Методические рекомендации по использованию устного народного творчества в образовательном процессе начальной школы
Методические рекомендации по использованию устного народного творчества в образовательном процессе начальной школы
Стрелкова Анна Владимировна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
С. Павло-Фёдоровка
2024 г.
Содержание
1. Введение
2. Методы использования устного народного творчества в образовательном процессе
- 2.1 На уроках
- 2.2 Во внеурочной деятельности
3. Практические рекомендации для учителей
4. Заключение
5. Список использованной литературы
6. Приложение
1.Введение
Устное народное творчество (далее УНТ) является уникальным средством умственного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Использование в работе наследия народа оживляет педагогический процесс.
Изучение устного народного творчества на уроках и во внеурочной деятельности является одним из приоритетных направлений патриотического воспитания. Его использование способствует развитию речевых навыков, творческого мышления и нравственных ценностей у детей.
Интерес к теме УНТ был определён тем, что обучающиеся начальных классов в большинстве своём не знают русские народные сказки, не могут объяснить смысл пословиц и поговорок, с большим трудом отгадывают загадки.
Цель: создание эффективной методической основы для интеграции устного народного творчества в образовательный процесс начальной школы
Задачи:
1. Анализировать и отбирать подходящие формы устного народного творчества для использования в учебном процессе и внеурочной деятельности.
2. Разработать методические подходы к интеграции устного народного творчества в уроки русского языка, литературы, музыки и других предметов.
3. Организовать внеурочную деятельность, включающую литературные кружки, фольклорные праздники и проектную деятельность.
4. Подготовить практические рекомендации для учителей по подбору материалов, интеграции с другими предметами и оценке результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса учащихся к изучению литературы и родного языка через знакомство с устным народным творчеством.
2. Развитие у учащихся речевых и коммуникативных навыков, критического мышления и творческих способностей.
3. Улучшение навыков анализа и пересказа текстов, а также умения работать в группе.
4. Повышение уровня уважения и интереса к культурному наследию среди учащихся.
2.Методы и подходы использования устного народного творчества в образовательном процессе
2.1.На уроках:
1. Чтение и анализ сказок
- Введение сказок в уроки чтения и литературы, где дети читают или слушают сказки, а затем обсуждают их сюжет, героев и мораль.
- Анализ сказок на уроках литературы помогает развивать критическое мышление, обогащает словарный запас и улучшает навыки пересказа.
2. Использование пословиц и поговорок (и других малых форм УНТ)
- Включение пословиц и поговорок в уроки русского языка для объяснения грамматических правил или тем.
- Задания на подбор пословиц к определённым ситуациям или составление рассказов, включающих данные выражения, развивают логическое мышление и понимание смысла устойчивых выражений.
3. Инсценировки народных сказок и песен
- Постановка инсценировок на уроках музыки и литературы помогает детям лучше понять содержание произведений и развивает их творческие способности.
- Учителя могут организовать небольшие театральные представления, где ученики примеряют на себя роли сказочных персонажей.
Примеры использования устного народного творчества на уроках в начальной школе:
Уроки чтения и литературы
1. Чтение и анализ сказок
- Сказка "Колобок": Учитель читает сказку вслух, после чего дети обсуждают её сюжет, персонажей и мораль. Ученики могут нарисовать иллюстрации к сказке или инсценировать её.
- Сказка "Репка": Чтение сказки с последующим обсуждением значимости помощи и совместных усилий. Ученики могут разыграть сказку по ролям, используя самодельные костюмы.
Уроки русского языка
1. Использование пословиц и поговорок - Задание "Подбери пословицу": Учитель предлагает ситуации, а ученики подбирают соответствующие пословицы. Например, к ситуации "дружная работа" подойдёт пословица "Один в поле не воин".
- Создание рассказов: Ученики составляют небольшие рассказы или диалоги, включающие заданные пословицы. Это помогает развивать умение строить связные тексты и понимать смысл устойчивых выражений.
Уроки музыки
1. Инсценировки народных песен
- Исполнение народных песен: Учитель разучивает с детьми известные народные песни, такие как "Во поле берёза стояла" или "Калинка". Ученики исполняют их хором или в индивидуальном порядке, сопровождая пение элементами танца.
- Создание музыкальных инсценировок: Инсценировка песни "Выйду на улицу" с распределением ролей и движений. Это помогает детям лучше понимать текст и развивает музыкальные и сценические навыки.
