Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» по специальности «Дизайн (по отраслям)»

3
0
Материал опубликован 30 January 2021

Частное профессиональное образовательное учреждение

«Башкирский экономико-юридический колледж (БЭК)»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины Основы философии


код, специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)




















Уфа

2020

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям)



ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:

ПМК общеобразовательных Заместитель директора

дисциплин по учебной и методической

наименование комиссии

Протокол №______ работе

от «____» _____________ 2020г.

Председатель предметно- ___________ / _______________

методической комиссии подпись Ф.И.О.

__________ / _____________

подпись Ф.И.О.







Составитель (автор): Насырова Г.З., преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, квалификационная категория, должность




Рецензент: Ротару М. В., преподаватель высшей категории ._____________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, категория, должность, организация


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

условия реализации учебной дисциплины


12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям), укрупненной группы 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.


1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.


Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена:


Дизайнер (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 15 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

8

самостоятельная работа студента (всего)

15

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы философии


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

История философии. Роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности

22


Тема 1.1.

Введение. Философия и ее роль в обществе. Предметная область философского знания; мировоззренческие и методологические основы

Содержание учебного материала

2

1

Предмет философии. Специфика философского знания. Мировоззрение и философия. Уровни и исторические типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Функции философии. Основной вопрос философии. Структура философии.

Тема 1.2.

Философия Древнего Востока и античная философия

Содержание учебного материала

4

2

Возникновение философии Запада и Востока. Основные этапы формирования философии Востока. Общие черты философии Древнего Востока. Философские школы Древней Индии и Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, индуизм, буддизм.

Развитие философии Античности. Общие черты античной философии. Философские школы Античности: натурфилософия, философия софистов и элеатов, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Философия Сократа. Идеализм Платона. Философия и логика Аристотеля.

2

Практическое занятие №1

«Древневосточная и античная философия: общее и различия».

Работа с поисковыми системами Интернет- Yandex, Google Составление таблиц для систематизации учебного материала:

2


Тема 1.3.

Философия Средневековья

Содержание учебного материала

2

1

Периодизация средневековой философии. Общие черты философии Средних веков. Патристика и философия А. Блаженного. Схоластика и философия Ф.Аквинского.

Тема 1.4.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Практическое занятие №2

Проведение анализа философии эпохи Возрождения и Нового времени: выявление основных тенденций развития. Выявление общих черт философии эпохи Возрождения и Нового времени. Анализ эмпиризма Ф. Бэкона, Д. Локка, Т. Гоббса, рационализма Р. Декарта, Б. Спинозы, В. Г. Лейбница. Рассмотрение философии французского Просвещения.

2


Тема 1.5.

Классическая немецкая философия и философия марксизма

Содержание учебного материала

2

1

Философия И. Канта. Идеализм И. Г. Фихте. Система диалектики Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Исторический и диалектический материализм марксизма.

Тема 1.6.

Постклассическая философия

Содержание учебного материала

2

2

Иррационализм А. Шопенгауэра. «Философия жизни» Ф. Ницше. Экзистенциализм К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю, Ж. П. Сартра. Неотомизм (Ж. Маритен).

Тема 1.7.

Русская философия

Содержание учебного материала

2

2

Периодизация русской философии. Общие черты русской философии. Западники и славянофилы. Материалистическая философия XIX века (А.И. Герцен и Н. Г. Чернышевский). Религиозно-идеалистическая философия (Вл. С. Соловьев, Н. А. Бердяев). Русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Марксистская традиция в советской философии.

Самостоятельная работа обучающихся

4


Подготовка сообщений к выступлению по темам:

Роль философии в жизни современного человека.

Классическая и неклассическая философия: вехи развития.

Прагматизм в современной Европейской философии.

Современная религиозная философия.

Работа с поисковыми системами Интернет-Yandex, Google

Раздел 2.

Онтология и теория познания

16

Тема 2.1.

Основы философского учения о бытии. Материя

Содержание учебного материала

2

2

Содержание категории бытия. Основные формы бытия. Общие философские проблемы бытия Главные онтологические категории. Материя и ее структура.

Движение как атрибут материи. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

2


Подготовка докладов по теме: «Многообразие материального мира как проблема».

Тема 2.2.

Диалектика и ее альтернативы

Содержание учебного материала

2

1

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Принципы диалектики. Универсальные виды связей. Закон как вид связи. Основные законы диалектики.

Тема 2.3.

Проблема сознания

Содержание учебного материала

2

1

Сознание как высшая форма психического отражения действительности. Подходы к проблеме сознания. Диалектико-материалистическая природа сознания. Структура сознания и его основные функции. Формы и свойства сознания. Сознание и бессознательное. Психоанализ З. Фрейда. Сознание, мышление и язык.

Самостоятельная работа обучающихся

2


Составление тематического кроссворда: «Парапсихологические явления».

Тема 2.4.

Учение о познании


Содержание учебного материала

2

2

Содержание термина «познание» и изучение его структуры. Общие философские проблемы познания. Основные подходы к познанию. Многообразие форм познания. Истина как цель познания. Истина и заблуждение. Виды истины. Практика как источник и критерий истины. Основные виды практики. Научное познание, его специфика и уровни.

