Методические рекомендации по русскому языку на тему «Работа над ошибками»
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Сначала проводится общий анализ допущенных ошибок (ошибки делятся на орфографические (I- ошибки в корне, приставке, суффиксе), пунктуационные (V – знаки препинания, Z – красная строка (нет отступа), грамматические (Г- окончания самостоятельных частей речи), речевые (Р – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.); Ф – фактическая ошибка (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.) Н – речевой недочет (неудачный выбор слова); – нарушение последовательности изложения; П/Т – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)
Далее разбираются допущенные орфографические и грамматические ошибки, т.е. в вашей тетради должны быть записаны все слова, в которых вы допустили орфографическую или грамматическую ошибку (все I и Г, поставленные на полях учителем). Данные слова вы не просто выписываете, а объясняете орфограмму графически (см. ниже раздел «Орфография»). Вы можете воспользоваться объяснениями орфограмм в пособии «Русский язык в таблицах» (файл прикреплён 17.11.2017) или раздаточным материалом («Орфограммы»)
После того, как вы выписали и объяснили графически допущенные вами орфографические и пунктуационные ошибки, с красной строки записываются предложения, в которых вы сделали пунктуационные ошибки (все V, поставленные на полях учителем). В каждом предложении все запятые выделяются в овал, подчёркивается грамматическая основа предложения (всегда). Далее объяснение пунктуации зависит от правил (см. ниже раздел «Пунктуация»).
Орфография
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Выпал снег. Дети рады.
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Звонок- звонок
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Оси-на
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.
Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Ель, тень, пень.
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Малыши, карандаши
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Дочка, речка, мощный
Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.
Алфав`ит, `азбука, портф`ель
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
Сады – сад; волна - волны.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово и запомни, как оно пишется, поставь ударение, выдели корень, подчеркни эту гласную или согласную.
Ягода (словарное слово), хоккей (слов. сл.).
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.
Мороз – морозы;
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Илья, Соловьев, Омск
Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.
Вьюга, листья, соловьи
Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.
Звездный – звезда;
Честный – честь
14. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Полетели.
Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел, у предлога сверху пишется буква п., у второго слова – часть речи (сущ., прил., мест.).
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Лодка отплыла от берега
Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.
Съест, объявления.
Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.
Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Луч (м.р.), шалаш (м.р.)
Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)
Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.
Водовоз, самолет.
НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Гл. гл.
Не_пришел, нельзя (без не не употр.).
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)
падежи |
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Родительный падеж |
–и (–ы) |
|
–и |
Дательный падеж |
–е |
|
–и |
Предложный падеж |
–е |
–е |
–и |
Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.
К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.
Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)
Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И
Спряжение глаголов
1-е спряжение |
2-е спряжение |
Все глаголы НЕ на – ИТЬ + исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ |
Все глаголы на – ИТЬ + исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ. |
Личные окончания глаголов
1-е спряжение |
2-е спряжение |
–ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ |
–ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ |
Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)
Ь в неопределенной форме глагола.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.
Пунктуация
Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Выдели в овал знак препинания.
Слава нашей Родине ! Слава труду !
Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О |
О и О |
О, а О |
О да (=и) О |
О, но О |
|
О, да (= но) О |
|
О и О,и О,и О |
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания при обобщающем слове
О: О, О, О. |
О, О, О – О. |
На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.
Знаки препинания при обращении.
Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
О! |
О, |
,О, |
,О |
Ребята, берегите учебники! О,
Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .
Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
“А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а.