12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аниса Сафина358
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
0

Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми «Обучение написанию сочинения рассуждения (эссе)»

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 66

города Магнитогорска

Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми.

Обучение написанию сочинения - рассуждения (ЭССЕ).

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 66»

Сафина Аниса Мансуровна

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Обучение написанию сочинения-рассуждения (ЭССЕ).

Пояснительная записка.

Программа элективного курса составлена в соответствии с содержанием образования по русскому языку. Данная программа готовит учащихся 9-11 классов к ЕГЭ.

Программа не дублирует базовый курс, но органически с ним связана. Цель любого учебного предмета, а тем более русского языка, - научить при помощи грамотной речи, устной и письменной, передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом состоит огромная роль комплекса письменных работ, которые предлагаются учащимся. Самым востребованным жанром сочинения – рассуждения сейчас является эссе. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, предполагающим определённую интерпретацию исходного текста. Этот жанр позволяет ученику раскрыть свой творческий потенциал, своё внутреннее «Я». В работе используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат.

Данный курс рассчитан на 17 часов и направлен не только на интеллектуальное, но и на духовное эстетическое развитие учащихся 9-11 классов; предполагает использование таких форм занятий, когда создаётся творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения.

Задачи курса:

- актуализировать личностные качества старшеклассников, что помогает развитию их творческих способностей;

- создать условия для формирования и развития у учащихся чувства языка, слова;

- развивать интерес к предмету;

- уметь анализировать и систематизировать материал.

Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:

- умение определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); определять стиль текста, тип речи, доказать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу;

- находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические, образные);

- находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;

- совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

- создавать свой текст;

- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинений;

- строить высказывание в определённой жанрово-композиционной форме (описание, рассуждение, повествование);

- строить собственное высказывание по данному тексту.

Отслеживание результатов работы проводится в форме написания ЭССЕ по данному тексту.

Чтобы успешно выполнить задание части «С», необходимо умение анализировать и строить собственное высказывание по данному тексту. Практическая направленность данного курса – подготовка учащихся к ЕГЭ.

«Обучение написанию сочинения-рассуждения (ЭССЕ)» – это ускоренный курс подготовки к ЕГЭ учащихся9- 11 классов.

Основными методическими пособиями для элективного курса являются:

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М. : Вербум, 2009.

Лосева Л.М. Как строить текст. - М.: Просвещение, 2005.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык. Сочинение-рассуждение. Челябинск .: Взгляд, 2009.

Александров В.Н. и другие. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. Челябинск. : Взгляд, 2009.

Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу « Теория и практика сочинений разных жанров». – М ,: Просвещение, 2008.

Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М.: Просвещение, 2008.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.: Вербум, 2007.

Пахнова Т.М. Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа, 2009.

Карнаух Н.Л. Учимся писать ЭССЕ. – 2009, №2, журнал «Русский язык в школе».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Урок №1. Текст.

Вопросы:

1. Текст – от лат. «Textum» - ткань; связь, соединение.

Текстом называется совокупность смысловых, лексических, грамматических, интонационных или графических связей между словами, словосочетаниями, предложениями и фразами, образующих единство высказывания.

2. Признаки текста:

- тематическое и композиционное единство всех его частей;

- наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);

- смысловая целостность;

- относительная законченность.

3. Тема и идея текста.

Прежде чем начать писать,

Я задаю себе три вопроса:

Что хочу написать,

Как написать и для чего написать.

М. Горький

О чём говорится в тексте?

(Мы определяем тему высказывания).

! Очень часто тема обозначена в названии произведения.

НО! Всякое произведение многотемно. С темой тесно связана идея текста.

ИДЕЯ. Какова главная мысль текста?

К чему призывает автор?

4. Работа с отрывком из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

(Смотреть приложение №1).

1) Тема, идея (бой и нарастание боевого духа);

2) языковые средства (единство форм времени глаголов – сказуемых прошедшего времени).

5. Учебно-тренировочное задание. Работа с текстом Д. Лихачёва (1906 – 1999).

(Приложение №1).

УРОК №2. Знакомство с ЭССЕ как жанром литературного произведения.

1. Знакомство с определением жанра.

ЭССЕ – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета.

ЭССЕ – с франц. «попытка, проба, очерк»; от лат. «взвешивание».

ЭССЕ – новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо.

2. Признаки ЭССЕ:

- небольшой объём,

- конкретная тема,

- открытое личностное осмысление,

- свободная композиция,

- парадоксальность и афористичность,

- разговорная интонация,

- лексика.

ЦЕЛЬ ЭССЕ – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и потребность в самовыражении.

3. История создания жанра.

Родоначальник ЭССЕ – французский философ Мишель Монтель (1533 – 1592). В 1580 году были изданы его «Опыты», отсюда и пошло название.

4. Виды ЭССЕ.

ЭССЕ может быть посвящено философским, историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, искусству...

5. Жанры ЭССЕ:

- моральная проповедь,

- статья,

- дневник,

- рассказ,

- исповедь,

- речь,

- очерк,

- письмо,

- слово.

6. Примеры ЭССЕ.

1) «О совести», «О добродетели», «Об именах» (Мишель Монтель).

2) «О стихотворениях Гёте» (Стефан Цвейг).

3) «О природе слова» (Осип Мандельштам).

4) «Как читать книгу» (Иосиф Бродский).

5) «Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер).

(Приложение №2).

И. Тургенев «Полине Виардо».

Урок №3. Обучение учащихся умению отличать ЭССЕ по жанровым признакам.

ЦЕЛЬ: на конкретном примере научить определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности; видеть оригинальность замысла писателя.

1. Анализ образцов ЭССЕ.

В. Набоков «Кэмбридж».

(Приложение № 3).

2. Анализ ЭССЕ.

1) Как определил жанр произведения автор?

2) В чём смысл названия? Как заголовок отражает одно из свойств жанра?

3) Можно ли назвать эту работу очерком или путешествием по Кэмбриджу?

4) Обратите внимание на синтаксическую организацию текста.

5) Каковы его лексические особенности?

6) Расскажите о средствах художественной выразительности текста

( эпитетах, метафорах, олицетворениях, сравнениях).

Урок №4. Знакомство с приёмом ассоциации при создании ЭССЕ.

ЦЕЛЬ: научить школьников воспринимать ассоциации художников слова;

развивать и тренировать ассоциативное мышление.

I. Знакомство с «Записками у изголовья» японской писательницы 11 века Сэй Сёнагон (это начало ЭССЕ на Востоке).

II. Практическая часть.

Задание: попытайтесь создать небольшие фрагменты по типу японских данов, используя приём ассоциации.

Темы:

То, что близко, хотя и далеко.

То, что прекрасно.

То, что вызывает уверенность.

III. Эссеистическая миниатюра.

Тема: «Музыка», «Снег», «Мир вокруг».

Чтение примера.

(Приложение № 4).

Урок №5. Сочинение-рассуждение на экологическую тему.

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести непогрешимый культ природы.

(В. Фёдоров).

I. Основная задача сочинения–рассуждения – раскрыть умение отстаивать свою точку зрения.

I часть - мысль, которая будет доказываться;

II частьдоказательная;

III частьзаключение.

II. Темы: Берегите природу.

Природа – храм или мастерская?

Человек и природа.

III. План:

Природа сегодня под угрозой.

Факты говорят об этом.

Спасти планету – наша задача.

IV. Беседа:

О чём наш разговор?

Найдите факты, подтверждающие, что природа гибнет.

Что же надо сделать, чтобы спасти природу?

