12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фаляхиев Айдар Камилевич107
Россия, Татарстан респ., Богатые Сабы
0

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы геодезии» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Сабинский аграрный колледж»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01 СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

2017 г

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство зданий и эксплуатация зданий и сооружений


 


 


 


 


 


 


 

Согласована

Заместитель директора по ТО

___________________Ч.И.Сунгатова

31 августа 2017 г.

Утверждаю

Директор ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж»

________________З.М.Бикмухаметов

31 августа 2017 г.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составитель: преподаватель ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» Фаляхиев Айдар Камилевич

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации программы учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы геодезии

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы «Основы геодезии», является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- читать ситуации на планах и картах;

- определять положение линий на местности;

- решать задачи на масштабы;

- решать прямую и обратную геодезическую задачу;

- выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;

- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования.

-составить геологический разрез;

-стратиграфическую колонку и определять прочность и деформативные свойства грунтов;

-читать топографическую карту;

-определять положение точки и проектной величины на местности инструментальными методами;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные понятие и термины, используемые в геодезии;

- назначение опорных геодезических сетей;

- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

- систему плоских прямоугольных координат;

- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

- виды геодезических измерений.

-методы и принципы выполнения топографогеодезических работ;

-геодезические приборы;

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен показать формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях  и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.

ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на стройплощадке.

ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов.

ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.

ПК 3.4. Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.

ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений.

 

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 120 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 80 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

В том числе:

 

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы геодезии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Геодезические измерения

Содержание учебного материала

30

 

1

Основные понятия и термины, используемые в геодезии. Наука об измерениях на земной поверхности. Высшая геодезия, космическая геодезия, топография, инженерная геодезия. Достижения инженерной геодезии в области строительства. Исследования деформации земной поверхности и инженерных сооружений в период их строительства и эксплуатации. Понятие о форме и размерах Земли. Метод проекций в геодезии. Определение положения точек на земной поверхности.

2

2

2

Система плоских прямоугольных координат. Системы географических и геодезических координат. Зональная система прямоугольных координат Гаусса. Система прямоугольных координат. Полярная система координат. Абсолютные, условные и относительные высоты. Влияние кривизны Земли на измерение горизонтальных и вертикальных расстояний. Погрешности в определении расстояний и высот точек. Рабочие формулы для определения погрешностей.

2

3

Ориентирование линий на местности. Сближение меридианов. Склонение магнитной стрелки. Азимуты. Дирекционные углы. Румбы. Ориентирование линий на местности. Определение сближения меридианов. Зависимости между дирекционным углом, истинным и магнитным азимутами линии. Прямые и обратные дирекционные углы и азимуты. Зависимость между горизонтальными углами и дирекционными углами сторон хода.

2

4

Прямая и обратная геодезические задачи на плоскости. Прямая задача. Определение координат точки относительно обозначенных на местности исходных точек. Горизонтальное проложение d линии на местности. Приращение координат. Обратная задача. Нахождение горизонтального проложения d и дирекционного угла α по данным координатам точек. Измерения и построения в геодезии. Основные геодезические способы построения, применяемые для определения положения точки в плане: способ перпендикуляров, способ полярных координат, способ прямой угловой засечки, способ боковой засечки, способ линейной засечки, способ створно-линейной засечки.

2

5

Виды геодезических измерений. Угловые измерения. Схема измерения горизонтального угла. Приборы и инструменты для измерений углов. Зрительная труба. Установка зрительной трубы для наблюдений. Увеличение трубы. Поле зрения трубы. Точность визирования зрительной трубой. Уровни и их устройство. Цилиндрический уровень. Круглый уровень.

2

2

6

Теодолиты. Устройство теодолита. Инструментальные погрешности. Поверки и юстировки теодолитов. Центрирование теодолита. Приведение измеренных направлений к центрам знаков. Измерение горизонтальных углов. Способ приемов. Способ круговых приемов. Измерение вертикальных углов. Экер и его применение.

2

7

Измерения длины линий. Измерение длины линий мерными приборами. Рулетки, землемерная лента, землемерная шкаловая лента, инварные проволоки. Компарирование мерных приборов. Вешение линии. Приборы и инструменты для измерений линий. Измерения линий землемерными лентами и рулетками. Измерение длины линий дальномерами. Оптический дальномер с постоянным углом. Дальномер с постоянным базисом. Электронные средства измерения. Светодальномер. Принцип измерения расстояний светодальномером. Лазерная рулетка. Параллактический способ определения расстояний. Определение неприступных расстояний.

