной системы для развития сенсорно-перцептивных способностей человека, дают возможность демонстрировать те процессы и явления, которые человек не может непосредственно воспринимать в силу ограниченности органов чувств.

Видеоуроки широко используются в обучении детей-инвалидов, обеспечивая возможность для уточнения, прояснения и углубленного изучения учебного материала.

Применение видеоуроков в образовательном процессе использования при дистанционной форме обучения обладает рядом неоспоримых достоинств:

оригинальная форма подачи учебного материала, что при правильной организации вызывает живой интерес у обучающихся, делая знания более доступными для восприятия;

обеспечивается возможность представления сложных данных и большого объема информации в визуальную форму с акцентом на понятные, яркие и запоминающиеся образы;

возможность рационального планирования школьного урока посредством оптимизации времени и форм взаимодействия педагога и обучающихся;

упрощение процесса восприятия, усвоения и освоения нового материала;

создание возможностей запечатлеть логическую нить учебного материала и систематизировать изученный материал за счет использования ярких опорных моментов;

активное вовлечение обучающихся в процесс обучения, а при наличии интерактивных заданий возможность повысить степень заинтересованности при восприятии новой информации;

предупреждение потенциальных проблем при пропусках занятий, так как обучающийся имеет возможность самостоятельной отработки материала;

развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;

повышение уровня качества знаний обучающихся с одновременным формирова­нием у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления.

В общем случае создание видеуроков алгоритмически может быть представлено следующей последовательностью действий:

выбор формы учебного видео;

определение темы видеоурока;

выделение основных учебных элементов;

выбор наиболее оптимального по техническим и технологическим особенностям способа создания видеоурока;

структурирование учебных элементов и выбор способа их предъявления обучающимся (текстовый, графический (анимация), интерактивный медиаконтент, схемы, таблицы, слайды и т.д.);

подготовка глоссария по тематике видеоурока и опорных выводов;

подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет;

определение длительности каждого этапа видеоурока, исходя из специфики изучаемого материала и физиологических особенностей обучающегося;

апробирование видеоурока;

анализ занятия, проведенного с помощью учебного видео;

проведение экспертной оценки;

устранение замечаний, ошибок и недостатков.

При разработке видеоурока необходимо придерживаться основной структуры видеоурока и его этапов:

вступительная часть (сообщение темы урока, обеспечение подготовки обучающихся усвоению материала (обеспечение, мотивация, актуализация);

основная часть (объяснение-изложение, сопровождаемое наглядным материалом, демонстрацией различных схем, моделей, карт, таблиц и т.д., пояснение, закрепление и систематизация);

демонстрация практических примеров;

заключительная часть (обращение внимания на главные моменты видеоурока).

В процессе проведения урока с применением мультимедиа-материалов особое внимание следует уделять необходимости поддержания обратной связи с обучаю­щимися. Целесообразно использовать внедрение в видеоурок разных типов заданий: обсуждений, анализ данных на предмет поиска соответствий или ошибок, работа по поиску корректных ответов,

Видеоурок должен захватывать своим сюжетом и превращать порой сухую теорию в увлекательный учебный материал, поэтому при создании видеоурока целесообразно применять смешанный метод, который можно назвать словесно-иллюстративным, так как основным инструментом преподавателя является слово в сочетании с наглядностью, которая предоставляется техническими возможностями видеоурока.

Таким образом, чтобы видеоурок стал эффективным средством обучения, он должен отвечать ряду дидактических требований:

представлять собой комплекс отдельных блоков со своими четкими целями и задачами, к которым можно обращаться по мере необходимости в любом порядке;

сочетать различные способы подачи информации;

адекватно использовать весь спектр средств визуализации (иллюстрация, анимация, видео, графики, таблицы, схемы и т.п.);

обеспечение индивидуального темпа обучения;

интерактивность всех частей и этапов образовательного процесса.

Учитель может создавать видеоуроки в зависимости от возраста и заболевания детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

Применение видеоуроков при обучении детей-инвалидов способствуют росту интереса учащихся к учебным дисциплинам, и как следствие, повышению учебных результатов, вовлечению ребят в творческую, деятельность.

Литература

1. Зинченко, С. С. Дистанционное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.// Молодой ученый, 2015, № 2 (82).С. 523-525.

2. Гатовская, Д. А. Видеоурок — новый метод обучения / Д. А. Гатовская. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.).

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, М., Академия. 2001.

4. Столбова И.Д. Инновационные подходы к подготовке лекционного материала: конспект или видео / И.Д. Столбова., Е.С. Дударь // – 2012. №6. С. 29-35.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.