Методические рекомендации к курсу «Основы информационной грамотности школьника»
Методические материалы
«Основы информационной грамотности школьника»
Рассматривается актуальная проблема, стоящая перед школьными библиотеками - донести до школьников разных возрастных категорий все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользователя ею, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных особенностей, общей культуры.
Предлагается методика развития навыков информационной грамотности обучающихся, разработанная в МАОУ НГО «СОШ № 4».
Современная жизнь ошеломляет нас лавиной информации, - ее сегодня больше, чем мы в состоянии усвоить. Недаром это явление называется «информационным взрывом». Можно “загрузиться” и “перезагрузиться” информацией. Однако лишь широкое современное образование позволяет человеку толково воспользоваться информацией и превратить ее в знание.
Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо “информационный центр”, либо “учебный центр”. Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Чутко улавливая новые требования к качеству информационного обеспечения предметов, она должна сформировать политику информационной поддержки образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно, мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник — школьник — студент — специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.
Поэтому в условиях нарастающего потока информации перед библиотекарями стоит задача – дать не только определенную сумму библиографических знаний нашим читателям, но и научить их самостоятельно получать эти знания, привить им навыки информационно-библиографической культуры чтения.
Однако современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя. Сделать ее полезной.
Решить весь комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся возможно только за счет внедрения в образовательном учреждении интегрированного курса «Основы информационной грамотности школьника».
При этом надо понимать две важные вещи:
школьная библиотека должна предоставить всю необходимую информацию для удовлетворения запросов учащихся и учителей;
школьная библиотека обязана побуждать к чтению и потреблению информации, утверждая тезис «Научиться учиться». Ведь умение учиться человеку не дано изначально. Оно приобретается в течение всей жизни, но его основы закладываются в юности.
Для того чтобы программа информационно-библиографических занятий дала хорошие результаты, необходим целый комплекс мероприятий. В настоящее время основными функциями нашей, как и любой другой школьной библиотекики, являются: образовательная, культурная, информационная.
Мы рассматриваем библиотеку как место, где школьники получают знания и навыки информационной грамотности. В связи с этим в 2014 учебном году введен специальный курс «Основы информационнаой грамотности школьников» для учащихся 5-7-х классов (за основу взяты методические рекомендации ГНПБ им. Ушинского) и, программа которого разработана Московской государственной академией культуры и искусств.
Содержание курса не сводится к знакомству с компьютером. Этими проблемами у нас занимаются на кафедре “Информатики”.
В начале учебного года педагог-библиотекарь составляет план проведения библиотечных уроков по схеме:
| | часов | | | | |
План утверждается директором школы. Для его выполнение используются часы воспитательной работы и уроки внеклассного чтения. Заслуживает внимания положительный опыт проведения подобных занятий в рамках факультативной или кружковой работы в школе. В любом случае, решение принимает администрация образовательного учреждения, но обязательным является следующее условие: информационно-библиографические занятия должны быть включены в общешкольное расписание для того, чтобы библиотекарь имел возможность полноценной организации урока. К проведению занятий можно привлекать учителей-предметников, библиотекарей массовых библиотек. Учет проведенных занятий библиотекарь ведет либо в отдельном журнале, либо на отдельной странице в классных журналах. Знания детей не оцениваются обычной школьной отметкой, а применяются другие формы поощрения. В журнале записывается дата проведения и тема урока, отмечаются отсутствующие учащиеся.
При проведении уроков целесообразно использовать самые различные методы: беседу, викторину, диспут, игру-путешествие, час творчества, сообщения учащихся, всевозможные соревнования. Применяя их, нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные школьникам в готовом виде. Гораздо эффективнее направить их по пути самостоятельного исследования, научить добывать знания.
В связи с этим каждое занятие желательно сопровождать практической работой. Так, после беседы о систематическом каталоге и картотеке газетно-журнальных статей ребятам целесообразно предложить найти ту или иную книгу по каталогу, подобрать материал на определенную тему по картотеке.
По способу передачи информации ИБЗ можно разделить на:
Устные | Наглядные | Печатные и письменные | Комплексные |
Консультации | Выставки | Путеводители | Дни библиотек |
Лекции | Просмотры | Памятки | Дни библиографии |
Конференции | Бюллетени | Консультации | |
Семинары семинарские занятия | | Информация в периодике | |
Несколько слов об этом направлении работы.
Уроки строятся таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию и предполагают активное участие школьников. В связи с этим большая часть занятий предусматривает практические задания, на которых можно проверить усвоение пройденного материала. В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся программа предоставляет библиотекарю широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала. Для проведения занятий могут быть использованы традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста (конкурс, турнир, викторина). А в конце года планируется в каждой параллели провести итоговое занятие.
Можно предложить ребятам заполнить анкету:
Мое расследование |
Имя________________________________________Класс_____________________ Я хочу найти информацию о ____________________________________________ Как еще может писаться это слово? ______________________________________ Связана ли моя тема с каким-нибудь другими? _____________________________ По каким ключевым словам я могу вести поиск?____________________________ Нужен ли мне иллюстрированный материал? Какой?_______________________________________________________________ Какие источники я могу использовать? В то числе книги, журналы, газеты _____________________________________________________________________ Видео _______________________________________________________________ Компакт-диски _______________________________________________________ Интернет ____________________________________________________________ Кому предназначена моя информация? ___________________________________ Как я оформлю полученные результаты? __________________________________ |
Сразу следует нацелить ученика, что сомнение, усталость, разо чарование, радость открытия - нормальные эмоции для любой исследовательской деятельности.
Варианты работы с детьми разного возраста по теме: «Развитие информационной грамотности»
начальная школа
Пример: Первый класс. Библиотечный урок. Библиотекарь спрашивает у детей: «Если вам подарили ежика, что вы будете с ним делать? Чем будете кормить?»
Начинается поиск возможных вариантов ответов:
1. Спрашивать у всех, чем кормить, как ухаживать.
2. Пробовать давать ему есть все подряд, а там видно будет.
3. Спросить у специалистов или ветеринаров.
4. Найти книгу по содержанию и уходу за ежиками.
Все это библиотекарь выписывает на доску. Потом идет обсуждение каждого варианта, в результате последний – книга – выбран как самый надежный: «Узнаем все про ежика точно!»
Так можно проиграть любую ситуацию. Проблема определена, информационная потребность осознана и человек отправляется добывать информацию.
Обучающиеся в начальной школе в игровой форме осваивают алфавит как основу любой поисковой системы (работа с карточками, с кубиками). При работе с энциклопедиями, детям выдаются карточки с вопросами, ответы на которые они записывают, в какой энциклопедии нашли ответ, на какой странице.
Примерный план заданий
Найди в энциклопедии ответы на следующие вопросы. Запиши, на какой странице ты нашел ответ. |
1. Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть - о лошадях? ______________________________________________________ - о дельфинах?_____________________________________________________ - о ящерицах? _____________________________________________________ 2. Интересно, есть ли у червяка скелет? Где я могу прочесть о червях?____________________________________________________________ 3. Мне так нравятся кошки! Они такие разные! Где я могу прочитать о редких породах кошек? Подскажите, на какой странице я могу найти их фотографии?_______________________________________________________ 4. Кошки охотятся на мышей. Но есть летучие мыши, таких им, наверное, не поймать. Где можно прочитать о летучих мышах?_____________________ 5. Оказывается, летучие мыши живут в пещерах. Я бы хотел больше узнать про загадки пещер. Подскажите, где?___________________________________ 6. А еще я люблю читать про самолеты. Интересно, как выглядели самые первые аэропланы? И где вообще можно прочесть про самолеты?_________________________________________________________ 7. И про подводные лодки тоже хотелось узнать. Что у нее там внутри? Где найти такую картинку?______________________________________________ Выпиши только название энциклопедии и страницы, где я могу найти ответы на свои вопросы. Спасибо за помощь! |
В среднем звене ребята работают по карточкам в парах или группами, используя сразу несколько различных источников. Для выполнения этого задания требуется несколько занятий.
Примеры заданий даются на карточках для учащихся среднего звена:
Я хочу почитать о семи чудесах света.
Где можно узнать о землетрясениях.
Я интересуюсь кошками. Где я о них могу почитать?
Где я могу почитать о пирсинге?
Я хочу прочитать о черепахах. Какого они размера?
Где находится янтарная комната?
С какой скоростью бегат гепард?
Мне нужны сведения о Григе.
Где я могу прочитать о географических открытиях?
Обучающиеся стараются ответить на наибольшее число вариантов, используя разные ресурсы библиотеки. Задача: найти ответ и указать название издания и страницу.
Вот перечень некоторых тем, которые мы рассматриваем на наших занятиях. Мы проводим экскурсии в библиотеку для ребят разных возрастов, знакомим с нашим фондом (библиотеки и читального зала), рассказываем о правилах пользования, об услугах, которые мы предлагаем. Знакомя со справочными изданиями, учитывая возрастные особенности, мы демонстрируем имеющиеся в нашем фонде мультимедийные энциклопедии. В качестве закрепления урока мы проводим уроки-соревнования на разыскания; на такого рода занятиях ребята выступают в роли библиотекаря, помогая подобрать литературу на заданную тему или найти конкретный ответ на запрос. Эти уроки проходят всегда интересно и весело. Для учащихся полезны уроки, на которых они знакомятся с основными приемами работы с текстами, способами записи прочитанного, правилами составления списков литературы и алгоритмом написания реферата.
Вот коротко о том, чем мы занимаемся. Конечно, для нас это новый опыт. И мы еще столкнемся с трудностями, но то, что введение данного курса своевременно, осознали и мы, и администрация, и сами ученики. И мы планируем и дальше работать в этом направлении. Программа уроков прилагается.
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы школьной библиотеки. Одна из задач, которую ставит перед собой библиотека, состоит в том, чтобы с учетом возрастных особенностей учащихся, донести до них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных способностей, общей культуры.
В связи с этим школьная библиотека должна сегодня стать жизненно важным компонентом образования и воспитания.
Используемая нами методика развития навыков информационной грамотности — это лишь один из путей, ведущих к решению этой задачи. И мы надеемся, что, выбирая этот путь, окажемся полезными для школьников, преподавателей и школьных библиотекарей.
/data/files/o1573104100.pptx ("Основы информационной грамотности школьника")