Самостоятельная работа обучающихся

2


Подготовка реферата: «Научное и ненаучное познание: аспекты взаимодействия».

Раздел 3.

Философия человека и общества

25

Тема 3.1.

Проблема человека в философии

Содержание учебного материала

2

2

Определение сущности человека в философии. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека. Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть. Понятия человек, индивид, индивидуальность, личность. Понятие личности и ее структура. Социальные качества личности. Проблема смысла жизни. , ценностей, свободы и смысла жизни

Практическое занятие №3

Проведение анализа биологического, социального и духовного в человеке. Определение смысла жизни человека как основа формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

2


Тема 3.2.

Общество. Основы философского анализа

Содержание учебного материала

2

3

Философское понимание общества. Общество как саморазвивающаяся система. Структура и основные сферы жизни общества. Ступени развития общества. Формационная и цивилизационная концепции развития общества. Общественное сознание и его структура.

Тема 3.3.

Философия и история

Содержание учебного материала

2

1

Основные подходы к возникновению и развитию общества: натуралистический, материалистический, идеалистический и современный. Концепция однолинейного прогрессивного развития (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс). Концепция многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер). Концепция циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Проблема «конца истории».

Тема 3.4.

Философия и наука

Содержание учебного материала

2

1

Философия и наука. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число и их философская интерпретация в различные периоды. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Тема 3.5.

Философия и религия

Содержание учебного материала

2

2

Определение религии в философии. Религиозная картина мира. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.

Практическое занятие №4

Подготовка аналитических обзоров к круглому столу по теме: Религия как социально-философский феномен

2


Тема 3.6.

Философия и искусство

Содержание учебного материала

2

1

Искусство, как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношение гения и гениальности. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства.

Тема 3.7.

Философия и культура

Содержание учебного материала

2

2

Содержание понятия «культура». Подходы к определению культуры. Человек в мире культуры. Структура и функции культуры. Массовая и элитарная культура. Контркультура и основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и цивилизация.

Тема 3.8.

Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

Содержание учебного материала

2

3

Философское понимание общественного прогресса. Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Критерии общественного прогресса и его противоречивость. Понятие и особенности глобальных проблем современности. Структура и иерархия глобальных проблем современности. Глобальная стратегия сохранения человечества.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительных таблиц, структурно-логических схем в виде презентаций по темам:

Представления о человеке в различных культурах.

Научная, религиозная и философская картины мира: общее и различия.

Решение ситуационных задач по теме:

«Нравственные аспекты развития человека и общества».

5


Всего:

63



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. –  продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, планшеты и т.д.)

методический комплект контроля знаний и умений;

методический комплект для внеаудиторной самостоятельной работы;

методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Технические средства обучения:

интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


3.2.1. Печатные основные издания:

Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений СПО

/ А.А. Горелов- 17-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2016. – 320с.


3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):

1. Основы философии [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / И. В. Колесникова. – Саратов: Профобразование, 2020. Режим доступа:: https://www.iprbookshop.ru/

2. Нестер, Т. В. Основы философии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Нестер. – Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/

3.2.3.Дополнительные источники:

1. Ивин, А. А.Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А. Ивин, И. П. Никитина. - М. : Юрайт, 2017. - 478 с. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/

2. Иоселиани, А. Д. Основы философии: учебник и практикум для СПО / А. Д. Иоселиани. – 6-е. изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 351 с.

3. Кочеров, С. Н.Основы философии [Электронный ресурс]: учебное пособие для для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова.- М.: Юрайт, 2018. - 151 с. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/

4. Лавриненко, В. Н. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник и практикум для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. - М., Юрайт, 2017. - 374 с. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/

5. Лавриненко, В.Н. Основы философии: учебник и практикум для СПО / В.Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. – 8 изд., перераб. и доп.. - М.: Издательство Юрайт, 2021. – 375 с.

6. Спиркин, А. Г.Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Г. Спиркин. - М.: Юрайт, 2019. - 392 с. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/

7. Тюгашев, Е. А.Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е. А. Тюгашев. - М. -Юрайт, 2017. - 252 с. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:



ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

ОК 1, 3, 4

Оценка работы на практическом занятии

Знания:



основные категории и понятия философии

ОК 1, 3, 4, 5

Тестирование, фронтальный опрос

роль философии в жизни человека и общества

ОК 1, 3, 4, 5

Оценка работы на практическом занятии, самостоятельная работа обучающихся

основы философского учения о бытии

ОК 1, 5, 6, 8

Самостоятельная работа обучающихся, тестирование

сущность процесса познания

ОК 1, 4, 5, 8

Тестирование, самостоятельная работа обучающихся

основы научной, философской и религиозной картин мира

ОК 1, 4, 5, 8

оценка работы на практическом занятии, самостоятельная работа обучающихся

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

ОК 1, 4, 5, 7- 8

Оценка работы на практическом занятии, самостоятельная работа обучающихся

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

ОК 5, 8

Самостоятельная работа обучающихся

Итоговый контроль


зачет



5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации