Методические рекомендации «Культура и техника речи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г. Тарко-Сале Пуровского района
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ»
Выполнила: Мороз Нонна Владимировна,
руководитель театрального объединения «Экспромт».
г.Тарко-Сале
2019 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………… стр.3
1. Артикуляционная гимнастика …………………стр.4
2. Работа над дикцией и артикуляцией …….стр.5
3. Работа над интонацией…………………………….стр.6
4. Речевое дыхание……………………………………….стр.6-7
5. Голос ...................................................стр.7
6. Скороговорки и трудноговорки ……………….стр.8-9
Заключение………………………………………………………стр.9
Список литературы………………………………………….стр.10
В Древней Греции ораторское искусство блистало и считалось одним из высших и почётных поприщ. К тем, кто решался подняться на возвышение для соревнования в карасноречии, предъявлялись высочайшие требования. Яркая речь открывала оратору путь к славе. Главная функция речи – общение.
Язык является зеркалом культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Он является сокровищницей, кладовой, копилкой культуры. Он хранит культурные ценности – в лексике, в грамматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.
«Усваивая родной язык, - писал К.Ушинский, - ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.
Техника речи - это "совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".
Занятия по технике речи дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.
Составными частями техники речи являются:
постановка правильного речевого дыхания;
постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность;
работа над дикцией;
работа над интонацией.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата.
Тренированный речевой аппарат обеспечивает:
физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем, что является профилактикой здорового состояния и условием выносливости голоса;
слышимость и разборчивость речи, что облегчает её восприятие;
интонационную выразительность, что стимулирует более активную мыслительную и эмоциональную реакцию слушателей;
максимальную реализацию творческих возможностей актёра, так как не отвлекает на себя дополнительно душевное и физическое внимание исполнителя.
Работой речевого аппарата заведует центральная нервная система. Она посылает регулирующие импульсы и на дыхательные, и на артикуляционные, и на голосовые мышцы. Звуки голоса рождаются на, так называемых, голосовых связках. Связки – это эластичные мышцы-складки, которые, соприкасаясь друг с другом, колеблются подобно музыкальной струне.
Первое условие чёткой лёгкой речи – свободно и хорошо открывающийся рот.
Артикуляционная гимнастика направлена на то, чтобы разогреть мышцы, отвечающие за чистоту произнесения звуков. Это прежде всего мышцы нижней челюсти и мышцы языка.
Часть 1. Артикуляционная гимнастика.
Разминка всех мышц лица: дождик, «японский кофе», гримаски.
Массаж для губ
1. Постукивание пальцем вокруг губ в обе стороны по кругу на фоне звука «мммммммм» (рот закрыт).
2. Пощипывание вокруг губ в обе стороны двумя руками.
3. Легкое пошлепывание по губам двумя ладошками.
4. Горизонтальное пощипывание.
5.Легкое пошлепывание
6. Вертикальное разминание губ. Указательными пальцами «играть гармошку».
7. Легкое пошлепывание.
8. Горизонтальное поглаживание двумя руками.
Упражнения для губ
1. а. Широко открыть рот в «заборчик» (широко обнажив зубы; прикус - естественный).
б. Плотно сомкнуть губы.
в. Расслабить мышцы. Повторить 3 раза.
2. «Поцелуйчик». Смычка губ – разрыв. Обязателен характерный звук.
3. «Дудочки»: короткая (не выпячивая губы вперед) – средняя - длинная. Повторить 5 раз.
4. Дуть в уголок рта: правый – левый. Вертикальное направление потока воздуха (вверх).
5. «Кривая дорога». Указательными пальцами делать массаж носогубной складки. Начало – точки под ноздрями, финиш – подгубная ямочка.
6. Точечный массаж. Рот – сомкнут. Точки около ноздрей; над верхними зубами; в уголке губ; подгубная ямочка.
7. «Прямая дорога». Горизонтальные поглаживания губ до ушей двумя руками.
