12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Веселова Мария Маратовна42
Россия, Санкт-Петербург, Пушкин













Методические рекомендации по системе оценивания работ внутреннего мониторинга

содержания учебного предмета (Обществознание)

в рамках курсов

«Педагогические измерения в контексте ФГОС с использованием

современных информационно-коммуникационных технологий»

(Исследование предметных результатов образования)









Выполнила:

учитель обществознания

Веселова М.М.










Санкт-Петербург

2020

Содержание


Раздел 1. Кодификатор содержания учебного предмета ……………………………………………………………………………………………………… 3

Раздел 2. Эталонные шкалы средств педагогических измерений

коэффициента грамотности обучающихся……………………………………………………………………………………………………………… 5

Раздел 3. Модели рабочих средств ……………………………………………………………………………………………………………………………… 6

Список использованной литературы……………………………………………………………………………………………………………………………. 6

Итоговый тест…………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 7-14





Раздел 1. Кодификатор содержания учебного предмета

Обществознание, 8 класс

УМК: Боголюбов Л.Н.

Обществознание. 8 кл.: учебник / Л. Н. Боголюбов – 4-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2018. – 261 с.: ил.


Таблица 1. Кодификатор содержания учебного предмета

Подсистемы (блоки)

Элементы содержания

1. Личность и общество

1. Человек – биосоциальное существо

2. Человек, общество, природа

3. Общество как форма жизнедеятельности людей

4. Развитие общества

5. Как стать личностью


Всего: 5 дидактических единиц

2. Сфера духовной культуры

1. Мораль

2. Долг и совесть

3. Моральный выбор – это ответственность

4. Образование

5. Наука в современном обществе

6. Религия как одна из форм культуры


Всего: 6 дидактических единиц

3. Экономика

1. Экономика и ее роль в жизни общества

2. Главные вопросы экономики

3. Собственность

4. Рыночная экономика

5. Производство – основа экономики

6. Предпринимательская деятельность

7. Роль государства в экономике

8. Распределение доходов

9. Потребление

10. Инфляция и семейная экономика

11. Безработица, ее причины и последствия

12. Мировое хозяйство и международная торговля


Всего: 12 дидактических единиц

4.Социальная сфера

1. Социальная структура общества

2. Социальные статусы

3. Социальные роли

4. Нации и межнациональные отношения

5. Отклоняющееся поведение


Всего: 5 дидактических единиц



Раздел 2. Эталонные шкалы средств педагогических измерений коэффициента грамотности обучающихся

Таблица 2. Эталонные числовые распределения элементов содержания по блокам

Эталоны

Блоки

1

2

3

4

Первичный

5

6

12

5

1-го класса точности

4

5

11

4

2-го класса точности

3

4

10

3

3-го класса точности

2

3

9

2

4-го класса точности

1

2

8

1


Таблица 3. Стандартизованные эталонные распределения коэффициента соответствия обучающегося в области обществознания

 

 

 

 

 

 

 

Эталоны

Эталонные распределения коэффициента соответствия по блокам

Среднее значение коэффициента соответствия

1

2

3

4

Первичный

1

1

1

1

1

1-го класса точности

0,80

0,83

0,92

0,80

0,84

2-го класса точности

0,60

0,66

0,83

0,60

0,67

3-го класса точности

0,40

0,50

0,75

0,40

0,51

4-го класса точности

0,20

0,33

0,6

0.20

0,33


Таблица 4. Стандартизированные шкалы оценивания обучающегося

Среднее значение коэффициента соответствия

Оценочные интервалы

"100"балльная шкала

"5" балльная шкала

1,00

1-0,84

100-84

5

0,85

0,83-0,67

83-67

4

0,71

0,66-0,51

66-51

3

0,56

0,50-0

50-0

2


Раздел 3. Модели рабочих средств

Таблица 1. Итоговое измерение

Вид средства измерения

Тест

Длина теста

28 заданий

Сложность

все задания равной сложности

Формы заданий

Закрытая. Открытая. Установление соответствия. Задание-задача

Количество проверяемых дидактических единиц

28

Порядок расположения заданий в системе теста

Задания на проверку усвоения дидактической единицы располагаются в порядке, установленном в кодификаторе (таблица 1)

Шкала средства измерения

таблица 2


Список использованной литературы:

Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС. – М: Просвещение, 2018 – 96 с.