2.2.Во внеурочной деятельности часто используют:
1. Литературные кружки
- Организация кружков, где дети могут более глубоко знакомиться с народным творчеством, участвовать в чтении и обсуждении сказок, проведении конкурсов на лучшее чтение или пересказ.
- Такие кружки способствуют развитию интереса к литературе и формированию умений анализа текстов.
2. Фольклорные праздники и мероприятия
- Проведение школьных праздников, посвящённых народным традициям и устному творчеству, таких как «Сказочный день», «День народной песни».
- Подготовка тематических концертов, выставок и конкурсов, где дети могут продемонстрировать свои знания и творческие навыки.
3. Проектная деятельность
- Разработка проектов, связанных с изучением и представлением народного творчества. Например, создание альбомов с пословицами и поговорками, постановка фольклорных сценок.
- Проекты способствуют углубленному изучению темы, развитию исследовательских и презентационных навыков.
Примеры использования устного народного творчества во внеурочной деятельности в начальной школе
Литературные кружки
-Дети читают и обсуждают народные сказки, проводят конкурсы на лучшее чтение или пересказ. Например, конкурс "Лучший рассказчик", где дети пересказывают сказку своими словами. Например, после чтения русской народной сказки "Колобок" дети обсуждают, почему Колобок решил уйти из дома и как это повлияло на его судьбу.
- Конкурсы на лучшее чтение и пересказ. Организация конкурса, где дети выбирают и готовят для чтения или пересказа свои любимые народные сказки или стихи. Оцениваются выразительность чтения и способность передать содержание и настроение произведения.
Постановка фольклорных сценок. Разработка и постановка театральных сценок по мотивам народных сказок. Дети работают в группах над созданием сценария, подбором костюмов и репетициями. Например, инсценировка сказки "Морозко" может включать диалоги, песни и танцы, связанные с сюжетом.
Фольклорные праздники и мероприятия
- Проведение тематического дня, посвященного народным сказкам, где дети одеваются в костюмы сказочных персонажей, разыгрывают сценки и участвуют в конкурсах на знание сказок. Например, можно организовать театрализованное представление сказки "Репка", где каждый ученик исполняет роль одного из персонажей.
- Праздник "Масленица". Организация тематического праздника с рассказом о традициях Масленицы, играми и конкурсами, связанными с народными традициями. Ученики участвуют в инсценировках, играх и хороводах.
- День народной культуры: проведение тематических мероприятий, где дети знакомятся с народными ремёслами, песнями, танцами и блюдами.
- Организация мероприятий, где дети поют народные песни, разучивают танцы и участвуют в музыкальных конкурсах. Это мероприятие помогает развивать музыкальные и ритмические навыки, а также знакомит детей с культурным наследием через музыку.
Проектная деятельность
- Создание альбомов с пословицами и поговорками. Дети собирают и иллюстрируют пословицы и поговорки, изучают их значение и происхождение. Например, можно создать альбом, где на каждой странице будет пословица, её толкование и иллюстрация, выполненная детьми.
- Проект "Народные сказки". Дети в группах создают свои книжки-раскраски по мотивам народных сказок, иллюстрируя основные сюжеты и персонажей. Это способствует развитию творческих навыков и коллективной работы.
- Проект "Фольклорная экспедиция": Ученики собирают рассказы своих бабушек и дедушек о народных традициях, сказках и песнях, а затем представляют свои находки в классе. Это способствует сохранению и передаче культурного наследия.
Эти примеры ясно показывают, как устное народное творчество может быть эффективно интегрировано в образовательный процесс, обогащая учебную деятельность и способствуя всестороннему развитию учащихся.
3.Практические рекомендации для учителей
1. Подбор материалов
- Использовать адаптированные тексты сказок и пословиц, соответствующие возрасту детей.
- Обращать внимание на разнообразие жанров (сказки, легенды, мифы, анекдоты), чтобы расширить культурный кругозор учащихся, повысить патриотическое восприятие прочитанного.
Например, можно использовать сборники русских народных сказок и пословиц, доступные в школьной библиотеке.
2. Интеграция с другими предметами
- Включать элементы устного народного творчества в уроки русского языка, окружающего мира и изобразительного искусства и др. для межпредметных связей.
