Методические приемы решения задач как средство развития финансовой грамотности у младших школьников на уроках математики в 1 классе
Методические приемы решения задач как средство развития финансовой грамотности у младших школьников на уроках математики в 1 классе
В последнее десятилетие в нашей стране проблеме повышения финансовой грамотности населения уделяется большое внимание.
В «Стратегии повышения финансовой грамотности отмечается, что усложнившаяся финансовая система и появление широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми непростые задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
Федеральные государственные образовательные стандарты в качестве одного из качеств выпускника выделяют «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни…». Очевидно, что повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой — отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.
Финансовая грамотность учащихся должна формироваться всем комплексом предметов. При этом математике отводится особое место.
Курс математики улучшит личные качества человека необходимые в повседневной жизни и тем самым повысит мотивацию изучения самой математики.
Ежедневно в нашем обществе гражданам приходится сталкиваться с финансовыми вопросами, напрямую или косвенно.
Финансовая грамотность в России до революции, была в почете у классов высшего и среднего достатка. После революции количество финансово грамотных людей упало практически до нуля. Но за последние 20 лет экономика России претерпела значительные изменения, отмечались как периоды спада (2008, 2015), так и периоды подъема (2009–2014 гг.). Денежные доходы населения идут вниз с 2014 г. Значит, жители России, несмотря на рост зарплат, становятся беднее. Так же Россияне теперь чаще ведут регистрацию своих расходов и доходов.
Финансовая грамотность примерно половины россиян находится практически на нуле: они не обладают достаточными знаниями в управлении своими личными финансами.
Высокий уровень финансовой грамотности населения страны оказывает положительное влияние на экономику. Низкий же уровень приводит к отрицательным последствиям.
Обучение финансовой грамоте является новым для российской системы образования, но данная потребность продиктована современными условиями.
Исследование финансовой грамотности среди учащихся в настоящее время получило широкое распространение по всему миру.
Младший школьник может длительное время заниматься, только тем, что вызывает у него интерес.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности предполагает кружковую и факультативную работу по предметам.
Формирование финансовой грамотности возможно лишь при системном подходе.
Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит денежных затрат.
Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой формируется финансовая грамотность.
Согласно примерной основной образовательной программе содержание раздела «работа с текстовыми задачами» должны содержать задачи на купли-продажу, на количество товара и его стоимость.
Образовательные модели формирования финансовой грамотности:
Предметная модель предполагает включение задач финансовой проблематики в математические курсы
Внеурочная модель предполагает кружки и факультативную работу
Проектная форма внеурочной деятельности направлена на организацию различных социальных проектов, связанных с финансовой проблематикой.
В результате обучения учащиеся смогут понимать смысл денег, владеть понятиями цена, количество, стоимость, знать цену основных товаров, уметь пользоваться деньгами, оплачивать товары в магазине и т.д
Задачи на определение цены, количества, стоимости. Задача соответствует современным условиям, в ней затронуты такие фрагменты как ТЦ и банковская карта.
Задачи на расчеты по формулам. Задача так же соответствует реальным требованиям социума, например то что в ней фигурирует название реального магазина которые сейчас присутствует на рынке.
Задачи на логику. Такой вид задач встречается в Контрольно- измерительных материалах олимпиад, улучшается логическое мышление школьников, а так же данная задача направлена на безопасное пользование банковской картой.
Задачи на бюджет. Способствует правильному, рациональному ведению собственного бюджета.
Задачи на денежные знаки. Поможет школьникам сориентироваться при появлении своих карманных денег.
Задачи на деление клада. Пример ситуации который в той или иной форме может произойти в жизни.
проектной задачи. Моделируют ситуацию с которой ребенок может встретиться в реальной жизни.
Тем для проектов. Темы проектов должны быть всегда актуальны. Например на данный момент одна из самых актуальных тем, не понятная возрастному поколению, это оплата телефоном или даже смарт-часами.
Формирование финансовой грамотности в курсе математики улучшит социальную адаптацию учащихся в повседневной жизни и тем самым повысит мотивацию изучения самой математики; сформирует умения управлять личными финансами, осуществлять учет личных расходов и доходов, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование на жизненные цели.