Поздеев А. В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс. – М: Вако, 2018. – 112 с.


Итоговый тест по обществознанию за курс 8 класса

(возможные варианты заданий)

п/п

Дидактические единицы

Задания

1-1

Раздел 1. Личность и общество (5 ДЕ). Человек – биосоциальное существо

Человек пред­став­ля­ет собой един­ство трёх составляющих: биологической, пси­хо­ло­ги­че­ской и социальной. Социаль­но обусловлены

 

1) ду­хов­ные идеалы и ценности

2) воз­раст­ные физические особенности

3) ра­со­вые отличия

4) про­яв­ле­ния наследственности и изменчивости


1-2

Человек, общество, природа

Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Формирование в общественном сознании демократических ценностей завершается в аграрном обществе.

2) В информационном обществе капитал как фактор производства полностью утрачивает своё значение.

3) B обществе постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

4) В узком смысле под обществом понимают группу людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности.

5) Общество как систему характеризует наличие институтов и подсистем.


1-3

Общество как форма жизнедеятельности людей

Установите соответствие между типами обществ и их отличительными признаками. К каждой букве подберите верную цифру


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) раз­ви­тие высоких технологий

Б) уско­ре­ние развития промышленности

В) вы­дви­же­ние на пер­вый план сферы услуг

Г) до­ми­ни­ро­ва­ние религиозных ценностей

Д) об­щин­ный уклад, коллективизм

 

1) тра­ди­ци­он­ное (аграрное)

2) индустриальное

3) ин­фор­ма­ци­он­ное (постиндустриальное)


1-4

Развитие общества

Революция как форма со­ци­аль­ных изменений

 

1) все­гда связана с из­ме­не­ни­ем государственно-территориального устройства

2) на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние некоторых сто­рон жизни общества

3) как правило, осу­ществ­ля­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве власти

4) пред­по­ла­га­ет резкие ка­че­ствен­ные изменения об­ще­ствен­ных отношений


1-5

Как стать личностью

Личность в отличие от индивида обладает

 

1) рациональным мышлением

2) членораздельной речью

3) способностью делать нравственный выбор

4) чувственным познанием


2-1

Раздел 2. Сфера духовной культуры (6 ДЕ). Мораль

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.


2-2

Долг и совесть

Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

1) долга

2) совести

3) чести

4) достоинства


2-3

Моральный выбор – это ответственность

Ниже приведен перечень терминов. Выберите верные варианты, относящиеся к высшим моральным ценностям.

 

1) добро

2) смысл жизни

3) деньги

4) свобода

5) собственность

6) счастье


2-4

Образование

Выберите вер­ные суж­де­ния о новых тен­ден­ци­ях в об­ра­зо­ва­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Благодаря элек­трон­ной почте и ви­део­кон­фе­рен­ци­ям школы могут уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать меж­ду­на­род­ные связи.

2) Дистанционное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё более ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди обу­ча­ю­щих­ся людей раз­лич­ных возрастов.

3) Гуманизация об­ра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ет уси­лен­ное вни­ма­ние к лич­но­сти учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ру­ет­ся на ком­пе­тен­ции учащихся, и по­это­му зна­ния ста­но­вят­ся ненужными.

5) Раньше вни­ма­ние уде­ля­лось не­пре­рыв­но­му образованию, а в на­сто­я­щее время пол­ная сред­няя школа обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ную об­ра­зо­ва­тель­ную подготовку.


2-5

Наука в современном обществе

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

 

1) гипотеза

2) эксперимент

3) доказательность

4) рациональность

5) чувственность

6) теория

7) концепции

8) субъективность


2-6

Религия как одна из форм культуры

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Верадогматызаповедирелигияобрядыхрамы.


3-1

Раздел 3. Экономика (12 ДЕ). Экономика и ее роль в жизни общества

Выберите вер­ные суж­де­ния о по­тре­би­те­ле в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Потребитель в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки за­ин­те­ре­со­ван в цен­тра­ли­зо­ван­ном пла­ни­ро­ва­нии производства.

