12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Изотова Раиса Викторовна637 Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский Материал размещён в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ» |
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Методические рекомендации к разработке и написанию
Рабочая программа педагога-психолога ДОО.
Методические рекомендации к разработке и написанию.
Автор: Изотова Раиса Викторовна,
педагог-психолог 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 15» ПКГО,
Руководитель Городского методического
объединения педагогов-психологов ДОО
г. Петропавловска-Камчатского
Современная система образования предъявляет новые требования к педагогу-психологу дошкольного учреждения, согласно которым, каждый специалист должен иметь свою Рабочую программу. Об этом гласит Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ст. 48 п.1, где написано, что «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность … в соответствии с утвержденной рабочей программой». А во ФГОС ДО определена структура Рабочей программы, которая должна содержать три обязательных раздела.
Однако, на практике психологам ДОО трудно определиться, чем именно наполнять эти разделы Рабочей программы. В связи с этим возникла необходимость в разработке единых рекомендаций для педагогов-психологов ДОО.
Методические рекомендации по написанию Рабочей программы педагога-психолога ДОО разработаны Изотовой Р.В. - педагогом-психологом МБДОУ "Детский сад №15" ПКГО, руководителем Городского методического объединения педагогов-психологов ДОО г. Петропавловска-Камчатского, а также утверждены на Городском методическом объединении педагогов-психологов ДОО г.Петропавловска-Камчатского (протокол № 2 от 28.09.2016г)
Рабочая программа: что это и про что?Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог-психолог создает свою психолого-педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Основанием для разработки Рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 48 п.1;
ФГОС ДО, в котором определена структура Рабочей программы.
Методологической основой для разработки Рабочей программы является развернутое перспективное планирование.
Рабочая программа — нормативно-управленческий документ:
характеризует систему организации профессиональной деятельности педагога-психолога в конкретном ДОУ.
Определяет содержание и объем деятельности в каждом профессиональном направлении (психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение и т.д.)
Показывает как с учетом конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников психолог осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса.
Разработка Рабочей программы
Рабочая программа составляется на учебный год, с учетом потребностей и особенностей ДОУ.
Проектирование содержания программы осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания.
Программа должна быть рассмотрена на Педагогическом совете и утверждена руководителем ДОУ.
На наш взгляд, к молодому специалисту – психологу, только окончившему ВУЗ – не следует предъявлять требований к наличию Рабочей программы. Молодым специалистам достаточно иметь перспективный план, т.к. первые два года деятельности являются адаптационными для специалиста. Молодой психолог должен не только адаптироваться в профессии, но и понять структуру и потребности учреждения. И уже после этого он в состоянии грамотно написать свою Рабочую программу.
Структура Рабочей программыТитульный лист.
Содержание.
1 . Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
Приложения к программе
Титульный лист.На титульном листе должно быть указано полное название дошкольного учреждения, согласно Уставу ДОУ (сверху листа).
Ниже "РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете, протокол №__, дата__"; а также "УТВЕРЖДАЮ руководитель (ФИО), подпись, печать".
Указывается учебный год, на который составлена Рабочая программа, и ФИО педагога-психолога
Содержание.Перечень разделов и подразделов Рабочей программы с указанием номеров страниц.
Целевой разделЦелевой раздел кратко обосновывает Рабочую программу психолога.
Пояснительная записка к Рабочей программе. Здесь необходимо указать какую Программу дошкольного образования реализует ДОУ. Пояснить, что Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе Образовательной программы ДОУ и с учетом ФГОС ДО. А также прописать, что Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по всем профессиональным направлениям (психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение, экспертная работа) в процессе реализации образовательного процесса с детьми, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ДОУ.
Нормативно-правовое обоснование для разработки Рабочей программы (перечень нормативных документов):
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения»
Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста
Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)
Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"
Цели и задачи деятельности педагога-психолога на учебный год.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ…. Оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья…..
Задачи:
Создание в ДОУ благоприятного психологического климата…
Психологический анализ социальной ситуации развития…
Профилактика и преодоление трудностей …
Развитие психолого-педагогической компетентности…
Оказание своевременной психологической помощи…
…
Особенности дошкольного образовательного учреждения.
Здесь надо указать какое количество групп функционирует в ДОУ, какой направленности (группы раннего возраста, общеразвивающие, комбинированные группы или компенсирующего вида). Возрастной контингент воспитанников и их особенности (дети с ОВЗ, ранний возраст и т.п.). Обозначить нагрузку психолога (1 ставка) и основную направленность деятельности, исходя их потребностей ДОУ и возможностей самого психолога.
Содержательный разделВ данном разделе описываются все направления профессиональной деятельности, которые осуществляет педагог-психолог. В каждом направлении необходимо прописать цели и конкретное содержание видов и форм работы.
Направления деятельности педагога-психолога
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне…
Указываются виды диагностических работ, с какой категорией (дети, педагоги, родители) проводится, а так же диагностика по запросам
Психологическая профилактика
Цель: предотвратить возникновение возможных проблем в развитии…
Описывается работа в данном направлении: анализ медицинских карт, работа по адаптации субъектов образовательного процесса, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка и т.д.
Коррекционно-развивающая работа
Цель: коррекция отклонений психического развития…
Отметить, что ориентиром для проведения коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры ФГОС ДО. Прописать, что возможна работа по запросу
Консультационная работа
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи……
Прописать какая консультативная работа будет вестись – индивидуальная, групповая, запланированная и по запросу
Психологическое просвещение
Цель: повышение психологической компетенции педагогов, родителей….
