Методические рекомендации по изучению творчества Н.М. Карамзина (8–9 класс)
Методические рекомендации по изучению творчества Н.М. Карамзина
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Основы изучения творчества Н.М. Карамзина в школе. Н.М. Карамзин как писатель – новатор в искусстве сентиментализма……………………………. 5
2 Рекомендации по проведению системы уроков по изучению творчества Н.М. Карамзина……………………………………………………..11
3 Методические рекомендации по изучению творчества Н.М. Карамзина в школе…………………………………………………………………………….. 14
4 Изучение творчества Карамзина Н.М. в современной школе……………… 21
5 Заключение……………………………………………………………………. 29
6 Библиография…………………………………………………………………..30
7 Приложения…………………………………………………………………….32
Введение
«Русская литература знала писателей более великих, чем Карамзин, знала более мощные таланты и более жгучие страницы. Но по воздействию на читателя своей эпохи Карамзин стоит в первом ряду, по влиянию на культуру времени, в котором он действовал, он выдержит сравнение с любыми, самыми блестящими именами».
Ю.М. Лотман
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Выбор мною темы объясняется несколькими причинами: во-первых, интересом к творчеству Н. М. Карамзина как крупнейшего представителя русского сентиментализма; во-вторых, желанием пробудить в учениках гордость за свой край на уроках русской литературы.
Будучи представителем русского сентиментализма он внес огромный вклад в литературу. На протяжении всей своей литературной деятельности, которая продолжалась свыше сорока лет, Карамзин изо всех сил старался ради просвещения русского народа.
Много писателей и поэтов, критиков и методистов, литературоведов и историков изучали творчество Карамзина. Такие имена как Трофимов, Ключевский, Лотман, Эйдельман говорят о пристальном внимании к творчеству Николая Михайловича.
Лотман подчёркивает близость творчества Карамзина со многими авторами 19 века, в частности, показывает общность Карамзина и Крылова.
Ж. Трофимов в своей работе «Николай Карамзин и Симбирск» показывает историка как духовного сына просвещенного симбирского дворянства, рассказывает об истории открытия памятника Карамзину в Симбирске в 1845 году.
Это своеобразное «возвращение» Карамзина на малую родину имело немало подводных камней и перипетий, черту под которыми подвёл академик Михаил Погодин в своём Похвальном слове Карамзину, произнесённом в Симбирской гимназии при большом стечении публики.
Вторым памятником историографу России в Симбирске стала Карамзинская общественная библиотека, открытая в 1848 году при активном участии Петра Языкова, старшего брата поэта Николая Языкова. «Удивительно, - замечает Трофимов, - но эти памятники Карамзину и поныне остаются единственными на всю Россию…»
Любовь Александровна Сапченко, ещё один ульяновский краевед, пишет в своей работе: «Всплеск интереса к Карамзину помог установить, что он «великий писатель во всем смысле этого слова», по пушкинскому определению, он стал родоначальником жанра психологической повести, основоположником многих сюжетных мотивов и образов, создателем ставших типичными для русской литературы характеров, первооткрывателем новых стилевых тенденций. Отмечено, что необыкновенное влияние на современников и потомков имела сама личность Карамзина как эталон благородной независимости, собственного достоинства и неподкупности убеждений, вместе с тем доброты и терпимости, сдержанности и сердечности. Проблема осмысления того значения, которое имело наследие Н.М. Карамзина для русской литературы последующих десятилетий, приобрела в наши дни особую актуальность».
Актуальность исследования заключается в том, что Карамзин как писатель-сентименталист интересен и по нынешний день. Его произведения с большой любовью и интересом читает и наше поколение.
К тому же методика работы над произведениями данного писателя отличается своеобразием, при этом они не столь широко освещаются в педагогических изданиях. Противоречие между потребностями школы и недостаточностью изучения вопроса преподавания также обусловливает актуальность выбранной темы.
Цель моей работы: предложить методические рекомендации по изучению творчества Н. М. Карамзина в школе.
Задачи исследования:
- раскрыть особенности развития русского сентиментализма;
-познакомить с основными этапами жизни писателя;
-оценить роль Карамзина как представителя русского сентиментализма;
-выявить методики изучения творчества Карамзина;
Практическая значимость заключается в использовании материала при работе в школе.
Объект исследования: учебный процесс по литературе, классно-урочная система занятий по изучению творчества писателя-историка Н.М. Карамзина.
Предмет исследования: методические подходы к преподаванию творчества Н.М. Карамзина.
Методы исследования: теоретико-описательные: анализ имеющейся литературы по данной проблеме, а также анализ понятийно-терминологической системы, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.
1. Основы изучения творчества Н.М. Карамзина в школе.
Н.М. Карамзин как писатель – новатор в искусстве сентиментализма
Во второй половине XVIII века во многих европейских странах распространяется литературное течение, получившее название «сентиментализм».
Большинство исследователей (П.А. Орлов, Ю.В. Лебедев, С.Э. Павлович) считали, что «сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения». [12, с.73].
В словаре С.И. Ожегова: «Сентиментализм – художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы» [17, с. 678].
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от sentiment – чувство, чувствительность первоисточник: лат. sentio – чувствую) – литературное течение 2-й половины 18 в., периода просветительства, выступавшее против классицизма, а также рационалистических тенденций буржуазного Просвещения [ 4, c.47].
Таким образом, ученые выделяют основные особенности данного литературного направления.
Поскольку становление и развитие любого литературного процесса следует рассматривать как следствие тех исторических изменений, которые происходят в обществе, экономике, искусстве, остановимся на тех особенностях, которыми был ознаменован XVIII век. Многие социальные катаклизмы, «кровавые потрясения великой революции 1799 – 1783 годов, наступившей вслед за эпохой наполеоновских войн, установившийся в результате революции буржуазный строй с его эгоизмом и меркантильностью – все это заставило интеллектуальные силы европейского общества усомниться в истине просветительских учений, обещавших человечеству свободу, равенство и братство на разумных началах». [13, 86с.].
Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства или, как говорили в России в XYIII веке, чувствительность.