2) В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки по­тре­би­тель вы­иг­ры­ва­ет при устра­не­нии мо­но­по­ли­за­ции экономики.

3) Потребителю в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки вы­год­но уста­нов­ле­ние ввоз­ных пошлин.

4) Потребитель за­ин­те­ре­со­ван в со­хра­не­нии ры­ноч­ной конкуренции.

5) В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки по­тре­би­те­лю вы­год­но по­вы­ше­ние на­ло­гов на производителя.


3-2

Главные вопросы экономики

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «рыночная экономика».

 

1) кон­ку­рен­ция производителей

2) мно­го­об­ра­зие форм собственности

3) де­фи­цит товаров

4) спрос

5) предложение

6) директивность


3-3

Собственность

Выберите верные суждения о частной собственности и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Принадлежность средств производства и результатов производства только отдельному субъекту собственности

2)собственник может владеть частью ресурсов континентального шельфа

3) У собственника появляется личная материальная заинтересованность в сохранении и приумножении принадлежащей ему собственности

4) Собственник отвечает за деятельность своего предприятия всем своим имуществом

5) От имени собственника управление могут осуществлять органы местного самоуправления


3-4

Рыночная экономика

Выберите вер­ные суж­де­ния о кон­ку­рен­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Конкуренция между про­из­во­ди­те­ля­ми вы­сту­па­ет ре­гу­ля­то­ром хо­зяй­ства во всех эко­но­ми­че­ских системах.

2) В усло­ви­ях рынка кон­ку­рен­ция ведет к сни­же­нию из­дер­жек производства.

3) Одним из по­след­ствий кон­ку­рен­ции яв­ля­ет­ся ра­зо­ре­ние части производителей.

4) Главным видом кон­ку­рен­ции в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция по­тре­би­те­лей за луч­шие то­ва­ры и услуги.

5) Конкуренция сти­му­ли­ру­ет рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда.


3-5

Производство – основа экономики

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ни же ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Землятрудовые ресурсыфактор производствакапиталинформация.


3-6

Предпринимательская деятельность

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и организационно- пра­во­вы­ми фор­ма­ми пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ

 

ФОРМЫ ПРЕД­ПРИ­НИ­МА­ТЕЛЬ­СКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) неделимость иму­ще­ства предприятия не­воз­мож­ность его рас­пре­де­ле­ния по вкладам, долям, ак­ци­ям

Б) доб­ро­воль­ность объ­еди­не­ния для сов­мест­ной хо­зяй­ствен­ной деятельности

B) объединение иму­ще­ствен­ных па­е­вых взно­сов учредителей

Г) хо­зяй­ствен­ное ве­де­ние (оперативное управление) соб­ствен­но­стью учре­ди­те­ля

Д) лич­ное тру­до­вое уча­стие со­зда­те­лей пред­при­я­тия в его деятельности

 

1)унитарное пред­при­я­тие

2) про­из­вод­ствен­ный кооператив


3-7

Роль государства в экономике

Выберите вер­ные суж­де­ния о рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Сред­ства рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та тра­тят­ся на упла­ту налогов.

2) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на опла­ту товаров, работ и услуг по го­су­дар­ствен­ным или му­ни­ци­паль­ным контрактам.

3) По­сред­ством рас­хо­дов го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та го­су­дар­ство ре­а­ли­зу­ет свои функ­ции воз­дей­ствия на эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное раз­ви­тие общества.

4) Рас­хо­ды го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та не могут быть боль­ше его доходов.

5) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на об­слу­жи­ва­ние и по­га­ше­ние го­су­дар­ствен­ных дол­го­вых обязательств.