2

8

Измерение превышений. Сущность и методы измерения превышений. Методы нивелирования. Геометрическое нивелирование. Непосредственное определение разности высот двух точек с помощью горизонтального визирования луча. Тригонометрическое нивелирование. Определение превышений между точками по измеренному между ними расстоянию и углу наклона. Физическое нивелирование: барометрическое, гидростатическое, радиолокационное. Механическое нивелирование. Использование специальных приборов, регистрирующих расстояния, пройденные транспортными средствами. Стереофотограмметрическое нивелирование. Определение превышений по фотоснимкам местности.

2

9

Приборы и инструменты для определения превышений. Нивелиры и их устройство. Нивелиры с компенсатором угла наклона. Нивелиры с цилиндрическим уровнем. Лазерные нивелиры. Нивелирные рейки. Выполнение отсчетов по рейкам. Поверки и юстировки нивелиров.

2

10

Нивелирование по квадратам. Обработка результатов измерений.

2

11

Современные геодезические приборы. Лазерные геодезические приборы. Электронные теодолиты и тахеометры. Приборы вертикального проектирования. Использование спутниковых технологий в инженерной геодезии. Российская система ГЛОНАСС и американская система NAVSTAR GPS. Определение местоположения на поверхности Земли с помощью спутников.

2

12

Понятие о геодезических планах, картах и чертежах. Масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба. Номенклатура карт и планов. Условные знаки на планах, картах, геодезических и строительных чертежах. Рельеф местности и способы его изображения. Уклон линии. График заложений Ориентирование на местности с помощью карты.

2

 

13

Способы измерения площадей на планах и картах. Аналитический способ. Вычисление площадей геометрических фигур по формулам, с использованием известных координат их вершин. Геометрический способ. Применение различных палеток. Механический способ. Применение полярного планиметра. Определение цены одного деления счетного механизма планиметра. Постоянное число планиметра. Точность определения площади планиметром.

2

2

14

Решение задач на топографических планах (картах). Определение координат точки. Определение отметки точки. Определение направления и крутизны ската. Определение уклона линии. Определение горизонтальных расстояний. Построение по горизонталям профиля местности. Проведение линии заданного уклона.

2

15

Изображение земной поверхности в цифровом виде. Автоматические чертежные приборы (графопостроители). Автоматизированные системы для решения различных инженерных задач, связанных с проектированием и строительством сооружений. Использование топографических планов и карт. Образование цифровой модели местности. Расположение точек цифровой модели в характерных местах рельефа и на горизонталях.

2

16

Назначение опорных геодезических сетей. Общие сведения о геодезических сетях. Государственные плановые геодезические сети. Схема построения государственной плановой геодезической сети. Сети сгущения. Съемочные сети. Специальные геодезические сети.

2

17

Высотные геодезические сети. Схема государственной высотной сети. Плотность реперных сетей в незастроенных территориях и в городах. Создание высотной сети технического класса при изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

2

18

Знаки для закрепления геодезических сетей. Постоянные знаки. Знаки закрепления основных или главных разбивочных осей и отметок. Установка наружных металлических сигналов над подземным центром плановой сети. Закрепление государственных высотных сетей всех классов на местности грунтовыми реперами. Временные знаки.

2

19

Топографические съемки. Понятие о топографической съемке. Съемочное плановое обоснование. Высотное съемочное обоснование. Аналитический метод съемки. Способ перпендикуляров. Способ линейных засечек. Способ угловой засечки. Способ полярных координат. Створный способ. Тахеометрическая съемка. Основные сведения о тахеометрической съемке. Съемка теодолитом. Автоматизация тахеометрической съемки. Фототопографическая съемка. Специальные методы съемки.

2

2

Практическое занятие № 1

Определение положения линий на местности

2

 

Практическое занятие № 2

Решение прямой и обратной геодезической задачи

2

Практическое занятие № 3

Использование приборов и инструментов при измерении линий и углов.

2

Практическое занятие № 4

Использование приборов и инструментов при измерении линий отметок точек.

2

Практическое занятие № 5

Чтение ситуации на планах и картах

2

Практическое занятие № 6

Решение задач на масштабы

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Геодезические измерения»;

- поиск информации по теме «Приборы и инструменты для геодезических измерений», заполнение отчета

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Построение профиля местности по горизонталям»

26

 

Тема 2. Геодезические работы в строительстве

Содержание учебного материала

30

 

1

Инженерные изыскания для строительства. Виды и задачи инженерных изысканий. Экономические изыскания. Технические изыскания. Инженерно-геодезические изыскания. Инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания. Гидрометеорологические изыскания.

2

2

2

Изыскания площадных сооружений. Изыскания для линейных сооружений. Современные методы инженерных изысканий.

2

 

3

Инженерно-геодезические опорные сети. Назначение, виды и особенности построения опорных сетей. Триангуляционные сети. Линейно-угловые сети. Полигонометрические сети. Геодезическая строительная сетка. Высотные опорные сети.

