Программа дополнительного образования «Основы информационной культуры школьника»

3
0
Материал опубликован 23 April 2019 в группе

Б И Б Л И О Т Е К А

Государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат №48»

 

 

«Основы информационной культуры школьника»

Программа дополнительного образования

для учащихся 3 (4) класса

 

Составитель:

педагог-библиотекарь

Тоцкая Ольга Викторовна

 

 

г. Ростов-на-Дону

2018 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания.

Факультативный курс ориентирован на формирование культуры нового типа - информационной. Курс формирует как предметные (информационно-библиотечные), так и метапредметные (из исто­рии, литературы, информатики, логики) знания, необходимые для понимания информа­ционных явлений в обществе. Курс направлен на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с ин­формацией.

Программа рассчитана на обучающихся 3 (4) класса школы слабослышащих.

 

Цели, задачи, образовательные результаты

 

Цель курса - формирование информационной культуры (ИК) как совокупности знаний, на­выков, умений, качеств, необходи­мых для самообразования; обеспечение информационной безопасности школьника.

 

Задачи изучения дисциплины:

ознакомить с основными информационными понятиями и источниками информации;

освоить рациональные приёмы и способы самостоятельного поиска информации;

привить навыки и умения информационной деятельности, необходимые для самообразования;

сформировать навыки информационной безопасности.

 

Коррекционная направленность:

преодоление речевого недоразвития обучающихся посредством накопления словарного запаса, овладения разными формами и видами речевой деятельности;

максимальное расширение речевой практики, использование разных видов общения;

использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретённых учащимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение;

развитие слухового внимания и слухового восприятия на занятиях.

Образовательные результаты.

В результате освоения курса учащие­ся получат опыт работы с информацией, приобретут навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся:

умение задавать грамотно вопрос;

знание источников информации и умение ими пользоваться;

навыки поиска полнотекстовой, справочной и библиографической информации в гипертекстовом пространстве Интернета;

умение правильно применить найденную информацию.

Контроль знаний проводится в виде турнира по поиску информации в печатных изданиях и в сети Интернет.

 

После изучения курса учащийся должен знать:

• основные понятия информационно-библиотечной деятельности;

• типы и виды информационных ресурсов библиотеки (справочные, учебные, научно-популярные, периодические издания, издания на нетра­диционных носителях);

• алгоритмы поиска информации в библиотечных каталогах;

• варианты поиска информации и нормы поведения в сети «Интернет»;

 

Учащийся должен понимать:

• значение информации для решения задач, возникающих в учебной деятельности;

• роль библиотек не только как хранилищ информации, но и инфор­мационных центров.

 

Учащийся должен уметь:

• применять некоторые методы информационно-библиотечной дея­тельности, вести целенаправленный поиск нужной информации;

• правильно формулировать информационный запрос;

• эффективно использовать справочный аппарат книжных изданий.

Особенности детей, которым адресо­вана программа и режим занятий:

Программа рассчитана на учеников 3 или 4 класса школы слабослышащих, в зависимости от степени тугоухости.

Занятия проводятся в свободное от учебы время 1 раз в неделю во втором полугодии учебного года для 3 класса или в первом полугодии учебного года для 4 класса.

 

Содержание курса «Основы информационной культуры школьника»

 

1. Информационные ресурсы общества и информационная культура (8 часов)

Основные значения понятий «культура», «информация».

Развитие представлений о библиотеке, её структуре и возможностях. Правила пользования библиотечной книгой.

Расширение представлений об информации. Человек и информация. Виды информации по способу восприятия органами чувств.

Виды информации по областям наук.

Представление о сущности понятий «Интернет», «веб - сайт». Области применения Интернета.

Понятие об информационной безопасности личности. Правила безопасной работы в Интернете.

 

2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения (8 часов)

Структура книги. Библиографическое описание как «паспорт» документа. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги.

Алгоритмы поиска по различным типам запросов.

Понятие тематической информации. Правила формулировки тематических запросов. Алгоритм тематического поиска в каталоге.

Алгоритм поиска информации в Интернете при помощи поисковой системы на основе ключевых слов.

Библиографический список литературы

Бочаров М.И. Ситуационное обучение информационной безопасности в начальной школе.- //Начальная школа.-2012.-№4.-с84

Валькова В.Г., Мпаль А.Н. Книжкин дом.- М.: Книжная палата, 1990

Гендина Н.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учебных организаций.- М.:РШБА, 2014

Крохина Н.А. Приёмы работы с книгой.- //Школьная библиотека.-2014.-№3-4.-с42

Курганский С.М. Информационная безопасность детей.- //Справочник классного руководителя.-2014.-№9.-с19

Семяновская А.П. Библиотечные уроки в начальной школе.- //Школьная библиотека.- 2011.-№4.-с79

 

 

 

Тематический план курса

«Основы информационной культуры школьника» 3 класс

 

№ п/п

Название темы

Цели

Кол-во часов

Информационные ресурсы общества и информационная культура

8

 

Знакомство с библиотекой.

Правила обращения с книгой.

Знакомство учащихся с библиотекой, изучение правил обращения с книгой и правил поведения в библиотеке

1

 

Информация и её виды (по способу восприятия, по форме представления)

Изучение видов информации по различным основаниям деления

1

 

Виды информации по способу восприятия: зрительная, слуховая информация

Изучение видов информации по способу восприятия органами чувств

1

 

Виды информации по способу восприятия: осязательная, обонятельная, вкусовая

Изучение видов информации по способу восприятия органами чувств

1

 

Источники информации. Виды информации

Изучение видов информации по типу источника информации и сферам жизнедеятельности человека

1

 

Книги как основной источник информации

Изучение и характеристика различных видов книг

1

 

Интернет как источник информационных ресурсов.

Освоение принципов безопасной работы в Интернете

1

 

Информационная безопасность личности.

Освоение принципов безопасной работы в Интернете

1

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения

8

 

Структура книги.

Знакомство учащихся со структурой книги; закрепление первых навыков самостоятельной работы с книгой.

1

 

Библиотека как источник информационных ресурсов. Поиск книг в библиотеке.

Обучение учащихся самостоятельному поиску литературы

1

 

Справочная литература для младших школьников

Познакомить учащихся со справочными изданиями

1

 

Поиск информации в словарях

Обучение поиску с использованием традиционных изданий

1

 

Поиск информации по теме

Обучение поиску книг по определённой теме

1

 

Особенности поиска информации в Интернете

Обучение поиску информации в Интернете

1

 

Поиск информации в Интернете

Закрепление навыков поиска информации в Интернете

1

 

Турнир по поиску информации

Контроль знаний

1

Всего

16

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.