Методические рекомендации по применению инфографики к теме «Общий обзор и хронология стилей» по дисциплине «Дизайн - проектирование» для специальности 54.02.01 «Дизайн в строительстве» СПО
Методические рекомендации по применению инфографики к теме «Общий обзор и хронология стилей» по дисциплине «Дизайн - проектирование» для специальности 54.02.01 «Дизайн в строительстве» СПО
Введение.
Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и греч. ραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных. Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики и заканчивая журналистикой и образованием. В общем, это достаточно универсальное средство для распространения концептуальной информации.
Принято считать, что история инфографики насчитывает уже практически 40 лет. В 1982 году компания “USA TODAY” впервые решила испробовать новый прием в изложении информации “Инфографика” в выпусках своего печатного издания, известного на весь мир эпатажными статьями о жизни отечественных знаменитостей и банкиров. За несколько лет газета вошла в пятерку самых читаемых изданий страны. Одним из наиболее заметных и востребованных читателями нововведений «USA Today» стали детальные, хорошо прорисованные картинки с поясняющими комментариями — инфографика. Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации — инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям).
На самом же деле история инфографики уходит к доисторическим временам, когда человек ещѐ не разговаривал, но уже многое мог изобразить в рисунке. Задолго до развития письменности графическое изображение использовалось как способ передачи опыта будущим поколениям. Коммуникация между жителями первых цивилизаций проходит благодаря развитию пиктографического письма. Пиктограммы – стилизованное и схематическое изображение. Примеры пиктограмм мы можем встретить в письменности Египта, Месопотамии, Китая. Картография также относится к инфографике. Обобщѐнный характер картосхем позволяет концентрировать внимание зрителя на важных точках и объектах, оставляя без внимания картографическую сетку, масштаб.
Со временем выяснилось, что инфографика является не только технологией, не только сферой бизнеса, но и искусством. Известно, что человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, так или иначе, имеет визуальный характер. Окружающий нас мир мы более чем на 90% воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль.
Инфографика – это особое умение лаконично сочетать большой объем информации, чисел и визуальных образов. Это работа не только с текстом, но и с его шрифтом, не просто сбор данных, но их анализ и обработка, и конечно же, работа с графическими изображениями. Правильный перевод большого объема данных в визуальный образ часто является ярким дополнением к статье в журнале или газете. Одной из главных целей инфографики является улучшение процесса восприятия информации, объяснение непонятной информации в понятных визуальных образах, а также передача данных в кратком и интересном сообщении, выглядящее привлекательнее, по сравнению с простым текстом.
С помощью качественного инфодизайна можно осветить то или иное событие в яркой, а главное, доступной форме, что также не может не помочь привлечению новой аудитории читателей и подписчиков. Всѐ больше областей, которые оперируют различной информацией, используют инфографику – от индексов на бирже до политических или военных событий в мире. Инфографика – идеальный язык для передачи данных. Представленные в графическом виде инструкции чѐтко и понятно поясняют даже самую специфическую информацию. Инфографика дает возможность получить огромный объем информации практически без текста. Потому, введение инфографики в образовательный процесс даѐт возможность более основательно осваивать предметы, способствовать сознательному и эффективному запоминанию учебного материала, точнее воспринимать структуру научного знания, расширить эвристические возможности познания, проследить межпредметные связи и «рассмотреть» проблемы, которые возникают на стыке дисциплин, стимулировать познавательный интерес школьников к изучению науки и техники. Инфографика позволяет быстро охватить большой объем информации, воспроизвести и преобразовать разные процессы и события, изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме. Виртуальная среда за счет ее уникальных свойств (интеллектуальность, мультимедиа, моделинг, интерактивность, коммуникативность, производительность) и богатства инструментария позволит в предметных областях учебного знания создать разнообразные и дидактически эффективные объекты интеллектуальной инфографики.
Роль инфографики в образовании
На сегодняшний день образовательное пространство все активнее наполняется разнообразной информацией, которая представляется в разных текстовых и медиа – форматах. Реальность современности, зацикленная на Интернет и телевидение как на системах передачи новых видов информации, способствует широкому введению в практику деятельности учителя технологий, механизмов, инструментов и приемов работы с информационными ресурсами, которые представлены в формате визуальной информации, в частности в форме несплошных текстов.
Визуализация учебной информации даѐт возможность собрать вместе сведения для быстрого воспроизведения материала, даѐт возможность применять схемы оценки усвоения изучаемой темы. По большей части, наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ, делая информацию более «уплотнѐнной». Визуализация учебной информации тем самым позволяет решить целый ряд педагогических задач: 1. обеспечение интенсификации обучения; 2. активизации учебной и познавательной деятельности; 3. формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий; 4. передачи знаний и распознавания образов; 5. повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Современных способов визуализации информации множество, одним из них можно назвать инфографику, широко используемая в средствах массовой информации: телевидении, Интернете, в рекламе, маркетинге и PR-технологиях и прочих. Также сейчас она нашла своѐ применение и в области образования.
