12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сербина Виктория Владимировна1898
Россия, Краснодарский край, Анапа

СРС№1. Написать сообщение на тему: «Язык и общество». «Родной язык, литература и культура». «Понятие о системе языка» (на выбор студента).

Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по повторению материала о тексте и его признаках.

2. Развивать логическое мышление и аналитические способности обучающихся.

Обучающийся должен знать:

- Что такое сообщение? Каковы его признаки?

Обучающийся должен уметь:

- отличать группу предложений от текста;

-доказать, что группа предложений является текстом;

- определять признаки текста;

- выстраивать логическое рассуждение: «Это сообщение, потому что…»

Теоретический материал.

Сообще́ние — наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения. «Сообщение представляет собой дискретную или непрерывную последовательность измеримых событий, распределённых во времени, т. е. в точности то, что статистики называют временным рядом».

Задание 1. Написать сообщение

СРС №2 Понятие о системе языка, его единицах и уровнях

Цели: 1. Организовать деятельность учащихся по повторению материала о системе языка.

2. Развивать логическое мышление и аналитические способности обучающихся.

Обучающийся должен знать:

- Что такое языковая система? Каковы его признаки?

Обучающийся должен уметь:

Задание 1. Дайте характеристику языковой системы:

Задание 2. Ответить письменно на вопросы, составив текст.

а) Что такое система? Почему язык является системой? Что представляет собой структура языка?

б) Что такое языковой уровень? Какие уровни (ярусы) языковой системы вам известны?

в) Назовите единицы, образующие фонетический (фонологический), морфологический, синтаксический и лексический уровни. Дайте их характеристику.

г) Охарактеризуйте основные типы отношений между единицами языковой системы. Что такое парадигматические отношения? синтагматические отношения? иерархические отношения? Каков характер отношений между языковыми уровнями?

д) Почему язык определяют как систему систем? Чем обусловливается ее единство?

е) Назовите разделы языкознания, изучающие различные структурные участки (уровни) языковой системы.

СРС №3. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

1. Шофер высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселен. Дверь в подъезд заперта. Прежде, чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включенный светильник освещает дорогу. Когда же он включен? Вот и дождались гостей. А то я уже заждалась. Прибыло пополнение.

2. Наша цель – углубить знания. Призыв о помощи был услышан. Процент успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки. На покупку квартиры нужны средства. Может, кто-нибудь одолжит? Вчера сняла деньги со счёта. Фирма успешно занимается оптовыми поставками. Груз следует опломбировать.

3. Это мой давнишний знакомый. Он занял директорское кресло и стал занятым человеком. Телефон раскалился докрасна. Видимо, это надолго. Нагрузку следует дозировать. Главное, вовремя заключить договоры. Хорошо бы вернуться домой засветло. Семья окружит вниманием и заботой. От нежности щемит сердце.


Ключ

1. ШофЁр высадил пассажира через квартАл. Машина проехала лишь киломЕтр. Новый дом еще не заселЁн. Дверь в подъезд запертА. Прежде, чем войти, позвонИте. Мы всегда звонИм. Ты включИшь свет на лестничной площадке? ВключЁнный светильник освещает дорогу. Когда же он включЁн? Вот и дождалИсь гостей. А то я уже заждалАсь. ПрИбыло пополнение.

2. Наша цель – углубИть знания. ПризЫв о помощи был услышан. ПроцЕнт успешно сдавших экзамен высок. Оценки высокИ. На покупку квартиры нужны срЕдства. Может, кто-нибудь одолжИт? Вчера снялА деньги со счёта. Фирма занимается оптОвыми поставками. Груз следует опломбировАть.

3. Это мой давнИшний знакомый. Он зАнял директорское кресло и стал занятЫм человеком. Телефон раскалился докраснА. Видимо, это надОлго. Нагрузку следует дозИровать. Главное, вОвремя заключить договОры. Хорошо бы вернуться домой зАсветло. Семья окружИт вниманием и заботой. От нежности щемИт сердце.