Пример: Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

Рассказы М. Пришвина.

Повести Н. Дубова.

Салынский «Мария».

Итог: Человек должен остановиться, всё сделать, чтобы сберечь нашу землю.

V. Написание ЭССЕ по теме.

Урок №6. Сочинение – рассуждение. А. Васинский «Жить с добром».

I. Знакомство с текстом.

II. Беседа:

О чём говорится в тексте?

Какую мысль доказывает автор текста?

Какие фразеологизмы, поговорки используются в тексте? Для чего автор вводит их в свой текст?

Найдите в тексте сравнительную конструкцию, какую мысль помогает ярче выразить этот приём?

Почему в тексте сталкиваются разговорная лексика и высокая книжная? Какие смысловые контрасты отражает столкновение разностилевой лексики?

III. Написание ЭССЕ по данному тексту.

(Приложение № 5).

Урок №7. Написание ЭССЕ по тексту А. Рябко «Материнское сердце».

I. Анализ текста. Рабочая матрица.

1. Кто написал этот текст?

2. О чём в нём говорится?

3. Почему именно эту проблему поднимает автор в своей статье?

4. Какое высказывание (слово) является главным в самом начале текста?

5. Как главная тема текста развивается дальше?

6. Каково отношение автора к поднятой им проблеме?

7. Какие художественные средства позволяют ему ярче выразить свою позицию?

8. К какому выводу приводит нас автор текста?

II. Написание ЭССЕ по тексту.

(Приложение № 6).

Урок №8. Основные особенности «текста – проблемы».

1. Стиль текста – публицистический (реже – художественный).

2. Тип речи: рассуждение; рассуждение с элементами повествования; повествование.

3. Основные темы:

- отношение человека к природе,

- роль искусства в духовной жизни общества,

- проблемы нравственного выбора,

- смысл человеческой жизни,

- ответственность человека за судьбу мира.

4. Композиция текста:

1) рассказывается какой-либо случай; затем, используя этот рассказ в качестве иллюстрации, автор формулирует какую-либо нравственно-психологическую или социальную проблему, которая и является главной темой его высказывания;

2) текст может представлять собой цепь умозаключений, без использования каких-либо примеров.

Пример: Труд – работа, и труд – творчество. В чём их различие?

5.Средства художественной выразительности:

- лексические повторы,

- смысловые антонимы,

- вводные слова,

- лексика (общеупотребительная, понятийная, научная, разговорная),

- могут быть пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы,

- средства синтаксической выразительности:

-риторические вопросы,

- восклицания,

- неполные предложения,

- ряды однородных членов,

- синтаксический параллелизм.

(Приложение № 7).

Урок №9. Основные особенности «текста – портрета».

1. Стиль текста – публицистический (реже – художественный).

2. Тип речи – рассуждение (иногда осложнено элементами описания или повествования).

3. Главная тема:

1) рассказ о яркой черте в характере (творчестве, деятельности) выдающейся личности (учёного, писателя, музыканта…), которая во многом определила место этой личности в мировой культуре;

2) размышления, связанные с осмыслением огромного значения выдающейся личности в духовной жизни общества.

4. Главная мысль текста:

1) память о человеке, который посвятил свою жизнь служению высоким целям, никогда не исчезнет из благодарной памяти людей.

2) Великие люди всегда останутся для каждого из нас ярким примером бескорыстного служения правде и красоте.

5. Композиция текста:

1) рассказывается какой-либо эпизод из жизни великого человека, выявляющий существенную нравственно-психологическую черту его характера;

2) формируется какой-то тезис и доказывается;

3) даётся психологический портрет личности, в котором рассматриваются те или иные душевные качества, анализируется их роль в построении текста.

6. Позиция автора.

(Автор прямо выражает личное отношение к своему «герою»).

7. Художественные средства:

1) оценочные эпитеты (великий, колоссальный, прекрасный);

2) сравнения, метафоры.

Средства интонационно – синтаксической выразительности:

- повторы,

-синтаксические параллелизмы,

- неполные предложения,

- восклицания,

- обращения,

- риторические вопросы,

- ряды однородных членов.

Придают тексту лирически – взволнованную интонацию.

Вводные слова – передают авторскую оценку, аргументируют главную мысль.

(Приложение № 8).

Урок №10. Знакомство с понятием «КЛИШЕ». Учебно-тренировочные упражнения.

КЛИШЕ- шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.

  1. Понятие клише.

    Клише – портрет.

Клише – проблема.

  1. Обучение работе с клише.

I. Прочитайте данный текст.

II. Ответьте на вопросы:

О чём говорится в тексте?

Какую цель перед собой ставит автор текста?

(Приложение № 9).

Урок №11. Работа по КЛИШЕ с «текстом – проблемой».

Учебно-тренировочные упражнения.

(Приложение № 10).

Урок №12. Варианты вступления и заключения в ЭССЕ.

Анализируя текст, необходимо обратить внимание на самое начало. Текст может начинаться по-разному, но автор преследует одну цель – привлечь внимание читателя. Авторское слово должно быть услышано.

Какие бывают формы зачина?

«Текст – портрет».

«Текст – проблема».

Вопросы – стимулы (тексты-портреты).

Картина.

Название.

Именительный темы.

«Смысловые – ловушки».

Концовка – некий смысловой итог, ради которого автор писал текст.

Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят.

Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.

Находим средства выразительности: определяем афористически – хлёсткие суждения, изречения выдающихся людей, восклицательно – призывную интонацию.

Если проблема очень сложна, то конец может быть открытым, в виде риторического вопроса.

(Приложение № 11).

Урок № 13-14. Языковые средства художественной выразительности.

Тропы.

Поэтический синтаксис.

Поэтическая фонетика.

Работа по анализу стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь».

(Приложение № 12).

Урок № 15. Виды ошибок в сочинении. Редактирование.

  1. Логические.

    Грамматические.

    Фактические.

    Орфографические.

    Пунктуационные.

    Стилистические.

7. Речевые.

Урок №16-17. Тренировочные упражнения.

(Приложение № 13).

(Приложение № 14).

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение № 1.

Отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки. <…>

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более разгоралось общее оживление.

Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.

Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том , что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.

В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. <…>

Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.

Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.

Задание по тексту.

1. В первом абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?

2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.

3. Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.

4. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите такие слова-связки.

5. Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?

6. Перед взором читателя развертывается битва (Бородинское сражение), мы видим, как меняется настроение солдат, как пробуждается их боевой дух. Найдите, где это показано в тексте.

Укажите в первом абзаце, что предшествует пробуждению боевого духа.

Во втором, третьем абзацах и далее признаки эти все более усиливаются. Найдите их.

Наконец, боевой дух солдат проявляется со всей силой. Какие средства языка использует писатель, чтобы показать русских солдат?

Статья Д. Лихачева.

Я не согласен с тем, что писатель – это профессия. Писатель- это судьба. Это жизнь. Свой гонорар писатель может получить только в результате огромного труда. У нас же писательство рассматривается как своего рода «кормушка»: выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства – черствый и трудный хлеб.

Вот, например, случай из жизни Андрея Платонова, о котором мне рассказали. Платонов, как известно, не был избалован вниманием издательств. Печатали его мало, трудно. Больше ругали. И вот тридцатые годы, получив более чем скромный гонорар, Андрей Платонов встретил в издательстве другого писателя, который в те года был «в чести». Его коллега, потрясая пачками денег, которые едва помещались у него в пригоршнях, обратился к Платонову: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всем мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит.

Трудно жил Булгаков, трудно жила Ахматова, трудно жил Зощенко. Но трудности не сломили их волю к творчеству. Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего – не совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство.