От этого слова (по-французски sentiment) произошло название направления, являющегося первой фазой романтизма, поэтому в некоторых источниках сентиментализм называют предромантизмом.
Основной чертой сентиментализма исследователи и писатели считают интерес к внутреннему миру героя, его переживаниям.
В 1784 году Карамзин отмечает: «Конец нашего века почитали мы концом главнейших бед человечества и думали, что в нем последует важное общее соединение теории с практикой … век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови, в пламени, не узнаю тебя» [16, c.39]. Разочарования, пессимизм – все это приводит общественную мысль к прославлению культа души, внутреннего мира человека, а в литературе к возникновению нового направления [13, с.99].
Русский сентиментализм – сложное и противоречивое литературное явление. В русле этого направления работали писатели, различные по своим политическим позициям и эстетическим воззрениям, по тем задачам, которые они ставили перед литературой [20, с.27].
Зарождение русского сентиментализма в шестидесятые годы XVIII в. объясняется в значительной степени тем, что в общественной жизни начинают играть немаловажную роль люди «третьего чина», их настроения находят выражение в произведениях Ф.А. Эмина [«Письма Эрнеста и Доравры» 1768], Лукина [«Мот, любовью исправленный» 1767], в стихотворениях М.Н. Муравьева, написанных «во знак чувствительной души» [11, с.181].
Развитие сентиментализма в русской литературе имеет длинную и сложную историю. В течение почти тридцати лет этот стиль настойчиво пробивал себе путь в борьбе с другими литературными направлениями, в первую очередь с классицизмом.
Сентиментальное направление в XVIII веке все же постепенно захватывает литературу, подчиняя себе даже таких своих первоначальных противников, как Н. Новиков, высмеивающих в одном из первых листов журнала «Живописец» сентиментализм. Через несколько месяцев в статье «Любители добродетели» он отзывается уже не в пародийном плане о серьезно привлекательном, характерном для сентименталистов мотиве уединения, противопоставлении уединенной деревенской жизни порокам света [25,с.177].
Русский сентиментализм отказался от восхваления гражданских доблестей своих героев, но он пришёл к возвышению человека, поставил его на пьедестал. Это не значит, что писатели отказались от изображения гражданина, что общественное сознание перестало отражаться в их произведениях. Эти проблемы выступают в произведениях сентименталистов достаточно четко и решаются авторами в соответствии с их политическими симпатиями.
Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина, что в определенной степени справедливо, так как именно он сумел отделять идейно-тематические и стилевые явления, характерные для сентиментализма, объединить их в целостную систему творчества.
Н.М. Карамзин создал наиболее показательные для этого направления произведения – такие, как «Марфа Посадница» и «Наталья, боярская дочь», «Записки русского путешественника» и «Бедная Лиза».
Во внимании к эмоциональной сфере человека Н.М. Карамзин имел своих предшественников. «Но в отличие от них, ограничивавшихся, как правило, констатацией психологического состояния, Н.М. Карамзин сумел раскрыть психологию человека как динамический процесс», - утверждает исследователь В.И. Федоров.
Творчество Н.М. Карамзина носит, прежде всего, новаторский характер. Он пролагал новые пути в области характеров, тематики, стилистических средств и в особенности в области прозаических жанров. Большое значение имела просветительская направленность творчества писателя. Он стремился вести русскую литературу в контекст мировой, чему служила не только его творческая, но и издательская деятельность.
Продолжая развивать традиции западноевропейского сентиментализма, русские сентименталисты, во главе которых шёл Н.М. Карамзин, расширили диапазон образов, включив в данное течение сближение с народнопоэтическим творчеством, с народной жизнью, изображаемые явления.
Характерной чертой карамзинского сентиментализма является повышенное внимание к эмоциональной жизни человека, к его неповторимой личности, индивидуальности.
Писатель-сентименталист не только сумел преодолеть некоторую односторонность, однолинейность классицистов в обрисовке человеческого характера, но и впервые широко ввел в литературу авторское восприятие явлений, личность образ повествователя, поэтому каждое произведение, каждая повесть – это своеобразное отражение, отображение, отблеск души самого автора[ 14, с.63].
Н. М. Карамзин призывает каждого писателя-сентименталиста к предельной откровенности, искренности, к наиболее полному выражению своих чувств, своего духовного внутреннего мира: «Ты берешься за перо и хочешь быть автором – спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? Ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего» [19, с.7].
Писатель придавал большое значение неповторимой авторской личности, умению каждого автора сочувствовать, сострадать несчастию, слабостям и заблуждениям других людей. Данный призыв становится актуальным в то время, поскольку культ разума, стремление познать мир и человека не сердцем, а холодным рассудком, обнаружили свою полную бесперспективность в литературе.
Героями их произведений становятся не цари, полководцы или какие-либо выдающиеся личности, а обыкновенные простые люди, часто представители средних или даже низших сословий.
Знаменитая повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» отчетливо обозначила интерес к новым героям, новым персонажам, постепенно меняющуюся общественную и нравственную позицию большинства русских писателей 18 века.
В некоторых повестях Н.М. Карамзина сливаются психологические и исторические направления, помогающие понять как личность героя, так и обусловленность его жизни и поведения. К таким повестям можно отнести произведение «Наталья, боярская дочь» (1792), действие которой происходит во времена царя Алексея Михайловича.
«Картина «государственной» гуманности и справедливости, начертанная в «Наталье, боярской дочери», быть может, несколько робко, но довольно недвусмысленно показывала Екатерине II и её фаворитам, какими должны быть монархия, сама императрица и её приближенные. Однако и здесь писателя в большей степени занимает жизнь сердца, история любви Натальи, дочери первого боярина государства, и Алексея, сына опального вельможи». [27 ,с.112].
В повестях Карамзина с наибольшей силой выразились черты его времени. Уже своим фактом своего существования сентиментализм отрицает не только рационалистический подход к явлениям действительности, но и нормативность эстетики классицизма.
Строгая иерархия жанров и стилей в произведениях сентименталистов отсутствует. Место героических поэм, торжественных хвалебных од, гражданско-патриотических стихотворений занимает лирика личная, глубоко интимная, часто философская, любовная или пейзажная. Язык сентименталистов тяготеет к музыкальности, напевности, к максимальному насыщению чувствительной лексикой.