СРС №4 Ударение в русском языке

Цель урока:

систематизация знаний о русском словесном ударении.

Задачи:

повторение правил о неподвижности и разноместности русского ударения;

углубление знаний об акцентологических нормах русского литературного языка, о фонетических условиях выбора орфограмм.

Определите, какой слог в слове является ударным, разделив слова на группы.

Балованный, баловать, гофрированный, диспансер, завидно, квартал, красивее, обеспечение, оптовый, пломбированный, позвонишь, положить, сироты, свекла, ходатайствовать, банты, торты, цепочка, эксперт 


СРС№5 Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка

Задание 1. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, исправьте их. Оплатить за проезд, вопреки указанию, письмо для Любви Петровны, отличать друзей от врагов, рассердиться неудачей, согласно приказа, заслуживать одобрение, ждать встречу, просить слово. Задание 2. Перепишите, раскрывая скобки.

Уделять внимание (дети), новый заведующий (кафедра), подготовка и руководство (магистры), надеяться и верить (наши выпускники), вера (успех), опираться (факты), рецензия (статья), обидеться (бестактность), участие (выборы), курировать (выпускник), заслуживает (одобрение), на благо (дети).

Задание 3. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Общая длина кремлёвских стен с башнями равна 2235 метрам.

2. Кремль занимает площадь около 28 гектаров.

3. Земля имеет возраст от 4500000000 до 5000000000 лет.

4. За одну минуту в России добывается более 265 тонн нефти.

5. Труппа театра состоит из 250 артистов балета и 100 солистов оперы, 250 артистов оркестра и прославленного хора в 170 человек.

6. Я поступила в школу в 2004 году.

СРС№6 Типичные ошибки в построении сложных предложений

Задание 1. Спишите, исправляя ошибки.

Типичные ошибки в построении сложных предложений

Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили бы о времени встречи.

Всё указывало, что погода скоро резко изменится.

Он говорил ТО, что это невозможно.

СРС №7 Определение рода аббревиатур

СРС№7 Определение рода аббревиатур

Цель: ознакомить с особенностями определения рода у существительных разных категорий, развивать умение использовать правило написания, определения рода у имен существительных, воспитывать стремление к знаниям

Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наше РОНО – районный отдел народного образования).

1. Звуковые аббревиатуры – по стержневому слову

2. Сейчас он чаще определяется по аналогии (как род у существительных)

3. Буквенные аббревиатуры – по стержневому слову

Буквенные и звуковые аббревиатуры имеют обычно род стержневого слова из словосочетания, подвергшегося аббревиации: ЭВМ (электронная вычислительная машина) – нескл., ж.р.; МХАТ (Московский Художественный академический театр) – м.р. Такое родовое оформление закрепляется, если внешняя звуковая форма аббревиатуры соответствует роду стержневого слова. Аббревиатуры на твердый согласный – муж. рода: ГИМ (Государственный исторический музей) – м.р.; аббревиатуры на -О – среднего рода: АО (акционерное общество) – ср. рода.

В случаях несовпадения внешней формы аббревиатуры и рода стержневого слова многие аббревиатуры испытывают колебания в роде. Если аббревиатуры употребляются часто, соответствующее полное наименование забывается, и аббревиатуры приобретают родовую характеристику по своему внешнему фонетическому облику, в разговорной речи они начинают склоняться: МИД (Министерство иностранных дел) – м.р., в МИДе; ВАК (Высшая аттестационная комиссия) – м.р., решено ВАКом; РОЭ (реакция оседания эритроцитов) – ср.р., нескл.

У заимствованных аббревиатур род определяется по внешней форме: ФИАТ – м.р., НАТО – ср.р.