На современном этапе выделяют три типа инфографики:
1. статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов;
2. интерактивная – содержит анимированные элементы, пользователи могут взаимодействовать с динамическими данными;
3. видеоинфографика – короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст. Для учебного процесса на сегодняшний день пока наиболее близка статичная инфографика.
План занятия
Для практического применения инфографики по дисциплине «Дизайн – проектирование» был разработан план занятия по теме «Общий обзор и хронология стилей» на 2 курсе СПО специальности 54.02.01 «Дизайн в строительстве» и инструкция по применению демонстрационного материала.
Цель: расширение знаний обучающихся по теме; выявления особенностей синтеза эпохи и оформления интерьера; обобщение имеющихся знаний и художественных представлений, полученных при изучении истории искусств, основ религиозной культуры и светской этики, музыки, изобразительного искусства.
Задачи:
- воспитание морально – нравственных качеств личности, уважению к людям разных рас и национальностей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
Данное занятие развивает следующие общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекст;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Ключевые вопросы:
Какие интерьерные стили бывают?
На какие основные категории, условно, можно разделить интерьерные стили?
В чем схожесть и отличие стилей?
Какие категории могут стать источниками интерьерного стиля?
Направление воспитательной деятельности: духовно – нравственное; развитие познавательных и творческих способностей, обучающихся;
Форма проведения мероприятия: лекция с демонстрационным материалом
Оборудование занятия: рабочие столы без компьютеров для обучающихся; наглядно – демонстрационный материал.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Этап занятия 1: Вступление и объявление темы.
Этап занятия 2: Организационный этап. Демонстрация Инфографики «Стили интерьера» (Приложение 1).
Этап занятия 3: Основной. Лекция по наглядно – демонстрационному материалу.
Этап занятия 4: Заключительный. Подведение итогов. Опрос по теме.
Прогнозируемы результат: освоение темы и ответы на вопросы по теме.
Инструкция по применению наглядно – демонстрационного материала - Инфографика «Стили интерьера».
Данная разработка имеет формат А0 предполагается быть на бумажном носителе. Данный материал имеет общий ознакомительный характер, поэтому после демонстрации инфографики на протяжении всегго курса обучения, по данному разделу, необходимо, чтоб этот наглядно - демонстрационный материал сопровождал каждый урок. Предполагается, что по каждому стилю отдельно будут вестись лекции и готовиться презентация, чтоб лучше изучить каждый отдельный стиль интерьера.
Вся инфографика разделена на 6 основных блоков происхождения интерьера.
1 блок. Архитектура. В данном блоке размещены интерьерные стили, которые изначально были созданы для архитектурных сооружений, а потом плавно перетекли и в интерьеры
2 блок. Интерьерный стиль. Стили, расположенные в этом блоке были созданы специально для оформления интерьеров. На этот период, когда был создан тот или иной стиль, была деформация пространства, которую задавало общество, возникали потребности в другой эргономике и канонах. Данные стили самостоятельны.
3 блок. Стиль из искусства. Искусство – это ветка, которая живет своей самостоятельной жизнью. Те формы, которые задавали те или иные художники находили свое отражение в интерьере. Стиль мог проявиться и в архитектуре, и в одежде, и в интерьере, но в данном блоке расположены стили, которые брали свои истоки строго из искусства.
4 блок. Исторический. Наша архитектура, искусство и мода претерпевали множество изменений за свою историю. В данном блоке представлены стили – гиганты, которые взяли свое направление эпохи, мировоззрения и законов всего общества. Тут категория стилей, которая относится к понятию – классика.
5 блок. Этнический. В данной категории представлены некоторые национальные стили. Этнический стиль – это значит национальный. У каждого народа есть своя национальная одежда, цветовая гамма, орнамент, да и вообще устройство жизни, что откладывает отпечаток на интерьер. В зависимости от той страны, к которой принадлежит интерьерный стиль, он и носит свое индивидуальное название.
6 блок. Современные стили. 20-21 веки – это время всего нового и быстрое развитие этого нового. Интерьеры – не исключение. В данном блоке представлены стили, которые в основном появились на последние 100 лет и прочно прописались в нашей жизни. В зависимости от индивидуальных особенностей человека он будет предпочитать тот или иной стиль из этой категории, но тем не менее стиль будет являться современным и новым.
Каждый блок содержит несколько стилей, выделенных в отдельный фрагмент, внутри которого есть название, его краткое описание, даты происхождения и основная цветовая гамма.
С правой стороны представлены интерьеры в хронологическом порядке. Инфографика тут может проявиться в виде некоторый игры на соотношение стиля и картинки.
Источники литературы:
1. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. М., ТОО «ИнтелТех», 2008.
2. Батра Р., Майерс Д.Д., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент. Пер. с англ. – 5-е изд. – М.: СПб., 2007.
3. Блажнов Е. А. Паблик Рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. Учебное пособие для деловых людей. - ИМА-пресс Москва 2008. – 350 с.
4. Блэк Сэм. Паблик Рилейшнз. Что это такое? СП "ФСЭС-Москва" 2008.
Приложение 1