Господствующими жанрами сентиментализма теперь становятся семейные и психологические повести, романы, путевые записки, дневники, автобиографические мемуары, исповеди, то есть произведения, как правило, прозаические. [5,с.307]
Таким образом, особенности сентиментализма как одного из ведущих литературных направлений заключаются в следующем:
- он разрушает эстетику классицизма в искусстве;
- героями произведений становятся люди различных классов, демократических в том числе;
- объектом изображения становятся душевные переживания героев;
- меняется язык произведений на более музыкальный, плавный, напевный;
- художественные произведения приобретают более широкий круг читателей;
- ведущими жанрами становятся роман, повесть, исповедь.
Роль Н.М. Карамзина в русской литературе становится ведущей: он не только разработал теоретические основы нового метода, но дал множество образцов произведений нового литературного направления.
Поскольку главным предметом суждений и размышлений писателя является общественно-политическая жизнь, то острая социальная тема под пером Карамзина теряет почти всю свою остроту, приобретая характер трогательный и драматический. [10, с.183]
Отказавшись от социального подхода к изображению русской действительности, Н.М. Карамзин основное внимание сосредоточил на психологии героев, достигнув здесь значительного мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувства.
Рекомендации по проведению системы уроков по изучению творчества Н.М. Карамзина.
Начиная уроки, посвященные Н. М. Карамзину, учителю важно самому подготовить небольшой, но емкий рассказ о писателе, включив в него оценку В. Г. Белинского: «К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории».1
Хорошим материалом для такого рассказа может служить книга В. И. Федорова «Литературные направления в русской литературе 18 века». 2 Обратите внимание на основные этапы жизни и творчества писателя, не отягощая память девятиклассников подробностями, которые понадобятся им позднее.
Примерная структура:
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем — симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 года — военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н. И. Новикова. Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А. А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» — масонства и просветительства. В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
Творческий путь писателя начался переводами. Затем появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма — «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце XVIII — начале XIX в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Марфа-посадница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза».
И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высоких моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец — результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью.
Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича.
Сентиментальное воспроизведение душевных переживаний еще более последовательно отразится в поэзии Карамзина («Поэзия», «Послание к Дмитриеву», песня «Прости»).
Любовь и дружба — вот чем можно |
писал поэт в «Послании к Дмитриеву».
Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А. С. Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России...»
Рассказ учителя подкрепляется чтением учащимися небольшой статьи в учебнике о Карамзине и энциклопедической справки о сентиментализме, ответами на вопросы, помещенными после этих статей. Дома школьники прочтут повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», подготовятся к пересказам и беседе в связи с прочитанным.
Второй урок посвящается повторению сведений об авторе, осмыслению понятия «сентиментализм», анализу прочитанного дома.
В целях воспитания патриотизма, интереса и любви к российской истории педагогу очень важно пробудить интерес учащихся к самостоятельному чтению если не в полном объеме «Истории государства Российского», то ее фрагментов. Попросите их рассказать о своих впечатлениях, порекомендуйте прочитать книги: «Литература. 9 класс. Хрестоматия художественных произведений», «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс», «Российская школьная хрестоматия» (9 класс).
Карамзин преобразовал, сблизил литературный и разговорный язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как общественный, общеполезный.
Старшеклассники, подготовившие сообщения, расскажут о жизни писателя, значении его творчества («Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом», — писал А. С. Пушкин), и о «Бедной Лизе», и о главном его труде «История государства Российского», который по выходе покупался нарасхват всеми слоями общества. Ответят на вопросы: «К сентиментализму или классицизму относим мы «Бедную Лизу»? Чем интересна сегодняшнему читателю «История государства Российского» или «Записка о древней и новой России» в ее политическом и гражданском отношении
Методические рекомендации по изучению творчества Н.М. Карамзина в школе.
В данной главе хотелось бы представить ряд интересных и методически целесообразных заданий.
Произведения исторического характера достаточно полно представлены в программе общеобразовательной школы. Так, в учебнике 8 класса изучается повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (в сокращении). Педагог предлагает следующие задания для учащихся:
1. Работа с эпиграфом: эпиграфом к уроку могут стать слова А. Пушкина: «Карамзин написал свои мысли о Древней и Новой России со всею искренностью прекрасной души, со всею смелостью убеждения сильного и глубокого… Когда– нибудь потомство оценит… благородство патриота». При работе с данным высказыванием она предлагает следующие вопросы учащимся:
- Как вы поняли смысл высказывания?
- Почему Пушкин называет писателя «патриотом»?
- В чем, на ваш взгляд, выразился патриотизм Карамзина?
2. Много внимания учитель уделяет словарной работе – трактовке понятий, которые вызывают у учащихся затруднение. Например, такие: «романтическое двоемирие», «индивидуальное своеобразие», «исторический оптимизм», «синтез романтизма и просветительства» и др.
3. Задания опережающего характера:
Прочитать статью учебника.
Выписать термины, значение которых непонятно.
По словарю литературоведческих терминов раскрыть их значение (словари приготовлены заранее) [Приложение 5].
Интересную историческую информацию несет глава «Романтический историзм Н.М. Карамзина».
Учащимся предлагается:
- раскрыть сущность спора «карамзинистов» и «шишковистов».
4. Анализ идейного содержания произведения.
После чтения произведения учащимся предлагаются следующие вопросы для анализа:
- чем было вызвано обращение Н.М. Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?
- какова главная мысль повести? Кто её герои? Кто из них вызвал ваши симпатии и почему?
- какую тайну доверил Алексей Наталье? Что помогло влюбленным? Расскажите о героях.
Среди заданий, которые предлагаются авторами учебника, следующие:
- Какую роль выполняют в произведении картины природы? Как относится автор к героям? По каким приметам вы это определили? Какое значение в повести имеет описание Москвы?
- Какие бытовые черты, свойственные тому времени, удалось воспроизвести писателю?
- Как изображается автором внутренний мир героини? Почему это можно считать новаторством и заслугой Карамзина? [Приложение 3].