Задание 1. Определите род следующих аббревиатур и возможность их склонения. Образец выполнения упражнения: Гороно – ср.р. (городской отдел народного образования), род определяется по фонетическому облику, нескл. БАН (Библиотека Академия наук РФ) – в кодифицированном языке ж.р., нескл., в разговорной речи – м.р., склоняемое (был в БАНе).

СМИ, КЗОТ, МВД, ОРТ, РАО ЕЭС, СНВ-2, ПРО-72, МПС, НТВ, ЦКБ, ФРГ, БАМ, ООН, ЖЭК, ДОСААФ, МАПРЯЛ, ВТЭК, ТАСС, НЭП, РАПП, ЗАГС, АЭС, ЛЭП, ГЭС, ОАР, РОНО, СЕАТО, ЮНЕСКО, ЦСКА, АСУ, ГИБДД, ГОЭЛРО, ГТО, НИИ, СССР, СНГ, КПРФ, НБП, СПС, ФСБ, ЦРУ, КГБ, КПСС, ОБСЕ, МЧС, ЕС, ВТО.

СРС№8 Язык и речь

Цели: познакомиться с основными качествами хорошей речи; формировать умения применять знания на практике; воспитывать уважение к русскому языку.

Задачи

1.Создать условия для понимания и осмысления роли грамотной речи в жизни человека.

2. Содействовать осмыслению личной ответственности за состояние собственной речи.

3. Формирование грамотной, лингвистически развитой личности, умеющей владеть языком.

У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в них ударения в соответствии с нормами орфоэпии  

апостроф

средства

феномен

заняла

занята

жалюзи

сформированный

бледна

обеспечение

осведомиться

подростковый

перенявший

жестка

убывший

принудить

благовест

гражданство

завидно

исчерпать

нефтепровод


СРС№9 Виды речевой деятельности

Задание: ответьте на вопросы.

Какой вид речевой деятельности для меня самый трудный и почему? (советы самому себе)

Почему для создания хороших текстов нужно уметь хорошо слушать, хорошо читать и хорошо говорить? (рассуждение о связях всех видов речевой деятельности)


СРС№10 Функциональные стили речи

Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся по стилистике;

2) формировать умение читать и понимать текст разных стилей и анализировать его;

3) воспитывать бережное отношение к слову.


Оборудование: 1) компьютеры; 2) медиапроектор; 3) презентация по теме урока; 4) программы: а) тренировочно-обучающая; б) текстовый редактор.


Тип урока: урок – исследование.


- Прочитайте текст. ( Чтение псевдотекста.). Ответьте на вопросы

Человек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Человек – он ведь тоже природа. А если он не смог получить образование? Он ведь тоже закат. И восход. А если интеллигентность будет мешать ему? Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. И четыре в нём времени года. И особый у музыки ход. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. И особое таинство света, то с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима, или лето, или осень. С грозой и дождём. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, в умении беречь природу. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь не ослеп. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Все люди равны перед законом. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Человек – он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь!

- Можно ли понять, о чём этот текст? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Нет, потому что перед нами псевдотекст.


СРС№11. Разговорный стиль речи, его основные признаки

Цель урока: закрепить знания о разговорном стиле; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи при парной работе.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.

Тип урока: урок-практикум.


Задание 1. Распределите союзы из указанных выше предложений в таблицу, указав, какие из союзов употребляются во всех стилях речи, какие только в книжных, а какие в разговорной речи?

1)Много надо глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл создания. (В. Белинский). 2)Любовь к труду необходима для того, чтобы построить на земле новую. Свободную, счастливую жизнь.(М.Горький) 3)Лишь только я с крутых высот спкстился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.(М.Лермонтов) 4)Нет, покамест священник ещё молод и жизнь ему неизвестна, он не должен даже и встречаться с людьми иначе, как на исповеди и проповеди.(Н.Гоголь)5) Кабы он не был так горяч, я, может быть, ещё поступил бы к нему на службу.6) Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин). 7)Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался. (А. Куприн) 9)На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером (Ф. Сологуб)

СРС№12 Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи

Цель: продолжить изучение стилей речи;
обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся об
официально-деловом стиле речи и его подстилях.