Вопросы по тексту:

1. Кто написал этот текст?

2. О чем в нем говорится?

3. Почему именно эту проблему поднимает автор в своей статье?

4. Сколько в тексте абзацев?

5. Какое высказывание (какое слово) является главным в самом начале текста?

6. Как главная тема текста развивается дальше?

7. Каково отношение автора к поднятой им проблеме?

8. Какие художественные средства позволяют ему ярче выразить свою позицию?

9. К какому выводу приводит нас автор текста?

Приложение № 2.

Париж

14 декабря (н. ст.) 1847 год.

ПОЛИНЕ ВИАРДО (письмо).

Браво, сударыня, браво, evviva! Я не могу начать моего письма иначе. Еще одна большая победа! Вы совершили в Дрездене и Гамбурге то, что сейм только что совершил против Зондербунда: разбив оба крыла, Вы готовы нанести полное поражение центру (Берлину). А затем Вы, подобно Цезарю, отправитесь на завоевания Великобритании. (Чёрт возьми, что за эпический тон!) Вы доставили нам также много удовольствия, рассказав о Вашем путешествии из Берлина в Гамбург. Вообще, что особенно прелестно в письмах, которые Вы пишете вашей матушке, так это те подробности, которые Вы нам даете…подробности, да ведь это колорит, освещение картины…

Кстати, есть еще одна вещь в Ваших письмах, доставляющая нам большое удовольствие: по ним мы видим, что вы здоровы (плюю три раза). Мы также – хотя бы только из соревнования – все, сколько нас есть, чувствуем себя превосходно… Что значит соревнование!

К сожалению, я вынужден заявить Вам, сударыня, что на сей раз не могу сообщить решительно никакой интересной новости.

Всю эту неделю я почти не выходил из дома; я работал усиленно; никогда еще мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами. Я чувствовал себя, как бедняк-трактирщик в маленьком городке, на которого вдруг наваливается целая лавина гостей; он наконец теряет голову и не знает, куда размещать своих постояльцев.

Третьего дня я прочел одну из только что оконченных мною вещей двум русским друзьям; они хохотали до упада…Это произвело на меня весьма странное и очень приятное впечатление… Я никак не подозревал в себе такой способности смешить – и затем недостаточно окончить вещь, надо ее еще переписать (вот мука-то!) и отправить. Издатели моего журнала наверно вытаращат глаза, получая один за другим объемистые пакеты! Надеюсь, что они будут этим довольны. Я смиренно молю моего ангела-хранителя (говорят, у каждого есть свой ангел) продолжать мне благоприятствовать, а я со своей стороны буду продолжать усердно работать. Что за прекрасная вещь – труд.

Послушайте, сударыня, если после получения этого письма Вам еще раз придется петь в «Цирюльнике», то вставьте в него арию Бальфа (я готов дать себя повесить, если публика не переломает стульев). Я знаю гамбургцев (Ich kenne meine Pappenheimer), им нужно что-нибудь пряное…

Я обещал отнести мое письмо Вашей матушке… Надо ей оставить место. Мне следовало об этом подумать раньше и немного сжать строчки. Вы имеете право назвать меня болтливым.

На днях будут писать Вашему мужу. Второй том Мишле чудо совершенства. Луи Блан делает себя посмешищем своею ссорой с Эженом Пелльтаном.

Дружески кланяюсь великому охотнику. Да хранит Бог нас всех! Желаю Вам всевозможного счастия; крепко жму Вашу руку, поздравляю Вас и остаюсь

преданный Вам друг

Иван Тургенев.

Вопросы и задания.

  1. Какова тема общения Тургенева и Виардо? Какие чувства и переживания автора хранит его послание?

    Докажите, что перед нами образец эпистолярного жанра.

Приложение № 3.

Владимир Набоков

КЭМБРИДЖ.

Есть милая поговорка: на чужбине и звезды из олова. Не правда ли? Хороша природа за морем, да она не наша и кажется нам бездушной, искусственной. Нужно упорно вглядываться, чтобы ее прочувствовать и полюбить; а, спервоначала, оранжерейным чем-то веет от чуждых деревьев, и птицы все на пружинках, и заря вечерняя не лучше сухонькой акварели. С такими чувствами въезжал я в провинциальный английский городок, в котором, как великая душа в малом теле, живет гордой жизнью древний университет. Готическая красота его многочисленных зданий (именуемая колледжами) стройно тянется ввысь; горят червонные циферблаты на стремительных башнях; в проемах вековых ворот, украшенных лепными гербами, солнечно зеленеют прямоугольники газона; а против этих самых ворот пестреют выставки современных магазинов, кощунственные, как цветным карандашом набросанные рожицы на полях вдохновенной книги.

Взад и вперед по узким улицам шмыгают, перезваниваясь, обрызганные грязью велосипеды, кудахтают мотоциклы и, куда ни глянешь, везде кишат цари города Кэмбриджа – студенты: мелькают галстуки наподобие полосатых шлагбаумов, мелькают необычайно мятые, излучистые штаны, всех оттенков серого, начиная с белесого, облачного и кончая темно-сизым, диким, - штаны, подходящие на диво под цвет окружающих стен.

По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо. После завтрака, напялив лиловые, зеленые, синие куртки, улетают они, что вороны в павлиньих перьях, на бархатные лужайки, где до вечера будут щелкать мячи, или на реку, протекающую с венецианской томностью мимо серых, бурых стен и чугунных решеток, - и тогда Кэмбридж на время пустеет: дюжий городовой зевает, прислонясь к фонарю, две старушонки в смешных черных шляпах гагакают на перекрестке, мохнатый пес дремлет в ромбе солнечного света… К пяти часам все оживает снова, народ валом валит в кондитерские, где на каждом столике, как куча мухоморов, лоснятся ядовито-яркие пирожные.

Сижу я, бывало, в уголке, смотрю по сторонам на все эти гладкие лица, очень милые, что и говорить, - но всегда как-то напоминающие объявления о мыле для бритья, и вдруг становится так скучно, так нудно, что хоть гикни и окна перебей…

Между ними и нами, русскими, - некая стена стеклянная; у них свой мир, круглый и твердый, похожий на тщательно расцвеченный глобус. В их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, плясового неистовства, той злобы и нежности, которые заводят нас, Бог знает, в какие небеса и бездны; у нас бывают минуты, когда облака на плечо, море по колено, - гуляй, душа! Для англичанина это непонятно, ново, пожалуй, заманчиво. Если, напившись, он и буянит, то буянство его шаблонно и благодушно, и, глядя на него, только улыбается блюстители порядка, зная, что известной черты он не переступит. А с другой стороны, никогда самый разъимчивый хмель не заставит его расчувствоваться, оголить грудь, хлопнуть шапку оземь… Во всякое время – откровенности коробят го. Говоришь, бывало, с товарищем о том, о сем, о стачках и скачках, да и сболтнешь по простоте душевной, что вот, кажется, всю кровь отдал бы, чтобы снова увидеть какое-нибудь болотце под Петербургом, - но высказывать мысли такие непристойно; он на тебя как взглянет, словно ты в церкви рассвистался.

