Методический аспект изучения творчества М.М. Пришвина в школе
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА М.М. ПРИШВИНА В ШКОЛЕ
Колбина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района НСО
Аннотация. В статье рассматривается методический аспект изучения творчества М.М. Пришвина в школе на примере учебно-методического комплекса по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Анализируется система вопросов и заданий по сказке-были «Кладовая солнца» в соответствии с современными требованиями обучения литературе в школе, делаются выводы о достоинствах и недостатках программы.
Ключевые слова: теория и методика обучения литературе, учебно-методический комплекс В.Я. Коровиной, творчество М.М. Пришвина, «Кладовая солнца».
Главной целью современной школы является планомерное и целенаправленное формирование всесторонне развитой личности. Немаловажное значение в этом имеет учебный курс «Литература».
Изучение творчества М. Пришвина имеет длительную и противоречивую историю. На протяжении долгого времени в сознании человека существовала точка зрения о Пришвине как о тайновидце и знатоке природы, отдаленного от социальных проблем.
Произведения Пришвина расширяют детский кругозор, воспитывают уважение к окружающему миру, развивают лучшие морально-нравственные качества человека. Пришвин учит читателя любить природу, относиться к ней максимально бережно и чутко.
Основная тема творчества Пришвина – единство человека и природы. Он учит бережно относиться к каждому её элементу, видеть больше чем просто сосну и ель, слышать больше, чем просто пение птицы, чувствовать не просто дуновение ветра или дождь.
Нами проанализированы учебники, рабочие программы, методические пособия по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, рекомендованные Министерством Просвещения Российской Федерации. [2]
Учебно-методический комплекс по литературе под редакцией В.Я. Коровиной является продолжением программы 1990-ых годов авторского коллектива В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой. В основе УМК лежит системно-деятельностный подход. Главной идеей данного подхода является открытие новых знаний в процессе исследовательской работы. Задача учителя при системно-деятельностном подходе – организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы школьники самостоятельно решили проблемы урока и объясняли план действия в новых условиях реализации ФГОС: «системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному обучению, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». [1]
Первое знакомство с творчеством М.М. Пришвина происходит в 5 классе. Обучающихся самостоятельно знакомятся с рассказом «Моя родина (Из воспоминаний детства)», главная идея которого состоит в том, что любому человеку нужна родина, нужно охранять природу, а охраняя природу, мы охраняем родину.
В 6 классе обучающимся предлагается для урочного изучения произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Словосочетание «кладовая солнца», встречающаяся в рассказе «Моя родина (Из воспоминаний детства)», используется в том же значении, что и название сказки-были. М. Пришвин пишет: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». [4]
Изучение «Кладовой солнца», по замыслу авторов-составителей УМК, в контексте темы «родная природа», на ее рассмотрение отводится 4 часа. На первом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя. В.Я. Коровина предлагает вместо рассказа детям о биографии М.М. Пришвина прочитать отрывки из «Золотой розы» К.Г. Паустовского (глава «Михаил Пришвин»), затем начало сказки-были «Кладовая солнца» прочесть на уроке вслух, а прочтение оставшегося текста выступает в роли домашнего задания. Важным материалом, который помогает расширить биографические сведения о писателе расположен в справочном разделе учебника «Литературные места России». Авторы учебника знакомят нас с деревней Дунино, в которой М.М. Пришвин провёл свои последние годы жизни. В доме, где жил писатель, в 1954 году был открыт мемориальный литературный музей, в котором в настоящее время ежегодно проводятся Пришвинские чтения.
Второй урок посвящен первоначальному знакомству с художественными особенностями сказки-были «Кладовая солнца», характерами главных героев. Обучающиеся определяют, что в произведение сказочного, а что реалистичного (работают над мотивами сказки и были). Выразить ер свой ер идеал ер и ер свою ер мечту ер о ер высоком ер назначении ер человека ер автор ер смог ер благодаря ер приему ер смешения ер сказочного ер и ер реального. ер Ответственность ер человека ер за ер все ер живое ер на ер земле ер — ер одна ер из ер главных ер мыслей ер писателя. ер Пришвин ер верит ер в ер осуществления ер этой ер мечты ер среди ер обычных ер людей. ер Сказочное ер слилось ер с ер действительным ер в ер «Кладовой ер солнца». ер И ер ведь ер если ер чутко ер и ер внимательно ер оглядеться ер вокруг, ер понимаешь, ер что ер чудесное, ер волшебное ер — ер рядом, ер среди ер обыкновенных ер людей.
При анализе произведения следует акцентировать внимание обучающихся на том, что в «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования – суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста» [3]. При характеристике главных героев ведётся активная работа над изобразительно-выразительными средствами языка, акцент ставится на эпитеты и сравнения. Такой тип работы обогащает речь школьников и делает ее красивее.
На следующем уроке основной упор делается на осмысление конфликта между главными героями – Настей и Митрашей, на его причины и последствия, определяется роль природных образов в изображении конфликта. Методисты предлагают несколько вариантов работы, один из них – это дискуссия, которая помогает лучше осмыслить текст прочитанного. Выдвигается два тезиса - «Права Настя» и «Прав Митраша». Второй вариант работы – «вслед за автором». Данный тип работы подразумевает беседу с постоянным обращением к тексту.
Заключительный урок направлен на выявление основной мысли текста. Система вопросов построена таким образом, чтобы обучающиеся подошли к пониманию пришвинского выражения «правда» жизни», к смыслу, заложенному в названии произведения.
При анализе «Кладовой солнца» обучающиеся активно работают над развитием речи. В методических рекомендациях к программе В.Я. Коровина рекомендует выполнить следующее домашнее задание: написать мини-сочинения по предложенным вопросам:
«перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведёт» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?»;
«что заставило Митрашу пойти по неизвестной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предложения подтвердите деталями текста.»;
«как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.»;
«зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о еле и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён перед появлением детей в лесу?»;
«прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей (со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» до слов «завыли, застонали…»). Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит. Каково отношение автора к этому?»;
«как Травка пришла на помощь человеку?». [3]
Данный тип работы позволяет шестиклассникам систематизировать свои знания по прочитанному произведению, высказывать точку зрения, которой они придерживаются, улучшить навыки письменной речи.» [3]
После анализа «Кладовой солнца» В.Я. Коровина предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с произведением М.М. Пришвина «Корабельная чаща», в которой школьники снова встречаются с Настей и Митрашей.
Итак, в УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной творчество М. Пришвина изучается в 5 и 6 классах. Обучающиеся знакомятся с биографией писателя, определяют сказочные и реалистические черты, а также основную мысль в сказке-были «Кладовая солнца», анализируют конфликт Насти и Митраши.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнением от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.03.2019)
2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Дом/Downloads/Приказ_345_от_28.12.2018_ФПУ.PDF (дата обращения: 30.03.2019)
3.Полухина В.П. Литература. Методические советы. 6 класс. / под редакцией В.Я. Коровиной [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_6_lit/5.html#3 (дата обращения: 02.04.2019)
4.Пришвин М.М. Моя родина (Из воспоминаний детства) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lukoshko.net/story/moya-rodina-iz-vospominaniy-detstva.htm (дата обращения: 01.04.2019)
5.Рабочая программа по литературе. 5-9 классы / под редакцией В.Я. Коровиной – 2-е издание, переработанное – М.: «Просвещение», 2014 г. – 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://umc-chehov.edumsko.ru/uploads/1000/898/section/258372/docs/pomosch-uchitelyu/russkii_yazik_i_literatura/2015-2016/r_p_literatura_5-9_korovina_v_ya_1.pdf (дата обращения: 02.04.2019)