Задачи: показать необходимость владения официально-деловым стилем в
повседневной жизни;
развивать умение пользоваться этим стилем на практике;
формировать умение определять признаки официально-делового
стиля и доказывать принадлежность текста к данному стилю;
совершенствовать умение создавать тексты обиходно-делового
подстиля различных жанров;
развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции
обучающихся;
продолжить расширение лексического запаса;
совершенствовать правописные навыки.

Задание 1.

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.


«Вспомните, когда и для чего вам приходилось получать и предъявлять справку. А сумеете ли вы её написать? Заполните данную основу справки: напишите вашу фамилию, имя, отчество; название того учебного заведения, в котором вы учитесь».


СРС№13 Составление сложного плана и тезисов статьи

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

Задачи:

-сформировать представление о видах плана.

- развивать умение составлять план текста.

- Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.


Задание. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.
 
Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно всё, что говорил Толстой. Во вре­мя долгих послеобеденных прогулок он обращался2 часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я пом­ню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалёван­ною твёрдою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фи­гуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончаро­ва, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тща­тельностью изображающею и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характе­ром отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо вся­ких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спо­койною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно...
Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохрани­лись2 в моём дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Никола­евича. «В каждом литературном произведении, — говорил он, — надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви даёт полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содер­жание и техника, но нет элемента действительной любви.
 СРС № 14 Социальная, гражданская тематика в стихотворениях И.Вараввы, В. Неподобы, К. Обойщикова.

Задачи:

образовательные:

совершенствовать навыки выразительного чтения;

учить ориентироваться в тексте произведения;

учить эмоциональному восприятию поэтического произведения;

обеспечить усвоение учащимися понятия «малая родина».

развивающие:

развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;

совершенствовать культуру речи;

развивать психические процессы: мышление, внимание, память, способность к самоконтролю;

корректировать фонематический слух.

воспитательные:

воспитывать положительную мотивацию к учению;

воспитывать чувство патриотизма, любви к большой и малой родине;

способствовать эстетическому воспитанию школьников через художественные произведения, музыку, живопись.

Задание. Подготовить выразительное чтение стихотворений и ответить на вопросы.

Иван Федорович Варавва родился в 1925 году. Детство поэта прошло в станице Кущевской и Староминской. В 17 лет ушел добровольцем на фронт. Прошел путь от Кубани до Берлина, где молодой поэт оставил свой первый автограф на стене рейхстага.

К утру по речке все потухло,

Ракета желтая взвилась

И …выстрел!

Гром над громом ухнул…

Атака снова началась.

Опять приземистые танки

На наши брустверы ползут,

И я песок смахнул с ушанки,

Не попадая зуб на зуб…

Огонь, и дым, и скрежет стали.

Метались люди под холмом.

России пахари пахали

Снарядом, пулей и штыком. («Медаль»)

Много лет Иван Федорович собирал и записывал народные казачьи песни.

Затем он выпустил книгу «Песни казаков Кубани». Кубанский казак беззаветно влюблен в природу родного края. Он обращается к ветру, орлу, соколу, к родимой степи и раздольной реке Кубани. В песне казак задушевно разговаривает со своим другом-конем, с матерью, женой, родной землей.

Инсценировка обучающимися стихотворения «Ой, поеду скоро на чужбину…»

Казак: - Ой, поеду скоро на чужбину,

На чужбине, матушка, загину!

Мать: - Возвратись, мой сынку, возвратися,

В новую черкеску приберися.

В дорогой малиновый бешметик…

Нету парня лучше в целом свете!

А пострелян будешь там ордою,-

Кто же твои раночки омоет?

Казак: - В поле, мама, дождичек находит,

Дождик мои раночки омоет.