8. «Обезьянки». Надувание верхней губы; нижней губы; правой щеки; левой щеки; обоих щек. Обязательно спускать воздух («лопать шарик»).
9. Комплекс мини-упражнений:
а. Поднятие верхней губы. Рот – в «заборчике». Прикус – естественный.
б. Вытягивание верхней губы за зубы.
в. Опустить нижнюю губу. Верхняя – неподвижно!
г. Втягивание нижней губы за зубы.
10. Подмигивание вместе с поднятием соответствующего уголка рта. Вправо – влево. Улыбка – постоянно.
11. Рот – в «заборчик». Уголки губ – растянуть максимально, «до ушей».
Разминка для языка
1. Язык – в позиции «блинчика». Язык должен лежать по краю нижней губы абсолютно расслабленным. Язык обязательно задевает уголки губы. Шлепать языком и потом постараться удержать в ТАКОМ расслабленном состоянии (без подергиваний) на 3-5-7-10 секунд.
2. Покусывание языка. Вперед на всю длину (постепенное высовывание) – назад до кончика. Завершить блинчиком.
3. «Убаюкивание» языка. АаАаАаА (А-ударная). Язык – расслаблен.
4. Представить, что язык – это малярная кисть. Усиленно красить.
5. Балаболки: горизонтальная, вертикальная.
Часть 2. Работа над дикцией и артикуляцией.
Залог хорошей дикции – в активной артикуляции.
1. «Азбука немых». С закрытым ртом четко произносить «П» и «А». Должно хотеться зевать.
2. П-Ч
Т-Ч
К-Ч
Х-Ч
Ф-Ч Произносить по 1-2-3 раза.
С-Ч
Ш-Ч
Ц-Ч
Ч-Ч
3. Таблица гласных звуков: У-О-А-Э-И-Ы. Артикуляционные упражнения с
гласными нужно выполнят только на выдохе.
пту-пто-пта-птэ-пти-пты
фту-фто-фта-фтэ-фти-фты
рту-рто-рта-ртэ-рти-рты
взру-взро-взра-взрэ-взри-взры
4. Скороговорки (по одному ударению на каждое слово):
была у Фрола, ФролУ на Лавра наврала; пойду к Лавру, Лавру на ФролА навру.
Из-под пригорка, из-под подвыподверта зайчик приподвыподвернулся.
РододЕндроны из дендрАрия; (ДЕ, а не ДЭ)
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевЫскороговоришь.
5. Максимально широко и четко открывая рот произносить: БАОоо, Ваоо, Гаоо, Даоо
и т.п. (все согласные алфавита).
6. У попа папа - поп;
У кота папа – кот;
У кита папа – кит;
У хита папа – хит.
7. Проговаривать максимально четко только согласные звуки: ТКёТ ТКаЧ ТКаНи На ПЛаТКи ТаНе.
8. Счет на опоре дыхания. Взять вдох и начинать считать количество человек в группе (каждому соответствует определенный слог). Рука – звукообразующая.
БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ.
Потом - скороговорку: ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДЛЯ СВОИХ БОБРЯТ.
ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ.
ПРИШЕЛ ПРОКОП – КИПИТ УКРОП;
УШЕЛ ПРОКОП – КИПИТ УКРОП;
КАК ПРИ ПРОКОПЕ КИПИТ УКРОП,
ТАК БЕЗ ПРОКОПА КИПИТ УКРОП.
ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТИ-ТЫ.
НЕ ТОТ, ТОВАРИЩИ, ТОВАРИЩУ ТОВАРИЩ
КТО ПРИ ТОВАРИЩАХ ТОВАРИЩУ ТОВАРИЩ,
А ТОТ, ТОВАРИЩИ, ТОВАРИЩУ ТОВАРИЩ,
КТО БЕЗ ТОВАРИЩЕЙ ТОВАРИЩУ ТОВАРИЩ.
9. Пропеть любую песенку на гипертрофированный звук «Р».
10. Скороговорки (см. ниже).
Часть 3. Работа над интонацией.
Интонация. С помощью интонации могут быть выражены ранообразные чувства. Одно и тоже слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивлённо, таинственно, восхищённо, жалобно, тревожно. Логическое ударение и паузы как интонационные средства оформления устной речи. Использование их в целях речевой выразительности. Типы интонации. Интонация конца предложения, обращения, перечисления, вопроса, восклицания.
1. Произносить с различными интонациями шурс-шорс-шарс-ширс-шырс.
Фруврл-вруврл-фроврл-вроврл-фраврл-враврл…
Джунь-дзунь-джонь-дзонь-джань-дзань…
2. Сочинить историю и рассказать ее ТОЛЬКО с помощью буквосочетаний
фту-фто-фта-фтэ-фти-фты.
Выразительное чтение отдельных отрывков и/или стишков.
Часть 4. Речевое дыхание.
Различия механизмов: физическое дыхание (ВДОХ-ВЫДОХ-ПАУЗА) и фонационное
дыхание (ВДОХ-ПАУЗА-ВЫДОХ). Речевой вдох в основном происходит через рот. Вдохи коротки, но энергичны.
1. Освобождение легких от воздуха. Энергичный выдох на «ПФ». Нижнебрюшные
мышцы живота подтягиваются внутрь и вверх. После такого расслабления следует
бесшумный, плавный вдох. Главная мышца выдоха – это брюшной пресс, создающий
опору дыханию.
2. Отработка вдоха и выдоха: вдох – уловить аромат одного цветка, выдох – обогреть руку ребенку.
3. Сесть в позу кучера (основа на 2 ноги, осанка). Задача: убедиться в том, что мы дышим ребрами. Представить, что ты зашел в цветочный магазин. Медленный зачарованный вдох. Почувствовать, как ребра расширяются.
4. Вдохнув минимальное количество воздуха, выдыхаем его на каждый гласный
отдельно, т.е. вдох, выдох на гласный «У», закрыть рот; опять вдох, выдох на «О»,
закрыть рот и т.д.
5.Пустить комарик по кругу (на едином групповом дыхании: метод перехвата).
6. Фиксированный выдох. Медленный вдох и постепенный расход дыхания. Представить, что перед тобой 12 свечек, которые надо постепенно задуть.
7. Взять дыхание. Развести руки. На звуке «с» постепенно сводить руки (как будто сжимаем шарик).
8. Развести руки, взять вдох. На одном дыхании: У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ - У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ - У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ – У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ… (минимум 5 раз).
9. Тренировка добора дыхания. Резкий выдох –медленный вдох – небольшая пауза. Стакаттированный счет до 5-7-12. Через указанные промежутки делать добор - незаметный вдох через рот.
ПРОДЕЛЫВАЯ ВСЕ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ, ИНОГДА НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ «ВЕРТОЛЕТИК» - постепенный сброс воздуха на звукосочетание «БР».
Часть 5. Голос.
Голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться.
Комплексом «голос» обычно называют совокупность следующих параметров:
- громкость (сила) голоса;
- темп;
- тембр (индивидуальная окраска голоса);
- высота голоса.
Нужно отметить, что отнюдь не громкость способствует понятливости и "удобности" речи для восприятия других людей. Речь лучше слушается благодаря правильно подобранному темпу, уместным паузам, разработанной артикуляции и так называемой полетности голоса.
I. Упражнения на развитие силы голоса:
Ауканье. Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Эхо. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а".
Вьюга. Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".
Гудок паровоза. Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.
Маленькое привидение из Вазастана. Вспомним повесть А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: "У-у-у".
Пожарная машина. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".
Пионерский горн. Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит: "Ту-ту-ту-ту". ("Вставай - вставай, кровати заправляй!") А теперь вы постарайтесь изобразить звук горна.
II. Упражнения на выбор адекватной громкости. Выразительное прочтение стишков.
Произнося текст упражнения, на каждой строчке повышайте голос. Последние слова произносите на самом высоком тоне голоса, «распевайте». Затем начинайте опускаться вниз. И с каждой строчкой понижайте голос.
(Повышаем голос).
Чудо – лесенкой шагаю.
Высоту я набираю,
Шаг на горы,
Шаг на кручи,
А подъем все круче, круче.
Выше голос,
Петь хочу,
Прямо к солнцу я лечу-у-у!
(Понижаем голос.)
Я лечу, лечу, лечу!
Накататься я хочу!
И все вниз, вниз, вниз,
Только слышен ветра свист!
А внизу через сугроб –
Стоп!
Строка «Просто чудо – мастера!» звучит на самом высоком тоне, затем голос понижается.
Ай да Аля!
Ай да Уля!
Ай да Оля!
Ай да Юля!
Ай да Эля!
Ай да Ия!
Просто чудо – мастера!
Браво, девочки! Ура!
«Яблоко»
На каждой строчке понижайте голос. При этом произносите слова с большой силой.
Яблоко Алле.
Яблоко Алле.
Яблоко Алле.
Алле яблоко.
«Корабли»
По реке плывут корабли. Они приветствуют друг друга гудком. Все корабли разные и гудят по-разному. «Погудите» на разные голоса: то сильнее, то слабее, то громче, то тише и т.д.
У-у-у-у! О-о-о-о! Уи-уи-уи! Оу-оу-оу-оу! Уа-уа-уа-уа!
Скороговорки и трудноговорки.
Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Разучивать скороговорки надо начинать медленно, чётко, активно произносить каждый слог, словно отбивая мячик от пола. Постепенно можно убыстрять темп.
Во дворе трава, на траве дрова. Раз- дрова, два-дрова, три –дрова, не выдворить дрова со двора.
Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла - квартальный отчёт.
Кукушка кукушонку купила капюшон, так в капюшоне он смешон.
Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!
Бесперспективняк.
Из-под пригорка, из -под подвыподверта, зайчик приподвыпорднулся.
Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Недопереквалифицировавшийся.
Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".
Сиреневенькая зубовыковыривательница.
Регулировщики регулярно регулировали регуляторы.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Волки pыщут - пищу ищут.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- (Попугай,попугай, попугай!)
Добры бобры идут в боры. Бобры добры, добры бобры.
Пекарь пёк пироги в печи.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, так и не вылавировали.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Заключение
Древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Известен и другой афоризм: «Хочешь узнать человека, заговори с ним». «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» – гласит русская пословица. Следовательно, не всякая речь хороша, продуктивна, действенна, а только та, в которой пульсирует мысль.
Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяет личность.
Выполняя дикционные упражнения, мы должны одновременно развивать верную речевую фонацию, а, уделяя внимание развитию силы и диапазона голоса, помнить о хорошей артикуляции.
Проникновенность, выразительность и внятность вокальной и сценической речи зависит не только от добросовестного выговаривания слов и звуков или самой по себе техничности артиста. Подвижность голоса и всего речевого аппарата должна соединиться с глубоким проникновением в мир авторских образов, мыслей, чувств, с умением разобраться в этом мире и слить «я» композитора, «я» поэта, своё и зрительское «я» в едином процессе сопереживания, сотворчества. Сценическая речь помогает решению проблемы!
Вашему вниманию предлагается литература:
«Техника сценической речи». – М.:ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2010 г.
«Искусство речи в школьном возрасте», Криста Слезак-Шиндлер. Пер. с нем. –М,,»Парсифаль», 1996г.
«Основы искусства речи», Поль Л.Сопер. Пер. сангл., М.: Издательство Агенства «Яхтсмен», 1995г.
«Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», Д.Х.Вагапова, -М.: Цитадель, 2001г.