Методические рекомендации по написанию итогового сочинения

4
2
Материал опубликован 25 August 2020

Методические рекомендации по написанию итогового сочинения.


Цель: оказание помощи обучающимся в подготовке к итоговому сочинению.   

Сочинение-рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств  причинно-следственной семантики
Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения).


Объём сочинения


Оптимальный объём сочинения – это 300 -350 слов.  Если же в работе менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за работу в целом. Максимальный объём сочинения не регламентирован.

Соответственно, чем шире тема, тем больший объём необходим для её раскрытия. Важным фактором здесь является также почерк. Если почерк размашистый, то, естественно, сочинение займёт больше места. Но необходимо учитывать, что чрезмерно длинные сочинения угрожают большим количеством ошибок. Если почерк неразборчивый, то лучше писать печатными буквами.


Самостоятельное написание сочинения.

Одно из главных требований к выполняемой работе – сочинение должно быть написано самостоятельно.  

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме), однако объём цитирования не должен превышать объём собственного текста экзаменуемого. Запрещается пересказ художественного произведения. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за всю работу.

Рекомендации:

1. Постарайтесь быть искренним в восприятии и оценке выбранной темы.

2. Не пересказывайте художественное произведение.

3. Избегайте напускной эмоциональности, ложного пафоса: фальшь всегда заметна, она испортит вашу работу.

4. Используйте не более двух кратких, выразительных цитат. Цитата не должна быть оторвана от остального текста сочинения.

Выполненная работа оценивается в соответствии с четкими критериями, которые необходимо разъяснить обучающимся:

Кр.1 Соответствие теме

Данный критерий связан с проверкой содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Рекомендации:

1. Внимательно прочитайте тему сочинения

2. Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл

3. Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)

4. Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы

5. Строго придерживайтесь избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис

6. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы

7. Составьте план сочинения

8. Все части работы должны подчиняться главной мысли, которая сформулирована в теме сочинения.

Кр.2 Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Рекомендации:

1. Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы, вообще, не сможете раскрыть тему.

2. Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.

3. Не забывайте, что вы можете опираться на любые литературные произведения: романы, повести, рассказы, сказки, Библия и т.д. Нельзя использовать произведения малых жанров.

4. Не сбивайтесь на пересказ текста.

Краткое описание тематических направлений и книги, которые могут помочь при создании творческой письменной работы:

Общие темы

Комментарий

Примерный список литературы

Размышления о человеке, о цели и смысле жизни, о свободе.

Почти вся мировая литература стремится дать ответ на два взаимосвязанных философских вопроса «В чём смысл жизни?» и «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?» 
   Жизненными ценностями называют те представления и идеи, которые становятся главными, определяющими в жизни того или иного человека. Принято выделять материальные и духовные ценности. Опираясь на них, человек строит свою жизнь, свои отношения с людьми
.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Война и мир». М.Горький «На дне». А.С.Пушкин «Капитанская дочка», И.С.Тургенев «Отцы и дети» и др.

Добро и зло

С давних времен принято говорить о борьбе добра и зла. Эти явления совершенно противоположны друг другу, однако они не исключают одно другое. Без добра не может существовать зло, а без зла не может быть добра. Эти две силы взаимосвязаны между собой. В мире всегда будут добрые и злые начала, поэтому эту борьбу можно назвать вечной. Никто и никогда не сможет одержать победу. Вечной также можно назвать и борьбу добра и зла внутри одного человека. Этот выбор всегда остается за конкретной личностью.

Проблема добра и зла поднималась многими русскими и зарубежными писателями, поэтами и драматургами. Каждый автор придерживался собственной позиции относительно борьбы между этими силами.


Л.Н.Толстой «Война и мир», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Горький «Старуха Изергиль», А.Н. Островский «Гроза», В.Г. Распутин «Уроки французского» и др.