Мать: - Как споткнется коник твой казачий,

Кто твою головушку оплачет?

Казак: - В поле, мама, ворон черный крячет,

Он мою головушку оплачет!

Перу И. Ф. Вараввы принадлежат лучшие стихотворения о кубанском пахаре, сеятеле, жнеце. Здесь все в едином: поле и небо, солнце и хлеб, человек и земля.

Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

Стоят хлеба.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За щедрость, выдержку казачью,

За доблесть, мужество и труд.

На поле жатки величаво

Слагают ровные валки,

Они в венок своей державы

Вплетают чудо-колоски…

- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

- А чем еще радует наш глаз кубанское поле? Чьи головки-шляпки тянутся к солнцу и идут вместе с ним с востока на запад? (Подсолнечник)

Ученик читает стихотворение:

Подсолнухов цветы.

Встречая желтые рассветы,

Окраской радужной густы,

Кубанским солнышком согреты,

Стоят подсолнухов цветы.

Под солнцем жарким вырастают,

Под солнцем царственно цветут

Приветно путнику кивают,

К жилью хозяйскому ведут.

Их зерна с неньки- Украины

Привез казаченька сюда –

Растут привольно при долине

И у зеркального пруда.

Цветут, собою имениты,

В раздолье сказовых полей.

А рядом выкохалось жито

Под клики белых лебедей.

- Если бы вы были художниками, какие иллюстрации нарисовали к этому стихотворению? Красками какого цвета вы бы пользовались?

- Ребята, а вы знаете, какая работа в станице является самой главной? (Уборка зерновых, урожай которых теплится в колосьях)

- Верно. Уборку всегда ждут, к уборке готовятся всем миром. Она вызывает радость. Послушайте, каким восторгом наполнена картина уборочной жатвы в стихотворении И. Ф. Вараввы.

Эх, была ж и косовица

В хлебном памятном году!..

Зной под облаком клубится,

Жнейки начали страду.

Хлеб горячий колос – в колос

Полевые звоны бьет.

Под рубашкой во весь голос

Сердце радостно поет!..

В глубине большого неба,

В синеве опавших рос –

Намолоченного хлеба

Разметались зерна звезд.

- В столичных и краснодарских издательствах вышло более 30 поэтических книг И. Ф. Вараввы. (Выставка книг)

- А мы собираем следующий наш колосок.

Кронид Александрович Обойщиков – гордость кубанской поэзии. Родился в 1920 году. Детские и школьные годы провел на Дону и Кубани. Первые стихи написал в 4 классе. Он долго размышлял над тем, о чем писать свои стихи:

Много есть на свете книжек

Про девчонок и мальчишек.

И для вас, мои друзья,

Написать хочу и я.

Я, ребята, думал-думал,

Ну, о чем вести рассказ?

Страшных сказок не придумал –

И решил писать про вас.

- Для детей поэт написал 5 поэтических сборников. (Выставка книг)

Чтение учащимися стихотворения «Хозяин».

Я сегодня не скучал –

Молотком весь день стучал,

Доску выправил в заборе,

Два гвоздя забил в скамью.

И на стенке в коридоре

Сделал вешалку свою.

Можно звать теперь гостей –

Хватит здесь на всех гвоздей.

Молоток и щипцы

Мо-лод-цы!

Говорит мне отец,

Что и я молодец.

Маленький хозяин

И на стройке, и в квартире –

Всюду нужен крепкий гвоздь.

В целом мире, в целом мире

Я хозяин,

А не гость!

- О ком это стихотворение?

- Что вы можете сказать о мальчике? Какой он?


СРС № 15 Философские мотивы в стихотворениях В.К. Богданова, А.А. Шитякова.

Задание. Найти стихотворения и определить Философские мотивы.

СРС №16 Творчество современных кубанских поэтов

Задание. Прочитать наизусть стихотворение на выбор, обосновав его (выбор).