Оказалось, что в Кэмбридже есть целый ряд самых простых вещей, которых, по традиции, студент делать не должен. Нельзя, например, кататься по реке в гребной лодке, - нанимай пирогу или плот; не принято надевать на улице шапку – город-де наш, нечего тут стесняться; не полагается здороваться за руку, - и, не дай Бог, при встрече поклониться профессору: он растерянно улыбнется, пробормочет что-то, споткнется. Немало законов таких, и свежий человек нет-нет да и попадет впросак. Если же буйный иноземец будет поступать все-таки по-своему, то сначала на него подивятся – экий чудак, варвар, - а потом станут избегать, не узнавать на улице. Иногда, правда, повернется добрая душа, падкая на зверей заморских, но подойдет она к тебе только в уединенном месте, боязливо озираясь, и навсегда исчезнет, удовлетворив свое любопытство. Вот отчего, подчас, тоской набухает сердце, чувствуя, что истинного друга оно здесь не сыщет. И тогда все кажется скучным, - и очки юркой старушки, у которой снимаешь комнату, и сама комната с ее грязно-красным диваном, угрюмым камином, нелепыми вазочками на нелепых полочках, и звуки, доносящиеся с улицы, - крик мальчишек-газетчиков: пайпа! пайпа!...

Но ко всему привыкаешь, подлаживаешься, учишься в чужом тебе подмечать прекрасное.

Блуждая в дымчатый весенний вечер по угомонившемуся городку, чуешь, что, кроме пестряди и суеты жизни нашей, есть в самом Кэмбридже еще иная жизнь, жизнь пленительной старины. Знаешь, что ее большие, серые глаза задумчиво и безучастно глядят на выдумки нового поколения, как глядели сто лет тому назад на хромого, женственного студента Байрона и на его ручного медведя, запомнившего навсегда родимый бор, да хитрого мужика в баснословной Москвии.

Промахнуло восемь столетий: саранчой налетели татары; грохотал Иоанн; как вещий сон, по Руси веяла Смута; за ней новые цари вставали золотыми туманами; работал Петр, рубил с плеча и выбрался из лесу на белый свет; - а здесь эти стены, эти башни все стояли, неизменные, и все так же, из году в год, гладкие юноши собирались при перезвоне часов в общих столовых, где, как ныне, лучи, струясь сквозь расписные стекла высоких окон, обрызгивали плиты бледными аметистами, - и все так же перешучивались они, юноши эти, - только, пожалуй, речи были бойче, пиво пьянее…

Я об этом думаю, блуждая в дымчатый весенний вечер по затихшим улицам. Выхожу на реку. Долго стою на выгнутом, жемчужно-сером мостике, и поодаль мостик такой же образует полный круг со своим отчетливым, очаровательным отражением. Плакучие ивы, старые вазы, празднично пышные каштаны холмятся там сям, словно вышитые зелеными шелками по канве поблекшего, нежного неба. Тускло пахнет сиренью, тиневеющей водой… И вот по всему городу начинают бить часы… Круглые, серебряные звуки, отдаленные, проплывают, перекрещиваясь в вышине и на несколько мгновений повиснув волшебной сеткой над черными, вырезными башнями, расходятся, длительно тают, близкие, отдаленные, в узких, туманных переулках, в прекрасном вечернем небе, в сердце моем… И глядя на тихую воду, где цветут тонкие отражения – будто рисунок по фарфору, - я задумываюсь все глубже, - о многом, о причудах судьбы, о моей родине и том, что лучшие воспоминания стареют с каждым днем, а заменить их пока еще нечем…

Вопросы и задания.

  1. Проанализируйте композицию эссе. Как определил жанр этого произведения сам автор? Как перекликаются первые три предложения текста и последнее?

    В чем смысл названия? Как заголовок отражает одно из свойств жанра?

    Можно ли назвать эту работу очерком или путешествием по Кэмбриджу?

    Обратите внимание на синтаксическую организацию текста.

    Каковы его лексические особенности?

    По мнению современного русского эссеиста Виктора Ерофеева, «у набоковской прозы учатся прекрасному русскому языку». Обратите и вы внимание на роль определений, метафорических эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений, на прозрачность синтаксических конструкций.

Приложение № 4.

I. Японские даны:

1) То, что пролетает мимо.

Корабль на всех парусах.

Годы человеческой жизни.

Весна, лето, осень, зима.

2) То, что далеко, хотя и близко.

Празднества в честь богов,

Совершаемые перед дворцом.

Отношения между братьями, сёстрами и другими родственниками в недружной семье. Извилистая дорога, ведущая к храму Курама. Последний день двенадцатой луны и первый день нового года.

3) То, что человек обычно не замечает.

Дни зловещего предзнаменования.

Как понемногу стареет его мать.

4) То, что нельзя сравнить между собой.

Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода. Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный. Он все тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется теперь! Словно два разных человека. Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и женщина с короткими волосами.

II. Владимир Янушевский.

СТРУЯ.

Питьё из колонки: ловлю ртом тугую шершавую струю. Струя царапает губы, язык, точно и не вода это вовсе – не напьёшься, а только измочишь лицо, забьёшь душной ледяной пузырящейся массой ноздри да пустишь себе на брюки веер брызг.

Слишком сильная струя воды не утоляет жажду, как слишком сильные чувства не утоляют голода любви.

Приложение № 5.

ЖИТЬ С ДОБРОМ.

Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живём: ты – мне, я – тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: отдавая другому, я приобретаю сам.

Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы одарить других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой на добро что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой крой в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская.

(А. Васинский).

Задания.

Прочитайте текст.

Дайте развернутые ответы на вопросы.

О чем говорится в тексте?

Какую мысль доказывает автор текста?

Какие фразеологизмы, поговорки используются в тексте? Для чего автор вводит их в свой текст?

Найдите в тексте сравнительную конструкцию. Какую мысль помогает ярче выразить этот прием?

Почему в тексте сталкиваются разговорная лексика и высокая книжная? Какие смысловые контрасты отражает столкновение разностилевой лексики?

Приложение № 6.

СЛОВО О МАТЕРИ.

Для материнского сердца каждый из ее детей всегда остается ребенком, даже если у этого ребенка есть дети и блестит седина на висках.

Благословенна та мать, которая умеет вовремя отпустить руку ребенка и не выказать страха, когда он делает первые шаги на своих еще не окрепших ногах.

Когда дети вырастают и становятся самостоятельными, они никогда не пойдут по проторенным дорогам отцов – они ищут свои, новые и всегда неожиданные для матери.

Пока жива мать и тебе есть кому сказать это нежное слово «мама», ты молод, силен и неутомим.

(А. Рябко).

Задания.

Прочитайте текст. Выделите в нем высказывание, в котором выражена главная мысль текста.

Напишите эссе по данному тексту.

Приложение № 7.

Если труд вообще вывел человека из мира животных, то творческий труд развил в нем художника и ученого, достигнув высшего уровня в деятельности гения. Превратив труд в постоянную потребность, творческие личности не всегда придерживаются правила «ни одного дня без строки», а, скорее, следуют другому – «ни одного дня без размышлений». Труд – главное содержание их жизни, они могут искать отдых, но не полное отключение о деятельности. И хотя они могут проводить досуг верхом на лошади (как Л. Толстой), играть в карты (как Некрасов) или заниматься спортом (как Бор), вряд ли даже в эти минуты их покидают мысли о том, над чем они работали. В труде творческая личность находит средство разрядки от наплыва мыслей, чувств, эмоций. После длительных размышлений, изучения проблемы и т.д. наступает период, когда «пальцы просятся к перу, перо к бумаге…» или, как выразился один композитор, «в душе нарастает давление, гонит к фортепиано». Груз впечатлений, эмоций, долго вынашиваемых и многократно пережитых идей мешает движению вперед, препятствует подъему на новую ступень творческой деятельности; освобождение от них становится внутренней потребностью беспокойного духа.

(Н. Гончаренко).

Задания.