Правда и ложь

Нас воспитали так, что ответ кажется простым. Правда – это когда передают факты так, как они есть. А ложь, соответственно, - искажение этих фактов. В наше время растет число людей, которые, попав в затруднительное положение, без особого стеснения прибегают к маленькой и большой лжи. Причем эта «ложь от смущения» используется не только в действительно сложных ситуациях, а по малейшим поводам, когда, сказав неправду, можно избежать каких-то обременительных мелочей или неприятного выяснения отношений.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Горький «На дне», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А. Куприн "Святая ложь.", М.Шолохов «Судьба человека», А.С.Грибоедов «Горе от ума», В.В.Быков «Сотников» и др.

Война, героизм, патриотизм.

Война - это вооруженный конфликт между двумя и более политическими образованиями, который происходит на фоне различных претензий или в целях навязывания своей воли оппоненту. Однако война - это более страшное явление, чем просто вооруженный конфликт. Это разрушенные семьи. Это умирающие от голода дети.Это разрушение мира и доброты.Это страдания и боль. Это смерть. Много смертей.Война сметает все общечеловеческие ценности, заставляя людей показать свою равнодушную и жестокую сущность. Когда над головой свистят пули и человека делают мишенью, важно только одно - выжить. И ради этого кто-то предает свою семью, друзей и Родину, а кто-то защищает их до конца, жертвуя собой. Люди, прошедшие через войну, никогда не обретут прежнего Я.

Человек устроен так, что тема войны будет актуальна во все времена. И эта тема очень привлекает писателей и поэтов, которые написали об этом тысячи произведений


Л.Н.Толстой «Война и мир», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М. Шолохов «Судьба человека», Б.Л. Васлиьев «А зори здесь тихие», М. Шолохов «Тихий Дон», В. Распутин «Живи и помни», «Сказание о Борисе и Глебе», В.В.Быков «Сотников», А.Твардовский «Василий Теркин и др.


Любовь

Любовь – это лучшее чувство на нашей земле, которое может испытывать человек!  Она бывает разной, например, к родителям, к животным, спорту, противоположному полу.  Но всегда это чувство проявляет себя тем, что ты не представляешь свою дальнейшую жизнь без объекта своей любви.

Любящий человек дарит тепло, доброту, заботу и ничего не требует взамен. Мы  любим своих родителей, друзей и родители и друзья любят нас. Мы дарим друг другу подарки, в тяжелую минуту готовы даже отдать свою жизнь за любимого человека

Такое чувство, как любовь способно на многое. Например, любовь может отвести от трагических поступков, победить войну, вылечить от страшной болезни, воодушевить на героизм.


У.Шекспир «Ромео и Джульетта», А.Куприн «Гранатовый браслет», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», В. Распутин «Живи и помни», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.С.Пушкин «Евгений Онегин» , И.С.Тургенев «Ася», «Отцы и дети» и др.

Дружба

Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба возможна только при соблюдении определенных «законов», важнейшими из которых являются уважения прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязательность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика. Дружба - это больше, чем приятная компания или близость интересов. Дружба – глубокие, искренние отношения, включающие в себя целый комплекс эмоций. Для дружбы характерно глубокое взаимопонимание людей. Это означает возможность общаться друг с другом практически без слов, при помощи жестов и мимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и интонации, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в разных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в тот или иной момент

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Э.М.Ремарк «Три товарища», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», А.Дюма «Три мушкетера» и др.

Литература и искусство

Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи – цвета и линии, в скульптуре - формы, в танце – движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение. Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством ее создания является слово. Умение при помощи слов «оживлять» образы людей, «рисовать» картины природы, погружать в атмосферу разных событий и вызывать при этом отклик в душе читателя мы и называем литературным талантом.

Во все времена люди знали о великой силе слова, способной ранить и исцелить, побудить к совершению великих дел, утешить и ободрить. С помощью слов происходит львиная доля обмена информацией между людьми. Словами мы научились выражать наши самые важные чувства. Словами же мы можем нанести вред, солгать, напугать. Возможности слова безграничны, их воздействие на человека бесспорно, именно поэтому литература способна оказывать глубокое воздействие на людей, доносить до нас новые идеи, заставлять задумываться, сочувствовать, сопереживать.