Прописать в какой форме: круглые столы, родительские собрание, стендовая информация
Экспертная работа
Участие в ПМПк
Посещение занятий, открытых мероприятий
Экспертиза деятельности группы или воспитанника
Экспертиза образовательной или коррекционно-развивающей среды, ее психологической безопасности и комфортности
Анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
Оценка профессиональной деятельности педагога
Участие в работе конфликтных комиссий
Экспертиза программ
Участие в аттестационной комиссии
Организационно-методическая работа
Перечислить все формы данного вида работы
Перспективный план на 20__/20__ уч.год
Оформляется в табличном виде, как и в прошлые года
№ | Вид работы | Адресат | Сроки проведения | Предполагаемый результат | ||
1 | Психологическая диагностика | |||||
Наблюдения процесса адаптации к ДОУ, выявление детей с признаками дезадаптации (совместно с педагогами групп и медсестрой) | Дети: Пер.млад.№1 Пер.млад.№2 Втор.млад.№2 | Сентябрь - ноябрь | Листы адаптации. Аналитическая справка…. Рекомендации по … | |||
Определение уровня актуального психического развития детей для организации развивающей помощи в подготовке к школе | Дети: подг.гр. | Октябрь – ноябрь | Заключение... Рекомендации для родителей и педагогов. Формирование групп развивающей работы | |||
Индивидуальная диагностика | Дети: по запросу | В течение года | Индивидуальное заключение … Рекомендации… | |||
… | ||||||
2 | Коррекционно-развивающая работа | |||||
Развивающие занятия по формированию психологической готовности детей к школе (по результатам диагностики) | Дети: подг.гр. | Ноябрь - январь | Программа С.В. Рябцевой «Готовимся к школе вместе» | |||
Индивидуальные занятия по коррекции нарушений /отклонений в эмоционально - личностном развитии | Дети: по запросу | В течение года | Индивидуальные вариативные программы | |||
… | ||||||
3 | Психологическая профилактика | |||||
Реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике дезадаптации в ДОУ (контроль и сопровождение процесса адаптации) | Дети: Пер.млад.№1 Пер.млад.№2 Втор.млад.№2 | Сентябрь - ноябрь | Рекомендации педагогам, игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения и снижение тревожности Памятки. | |||
Профилактика неблагоприятных последствий возрастных кризисов (3-х, 7-ми лет) | Родители | Февраль -Март | Стендовая информация, памятки для родителей | |||
… | ||||||
4. | Консультирование | |||||
Консультации по проблемам адаптации | Родители, педагоги | Сентябрь - декабрь | Рекомендации | |||
Индивидуальные консультации по результатам диагностики | Родители, педагоги | В течение года | Рекомендации | |||
Консультирование по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, воспитания и другим вопросам | Родители, Педагоги, Администрация ДОУ | В течение года | Рекомендации | |||
… | ||||||
5 | Психологическое просвещение | |||||
Просветительская работа об особенностях адаптационного периода | Родители, Педагоги | Сентябрь | Стендовая информация, Буклеты | |||
Информирование о возрастных особенностях детей | Родители: все возрастные группы | Сентябрь - ноябрь | Буклеты «Возрастные особенности ребенка» | |||
Участие в семинарах, педсоветах, проводимых в ДОУ (по плану зам.зав.по ВМР) | педагоги | Ноябрь Февраль Май | Презентации Доклады, Деловые игры | |||
… | ||||||
6 | Организационно – методическая работа | |||||
Оформление и заполнение рабочей документации (планы работы, журналы) | Сентябрь | |||||
Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений | В течение года | |||||
Оформление информационных материалов для стендов и памяток для родителей, | В течение года | |||||
Подготовка к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям | В течение года | |||||
… |
Материально-технические оснащенность.
Наличие кабинета и его оснащенность. Обеспеченность практическими и методическими материалами и пособиями и т.д.
Если нет отдельного кабинета, то каким образом в ДОУ организовываются групповые формы работы, индивидуальные и т.п.
Список диагностических комплексов. Или банк диагностических методик с обозначением возрастного диапазона и целевой направленности.
В этот список могут входить готовые издательские стандартизированные комплексы, либо составленные психологом самостоятельно на их основе.
Список коррекционно-развивающих / профилактических программ, которые имеются в наличии в кабинете психолога, и которые используются в работе
Приложения к Рабочей программеЦелесообразнее в приложении Рабочей программы вложить описание возрастных особенностей детей с важными новообразованиями в каждом возрасте.
Другие Приложения к Рабочей программе прописываются списком, а хранятся отдельно в других файлах, папках:
График работы / Циклограмма деятельности
Согласия родителей на психологическое сопровождение ребенка
Списки детей по группам с датой рождения
Списки детей с ОВЗ (заключения ПМПК и рекомендации)
Материалы психологического просвещения (стендовая информация, памятки, буклеты и т.п.)
Программы работы с педагогами
Доклады на педсоветах
Текст - шрифт TimesNewRoman, кегль 12-14.
Межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка.
Заголовки и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Программа прошивается (вкладывается в файлы), страницы нумеруются, скрепляется печатью образовательного учреждения и утверждается подписью руководителя ДОУ.
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.
Список литературы строится в алфавитном порядке. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.
Изотова Раиса Викторовна – педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15»
г.Петропавловск-Камчатский