  1. Прочитайте отрывок текста. Определите тип («портрет», «проблема»).

    Напишите эссе по данному тексту.

Приложение № 8.

Блок однажды назвал имя Пушкина веселым. Чудесное, точное сочетание – веселое имя: Пушкин. Оно действительно кажется веселым с детских лет. Катание на санках, купание в море, новогодняя елка игра с собакой и… Пушкин, Пушкин. Нет без него ни елки, ни моря, ни собаки, ни детства. И портрет курчавого, толстогубого, сияющего лукавством россиянина - негритенка вяжется на редкость с весельем, играющим в этом имени.

(Е. Богат).

Задания.

1. Прочитайте отрывок текста. Определите тип («портрет», «проблема»).

2. Напишите эссе по данному тексту.

Приложение № 9.

Учебно–тренировочные упражнения.

О СУЩНОСТИ ПОДЛИННОГО ЧЕЛОВЕКА.

I. 1._____________________________________________________________________

(1) Кто-то, по-моему Лессинг, сказал: «Если бы бог протянул мне в одной руке абсолютное знание, а в другой только стремление к истине и сказал: «Выбирай», то я бы тотчас ответил: «Нет, творец! Возьми себе абсолютное знание, вечное и неподвижное, а мне дай святое недовольство и непрерывное, беззаветное стремление».

2.________________________________________________________________________

(2) Л. Толстой – яркий представитель такого стремления, беспокойного, бескорыстного, неустанного и заразительного. (3) Путь писателя к правде был очень тяжелым, противоречивым. (4) Не раз он спорил с самим собой, отвергая то, что еще недавно ему казалось истинным и незыблемым. (5) Искать, терять, вновь находить, бороться за правду, не обманывать себя призраком истины, непрерывно двигаться к постижению сокровенного смысла жизни, преодолевая ложь и предрассудки, - в этом, по мнению Толстого, состоит сущность подлинного человека. (6) Вот почему у писателя нет вечных, неизменных истин.

3._________________________________________________________________________

(7) В романе «Война и мир» он с гордостью и восхищением писал о русском народе, который в минуту испытания с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубинку и гвоздит ею врагов до тех пор, «пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется чувством презрения и жалости».

4.___________________________________________________________________________

(8) Прочитав эти строчки, трудно представить, что их написал тот же самый человек, который впоследствии будет исповедовать совершенно иные взгляды. (9) Если бы даже дикие зулусы вторглись в страну, убивая стариков и детей, насилуя женщин, то и тогда, как считал Толстой, истинный христианин не вправе дать волю «чувству вражды и мести», то и тогда он не имеет права ответить ударом на удар.

5.___________________________________________________________________________

(10) Эти противоречия вызваны не духовной шаткостью, а страстным желанием правды.

Набор.

а) Толстой считает, что народ должен яростно бороться против поработителей.

б) Толстой – один из тех, для кого поиск истины стал смыслом жизни.

в) Стремление к истине стало причиной изменений во взглядах Толстого.

г) Человеку нужны не готовые знания, ему нужно стремление к истине.

д) Толстой изменил свои прежние убеждения и стал проповедовать непротивление злу насилием.

(В.Короленко).

Задания.

1. Прочитайте статью выдающегося русского писателя и публициста В. Короленко (1853-1921). Озаглавьте фрагменты, используя тезисы из набора.

II. В самом начале статьи (в-1*; Л. Толстой, В. Короленко) приводит высказывание _______, в котором говорится о том, что человек ради _____________________ отказывается от ______________, которое ему хотел дать ______________. Автор текста (в-1*; не уверен, твердо уверен), что эти слов принадлежат ____________________, ему гораздо важнее не кто это сказал, а какой _________________ заключен в этом диалоге человека с __________.

Во _______ абзаце говорится о _____________, который был одним из тех, для кого_____________________ стал____ (в-1*; делом, смыслом, главной задачей, целью) жизни Путь к истине ______________, человеку приходится ________, ___________, __________.

Скоплении глаголов показывает, что человек, который ________________, не должен ________, он должен постоянно __________. Истина – это отражение жизни, а жизнь (в-1*; пребывает в вечном покое, постоянно меняется), следовательно, у человека, как считает В. Короленко, (в-1*; всегда есть незыблемые истины, нет неизменных истин).

Следующие ___ абзац __ являются (в-1*; доказательством, опровержением) этой мысли. Толстой, когда работал над романом «__________», прославлял _________, который (в-1*; самоотверженно борется против захватчиков; покорно покорился врагам, уповая на их милосердие). Но пройдет несколько лет, и Толстой будет говорить о том, что истинный ___________ не должен _______________. Как объяснить эти ____________ во взглядах? Тем, что у Толстого никогда не было ______________ принципов? Желанием кому-то ________? Нет, эти _______________, как пишет _______________, были ________________.

И прочитав этот текст, мы видим, что для Толстого на самом деле _______________.

Примечание: (в-1*…) - означает «выбери один вариант ответа».

Задания.

Перескажите содержание этого текста.

III. Выполните задания:

1. Выберите подходящее название для текста.

а) За страницами романа «Война и мир»;

б) Путь к истине;

в) В плену иллюзий;

г) Разговор с творцом.

2. Какое высказывание правильно отражает позицию автора?

а) Толстой никогда не имел прочных убеждений, потому что не верил в Бога.

б) Толстой желал, чтобы варвары вторглись в Россию и до основания разрушили прогнившее самодержавие.

в) Зрелый Толстой отказался от роли учителя и проповедника.

г) Сомнения и противоречия Толстого были вызваны неугасимым стремлением писателя найти правду.

3. Определите стиль и тип текста.

а) публицистический; рассуждение;

б) публицистический; описание;

в) художественный; повествование;

г) научный; рассуждении;

4. Укажите средство связи предложений № 2 и 3.

а) лексический повтор;

б) местоимение;

в) союз;

г) контекстуальный синоним.

5. Значение какого слова определено неверно?

а) аргументировать – приводить веские доказательства;

б) абсолютный – безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения, вне связи с чем-либо;

в) репутация – общественное мнение, сложившееся о ком-то или о чем-то;

г) бескорыстный – вежливый, мягкий в обращении с другими.

6. Укажите номер предложения, в котором наиболее ярко раскрывается толстовское понимание сущности человека.

а) 1; б) 2; в) 5; г) 10.

Приложение № 10.

I. Прочитайте текст. Озаглавьте абзацы, допишите комментарий.

_____________________________________________________________________

(1) Есть одно существительное, которое повторяется почти во всех наших статьях, о чем бы мы ни писали, - «качество». (2) Мы говорим о качестве тканей и телевизоров, обуви и часов, костюмов и автомобилей, о качестве мебели шоссейных дорог, о качестве строительства и о качестве детских игрушек, а, видимо, пора основательно, углубленно и тревожно подумать о качестве человека, то есть о том капитальнейшем, от которого и все остальное зависит… (Обратим внимание на то, что в первом абзаце с помощью лексического повтора выделяется ключевое слово «___________». Здесь же автор формулирует главную мысль текста: все в нашей жизни зависит от «______________». Ряды ______________ членов, прилагательное в превосходной степени сравнения «__________» помогают автору ярче выразить мысль об огромном значении _________.)

_____________________________________________________________________________

(3) Может быть, опаснейшее из сегодняшних явлений – то самое «духовное иждивенчество», о котором написал мне, помню, лет двенадцать назад В.А. Сухомлинский, развивая любимые мысли о торжестве человечности. (Обратим внимание на прилагательное в превосходной степени «_________________», с его помощью автор статьи выделяет явление, ставшее предметом его размышления. Кого мы называем иждивенцем? _______________ - это больной, __________ человек, которого другие обеспечивают средствами для _____________. Каким смыслом автор насыщает понятие «духовное иждивенчество»?)