3-8

Распределение доходов

Найдите ошибочные утверждения об экономических мерах социальной поддержи населения

1) Помощь социально не защищенным категориям граждан государство осуществляет через социальные выплаты и социальное обслуживание

2) Программы социальной помощи предполагают возврат денежных средств населением государству

3) Социальные выплаты предполагают систему льгот для особо нуждающихся групп населения

4) Государство редко предоставляет льготы для ведения малого и среднего бизнеса

5) Пособия и субсидии учитывают доходы людей и носят адресный характер


3-9

Потребление

Выберите вер­ные суж­де­ния о по­тре­би­те­ле в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Потребитель в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки за­ин­те­ре­со­ван в цен­тра­ли­зо­ван­ном пла­ни­ро­ва­нии производства.

2) В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки по­тре­би­тель вы­иг­ры­ва­ет при устра­не­нии мо­но­по­ли­за­ции экономики.

3) Потребителю в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки вы­год­но уста­нов­ле­ние ввоз­ных пошлин.

4) Потребитель за­ин­те­ре­со­ван в со­хра­не­нии ры­ноч­ной конкуренции.

5) В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки по­тре­би­те­лю вы­год­но по­вы­ше­ние на­ло­гов на производителя.


3-10

Инфляция и семейная экономика

Выберите вер­ные суж­де­ния об ин­фля­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Инфляция про­яв­ля­ет­ся в сни­же­нии по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти денег.

2) Различают мик­ро­ин­фля­цию и гиперинфляцию.

3) Рост цен на ре­сур­сы по­рож­да­ет ин­фля­цию предложения.

4) Одна из при­чин ин­фля­ции — уси­ле­ние кон­ку­рен­ции между производителями.

5) К по­след­стви­ям ин­фля­ции от­но­сит­ся рост ре­аль­ной за­ра­бот­ной платы работников.


3-11

Безработица, ее причины и последствия

Надежде 40 лет, она — домохозяйка. Жен­щи­на под­дер­жи­ва­ет по­ря­док в доме, за­бо­тит­ся о муже, ра­бо­та­ю­щем на круп­ном предприятии. К каким ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния можно от­не­сти Надежду? Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) трудоспособные

2) частично занятые

3) не вклю­ча­е­мые в чис­лен­ность ра­бо­чей силы

4) отчаявшиеся найти работу

5) временно безработные

6) занятые


3-12

Мировое хозяйство и международная торговля

Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями.

2) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.

3) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.

4) Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях.

5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства.


4-1

Раздел 4. Социальная сфера (5 ДЕ). Социальная структура общества

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми со­ци­аль­ной стратификации.

 

1) доход

2) со­ци­аль­ная роль

3) престиж

4) власть

5) авторитет

6) образование

4-2

Социальные статусы

Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) В со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ный ста­тус мно­гих людей мно­го­крат­но меняется.

2) Социальный ста­тус вы­сту­па­ет ди­на­ми­че­ским вы­ра­же­ни­ем со­ци­аль­ной роли.

3) Отдельные ста­тус­ные по­зи­ции люди по­лу­ча­ют при рождении.

4) Одним из важ­ных кри­те­ри­ев со­ци­аль­но­го ста­ту­са че­ло­ве­ка в со­вре­мен­ном об­ще­стве вы­сту­па­ет уро­вень образования.

5) Социологи раз­ли­ча­ют устой­чи­вый и пе­ре­мен­ный статусы.


4-3

Социальные роли

Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Социальная роль яв­ля­ет­ся ди­на­ми­че­ской со­став­ля­ю­щей со­ци­аль­но­го статуса.

2) Неприязненные от­но­ше­ния между со­се­дя­ми слу­жат при­ме­ром ро­ле­во­го конфликта.

3) К ти­пич­ным со­ци­аль­ным ролям от­но­сит­ся роль потребителя.

4) В ро­ле­вом ре­пер­ту­а­ре лич­но­сти раз­ли­ча­ют глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные роли.

5) Выбор ро­ле­во­го по­ве­де­ния опре­де­ля­ет­ся толь­ко внут­рен­ни­ми уста­нов­ка­ми личности.


4-4

Нации и межнациональные отношения

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Пле­мен­ной союзнародностьэтноснацияплемя.


4-5

Отклоняющееся поведение

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «девиантное поведение».

 

1) правонарушение

2) отклонение

3) социальный статус

4) проступок

5) мобильность

6) преступление






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.