2

2

4

Геодезические разбивочные работы. Назначение и организация разбивочных работ. Нормы и принципы расчета точности разбивочных работ. Вынос в натуру проектных углов и длин линий. Вынос в натуру проектных отметок, линий и плоскостей проектного уклона.

2

3

5

Способы разбивочных работ. Общая технология разбивочных работ. Геодезическая подготовка проекта. Основные разбивочные работы. Закрепление осей сооружений.

2

3

6

Геодезические работы при планировке и застройке городов. Планировка и проектирование городской территории. Составление и расчеты проекта красных линий. Вынесение в натуру и закрепление красных линий, осей проездов, зданий и сооружений. Составление плана организации рельефа. Составление плана земляных масс. Вынесение в натуру проекта организации рельефа.

2

3

7

Геодезические работы при строительстве гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания и состав геодезических работ при их возведении. Геодезические работы при возведении подземной части зданий. Земляные работы. Свайные основания. Сборные фундаменты. Построение базисных осевых систем и разбивка осей на исходном горизонте. Перенос отметок и осей на монтажные горизонты.

2

3

8

Геодезические работы при возведении надземной части зданий различной конструкции. Возведение крупнопанельных зданий. Возведение каркасных зданий. Возведение блочных зданий. Возведение кирпичных зданий. Возведение зданий из монолитного железобетона. Геодезические работы при строительстве промышленных сооружений. Разбивка и выверка подкрановых путей.

2

2

9

Геодезические работы при строительстве и эксплуатации подземных коммуникаций. Общие сведения о подземных коммуникациях. Разбивка подземных коммуникаций и геодезические работы при их укладке. Съемка подземных коммуникаций. Поиск подземных коммуникаций.

2

2

10

Исполнительные съемки. Назначение и методы исполнительных съемок. Текущие исполнительные съемки. Окончательная исполнительная съемка. Исполнительные съемки в строительстве. Исполнительная геодезическая документация. Составление исполнительных генеральных планов. Оперативный, дежурный и окончательный исполнительные генеральные планы

2

2

Практическое занятие № 7

Проведение камеральных работ по окончании теодолитной съемки.

2

 

Практическое занятие № 8

Проведение камеральных работ по окончании геометрического нивелирования.

2

Практическое занятие № 9

Вынесение на строительную площадку элементов стройгенплана.

2

Практическое занятие № 10

Вынесение на строительную площадку элементов стройгенплана.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Геодезические работы в строительстве»;

- поиск информации по теме «Способы ведения разбивочных работ», заполнение отчета

14

 

Дифференцированный зачет

2

Всего

120

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ геодезии.

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий «Основы геодезии»;

Технические средства обучения:

- комплекты теодолитов: 4Т30П, 2Т30;

- комплекты нивелиров: VEGAL24;

- штативы теодолитные и нивелирные;

- рейки РН-3;

- мерный комплект;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и демонстрационным монитором.

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Киселев М.И. Геодезия: учебник. / М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев. – 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 384 с.

Дополнительные источники:

Платов Н.А. Основы инженерной геологии, геоморфологии и почвоведения: учеб. пособие. / Н.А. Платов, А.А.Касаткина – М.: Академия, 2010. – 128

Периодические издания (отечественные журналы):

«Строительство: новые технологии – новое оборудование»,

«Технологии строительства»,

«Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века»

«Строительство. Новые технологии. Новое оборудование»

«Промышленное и гражданское строительство»

«Строительная техника и технологии»

Интернет-ресурсы:

Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Строительство и ремонт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.stroy-remont.org., свободный. – Загл. с экрана.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

читать ситуации на планах и картах

- оценка результатов выполнения практических работ;

- дифференцированный зачет

определять положение линий на местности

решать задачи на масштабы

решать прямую и обратную геодезическую задачу

выносить на строительную площадку элементы стройгенплана

пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек

проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования

составить геологический разрез;

стратиграфическую колонку и определять прочность и деформативные свойства грунтов;

читать топографическую карту;

определять положение точки и проектной величины на местности инструментальными методами

Знания:

 

назначение опорных геодезических сетей;

-оценка результатов тестового контроля и устного опроса обучающихся;

- дифференцированный зачет

масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

систему плоских прямоугольных координат;

приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;

виды геодезических измерений

назначение опорных геодезических сетей;

методы и принципы выполнения топографогеодезических работ;

геодезические приборы;

ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.

-оценка результатов выполнения практических работ;

- оценка результатов тестового контроля и устного опроса обучающихся;

ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на стройплощадке.

ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов.

ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.

ПК 3.4. Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.

ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях  и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК  7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.