- Использовать фольклорные тексты в уроках музыки, где дети могут разучивать и исполнять народные песни. Интеграция с другими предметами
Например, на уроках рисования дети могут иллюстрировать сцены из народных сказок, а на уроках окружающего мира изучать традиции и обычаи, связанные с народными праздниками.
3. Оценка и обратная связь
- Проводить регулярные обсуждения и рефлексии после занятий, чтобы выяснить, что дети узнали и как они применяют новые знания.
- Разрабатывать системы оценивания, которые учитывают творческие и аналитические достижения учащихся.
Учителя могут использовать дневники наблюдений и проводить индивидуальные беседы с учащимися для оценки их прогресса.
4.Заключение
Использование устного народного творчества в образовательном процессе начальной школы помогает обогатить учебную деятельность, сделать её более интересной и разнообразной. Это также способствует воспитанию у детей уважения к культурному наследию и развитию ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения.
Список используемой литературы
1. Васильева, Н. А. (2017). Методика преподавания литературы в начальной школе. Москва: Просвещение.
2. Горшкова, Е. В. (2015). Русские народные сказки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Каро.
3. Зимняя, И. А. (2001). Педагогическая психология: Учебник для вузов. Москва: Логос.
4. Медведева, Л. Н. (2016). Фольклор в начальной школе: Методические рекомендации для учителей. Москва: Русское слово.
5. Репкин, В. В. (2018). Развитие творческих способностей младших школьников через сказкотерапию. Москва: Академия.
6. Смирнова, Е. О. (2019). Интеграция фольклора в образовательный процесс начальной школы. Москва: Владос.
8. Ушинский, К. Д. (1989). О народности в общественном воспитании. Москва: Педагогика.
Приложение 1
Список народных сказок для чтения и анализа
1. "Колобок" - сказка для анализа сюжета и персонажей.
2. "Репка" - сказка для инсценировки и групповой работы.
3. "Морозко" - сказка для театрализованных постановок.
4. "Царевна-лягушка" - сказка для обсуждения моральных уроков.
5. "Иван-Царевич и Серый Волк" - сказка для чтения и пересказа.
Приложение 2
Подборка пословиц и поговорок
1. Пословицы о труде: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", "Дело мастера боится".
2. Пословицы о дружбе: "Старый "Старый друг лучше новых двух", "Друзья познаются в беде".
3. Поговорки о смелости и храбрости: "Смелость города берет", "Где смелость, там и победа".
Приложение 3
План проведения фольклорного праздника "Сказочный день"
1. Вступительная часть: Приветствие участников и краткий рассказ о значении сказок.
2. Инсценировка: Постановка сказки "Репка" с участием учеников.
3. Конкурс на лучшее чтение сказки: Ученики читают отрывки из своих любимых сказок.
4. Игры и викторины: Вопросы по содержанию известных сказок, конкурс загадок.
5. Заключительная часть: Награждение участников и подведение итогов праздник
Приложение 4
Задания для проектной деятельности
1. Создание альбома пословиц и поговорок:
- Сбор пословиц и поговорок по темам (труд, дружба, смелость).
- Иллюстрирование каждой пословицы.
- Написание коротких рассказов, в которых используются пословицы.
2. Подготовка и постановка фольклорной сценки:
- Выбор сказки для инсценировки.
- Распределение ролей среди учеников.
- Подготовка костюмов и декораций.
- Репетиции и итоговое представление.
Приложение 5
Пример рефлексивной анкеты для учеников
1. Что нового ты узнал(а) о народных сказках и пословицах?
2. Какое задание или мероприятие тебе понравилось больше всего? Почему?
3. Что было самым трудным в работе над проектом или постановкой?
4. Как ты считаешь, помогло ли тебе это занятие лучше понять народное творчество?
5. Какие навыки ты развил(а) во время этих занятий (например, работа в группе, чтение вслух, анализ текста)?
Приложение 6
Ресурсы для учителей
1. Сборники сказок и пословиц: Печатные издания и электронные ресурсы с подборками народных сказок и пословиц.
2. Онлайн-платформы: Веб-сайты и образовательные платформы с ресурсами и материалами для работы с фольклором (например, "Сказки.ру", "Русские народные сказки" и др.).
3. Методические пособия: Книги и статьи с рекомендациями по использованию народного творчества в образовательном процессе (например, пособия Васильевой Н. А., Медведевой Л. Н. и других).