СРС №17 Лирический герой в поэзии Н. Зиновьева, В. Бакалдина, Т. Голуб, С. Хохлова.

Задание. Определить Лирического героя в поэзии Н. Зиновьева, В. Бакалдина, Т. Голуб, С. Хохлова.


СРС №18 Лирическая проза И. Бойко, В. Логинова.

Задание. Познакомиться с прозой. Подготовить выступление в виде доклада.

Доклад:

один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных;

сообщение или документ[1], содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.

Ключевое отличие доклада от реферата – в его цели. Доклад призван информировать аудиторию. Вы вправе просто подготовить план и, изучив информацию по теме, выступить перед своими сокурсниками и преподавателем. Ваше выступление может длиться 5-10 минут – большего обычно и не требуется.

Тем не менее, преподаватели нередко требуют студентов оформлять доклад в письменном виде. И с этим могут возникнуть проблемы. Со школьной скамьи мы привыкли к стандартной для небольших научных работ структуре:

Титульный лист;
— Оглавление;
— Введение;
— Основная часть;
— Заключение;
— Список использованной литературы (библиография).

Как правильно написать доклад?

Подробнее о том, как оформить доклад, мы поговорим чуть позже. Сейчас – о самой работе, которую вам предстоит сделать. Условно можно поделить ее на четыре этапа:

Этап первый. Выбор темы

Здесь все просто. Если преподаватель дал список тем, выбирайте ту, что понравится больше всего. Если вам предложили придумать тему самостоятельно (например, в рамках определенной сферы), берите ту, что вам по душе. Даже в скучной дисциплине есть что-то интересное. И всегда можно связать одну дисциплину с другой. Например, любитель истории при подготовке доклада по юриспруденции, может рассмотреть историю развития права. А музыкант, ставший студентом медицинского вуза, может рассмотреть вопрос влияния музыки на здоровье. Вы вольны выбрать любую тему, если это позволяет преподаватель.

Этап второй. Поиск и изучение литературы

С интернетом поиск литературы по теме стал намного проще. Уже не нужно часами копаться в картотеке и перелопачивать сотни книг. Достаточно сделать запрос в поисковике. Увы, в сети много «булщита» (то есть абсолютно бесполезной, часто ложной информации). Однозначно не стоит пользоваться обычными сайтами, банками рефератов и докладов и другими подобными ресурсами. С «Википедией» нужно обращаться аккуратно, перепроверяя информацию. Наилучшим источником остаются научные труды. Найти их можно и в сети, например, с помощью Google Академии. Если выложены только ссылки на работы, вам придется идти в библиотеку.

Обязательно сохраните не только названия и данные авторов научных работ, но и год издания и название издательств, в которых опубликованы труды. Укажите страницы, если работа размещена в сборнике

Этап третий. Написание основной части

Этот этап поделим на три части.

Первая – подготовка тезисов. Если вы уже писали эссе, вы знаете, как это делается. Достаточно одного тезиса – вокруг него будет строиться вся работа.

Обратите внимание! В тезисе, как и во всем докладе, не должно быть субъективного мнения – вашего или чужого. Это главное отличие доклада от эссе. Здесь важна именно объективность.

Вторая часть – подготовка плана (структуры) работы. Структура зависит от выбранной вами темы. Она может быть линейной или разветвленной, может идти от тезиса к аргументации и наоборот, может иметь описательный или аналитический характер.

Третья часть – собственно работа над текстом. Правил написания доклада совсем немного, о них поговорим ниже.

Этап четвертый. Работа над введением и заключением

Введение и заключение доклада типичны для любой студенческой работы. Во введении формулируем проблему (тезис), даем обоснование выбору темы (опционально), оцениваем актуальность, указываем цель и задачи доклада, характеризуем литературу, которую использовали.

В заключении делаем выводы, обобщаем изложенную в основной части информацию.

СРС №19-21 Лирическое и эпическое начала в книге «Наш маленький Париж».

