Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Методические рекомендации к разработке и написанию

12
1
Материал опубликован 23 June 2017 в группе

Рабочая программа педагога-психолога ДОО.

Методические рекомендации к разработке и написанию.

Автор: Изотова Раиса Викторовна,

педагог-психолог 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 15» ПКГО,

Руководитель Городского методического

объединения педагогов-психологов ДОО

г. Петропавловска-Камчатского

Современная система образования предъявляет новые требования к педагогу-психологу дошкольного учреждения, согласно которым, каждый специалист должен иметь свою Рабочую программу. Об этом гласит Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ст. 48 п.1, где написано, что «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность … в соответствии с утвержденной рабочей программой». А во ФГОС ДО определена структура Рабочей программы, которая должна содержать три обязательных раздела.

Однако, на практике психологам ДОО трудно определиться, чем именно наполнять эти разделы Рабочей программы. В связи с этим возникла необходимость в разработке единых рекомендаций для педагогов-психологов ДОО.

Методические рекомендации по написанию Рабочей программы педагога-психолога ДОО разработаны Изотовой Р.В. - педагогом-психологом МБДОУ "Детский сад №15" ПКГО, руководителем Городского методического объединения педагогов-психологов ДОО г. Петропавловска-Камчатского, а также утверждены на Городском методическом объединении педагогов-психологов ДОО г.Петропавловска-Камчатского (протокол № 2 от 28.09.2016г)

Рабочая программа: что это и про что?

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог-психолог создает свою психолого-педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Основанием для разработки Рабочей программы являются:

Федеральный закон от 29.12.2012   № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 48 п.1;

ФГОС ДО, в котором определена структура Рабочей программы.

Методологической основой для разработки Рабочей программы является развернутое перспективное планирование.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ:

характеризует систему организации профессиональной деятельности педагога-психолога в конкретном ДОУ.

Определяет содержание и объем деятельности в каждом профессиональном направлении (психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение и т.д.)

Показывает как с учетом конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников психолог осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса.

Разработка Рабочей программы

Рабочая программа составляется на учебный год, с учетом потребностей и особенностей ДОУ.

Проектирование содержания программы осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания.

Программа должна быть рассмотрена на Педагогическом совете и утверждена руководителем ДОУ.

На наш взгляд, к молодому специалисту – психологу, только окончившему ВУЗ – не следует предъявлять требований к наличию Рабочей программы. Молодым специалистам достаточно иметь перспективный план, т.к. первые два года деятельности являются адаптационными для специалиста. Молодой психолог должен не только адаптироваться в профессии, но и понять структуру и потребности учреждения. И уже после этого он в состоянии грамотно написать свою Рабочую программу.

Структура Рабочей программы

Титульный лист. 

Содержание. 

1 . Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Приложения к программе

Титульный лист.

На титульном листе должно быть указано полное название дошкольного учреждения, согласно Уставу ДОУ (сверху листа).

Ниже "РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете, протокол №__, дата__"; а также "УТВЕРЖДАЮ руководитель (ФИО), подпись, печать".

Указывается учебный год, на который составлена Рабочая программа, и ФИО педагога-психолога

Содержание.

Перечень разделов и подразделов Рабочей программы с указанием номеров страниц.

Целевой раздел

Целевой раздел кратко обосновывает Рабочую программу психолога.

Пояснительная записка к Рабочей программе. Здесь необходимо указать какую Программу дошкольного образования реализует ДОУ. Пояснить, что Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе Образовательной программы ДОУ и с учетом ФГОС ДО. А также прописать, что Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по всем профессиональным направлениям (психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение, экспертная работа) в процессе реализации образовательного процесса с детьми, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ДОУ.

Нормативно-правовое обоснование для разработки Рабочей программы (перечень нормативных документов):

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения»

Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»

Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)

Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"

Цели и задачи деятельности педагога-психолога на учебный год.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ…. Оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья…..

Задачи:

Создание в ДОУ благоприятного психологического климата…

Психологический анализ социальной ситуации развития…

Профилактика и преодоление трудностей …

Развитие психолого-педагогической компетентности…

Оказание своевременной психологической помощи…

Особенности дошкольного образовательного учреждения.

Здесь надо указать какое количество групп функционирует в ДОУ, какой направленности (группы раннего возраста, общеразвивающие, комбинированные группы или компенсирующего вида). Возрастной контингент воспитанников и их особенности (дети с ОВЗ, ранний возраст и т.п.). Обозначить нагрузку психолога (1 ставка) и основную направленность деятельности, исходя их потребностей ДОУ и возможностей самого психолога.

Содержательный раздел

В данном разделе описываются все направления профессиональной деятельности, которые осуществляет педагог-психолог. В каждом направлении необходимо прописать цели и конкретное содержание видов и форм работы.

Направления деятельности педагога-психолога

Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне…

Указываются виды диагностических работ, с какой категорией (дети, педагоги, родители) проводится, а так же диагностика по запросам

Психологическая профилактика

Цель: предотвратить возникновение возможных проблем в развитии…

Описывается работа в данном направлении: анализ медицинских карт, работа по адаптации субъектов образовательного процесса, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка и т.д.

Коррекционно-развивающая работа

Цель: коррекция отклонений психического развития…

Отметить, что ориентиром для проведения коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры ФГОС ДО. Прописать, что возможна работа по запросу

Консультационная работа

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи……

Прописать какая консультативная работа будет вестись – индивидуальная, групповая, запланированная и по запросу

Психологическое просвещение

Цель: повышение психологической компетенции педагогов, родителей….