4. Обобщение знаний, формирование компетенций
- Приведите примеры признаков сентиментализма и романтизма в повести.
Работая над содержанием повести писателя «Бедная Лиза». Произведение изучается в 9 классе по программе, разработанной Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, О.Б. Марьиной. [М., Дрофа; 2016]. Учитель использует беседу аналитического характера. Ниже приведем вопросы:
- Найдите в тексте повести, где Эраст наделен отрицательными чертами (отсутствием моральных устоев, корыстолюбием) как носитель всех этих качеств города?
- Докажите, что патриархальная русская деревня изображается в произведении идиллически.
- Чем заняты Лиза и её мать?
- Почему автор сознательно уходит от социальных противоречий эпохи, изображая поселян?
- Докажите, что пейзаж служит средством противопоставления образов патриархальной деревни и города?
- Почему герои изображаются вне реальной социальной обстановки, реальных жизненных событий?
Приемы опережающих заданий.
- Найдите черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»: приемы опережающих заданий:
1. Что означает слово «бедная» в названии повести?
2.Что можно сказать о повествователе? Как он сам себя характеризует?
- Особую роль в сентиментальных повестях Карамзина играет пейзаж. Проследите по тексту , как картины природы( «натуры») помогают передать душевное состояние героев и самого повествователя.
- Что стало причиной смерти Лизы?
- Подготовьте характеристику Эраста. В чем противоречивость его характера?
После признания Эраста, что он должен жениться на другой, повествователь пишет: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется…»
- Почему повествователь не проклинает своего героя?
- Считает ли он Эраста виновным в гибели Лизы?
- Церковь осуждает самоубийц (Лиза похоронена не на кладбище, т.е. священник отказался отпевать ее), отказывает им в райской жизни. А повествователь пишет: «Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» О чем говорят эти слова?
В учебнике учащиеся знакомятся с фрагментами главного исторического труда Н.М. Карамзина «История государства Российского».
Для изучения предлагается глава под названием «Царствование Иоанна Грозного», где перед учащимися предстает противоречивый характер царя Ивана IV.
I часть произведения рассматривает царствование Ивана Грозного как «венценосного монарха благочестивого», «ласкового к вельможам и народу». Во II части произведения характер царя резко меняется. Он становится «ужасным тираном». Автор вопрошает: «Вероятно ли, чтобы государь, любимый, обожаемый смог с такой высоты блага, счастья, славы низвергнуться в бездну тиранства?» Данный вопрос Карамзина, на наш взгляд, становится ключевым в произведении. Задачей учащихся является поиск ответа на него в тексте произведения. Интересным и творческим является задание по словесному рисованию героя. Необходимо нарисовать два портрета царя – до и после опричнины, указать, в чем причина столь разительных перемен героя. Познавательным для учащихся может стать задание, связанное с историческими лицами произведения. Там присутствуют, кроме царя, Алексей Басманов, Малюта Скуратов и др.
Учащимся предлагается подобрать материал исторического характера о них, дополнив сведениями из «Истории…» Н.М. Карамзина.
Результатом такой поисковой работы становится ответ на вопрос: «Отошел ли Карамзин от исторического источника, обрисовывая своих героев?».
Изучение глав «Истории государства Российского» продолжается во внеклассном чтении. Учитель увлекает ребят творчеством писателя. Поскольку произведение Н.М. Карамзина изучаются в старших классах, основной задачей становится развитие личностного подхода к изучению литературного произведения, самостоятельность его оценки. Интересы старшеклассников во многом уже сформировались, поэтому учитель связывает изученные темы по творчеству Н.М. Карамзина с программным материалом. Наиболее удачной является связь проблемно-тематического характера. Поясним выше сказанное примером. Мы уже отмечали, что творчество писателя Н.М. Карамзина изучается на уроках классного и внеклассного чтения.
На уроках внеклассного чтения педагог продолжает расширять знания учащихся о писателе, включая в урок работу над другими его произведениями.
Так, при изучении отдельных глав «Истории…» проводит сравнительный анализ других эпизодов произведения. Например, сравним образ Ивана Грозного и Великого князя Игоря Олеговича.
Вопросы для сравнительной характеристики следующие:
- В чем сходство и различие в характере героев?
- Как рисует автор исторических деятелей?
- Что выделяет в их внешнем облике и характерах?
- Каковы главные черты героев?
- Какую роль они сыграли в становлении Русского государства?
- С кем ещё из исторических личностей можно провести параллель?
Привлекает на уроках внеклассного чтения произведения других авторов на эту же тему, созданные в русле одного литературного направления. Для этой цели, например, можно использовать роман А.К. Толстого «Князь Серебряный». Можно, на наш взгляд, построить урок внеклассного чтения, опираясь на проблему. Тема урока по творчеству Н.М. Карамзина будет звучать так: «Герои «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина» или «По страницам «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина».
Помимо внутрипредметных связей, в практике учитель использовал межпредметные связи с уроками истории, географии, музыки, изобразительной деятельности, МХК. Произведения писателя дают для этого очень богатый материал.
Интересно проходят уроки по теме: «Исторические события и герои в произведениях Н.М. Карамзина»; «Путешествия русских писателей» (А.Н. , Н.М. Карамзин); «История Отечества» (в произведениях писателя Н.М. Карамзина); «Человек и природа».
Итак, при проведении уроков по творчеству Н.М. Карамзина учитывается:
- сочетание произведений разных жанров (повесть, путешествие, исторический очерк);
- чередование различных видов уроков классного и внеклассного чтения;
- использование разнообразных методических приемов работы с текстом;
- учет межпредметных связей;
- приемы активизации читательской самостоятельности;
- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с произведениями, написанными методом сентиментализма;
- занимательные материалы на уроках,
- работу с учебником, видеоматериалами, текстом, живописью.
Таким образом, методические подходы к работе над произведениями Н.М. Карамзина предлагают широкий спектр разнообразных приемов, среди которых имеются как традиционные, так и нестандартные.