_____________________________________________________________________________

(4) Суть духовного иждивенчества в том, что человек хочет все время, чтобы внешние силы и обстоятельства, окружающие люди и вещи помогли ему стать лучше. (5) И утрачивает постепенно собственную духовно-человеческую сутью (6) Живя в постоянной надежде на внешнее, он сам начинает жить внешней жизнью… (В его понимании духовное ____________ - это ________________________________________.)

_____________________________________________________________________________

(7) Время все больше убеждало меня в истинности этой мысли педагога-гуманиста, которого вряд ли кто-либо обвинит в том, что он недооценивал роль человечных обстоятельств в формировании человечного человека. (В чем убедило время автора статьи? _____________________________________________________________________.

Почему автор вместо фамилии «Сухомлинский» использует перифраз «педагог-гуманист» с явным оценочным смыслом? Автор текста использует ______________________ «____________» вместо _______________________, чтобы ______________ свое уважение к человеку, который одним из первых указал обществу на _________________.)

_____________________________________________________________________________

(8) Духовное иждивенчество опасно тем, что оно склонно любую нравственную деградацию оправдывать обстоятельствами, полностью исключая ответственность личности за себя, низводя к нулю роль нравственных усилий и даже усматривать в лучших качествах души нечто вроде рудимента, «лишней кости», которые если и не мешают, то не помогают в обыденной, далекой от романтических идеалов реальной действительности. (Какую опасность таит иждивенчество? ___________________________.

Как относится человек, пораженный этим нравственным недугом к тем, кто сохранил «души прекрасные порывы»?__________________________________________________).

_____________________________________________________________________________

(9) В самом деле, лучшие качества бывают иногда даже и помехой, но при одном лишь условии: если ты сам их не уважаешь, не ставишь высоко. (10) А уважаешь – становятся силой, имя которой: человеческое достоинство. (11) И сила эта защитить может надежнее лат остальных. (12) Что тут хорошо: и сам себя чувствуешь сильным, и жить несовестно. (О какой силе, которая «надежнее лат стальных», размышляет автор? ________________. Какую «награду» получает человек, который не предал высокие идеалы, который сохранил в себе нравственное достоинство? ______________________).

(Е. Богат)

II. Напишите комментированный пересказ статьи Е. Богата, опираясь на эти вопросы.

О чем размышляет автор текста в своей статье?

Почему поднятую проблему автор считает очень важной?

О чем пишет автор в самом начале статьи? Какое понятие он считает «капитальнейшим»?

Какое явление автор статьи считает опаснейшим? Почему, определяя это явление, он использует прилагательное в превосходной степени? Кто первым обратил внимание на духовное иждивенчество?

В чем, по мнению автора статьи, суть духовного иждивенчества? Чем оно опасно для человека?

Какую мысль утверждает автор в конце своей статьи?

Почему автор именно таким образом выстраивает свою статью?

Какие художественные средства автор использует в своей статье? Какую функцию они выполняют?

Какую цель ставил перед собой автор статьи? Смог ли он доказать и актуальность поставленной им проблемы?

III. На основе предыдущего задания напишите сочинение-рассуждение. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1.Сформулируйте тему исходного текста.

____________ в своей статье (в-1; пишет, говорит, спорит, размышляет) о (взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении личности). Эта проблема (в-1; мало кого волновала; сейчас вызывает обостренный интерес; всегда волновала людей; имеет важное значение в жизни современного человека), к ней ________ обращались и философы, и __________ , и публицисты. Но автору статьи удалось пр..дать этой казалось (бы) традиц..о(н,нн)ой теме (оригинальное, своеобразное, неповторимое, особое) звучание. Стремление «заразить» читателя своими мыслями и _______________________ проявляется в построении статьи.

2. Проанализируйте композицию текста, используя комментированный пересказ.

В самом начале (кто?) ___________ пишет о том, что многие люди сегодня думают о качестве ________________________________, а уже давно пора ___________ о «________________». Это понятие он считает «__________» потому что от качества __________ завис..т все ______________.

Затем автор начинает (в-1; рассуждать, думать, размышлять, делиться соображениями) о так называемом «___________________», о котором впервые ___________________________. Суть этого явления в том, что человек ___________________, то есть он считает, что о нем должны ____________________ окружающие. Такой человек утрачивает чувство (в-1; долга, ответственности, чести, любви). Он не понимает, что и от него завис..т, как __ буд...т _______, чего больше будет в жизни: ___________ или света, __________ или ____________.

В самом конце автор говорит о том, что ___________ достоинства делают человека (по) настоящему _________, они защищают его «надежнее _________ __________».

Такое построение статьи пр..дает (в-1; суждениям; выводам; мысля;, точке зрения) автора (в-1; обоснованность; глубин;, убедительность; яркость; силу).

3.Выделите основные художественно-изобразительные средства. Укажите их функцию.

В своей статье Е. Богат использует разнообразные художественные средства: лексические повторы («________», «________»),благодаря которым выделяются ключевые слова; оценочные эпитеты («_______», «_______», «________»; ряды однородных членов (предложение № __ ); ___________ («педагог-гуманист»); вводные слова («__________», «___________»); экспрессивную лексику («__________ деградация», «_________ идеалы», «__________________________»). Все эти художественные средства позволяют автору сделать свои ____________ эмоционально яркими.

4. Сформулируйте главную мысль текста.

«Мир сам по себе ни плох и ни хорош, он становится таким, каким мы сами его сделали» - так учили древние философы. Да, действительно, от каждого из нас ___________, какой будет жизнь. Прочитав статью Е. Богата, (в-1; у нас появляется мысль о том; начинаешь с новой силой понимать), что человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его добрее и _____________________.

Приложение № 11.

1. «Текст – портрет».

Образец: « Достоевский… Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить русскую словесность без его произведений. Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…».

2. «Текст – проблема».

Образец:

«Память…. Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия….».

3. Вопросы – стимулы. (Тексты – портреты)

«Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Д. Гранин.

4. Картина (назывные предложения).

«Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… и мертвое безмолвие…

Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в…».

5. Название.

«Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!».

6. Именительный темы.

«Память… Мы часто употребляем это слово, не задумываясь над тем, какой важный смысл заключен в способности запоминать и хранить информацию».

7. «Смысловые – ловушки».

Начало текста не связано с самим текстом и рождается любопытство: почему так?

«Давным – давно по нашей Земле бродили стада огромных рептилий – динозавров, диплодоков, тираннозавров. Это были могучие биологические машины, наделенные способностью потреблять, уничтожать, крушить. Природа направила все развитее этих чудовищ только в сторону увеличения мышечной массы…» (Читатель уже недоумевает: при чем тут динозавры, когда речь должна идти об охране природы?...)

И эти монстры оказались совершенно беззащитными перед неуклонным ходом эволюции, крошечная зверушка оказалась умнее, гибче в деле приспособления к окружающей среде, чем эти многотонные великаны… И что же? Где теперь эти повелители юрского периода? Только полуистлевшие кости свидетельствуют о существовании этих почти мифических гигантов! (Нет, автор явно забыл, о чем он пишет… Но вдруг!) Не то же самое представляет собою современный человек, который нарастил себе мускулы, вообразил себя владыкой Вселенной, всю свою мощь направил лишь на то, чтобы потреблять, уничтожать , крушить? И не окажется ли его судьба такой же плачевной и бесславной, какой она была у древних ящеров? (Видите, какой внезапный поворот мысли: древний вымерший ящер – человек! Неожиданное сопоставление рождает новый поворот мысли, придает как будто бы хрестоматийной теме новизну, оригинальность.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ЭССЕ.

1. Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят.

«Прочитав этот текст начинаешь с новой силой понимать (чувствовать…)».

«Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…».

2. Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.

«После прочтения данного текста мало говорить о защите природы, надо, чтобы каждый человек осознал свою ответственность перед будущим. Все мы должны понять, что случайно сорванный цветок отнимает частичку Природы, разрушает жизнь. Все мы должны понять, что от нас зависит, какой будет Земля – мертвой звездой или цветущим садом».

3. Афористически – хлесткие суждения.

«У каждого из нас одна мать, одна родина. И Земля у нас тоже одна».

4. Используются изречения выдающихся людей.

«Солнце спрятано в каждом! – писал известный русский поэт и писатель Владимир Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра».

5. Восклицательно – призывная интонация.

«Давайте перестанем говорить о необходимости что – то беречь, давайте будем беречь то, что нам досталось в наследство, то, что мы должны передать нашим потомкам!».

6. Если проблема очень сложна, то конец может быть открытым, в виде риторического вопроса.

«Когда же человек придет к осознанию свой высокой ответственности? Станем ли мы свидетелями того счастливого мгновения, когда в душе каждого из нас проснется чувство горячей благодарности к земле, которая нас вскормила?».

Приложение №12.

1)Метафора - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

! Метафору легко перевести в сравнение!

Пример: Но остался влажный след в морщине

Старого утёса….. (М.Ю. Лермонтов).

Выделяют следующие виды метафоры:

- олицетворение («вода бежит»),

- овеществление («стальные нервы»),

- отвлечение («поле деятельности»).

2) Сравнение - определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.

Пример: Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит….. (А.С. Пушкин).

3) Олицетворение - употребление неживого предмета, явления природы, понятия живому существу.

Пример: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась…… (А.С. Пушкин).

4) Метонимия - вид тропа, оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению: перенесение содержимого на содержащее, замена названия произведения именем автора.

Пример: Я три тарелки съел…. (И.А. Крылов).

5) Синекдоха (разновидность метонимии)- перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений (часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного).

Пример: Белеет парус одинокий…… (М.Ю. Лермонтов).

6) Гипербола - художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

Пример: В сто сорок солнц закат пылал….. (В.В. Маяковский).

7) Литота - художественное преуменьшение.

Пример: И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).

8) Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Пример: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов).

9) Перифраз - замена собственного имени или названия описательным выражением.

Погиб поэт, невольник чести…. (М.Ю. Лермонтов).

10) Оксюморон- сочетание противоположных по смыслу определений, понятий: «живой труп», «убогая роскошь наряда».

11) Каламбур- игра слов, основанная на их многозначности (полисемии), омонимии или звуковом сходстве, с целью достижения комического эффекта.

Пример: Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории… (Н.В. Гоголь.)

Фигуры речи - изобразительные средства в поэтическом синтаксисе.

12) Повтор - основная разновидность стилистических фигур прибавления.

13) Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах.

Пример: Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины…(Ф.И. Тютчев).

14) Эпифора – фигура, противоположная анафоре, - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Пример: Степям и дорогам

Не кончен счёт;

Камням и порогам

Не найден счёт… (Э. Багрицкий).

15) Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры.

Пример: И блеск, и шум, и говор волн. (А.С. Пушкин).

16) Бессоюзие (асиндетон) - построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.

Пример: Швед, русский колет, рубит, реет.

Бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин).

17)Параллелизм – развёрнутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях.

Пример: День – как трава расстилаюся.

Ночь – слезами умываюся. (Н.А. Некрасов).

18) Перенос (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей.

Пример: Над вороным утёсом

Белой зари рукав.

Ногу - уже заносом

Бега – с трудом вкапав. (М.И. Цветаева).

19) Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок.

Пример: Белее парус одинокий

В тумане моря голубом… (М.Ю. Лермонтов).

«обычный» порядок слов в приведенном предложении должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но тогда это уже перестанет быть стихотворением.

20) Антитеза – противопоставление образов и понятий.

Пример: Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин.

21) Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Пример: Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь… (М.А. Волошин).

22) Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа.

Пример: Знаете ли вы украинскую ночь? ... (Н.В. Гоголь).

23) Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое.

Пример: Татьяна! Милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью… (А.С. Пушкин).

24) Поэтическая фонетика – звуковая организация художественной речи, основным элементом которой является звуковой повтор как приём выделения и скрепления важнейших слов в стихе.

25) Звукопись – «приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению».

Пример: Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало, … (А.С. Пушкин).

26) Звуковые повторы – приём усиления изобразительности текста путём повторения сочетаний звуков.

Пример: Вдали, в долине, играют Грига… (И. Северянин).

27) Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков в поэтической речи.

Пример: Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин).

28)Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков в поэтической речи.

Пример: Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм… (А.С. Пушкин).

29)Анадиплосис (подхват) – повтор последнего слова.

30)Рефрен – повтор самостоятельного предложения.

31)Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова.

Пример: Ввели и – чарку – стук ему!

32)Умолчание – намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи.

Пример: Нет, я хотел…быть может, вы…я думал…

33) Парцелляция – (итал. рarcella – « частица») – фигура повышенной эмоциональности, состоящая в расчленении фразы на части или даже на отдельные слова. Целью парцелляции – придать речи интонацию экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения и отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных грамматических правил.

Пример: Больше всего на свете. Тоской свиданий кратких!

Практическая работа.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

Задание. Определи троп.

В сто сорок солнц закат пылал… (Гипербола).

Белокаменная столица России (Москва)… (Перифраз).

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем… (Анафора).

4. Мне бы хотелось узнать. От чего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Эпифора).

5. Шелкова ниточка к стене льнет.

Дунечка матушке челом бьет. (Синтаксический параллелизм).

6. Где стол был яств,

Там гроб стоит. (Антитеза).

7. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (Градация).

8. Изумительный наш народ.

Тамара в театр пошла. (Инверсия).

9. Мы села – в пепел;

Грады – в прах;

В мечи – серпы и плуги. (Эллипсис).

10. Поля! Я предан вам душой. (Риторическое обращение).

11. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (Риторический вопрос).

12. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (Многосоюзие, {полисиндетон}).

13. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри… (Бессоюзие, {асиндетон}).

14. А волны моря с печальным ревом о камень бились. (Эпитет).

15. Он боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (Сравнение).

16. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (Метафора).

17. Убогая роскошь. (Оксюморон).

18. В больших рукавицах,… а сам с ноготок! (Литота).

19. Утешится безмолвная печаль… (Олицетворение).

20. Белинского и Гоголя с базара понесут… (Метонимия).

21. Белеет парус одинокий… (Синекдоха).

22. Чудесный день! (Эпитет).

23. Великолепными коврами

Блестя на солнце,

Снег лежит. (Сравнение).

24. Но остался важный след в морщине старого утеса… (Метафора).

25. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (Олицетворение).

26. Я три тарелки съел. (Метонимия).

27. Отсель грозить мы будем шведу (Синекдоха).

28. Друзья Людмилы и Руслана. (Перифраз).

29. Живой труп.

Худой мир лучше доброй ссоры. (Оксюморон).

30. Как ни гнет рука судьбины,

Как ни томит людей обман… (Анафора).

31. Душа ее зефира тише…. (Сравнение).

