Методическая разработка «Подходы к повышению мотивации на обучение»
Подходы к повышению мотивации на обучение.
Мотивация немного похожа на волшебный ингредиент обучения: когда её нет, невозможно чему-либо научить и, наоборот, с мотивированными учениками можно творить чудеса!
Мотивация – это внутреннее желание или готовность что-то сделать. Это то, что побуждает ставить цели, а затем предпринимать действия для достижения этих целей.
Учебная мотивация же обусловлена учебными потребностями детей и непосредственно способствует к осуществлению учебной деятельности.
Если разделить по причинам, вызывающим учебную мотивацию, то её в целом можно разделить на три типа:
Первая, это внешняя мотивация, то есть в обучении преобладают внешние факторы или ситуации, и она управляется внешними силами. Например, оценки и дипломы, награды и наказания, похвала и критика, конкуренция и сотрудничество и т.д.
Вторая – внутренняя мотивация. То есть в обучении преобладают и стимулируют внутренние факторы, такие как интерес, тяга к знаниям, любознательность, чувство собственного достоинства и т.д.
Третья — личная мотивация. Она обусловлена стремлением к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации.
Ребенок в этом случае рассматривает обучение как своего рода ответственность и обязательство, которое должно быть выполнено, и оно будет удовлетворено, когда задача будет решена.
По долгосрочному характеру учебной мотивации её можно разделить на долгосрочную мотивацию и краткосрочную мотивацию. Долгосрочная учебная мотивация стабильна и способна настойчиво способствовать обучению. К ней можно отнести стремление получить профильное образование для трудоустройства на желаемую работу. Такую мотивацию нелегко изменить случайными факторами и ситуациями.
Краткосрочная мотивация – это разновидность учебной мотивации, связанная с учебной деятельностью и её результатами. Этот вид мотивации более конкретен и близок, имеет практический эффект, но время его действия относительно короткое и неустойчивое, имеет в большей степени ситуативный характер и легко исчезает в связи со сменой обстановки. Например, решение дополнительного задания для исправления итоговой отметки.
Хорошая мотивация к обучению должна иметь не только долгосрочную перспективу, но также иметь практическую и конкретную краткосрочную цель обучения. Стимулирование мотивации к обучению должно в совокупности побуждать детей постоянно усердно учиться.
Однако получить эту волшебную мотивацию не всегда просто! Между искушением поболтать со своим соседом по парте, которое можно прервать замечанием, желанием погулять, которое возможно переключить вовлекающим моментом или даже соблазном, который вызывает их смартфоны, у учащихся есть много и других отвлекающих факторов.
И поэтому, в своей работе мы часто используем термин «немотивированные к учебе» для описания некоторых учащихся с низкой мотивацией, которые всегда не активны в классе, часто рассеяны и "летают в облаках". Но, замечания учителя и коррекция поведения учащегося во время урока могут привести лишь к кратковременному улучшению. Однако проблема немотивированного обучения данного учащегося останется при этом принципиально не решена.
Чтобы заставить их хотеть прилагать хоть какие-то усилия, необходимые для обучения, нет единого волшебного рецепта, работающего каждый раз, но всё же есть приёмы, доказавшие свою эффективность.
Так как же учитель может превратить «непреднамеренное» обучение в «преднамеренное и желанное»? Далее будут представлены три подхода к повышению мотивации к обучению.
Первый подход - «хочу учиться». Он означает, что необходимо заинтересовать учащихся в обучении. Есть много причин, по которым школьники не хотят учиться. Но одна из основных причин заключается в том, что им скучно и неинтересно учиться.
Чтобы решить эту проблему, учителя должны начать стимулирование мотивации к обучению с выработки у учащихся получения удовольствия от содержания и способов обучения. Для этого следует подбирать материалы и примеры, которые максимально тесно связаны с интересами и повседневной жизнью учащихся. А также следует разрабатывать интересные способы обучения (такие как использование игр или конкурсов, демонстрация коротких видео, прослушивание подкастов и т.д.).
Сделайте так, чтобы учащиеся с нетерпением ждали вашего урока, как ждут продолжения любимого мультсериала, используя в построении урока элементы "тайны" или "секрета", для раскрытия которых необходимо выполнить определенные задания и раскрытие которых будет известно только в следующей теме или уроке.
Второй подход - «осмелиться учиться». То есть, необходимо помочь учащимся выработать уверенность в том, что они могут учиться и это им по силам. При обучении учителя должны создавать больше возможностей для успеха учащихся, чтобы повысить их уверенность в себе и своих способностях.
Как сделать? Это шаг за шагом корректировать содержание обучения, объем требований и строгость оценки в соответствии с уровнем знаний учащихся и их мотивации к обучению. Чтобы учащиеся не чувствовали себя унылыми и угнетённым, изучая слишком глубокое содержание предмета или наоборот, получая слишком поверхностные знания и умения, учителя должны проявлять профессиональную оценку текущей мотивации к обучению у каждого учащегося в отдельности. И уже в зависимости от её уровня регулировать глубину обучения и оценивания относительно каждого учащегося в данный момент, составив для него индивидуальную траекторию обучения на основе текущего КТП.
Главное при этом, постепенно переходить от лёгкого до умеренно сложного уровня и позволить ученику находиться между своей зоной комфорта и зоной боли, чтобы он смог испытать наибольшую радость и удовлетворение, когда справится с поставленной задачей и добьется успеха.
Другими словами, не стоит предъявлять большие требования к ученикам с низкой мотивацией к обучению. Вместо этого, необходимо помочь им постепенно включится в образовательный процесс через создание личных ситуаций успеха.
Третий подход - «способность к обучению». То есть, улучшение способности к обучению. Если подходы «хочу учиться» и «смею учиться» начинаются со знаний, тогда как «способен учиться» начинается с навыков. Мы, как учителя, должны не только помогать учащимся усваивать знания, но и научить их развивать свои образовательные навыки. Когда учащиеся обладают более сильными способностями к обучению, они, естественно, «захотят учиться» и «осмелятся учиться».
Примерами образовательных навыков являются управление временем, эффективное чтение, поиск соответствующей информации, решение проблем, принятие решений, аналитические навыки, внимание к деталям и постановка правильных вопросов и т.д. Только овладев этими навыками учащиеся почувствуют свою способность к обучению, а значит и сформируется высокий уровень мотивации к обучению.
Вышеизложенное является лишь векторами направления работы учителя, которые помогут сформировать и внедрить мотивацию на обучение. Подбор же конкретных методов и способов следует основывать исходя из индивидуальных особенностей учащихся.