Ниже приводим методические рекомендации, разработанные нами при изучении художественных произведений писателя:
- методы и приемы, используемые в уроке, должны быть разнообразными: анализ художественного текста, лекция, комментирование литературного произведения (включая исторические комментарии), претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись), литературное творчество по мотивам жизненных впечатлений учащихся, беседа, самостоятельная работа учащихся с текстом;
- следует учитывать личностный характер общения учащихся с художественным произведением, его контакт с литературным произведением, писателем;
- поскольку произведения писателя носят исторический характер, следует учитывать взгляд самих учащихся по данным проблемам;
- особое внимание учитель должен уделить словарной работе, так как язык сложен для восприятия учащихся;
- большинство произведений ставят нравственную проблему, поэтому учителю следует найти способы интерпретации, необходимой для осознания их учащимися;
- учитывая мнение Д.С. Лихачева о том, что «любое толкование произведения искусства… не может претендовать быть окончательным. Осознанная субъективность становится в какой-то мере объективной», следует давать возможность учащимся иметь собственную точку зрения на художественные произведения;
- основной задачей учителя является, на наш взгляд, дать представление не только о культуре 18 века, но и выявить черты сентиментализма;
- работа над произведениями писателя предполагает использовать достижения наук (литературоведения, психологии, философии, эстетики) и искусств (живопись, кино)
- интерес к изучению произведений писателя должен способствовать развитию его не только как читателя, но и гражданина, патриота;
- понимание произведений писателя не приходит быстро, оно требует постоянной готовности к литературным открытиям, умению смотреть на мир глазами автора.
3. Изучение творчества Карамзина Н.М. в современной школе
Альманахи
Известно, что Карамзин писал не только повести, публицистику, исторические труды, он был ещё и одним из первых создателей альманахов в нашей стране.
Альмана́х (от араб. ألمناخ — астрономический календарь) — разновидность сериального издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и др.) 7
Особенно большое распространение - первоначально в Западной Европе, а потом и во всех странах - получили литературно-художественные альманахи.
В России альманахи появились в конце XVIII века. «Аглая» — альманах Н.М.Карамзина, вышедший в двух томах в 1794 и 1795 гг. Характерно, что альманах включал в себя только отечественные сочинения, причем подавляющая часть опубликованных в нем произведений принадлежала самому Карамзину.
Вторая книга «Аглаи» состоит из немногих произведений. Главные опять же принадлежали Карамзину. Он как бы продолжает знакомить читателей с неопубликованными ранее частями «Писем русского путешественника», фрагментами парижских впечатлений, передавая атмосферу парижского салона, театров, а главное, описав встречу с семьей французского короля, очевидцем которой ему довелось быть.
«Аглая» имела значение предпосылки того типа литературных альманахов, которые будут издаваться впоследствии декабристами. 8
В 1796 Н. М. Карамзин выпустил сборник «Аониды», который считается первым русским литературным альманахом. В конце 1820-х — начале 1830-х годов в России ежегодно выходило около двадцати альманахов. А. С. Пушкин в 1827 писал: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о её движении и успехах». Позднее В. Г. Белинский называл эту эпоху «альманачным периодом» и писал, что «русская литература была по преимущесту альманачная. 9
Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791—92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками:
Чтобы творчество Николая Михайловича не показалось ученикам далёким и неинтересным, можно предложить им создать свой альманах.
В отличие от журнала альманах выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.10
Поэтому можно организовать проектную работу по созданию альманаха отдельного класса и школы, сделав его либо поэтическим, либо информационным (например, значимые события школы за учебный год), либо со сведениями из различных областей деятельности класса/школы.
«Бедная Лиза»
Эта повесть очень подробно рассмотрена в любом учебно-методическом комплексе. При изучении «Бедной Лизы» надо обращать внимание не только на сюжетную основу повести, но и на культурологический материал, расширить представление учеников о творчестве Карамзина.
Работа по этой повести может вылиться в исследовательский материал учащегося. Одним их заданий может быть предложено сравнить места, которые описывает Карамзин, с современной Москвой. Материалами для учителя может послужить следующая информация.
Си́монов (Успе́нский) монасты́рь — мужской монастырь, основанный в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин (монашеское имя — инок Симон — от чего и происходит название монастыря).
С Симоновым монастырем связаны многие ключевые события русской истории.
До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня».
«Солевая» башня Симонова монастыря. «Кузнечная» башня Симонова монастыря
Башня «Дуло» Симонова монастыря
В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.
Москва-река. Симонов монастырь стоит неподалёку от Москвы-реки, и Лиза часто выходит на берег, чтобы унять своё волнующееся сердце.
А это современный вид берега Москвы-реки
Такой маршрут по старой и новой Москве покажет школьникам, что Карамзин очень любил свою Родину и старался предельно чётко обозначить границы места действия.
Так же можно и поработать с маршрутом по Великому Новгороду (по повести Николая Михайловича «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода»)
Современный вид Новгорода
Что изменилось?
Ребята могут поработать в форме сочинения – заочного путешествия по городам, могут приготовить компьютерную презентацию. Всё зависит от желаний и возможностей учителя и ученика.
Переводы Карамзина за рубежом.
Интересным заданием для учеников будет, я думаю, обращение к произведениям Карамзина, которые были переведены за рубежом. В современной школе мы изучаем творчество многих зарубежных писателей и поэтов. А изучают ли творчество нашего земляка в других странах? Кто были первые переводчики его произведений? Переводят ли его сейчас? Такое задание потребует от учеников большой исследовательской работы. А материалом для учителя может служить следующая информация: в 1940-1950-е годы кое-что можно было прочесть о Карамзине и за рубежом. Например, в книгах В.В. Зеньковского «История русской философии» (1948-1950) и «Русские мыслители и Европа» (1955), вышедших в Париже, содержатся небезынтересные наблюдения и замечания об «эстетическом гуманизме» писателя.
В фундаментальном исследовании В.В. Леонтовича «История либерализма в России», изданном в 1957 году на немецком языке, Карамзину полностью посвящена одна глава. Автор, пойдя вразрез со всеми традиционными представлениями, отвел историку место в ряду представителей русского... либерализма. Смелые и неожиданные выводы Леонтовича были, конечно, обусловлены его своеобразным подходом к идентификации либеральной идеологии. Все это характеризует «Историю либерализма в России» как сочинение, полезное для формирования свежего взгляда на карамзинскую социально-политическую концепцию.