С помощью слов литература создает целые миры, погружаясь в них на какое-то время, мы абсолютно четко ощущаем, что они реальны. Мы будто идем вместе с героями литературных произведений по их дорогам, переживаем их приключения, разделяем их чувства. Так обычная жизнь наполняется новыми событиями, впечатлениями, переживаниями.


Любое произведение.

Природа

Человек и природа - это одна из «вечных» тем в истории отечественной и мировой литературы. Природа всегда служила источником красоты, способным оказать благотворное влияние на человека, наполняла его душу умиротворением и покоем, помогала стать  чище. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу.

       Многие поэты и писатели   понимали, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей.     В произведениях талантливых авторов картины природы открываю нам восхитительный мир, волнуют своей неповторимостью, напоминают читателям: не губите красоту вокруг себя.


«Слово о полку Игореве», И. С. Тургенев «Отцы и дети», А.И. Куприн «Олеся», Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Л. Н. Толстой «Война и мир», Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб», В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»,
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой», В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»,Э. Хемингуэй «Старик и море»



Кр.3 Композиция и логика рассуждения

Данный критерий связан с проверкой умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Рекомендации:

1. Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению.

Общая композиция итогового сочинения, как и любого другого, состоит из:

- вступления

- основной части

- заключения

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка.

2. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

3. Во вступлении может:

- формулироваться вопрос;

- раскрываться основные понятия по теме сочинения;

- содержаться ответ на заданный по теме вопрос;

- представлено ваше мнение;

- сформулировано ваше понимание поднятой темы;

- объяснение выбора темы: ее актуальность, привлекательность для вас.

        4. В основной части необходимо:

- продемонстрировать знание материала;

- продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли;

- воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного.

- показывать свое отношение к фактам;

- анализировать каждый абзац текста;

- делать мини-выводы и обобщения.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

      5. В основной части следует избегать:

- пересказа литературного произведения, если вы используете его в качестве одного из аргументов;

- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

     6. Заключительная часть должна быть:

- короткой, но емкой;

- органически связана с предыдущим изложением.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.


Кр.4 Качество письменной речи

Данный критерий связан с проверкой речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

Рекомендации:

1. Правильность речи. Речь должна соответствовать нормам русского языка.

2. Уместность речи. Помните, кто вашу работу будет проверять.

3. Красота речи. Используйте больше синонимов, меньше повторов, грубых и просторечных слов.

4. Чистота речи. Избегайте слова-сорняки, молодежный сленг.

5. Богатство речи. Используйте в сочинении афоризмы, пословицы, удачные сравнения, но не увлекайтесь украшательством.

6. Логичность речи. Не перепрыгивайте с одной мысли на другую, обдумывайте каждую фразу и следующую за ней. 

7. Ясность и простота речи. Тщательно отбирать слова, речь должна быть понятна. Старайтесь подбирать слова и выражения, доступные и ясные по своему значению.

Типы ошибок: 1) Фактические. 2) Грамматические. 3) Речевые. 4) Логические.


                                             Кр.5. Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

Рекомендации:

1. Пользуйтесь при написании сочинения орфографическим словарем.

2. Если сомневаетесь в написании слова, то подбирайте слова - синонимы.

3. Не стройте предложения, перегруженные деепричастными, причастными, сравнительными оборотами, обращениями, вводными словами.


Время работы

Необходимо рассчитывать время. На выбор темы не должно тратиться больше 10 минут. Ещё примерно полчаса уйдёт на черновой набросок плана. Весь черновик лучше написать за половину времени, отведенного на экзамен. После этого отложите его в сторону, отвлекитесь на 5 минут, расслабьтесь, отдохните.

Теперь с новыми силами можно приступать к редактированию и проверке.

Отредактировав и проверив сочинение по частям, прочтите его исправленный вариант еще раз. Осталось переписать на чистовик. Имейте время в запасе, чтобы переписать работу чисто и разборчиво. Проверять ваше сочинение будут несколько человек. Хорошо бы произвести на них благоприятное впечатление, хотя бы почерком.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за подборку материала к сочинениям.

25 August 2020

Хорошие рекомендации, спасибо!

29 September 2022