Прописать в какой форме: круглые столы, родительские собрание, стендовая информация

Экспертная работа

Участие в ПМПк

Посещение занятий, открытых мероприятий

Экспертиза деятельности группы или воспитанника

Экспертиза образовательной или коррекционно-развивающей среды, ее психологической безопасности и комфортности

Анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

Оценка профессиональной деятельности педагога

Участие в работе конфликтных комиссий

Экспертиза программ

 Участие в аттестационной комиссии

Организационно-методическая работа

Перечислить все формы данного вида работы

Перспективный план на 20__/20__ уч.год

Оформляется в табличном виде, как и в прошлые года

Вид работы

Адресат

Сроки

проведения

Предполагаемый

результат

1

Психологическая диагностика

 

Наблюдения процесса адаптации к ДОУ, выявление детей с признаками дезадаптации (совместно с педагогами групп и медсестрой)

Дети:

Пер.млад.№1

Пер.млад.№2

Втор.млад.№2

Сентябрь - ноябрь

Листы адаптации.

Аналитическая справка….

Рекомендации по …

 

Определение уровня актуального психического развития детей для организации развивающей помощи в подготовке к школе

Дети:

подг.гр.

Октябрь –

ноябрь

Заключение...

Рекомендации для родителей и педагогов.

Формирование групп развивающей работы

 

Индивидуальная диагностика

Дети: по запросу

В течение года

Индивидуальное заключение … Рекомендации…

 

     

2

Коррекционно-развивающая работа

 

Развивающие занятия по формированию психологической готовности детей к школе (по результатам диагностики)

Дети:

подг.гр.

Ноябрь - январь

Программа С.В. Рябцевой «Готовимся к школе вместе»

 

Индивидуальные занятия по коррекции нарушений /отклонений в эмоционально - личностном развитии

Дети: по запросу

В течение года

Индивидуальные вариативные программы

 

     

3

Психологическая профилактика

 

Реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике дезадаптации в ДОУ (контроль и сопровождение процесса адаптации)

Дети:

Пер.млад.№1

Пер.млад.№2

Втор.млад.№2

Сентябрь - ноябрь

Рекомендации педагогам, игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения и снижение тревожности

Памятки.

 

Профилактика неблагоприятных последствий возрастных кризисов (3-х, 7-ми лет)

Родители

Февраль -Март

Стендовая информация, памятки для родителей

 

     

4.

Консультирование

 

Консультации по проблемам адаптации

Родители, педагоги

Сентябрь

- декабрь

Рекомендации

 

Индивидуальные консультации по результатам диагностики

Родители, педагоги

В течение года

Рекомендации

 

Консультирование по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, воспитания и другим вопросам

Родители,

Педагоги,

Администрация ДОУ

В течение года

Рекомендации

 

     

5

Психологическое просвещение

 

Просветительская работа об особенностях адаптационного периода

Родители,

Педагоги

Сентябрь

Стендовая информация, Буклеты

 

Информирование о возрастных особенностях детей

Родители:

все возрастные группы

Сентябрь - ноябрь

Буклеты «Возрастные особенности ребенка»

 

Участие в семинарах, педсоветах, проводимых в ДОУ (по плану зам.зав.по ВМР)

педагоги

Ноябрь

Февраль

Май

Презентации

Доклады, Деловые игры

 

     

6

Организационно – методическая работа

 
 

Оформление и заполнение рабочей документации (планы работы, журналы)

Сентябрь

 

Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений

В течение года

 

Оформление информационных материалов для стендов и памяток для родителей,

В течение года

 

Подготовка к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям

В течение года

 

 
Организационный раздел

Материально-технические оснащенность. 

Наличие кабинета и его оснащенность. Обеспеченность практическими и методическими материалами и пособиями и т.д.

Если нет отдельного кабинета, то каким образом в ДОУ организовываются групповые формы работы, индивидуальные и т.п.

Список диагностических комплексов. Или банк диагностических методик с обозначением возрастного диапазона и целевой направленности.

В этот список могут входить готовые издательские стандартизированные комплексы, либо составленные психологом самостоятельно на их основе.

Список коррекционно-развивающих / профилактических программ, которые имеются в наличии в кабинете психолога, и которые используются в работе

Приложения к Рабочей программе

Целесообразнее в приложении Рабочей программы вложить описание возрастных особенностей детей с важными новообразованиями в каждом возрасте.

Другие Приложения к Рабочей программе прописываются списком, а хранятся отдельно в других файлах, папках:

График работы / Циклограмма деятельности

Согласия родителей на психологическое сопровождение ребенка

Списки детей по группам с датой рождения

Списки детей с ОВЗ (заключения ПМПК и рекомендации)

Материалы психологического просвещения (стендовая информация, памятки, буклеты и т.п.)

Программы работы с педагогами

Доклады на педсоветах

Требования к оформлению рабочих программ:

Текст - шрифт TimesNewRoman, кегль 12-14.

Межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка.

Заголовки и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Программа прошивается (вкладывается в файлы), страницы нумеруются, скрепляется печатью образовательного учреждения и утверждается подписью руководителя ДОУ.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.

Список литературы строится в алфавитном порядке. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Изотова Раиса Викторовна – педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15»

г.Петропавловск-Камчатский

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое за материал!

18 September