Первые переводы карамзинских повестей появились в Англии в самом начале XIX века - с 1800 по 1804 гг. Поскольку число людей, знавших русский язык, в Англии того времени было ничтожным, знакомство с русской литературой на первых порах могло происходить только через немецкие или французские посредники, которые «не отличались ни точностью передачи, ни особыми литературными достоинствами».11
Особую роль в ознакомлении европейской аудитории с произведениями Карамзина сыграли немецкие переводы И. Рихтера (1764-1829). Сборник Рихтера, изданный в 1800 году в Лейпциге, включал переводы четырёх названных произведений Карамзина: первые три были переведены со второго издания «Моих безделок , а повесть «Юлия» — с отдельного издания 1796 г. Именно эта книга Рихтера и послужила источником для всех рассматриваемых здесь английских переводов. Переводы Рихтера имеют немало достоинств: для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру героев, попытка сохранить присущие стилю Карамзина сочетание лёгкости и серьёзности, манерности и простоты.
На английский язык повести из рихтеровского сборника переводились дважды. Первые английские переводы были опубликованы в 1800-1801 гг. в журнале «Германский музей», который ставил своей целью популяризацию в Англии литературы континентальной Европы. В августовской книжке журнала за 1800 г. появился перевод произведения Карамзина «Фрол Силин, благодетельный человек», а также краткий пересказ выдержек из «Писем русского путешественника» под названием «Путешествия Карамзина» («Karamzin's Travels»). В следующем (сентябрьском) номере журнал публикует перевод повести «Юлия», «а 1801 году — перевод «Бедной Лизы» в двух частях, в январском и февральском номерах. Имя переводчика неизвестно, переводы подписаны инициалами M.G.12
Итак, в XIX веке в Англии был опубликован всего один перевод повести Карамзина «Наталья, боярская дочь», а «Бедная Лиза», «Фрол Силин» и «Юлия» были дважды переведены разными авторами с немецкого посредника Рихтера.
В некотором уточнении нуждается вопрос о том, как проза Карамзина была воспринята в Англии. М.П. Алексеев пишет: «Несмотря на допущенные искажения, английская критика отнеслась к повестям в общем одобрительно». Ни одного примера одобрительной рецензии учёный не приводит. Их, впрочем, и не было. По данным Э. Кросса, переводы повестей остались практически незамеченными британскими рецензентами. Об интересе английской читающей публики к произведениям русского автора мы можем судить только по фактам их переизданий и по предисловиям переводчиков.
Заключение.
Таким образом, мы провели анализ становления русского сентиментализма как литературного течения, отразившего интересы эпохи и явившегося ступенью для развития романтизма, рассмотрели особенности русского сентиментализма, раскрыли сентиментализм как литературоведческое понятие, Н.М. Карамзина как лидера сентименталистов XYIII века. Отмечается, что в своих произведениях писатель выступал как глубокий психолог и аналитик души героя. Эти особенности творчества обусловливают современные подходы к изучению произведений писателя. Наиболее эффективными являются системно-функциональный подход, компетентностный, культурологический, позволяющие воспитывать ценностные ориентации к предмету «Литература».
В работе дано описание методов работы с произведениями на примере повести «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза», «Марфа Посадница», «История Государства Российского», указаны особенности художественных приемов, используемых автором для создания настроения и исторических образов.
Таким образом, Н.М. Карамзин, как представитель русского сентиментализма, возникшего во II половине XVIII в, внес огромный вклад в мировую литературу. Зародившись в 60-е годы, в России сентиментализм сыграл важную роль в жизни русской литературы.
Учитывая принадлежность этого замечательного писателя к нашей региональной культуре, мы должны взрастить в сознании учеников гордость за своих земляков, за то, что мы являемся частью этой культуры.
Погрузится ли ученик в мир, созданный писателем, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие - об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением.
В целом же, данная работа может быть использована как методическая разработка по творчеству Н.М. Карамзина школьными учителями литературы.
Библиография:
1. Алпатова Т. А. История русской литературы XVIII в. – М., 1998.
2. Арзуманова М.А. «Русский сентиментализм в литературно – общественной борьбе 90 – х г. 18 в.», - Л., 1964.
3. Белинский ,В. Г. Полное собр. соч., т. IX, стр. 678—679.
4. Благой Д.Д. История русской литературы 18 века, - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство РФ, 2005.
5. Благой Д.Д. «История русской литературы 18 в.» - М.: «Просвещение», 1978. .
6. Валицкая А. П. Русская эстетика 18 века. – М., 1983.
7. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. М., 1998. - С. 435.
8. Западов А.В. «Н.М. Карамзин» (В книге: Русская проза 18 в.», М – Л., 1950.)
9. Калинина И.В. «И крестьянки любить умеют…», - «Литература в школе» № 7, 2002.
10. Канунова Ф.З. «Из истории русской повести», М., 1978.
11. Карамзин Н.М. Что нужно автору? - «Литература в школе» № 7, 2002.
12. Карамзин Н.М. «Наталья, боярская дочь», М., 1973, 287с.
13. Карамзин Н. М. Предания веков/ Сост., вступ. Ст. Г.П. Макогоненко; Г. П.
Макогоненко и М. В. Иванова; - Ли. В. В. Лукашова. - М.: Правда, 2005. – 768с.
14. Кочеткова, Н.Д. Русский сентиментализм, – М.: «Наука», 1978.
15. Лотман, Ю. М. Карамзин: Сотворение Карамзина. Ст. и исслед., 1957-1990. Заметки рец. / Ю.М. Лотман. - СПБ.: Искусство - СПБ, 2004 - 830 с.: ил.: портр.
17. Смирнов, А.Ф. Книга-монография «Николай Михайлович Карамзин» («Российская газета, 2006»).
18. Сапченко Л.А. «Зеркало души: Н.М. Карамзин по его письмам»: издательство «Арт-студия “Фризия”», Ульяновск, 2001.