Задание. Выписать отличия жанров и родов литературы.

СРС № 22-24 Проза В. Лихоносова. Прошлое и настоящее в произведении «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания».

Задание 1. Прочитать произведения В. Лихоносова.

Задание 2. Выписать прошлое и настоящее в произведении «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания».


СРС № 25 Книги для детей и юношества: Л.К. Мирошникова, В.Д. Нестеренко, Ю.В. Сальникова.

Задание. Изучить и подготовить рефераты по творчеству перечисленных писателей.

Рефера́т (нем. Referat от лат. referre «докладывать, сообщать»)[1] — краткий доклад или презентация по определённой теме, где собрана информация из одного или нескольких источников[2]. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.

Как правильно оформить реферат?

Используйте шрифт Times New Roman. В ГОСТе это не прописано, но практика уже установившаяся.

Традиционно используется кегль 14-й, иногда 12-й. Этот момент лучше уточнить у преподавателя. Как правило, для учебных работ выбирается 14-й, но если объём реферата большой, есть смысл выбрать кегль чуть меньше. А вот больший – нельзя, так как преподаватель сразу поймёт, что вы визуально раздуваете объём.

Межстрочный интервал – полуторный. Больший интервал, опять же, говорит о попытке смухлевать с объёмом.

Ориентация листа – книжная. Альбомная иногда допускается при оформлении приложений (например, широких таблиц).

Поля: 1,5 см для верхнего, 3 см для нижнего, 1,5 см для правого и 2,5 см для левого (1 см – запас для подшивки листов). Увеличение полей иногда используется студентами для увеличения числа листов, но эта практика может привести к неприятностям, особенно если вы совсем обнаглели и выставили в настройках 3 – 3 – 3 – 4.

Листы форма А4, плотность – стандартная для распечатки принтером, цвет белый.

Текст печатается только на одной стороне листа. Оборотная должна остаться чистой. Кстати, распространённая ошибка среди новичков, часто пишущих с обеих сторон, как в тетрадке.

Нумерация (арабскими цифрами) проставляется с третьего листа (с введения). 1-й и 2-й листы (титульный и содержание), согласно ГОСТу, не нумеруются, но учитываются в подсчёте. Проще говоря, на первых двух листах внизу цифр нет, на листе с введение – уже ставится «3». Приложения не нумеруются.

Титульный лист состоит из следующих частей:

Шапка с полным наименованием учебного заведения (вуза, колледжа, школы и т. д.), названием факультета и кафедры, а также и фразой «Министерство образования и науки Российской Федерации» (её при оформлении титульного листа реферата иногда исключают). Форматирование – по центру.

Надпись «РЕФЕРАТ» с названием работы и указанием дисциплины. Форматирование по центру. Иногда название указывается просто, без кавычек, иногда вписывается в формулу … на тему «Ν»… (то же самое с указанием дисциплины; конкретные требования уточняйте на кафедре). Форматирование по центру, расположение – примерно посередине листа (или чуть-чуть выше).

Данные об авторе (ФИО, курс, иногда группа или отделение) и научном руководителе (ФИО, должность, научная степень – или в формате «д. и. н.», «к. м. н.», или развёрнуто, уточняйте в методичке). Этот блок располагается на 7 – 9 интервалов ниже предыдущего. Обратите внимание на то, что блок располагается справа, но первые буквы строк выстроены в одну линию – добиться такого расположения можно, используя клавишу Tab.

Заключительный блок с информацией о городе, в котором находится учебное заведение, и годе написания работы. Располагается в самом низу листа, форматирование по центру.

Основной кегль при оформлении титульного листа – 14, но слово «РЕФЕРАТ» и название темы обычно набираются более крупным.


СРС №26 Взрослые и дети в повести В. Сальникова «Папа Коля».

Задание 1. Прочитать повесть.

Задание 2. Заполнить таблицу: Взрослые и дети в повести.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.