Методические рекомендации по русскому языку на тему «Работа над ошибками»

1
0
Материал опубликован 17 November 2018

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сначала проводится общий анализ допущенных ошибок (ошибки делятся на орфографические (I- ошибки в корне, приставке, суффиксе), пунктуационные (V – знаки препинания, Z – красная строка (нет отступа), грамматические (Г- окончания самостоятельных частей речи), речевые (Р – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.); Ф – фактическая ошибка (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.) Н – речевой недочет (неудачный выбор слова);  – нарушение последовательности изложения; П/Т – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)

Далее разбираются допущенные орфографические и грамматические ошибки, т.е. в вашей тетради должны быть записаны все слова, в которых вы допустили орфографическую или грамматическую ошибку (все I и Г, поставленные на полях учителем). Данные слова вы не просто выписываете, а объясняете орфограмму графически (см. ниже раздел «Орфография»). Вы можете воспользоваться объяснениями орфограмм в пособии «Русский язык в таблицах» (файл прикреплён 17.11.2017) или раздаточным материалом («Орфограммы»)

После того, как вы выписали и объяснили графически допущенные вами орфографические и пунктуационные ошибки, с красной строки записываются предложения, в которых вы сделали пунктуационные ошибки (все V, поставленные на полях учителем). В каждом предложении все запятые выделяются в овал, подчёркивается грамматическая основа предложения (всегда). Далее объяснение пунктуации зависит от правил (см. ниже раздел «Пунктуация»).

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.

Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок- звонок

Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси-на

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Ель, тень, пень.

Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Малыши, карандаши

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Дочка, речка, мощный

Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

Алфав`ит, `азбука, портф`ель

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады – сад; волна - волны.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Запиши слово и запомни, как оно пишется, поставь ударение, выдели корень, подчеркни эту гласную или согласную.

Ягода (словарное слово), хоккей (слов. сл.).

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

Мороз – морозы;

Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Илья, Соловьев, Омск

Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Вьюга, листья, соловьи

Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звездный – звезда;

Честный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Полетели.

Правописание предлога.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел, у предлога сверху пишется буква п., у второго слова – часть речи (сущ., прил., мест.).

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега

Разделительный Ъ.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

Съест, объявления.

Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.


 

Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Водовоз, самолет.

НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Гл. гл.

Не_пришел, нельзя (без не не употр.).

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Родительный падеж

–и (–ы)

 

–и

Дательный падеж

–е

 

–и

Предложный падеж

–е

–е

–и

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

Спряжение глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

Все глаголы НЕ на – ИТЬ

+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Все глаголы на – ИТЬ

+ исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,

СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,

И ТЕРПЕТЬ.

Личные окончания глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

–ЕШЬ

–ЕМ

–ЕТЕ

–УТ, – ЮТ

–ИШЬ

–ИМ

–ИТЕ

–АТ, – ЯТ

Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

Пунктуация

Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Выдели в овал знак препинания.

Слава нашей Родине ! Слава труду !

Однородные члены предложения.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О

 

О, да (= но) О

 

О и О,и О,и О

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

Обобщающее слово при однородных членах.

Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

О: О, О, О.

О, О, О – О.

На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.

Знаки препинания при обращении.

Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

О!

О,

,О,

Ребята, берегите учебники! О,

Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

“А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.