19. Сапченко Л.А. Карамзин и русская литература 2-ой половины XIX века: [Учеб. пособие]. Ульяновск: Ульян, гос. ун-т, 2001. 109 е.;
20. Сапченко Л.А. Н.М. Карамзин: судьба наследия. (Век XIX). Ульяновск, 2003. 379 е.;
21. Сапченко Л.А. Творческое наследие Н. М. Карамзина: проблемы преемственности: диссертация д-ра филол. наук: Москва, 2003. 463с.
Приложение (материалы для работы на уроке)
Основные даты жизни и творчества Н.М. Карамзина.
1766, 1(12) декабря родился в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии.
1775 – 1781 – воспитывался в Москве, в пансионе профессора И.М. Шадена. 1782 – находится в гвардейском Преображенском полку в Петербурге.
1783 – выходит свет первое печатное произведение Карамзина – перевод с немецкого идиллии С. Геснера «Деревянная нога».
1784 – выходит в отставку с чином поручика и уезжает в Симбирск.
1785, июль –1779, май – живет в Москве в кругу масонов.
1788 – 1789 – участвует в периодических изданиях: «Размышлениях о делах Божиих», в журнале Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Публикует свою первую повесть «Евгений и Юлия».
1789 – выходит из масонской ложи.
1789, 18 мая – 1790, 15 июля – заграничное путешествие 1791, январь – 1792, декабрь – издает «Московский журнал». Публикует по частям «Письма русского путешественника». Полностью издает в 1801 году; а 1799 – 1804 – переводы на немецкий, польский, английский и другие языки. Выходят в свет «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» (1792) и др. 1793 – 1796 – выпускает в Москве два тома альманаха «Аглая», две части повестей «Мои безделки», «Мелодор к Филарету».
1796 – «Ода на случай присяги московских жителей…Павлу I». Вскоре – разочарование в Павле.
1796 – 1799 – несмотря на препятствия цензуры, издает три книжки альманаха «Аониды», повесть «Юлия», прозаический философский диалог «Разговор о щастии», первую часть «Разных повестей», журнал «Пантеон иностранной словесности» и др. 1801, март – восшествие на престол Александра I. Оды Александру I («На восшествие на престол…», «На торжественное коронование…»), выходит в свет полное издание «Писем русского путешественника», пишет «Историческое похвальное слово Екатерине Второй». Апрель – женитьба на Елизавете Ивановне Протасовой.
1802, январь – 1803, декабрь – издание литературно-политического журнала «Вестник Европы». В журнале опубликованы: «Моя исповедь», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице», «Рыцарь нашего времени», «Чувствительный и холодный. Два характера» и др.
1802, апрель – смерть жены.
1803 – 1804 – издание сочинений в 8-ми томах.
1803, 31 октября – высочайший указ о назначении Н.М. Карамзина на должность историографа.
1803 – 1816 – работа над первыми восьмью томами «История государства Российского».
1804, январь – женитьба на Екатерине Андреевне Колывановой.
1805 – 1808 – закончены три первых тома «Истории государства Российского». Открывает ценные документальные материалы (с помощью сотрудников и помощников А.Ф. Малиновского, К.Ф. Калайдовича, П.М. Строева и др.): Лаврентьевскую (Пушкинскую) и Троицкую (сгоревшую в 1812 году) летописи, два списка Ипатьевской рукописи, рукопись Кормчей книги (13 век), древнейший список Русской Правды, Судебник Ивана Грозного и др. Работа с Ипатьевской рукописью заставляет переработать пятый том «Истории…». Он был закончен только в 1811 году.
1810 – знакомится в Москве с сестрой императора Александра I великой княгиней Екатериной Павловной. По ее приглашению посещает ее резиденцию в Твери.
1811, март – подает императору трактат «О древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях» («Записки о древней и новой России»). В России документ полностью издан в России в 1900 году. 18 марта – читает императору главы из «Истории государства Российского».
1812,12 июня – начало Отечественной войны. Июль – начало августа – Карамзин прерывает работу над «Историей…», отправляет семью в Ярославль, отав жене «лучший и полный экземпляр «Истории»». 26 августа – Бородинское сражение. Карамзин готовится вступить в народное ополчение. 1 сентября – покидает Москву.
1813 – Карамзин вместе с семьей прибывает в Нижний Новгород. Возобновляется работа над « Историей государства Российского».
1814 – 1815 написаны седьмой и восьмой тома «Истории…».
1816 – аудиенция у графа А.А. Аракчеева, а затем у императора Александра I. Вместе с семьей переезжает из Москвы в Санкт-Петербург.
1818, 28 января – выходят в свет первые восемь томов «Истории…». Тираж 3000 экземпляров разошелся в один месяц. Потребовалось второе издание. 5 декабря – Карамзин избран в Императорскую Российскую академию наук. 1821 – выходит девятый том «Истории…», посвященный эпохе Ивана Грозного. 1824 – выходят в свет 10 и 11 тома «Истории…». 12 том вышел в свет посмертно в 1829 году.
1825, 19 ноября – смерть императора Александра I. 14 декабря – восстание на Сенатской площади. Карамзин на площади, но восстание резко осуждает. Резко ухудшается состояние здоровья.
1826, 22 марта – Карамзин пишет письмо императору Николаю I с просьбой о назначении его во Флоренцию на должность русского резидента. Карамзин предполагал там поправить здоровье.
6 апреля – ответ Николая I на просьбу Карамзина: «…хотя место во Флоренции еще не вакантно, но Российскому Историографу не нужно подобного предлога, дабы иметь способ там жить свободно и заниматься своим делом, которое, без лести, кажется, стоит, дипломатической корреспонденции…».
13 мая – рескрипт императора о назначении «Историографу Российской империи, Действительному Статскому Советнику Карамзину, отъезжающему для излечения своего за границу», пенсии по 50 тысяч рублей в год» с тем, чтобы сумма сия…была после него произведена сполна жене его , а по смерти ее также сполна их детям – сыновьям до вступления всех их в службу, а дочерям до замужества последней из них».