32. Туманная юность. (Метафора = эпитет).

33. Ветер со стоном метался по безлюдному острову. (Олицетворение).

34. Весна человеческой жизни (юность). (Перифраз).

35. Ропот колес. (Метафора).

36. Взгляды, так жадно, так ловко ловимые. (Градация).

37. Молодая старость. (Оксюморон).

38. И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз. (Синекдоха).

39. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (Олицетворение).

40. Путь шел по целине. Люди падали с обрывов. (Синтаксический параллелизм).

41. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что. (Эпифора).

42. С ужасом думал я, к чему все это приведет. (Инверсия).

43. Цветы, любовь, деревня, праздность поле! (Риторическое обращение).

Приложение № 13.

1. Работа со стихотворением.

ЗИМНЯЯ НОЧЬ. (Б. Пастернак).

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

План анализа стихотворения:

I. Дата написания.

II. Биографический комментарий с использованием фактического материала.

III. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т.д.)

IV. Идейное содержание:

Ведущая тема.

Основная мысль.

Эмоциональная окраска чувств.

Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

Структура стихотворения.

Основные образы.

Основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония (как троп), олицетворение, сарказм и др.)

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксичесих фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.).

Стихотворный размер, рифма.

Звукопись (аллитерация, ассонанс).

Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

Работа над изобразительными средствами.

О чем это стихотворение? (Его тема, идея).

Тема – зимняя ночь (описание зимнего дня).

Идея – показать страсть всех влюбленных, «скрестившись» своими судьбами вопреки метелям жизни.

Приступить к анализу лирического текста целесообразно с исследования того элемента (слова, знака препинания, особенности ритма), который кажется самым непонятным, либо самым бросающимся в глаза.

О каком элементе мы сейчас будем говорить?

- О свече.

4) Что символизирует свеча?

Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и свет всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли отца вашего небесного».

Символ праздника.

Символ добра.

Символ искупления.

За все невзгоды человечества.

Символ любви.

Символ надежды.

Символ жизни.


В романе «Доктор Живаго» образ свечи появляется дважды. Представьте метель, рождественскую морозную ночь. Горят свечи. Именно в это мгновение герой слышит в своей душе высокое поэтическое слово – «свеча горела на столе…».

И второй раз – как образ России, запылавшей свечой искупления за все беды и невзгоды человечества.

Обратимся к тексту стихотворения. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?

ЭПИТЕТЫ: «Озаренный потолок, мгла седая и белая».

ГИПЕРБОЛА: «Как летом роем мошкара летит на пламя; и жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно».

МЕТАФОРЫ: «Метель лепила на стекле кружки; и воск слезами с ночника на платье капал».

ИНВЕРСИЯ: «слипались хлопья и падали два башмачка».

ПОВТОР: «свеча горела на столе; свеча горела».

ПАРАЛЛЕЛИЗМ: «скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье».

5) Какой размер стихотворения?

Ямб.

6) Почему стихотворение начинается гиперболой?

Чтобы придать масштабность всему произведению.

7) Какие еще элементы могут стать смыслообразующими?

- Звукопись.

- Цветопись.

- Различные части речи.

- Союзы.

- Синтаксис: Инверсия.

Анафора.

Эпифора.

Многосоюзие.

Вопросы.

Восклицания.

- Стиховые элементы: Ритм.

Рифма.

Размер.

Длина стиха.

- Графика – определенная форма записи.

8) А что такое ассонанс?

Употребление гласных.

9) Какие гласные больше всего употребляются Пастернаком? С какой целью?

«О» и «Е» - создают впечатление пространства, наполненного движениями и звуками.

10) Один из образов Пастернак позаимствовал у Блока. Какой?

Это мотив разбушевавшейся стихии революций – образ ветра, метели.

Природной стихии «неподвластной человеческому разуму, воле» противопоставлена чистая и светлая стихия человеческих чувств. Это – то и нашло отражение в ритме стихотворения – чередование четырех строчных и двух строчных ямбов.

Метафорой «Свеча горела…» - поэт осветил гибель русской интеллигенции, облик которой воплотился прежде всего в главном герое романа – Юрии Живаго.

Когда читаешь роман, создается ощущение, что в нем всего два времени года: весна и зима. Образ зимы у Пастернака многозначен: описания бескрайних снежных пространств разбросаны по страницам романа. Это – символ России. Зима Пастернака - это метель, буран, воплощающие смятения, революции. Но зимой всегда есть где-то окно, замерзшее, с «протаявшей скважиной в ледяном наросте». Сквозь эту скважину просвечивает огонь свечи, проникающий на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривает за едущими и кого-то поджидает. Образ свечи – это символ надежды, ожидания, дома, любви, поэтический символ высокого. Кажется, что свет свечи проникает в другие миры, недоступные глазу человека, этот свет очищает и успокаивает душу, несет веру.

Своеобразие восприятия романа рождается именно из недоговоренности, нечеткости, из ощущения природы, поэзии, из веры, что после зимы всегда приходит весна.

Приложение №14. Редактирование.

1.Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ём ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чём( то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и тёмные тени лежали на земле. Слышно было как где( то) д..леко должно быь за городом кр.. чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где( то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная.( А. Чехов.)

2.Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.

а) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чём в них хотел рассказать.

б) Алёша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

в) Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли книги им верными друзьями.

3. Задание: списать, вставить пропущенные знаки препинания.

а) К концу охоты утки словно на прощание стали подниматься целыми стаями.( И. Тургенев.)

б) Ветер дул навстречу как будто силясь остановить молодую преступницу. ( А. Пушкин.)

в) Луна взошла сильно багровая и хмурая точно больная. ( А. Чехов.)

г) С высоты мне виднелась Москва что муравейник. ( А. Пушкин.)

д) И старый кот Васька был к нему кажется ласковее нежели к кому-нибудь в доме.( И. Гончаров.)

4. Задание: исправьте предложения, объясните причину ошибки.

а) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

б) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

в) Сочинение надо было написать на тему, которую каждый учащийся мог выбрать из списка , который предложил учитель.

Приложение № 15.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. Учится великому у великих.

И взрослые, и школьники любят читать книги, смотреть кинофильмы или слушать рассказы о знаменитых людях: известных спортсменах, замечательных рабочих, героях – космонавтах, великих ученых, прославленных полководцах и т.д. Возникает вопрос – кто такие знаменитые люди, почему так интересна для всех нас их деятельность и даже частная жизнь? Что привлекает к их судьбам наш общий читательский интерес?

Итак, кто же такие эти знаменитые люди? И не даром ли мы теряем время, перечитывая их биографические описания, знакомясь с их делами, с их мыслями? Нет, не зря. Знаменитые или, как их иначе называют ученые, - великие люди – потому и стали знамениты, потому и стали великими, что оставили после себя заметный след в истории своих народов.

(В. Кузищина).

2. Что такое сказка?

Сказка в фольклоре – это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер. В отличие от былины, а также исторической песни, она лишь в редких случаях опирается на воспоминания о действительных происшествиях. Сказка – создание народного воображения, однако возникает она, разумеется, не в безвоздушном пространстве. Ее материл – вполне реальная действительность, и населена сказка не только фантастическими персонажами, а достаточно достоверными мужиками, и барами, и солдатами, и попами…

Сказок у каждого народа сотни тысяч, и самые древние из них – это, конечно, волшебные сказки, сохранившие паять о давних верованиях и представлениях языческой старины.

(С. Наровчатов).

3. Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующиеся урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки чудесные песни живущего в ней народа.

(И. Соколов-Микитов).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.