22 мая (3 июня) – Карамзин скончался. 25 мая – Николай Михайлович Карамзин похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
10 интересных фактов о Н.М. Карамзине
1. Николай Карамзин родился 1 декабря (12 декабря по новому стилю) 1766 года в Симбирской губернии. Однако, сам он долгое время не знал точный год своего рождения, и был убежден, что появился на свет в 1765 году, то есть чувствовал себя на год старше, чем был на самом деле. И лишь к концу жизни знаменитый историк уточнил и собственную историю – он отыскал надежные документы, которые подтверждали, что родился он 1 декабря 1766 года.
2. Карамзин ввел в русский язык множество новых слов-неологизмов: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», так и варваризмов: «тротуар», «кучер». Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
3. Карамзину принадлежит самая краткая характеристика общественной жизни в России. Когда во время его путешествия в Европу русские эмигранты спросили Карамзина, что происходит на родине, писатель ответил одним словом: «воруют».
4. Николай Карамзин был открывателем «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Отрывки из уникального произведения XV века писатель опубликовал в примечаниях к VI тому «Истории Государства Российского». Карамзин писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара…».
5. Карамзин придерживался ограничений в еде. Об этом факте вспоминал живший долгие годы в одном доме с Карамзиным брат его жены П. А. Вяземский: «Карамзин был очень воздержан в еде и питии. Возвратясь с утренней прогулки, он выпивал две чашки кофе, за ним выкуривал трубку табаку. За обедом начинал он с вареного риса, которого тарелка стояла всегда у прибора его, и часто смешивал его с супом. Выпивал рюмку портвейна и стакан пива. Вечером, около 12-ти часов, съедал он непременно два печеных яблока» (Сиповский В.В. «О предках Н.М. Карамзина»).
6. Карамзин был одним из первых «европейцев» российской культуры. Во время своего путешествия по Европе он встречался с «властителями умов» того времени: Кантом, Гердером, Лафатером, Бонне, Мармонтелем. В Национальном Собрании ПарижаКарамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Именно в то время Карамзин в полной мере осознал эффект, который может производить устное и печатное слово на массы.
7. Указом императора Александра I в 1803 году Николай Карамзин, по его же собственному ходатайству, был официально назначен «российским историографом». Он стал третьим по счету историографом России - так тогда именовали историков - и последним. Никому после Николая Михайловича Карамзина это звание не присваивалось. Это звание дало ему право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающихся».
8. Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность.
9. В 1810 году Карамзин едва не стал жертвой интриг П. И. Голенищева Кутузова, попечителя московского университета. Голенищев-Кутузов в доносе на имя министра просвещения Разумовского писал о том, что сочинения Карамзина наполнены ядом вольнодумства и якобинства. Доносчик писал, что Карамзина необходимо демаскировать как вредного обществу человека. Донос был оставлен без последствий, но вскоре последовал новый. На этот раз Голенищев-Кутузов объявил Карамзина французским шпионом. Этот донос тоже был опровергнут.
10. В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.
Высказывания, цитаты и афоризмы Карамзинa
• Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом. • Мы все, как муха на возу: важничаем и в своей невинности считаем себя виновниками великих происшествий.
• Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция — отверстый гроб для добродетели и самого злодейства.
• Мало разницы между мелочным и так называемыми важными занятиями; одно внутреннее побуждение и чувство важно. Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро — спрашивайте у совести.
• Мудрец, который знал людей, Сказал, что мир стоит обманом: Мы все, мой друг, лжецы, Простые люди, мудрецы; Непроницаемым туманом Покрыта истина для нас.
• Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою.
• Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено. Гони природу в дверь: она влетит в окно.
• Не мешаю другим мыслить иначе.
• Ничто не ново под луною: Что есть, то было, будет ввек. И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек...
• Оправдание некоторых жестокостей, всегдашнее мягкосердечие несовместимы с великостью духа. Великие люди видят только общее.
• Как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания.
• Любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего.
• Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумцы хвалят разум свой! Мой друг, не мы тому виной.
• Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России.
• В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!
• Творец всегда изображается в творениях, часто против воли своей.
• Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, то оставь перо, или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей.
• Солнце течет и ныне по тем же законам, по которым текло до явления Христа Спасителя: так и гражданские общества не переменили своих уставов; все осталось, как было на Земле и как иначе быть не может.
• Счастлив, кто независим, но как трудно быть счастливым, то есть независимым.
• Так водится в здешнем свете: одному хорошо, другому плохо, и люди богатеют за счет бедных. Шагнуть ли в свет политический? Раздолье крикунам и глупым умникам; не худо и плутишкам.
• Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.
• Что сделали якобинцы по отношению к Республике, то Павел сделал по отношению к Самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного.
• Республика без добродетели и геройской любви к отечеству есть неодушевленный труд.
• Слова принадлежат веку, а мысли векам.
• Смеяться, право, не грешно, над всем, что кажется смешно.
• Я презираю скороспелых либералистов: я люблю лишь ту свободу, которой не отнимет у меня никакой тиран.
• Я чувствую великие дела Петровы и думаю: «Счастливы предки наши, которые были их свидетелями!» Однако ж — не завидую их счастью!
• Время это лишь последовательность наших мыслей. Душа наша способна к самопогружению, она сама может составлять свое общество.
• Для привязанности нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо.
• Жизнь есть обман — счастлив тот, кто обманывается приятнейшим образом. • Для существа нравственного нет блага без свободы, но эту свободу дает не Государь, не Парламент, а каждый самому себе, с помощью Божиею.
• Бог великий музыкант, вселенная — превосходный клавесин, мы лишь смиренные клавиши. Ангелы коротают вечность, наслаждаясь этим божественным концертом, который называется случай, неизбежность, слепая судьба.
• Жизнь наша и жизнь Империи должны содействовать раскрытию великих способностей души человеческой; здесь все для души, все для ума и чувства, все должно служить бессмертию в их успехах!
1 . Белинский, В.Г. Полное собр. соч., т. IX
2 Федоров, В.И. «Литературные направления в русской литературе 18 века», М., «Просвещение», 1979г
39