12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья18
1

Методические рекомендации преподавателям по классу эстрадного вокала в работе над вокальными упражнениями для преодоления «переходного порога» и для работы голоса в режиме микст с учащимися детских музыкальных школ

Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское учреждение дополнительного образования –музыкальная школа №1»


Методические рекомендации

преподавателям по классу эстрадного вокала в работе над вокальными упражнениями для преодоления «переходного порога» и для работы голоса в режиме микст с учащимися детских музыкальных школ


Составитель:

преподаватель по классу

эстрадного вокала

Полякова Наталья Александровна


​​​​​​​Луганск 2020

В момент обучения эстрадному вокалу в детской музыкальной школе учащиеся на протяжении всего срока обучения могут сталкиваться с рядом определенных проблем, которые касаются технических моментов постановки голоса. Одна самая распространённая из них - это проблема неумения и невладения учащегося своим голосом на «переходных нотах» его диапазона.

Успех решения любой проблемы кроется в том, чтобы вовремя ее определить и обязательно выяснить причину ее возникновения.

Можно выделить три основных причины возникновения «переходного порога»:

Первая (и самая основная) причина – это психологическая боязнь верхних нот. Ученики с данной проблемой, подбираясь к верхним нотам в процессе распевания, в итоге переходят на чисто головное звучание, а потом и на фальцетное пение, тем самым маскируя свою боязнь верхних нот.

Если ребенок найдёт в себе силы и сможет расслабить свое сознание, обрести уверенность в себе, а также убрать мышечные зажимы, то тогда (конечно же, совместно с грамотными рекомендациями преподавателя) он правильно будет использовать работу своих резонаторов.

Вторая причина кроется в физиологическом изменении голосового аппарата (повреждения голосовых связок, либо хронические заболевания лор-органов). Если же такая причина выявилась - то, к большому сожалению, дальнейшие уроки над постановкой голоса невозможны до полного излечения голосовых связок, а при серьёзных повреждениях голосовых связок ребенок может оказаться профнепригодным для дальнейшей профессии вокалиста.

Третья причина - это отсутствие информации или дезинформация ребенка об основных вокальных навыках. Эта причина наиболее развита у детей, которые не обучались вокалу, или же во время обучения были упущены моменты в постановке голоса и недостаточно проработана тема резонаторов.

Итак, что же означают эти слова, которые мы используем в своем сленге на уроке?

«Переходные ноты» или «переходный порог» - это ноты диапазона голоса, на которых происходит смена грудного резонатора на головной и наоборот.

Резонатор – это часть голосового аппарата, который придает голосу полётность, легкость, заставляет голос «играть» разными обертонами и красками, придает природному тембру густоту и плотность, а также делает голос акустически сильнее.

Микст – это связующее звено между грудным и головным резонатором, с помощью которого диапазон голоса приобретает монолитность звучания на всем своем отрезке без явно слышимых переходов.

Фальцет – это такой звук, при котором голосовые связки смыкаются частично, тем самым вызывая неустойчивое звучание при переходе из грудного резонатора в головной, что и придает характерный для него прозрачный и тусклый звук. Соответственно, фальцет не может входить в разряд основного диапазона ребёнка.

У ребёнка (так же, как и у взрослого) имеются два резонатора: грудной и головной. У детей, в связи с их физиологической особенностью, а также в силу их возраста, больше развит головной резонатор, а грудной они практически не задействуют. Но зато смешивают они хорошо резонаторы во время плача, потому что в этот момент становится активным мягкое нёбо и формируется зевок.

Чем же чревато неумение использования смешивания резонаторов или злоупотребление каким – то одним из них? Если делать упор в работе только над грудным резонатором, то возможен риск утяжеления звука, и от этого голос станет менее подвижным и глухим. А увлечение только головным резонатором приведет к постоянным срывам («петухам», «киксам») и переходом звука в зону фальцета. И также для «переходного порога » голоса характерно чрезмерное форсирование звука (крик), тем самым существует огромный риск быстрой утомляемости голосовых связок и, что хуже – их повреждения.

К данной методической рекомендации я специально добавила фразу «Основные вокальные упражнения», т.к. именно в работе над упражнениями мы лепим, как скульптор, модель будущего певца или певицы. А песня уже является закреплением результата проделанной работы на уроках.

Пересмотрев множество вокальных методик, я увидела, как многие преподаватели пытаются найти пути преодоления «переходного порога» или конкретно микст, и вот здесь практически всегда есть сложности: упражнений предлагается много, а эффективность от них сводится практически к нулю, т. к. подобные упражнения неприменимы к детскому голосу.

Для работы с «переходными нотами», я отобрала совсем малую, но эффективную часть упражнений, которые помогут справиться с данной проблемой.

На занятиях вокалом с учащимися настоятельно рекомендую основные правила ведения урока:

Правило №1

Обязательное условие перед началом каждого занятия вокалом - убедится в том, что голосовой аппарат ребенка абсолютно здоров.

Правило №2

Для успешного освоения материала постановки голоса в целом важна последовательность предлагаемых упражнений на уроке ученику, а также разъяснения необходимости той или иной распевки.

Правило № 3

При последующих вокальных упражнениях преподаватель должен придерживаться принципа «от лёгких вокальных упражнений к более сложным». Объем охватываемого диапазона рассматривается по индивидуальным возможностям каждого ребенка.

Самое главное в решении вокальной проблемы - это необходимость чёткого понимания правильной схемы механизма голосового аппарата, который отвечает за успешный конечный результат в борьбе с проблемой. Вне зависимости от сложности вокальных упражнений необходим строгий контроль за:

 - правильным вокальным дыханием (диафрагмальным);

- правильной постановкой корпуса и певческого аппарата (диафрагма, расслабленная гортань, расслабленная челюсть)

- определённой направленностью звукового потока к корням верхних зубов.

Итак, приступим к рассмотрению эффективных вокальных упражнений.

Упражнение №1

В работе над упражнениями необходимо следить за тем, чтобы ученик перед каждой распевкой брал достаточно объемный вдох с применением позиции «зевка», а также умел удерживать позицию и на выдохе, в момент чего гортань будет мягко расслабляться и сохранять свободное звукоизвлечение на всём диапазоне.

Универсальное упражнение абсолютно для любого вида работы с вокальной проблемой - пропевание на звук «ХМ…», оно проводится для разогрева голосового аппарата и подготовки его к работе. Можно петь его как самостоятельный звук на протяжении всей распевки, а можно с переходом на звук «А». Также на звуке «ХМ» гортань легко сохраняет расслабленную форму во время распевки.

Мелодия распевки звучит либо на одной ноте, либо последовательно до трех нот верх и вниз, а если добавляем переход на звук «А», то мелодия приобретает репризную форму.

Упражнение №2

Следующее упражнение поем на одной ноте на слоги:

«ДИ-ДИ-ДИ –ДИ» - « ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ» - « ДА-ДА-ДА-ДА» - « ДО-ДО-ДО-ДО» - «ДУ»

Это упражнение направлено на ощущение речевой позиции и активного резонирования у корней верхних зубов, что позволит звуку быть чистым и не западать в затылочную часть и верхнюю черепную область головы. А также на данные слоги хорошо разогревается артикуляционный аппарат.

Следует обращать внимание на то, чтобы во время исполнения данной распевки ученик не поджимал челюсть, а достаточно свободно мог владеть ею.

Для работы над переходными нотами очень эффективным методом являются интервальные распевки с использованием музыкального штриха «глиссандо», «стакатто» и пение звуков по хроматизму.

Упражнение № 3

На звук «А» с плавным переходом на зубной слог «ДИ» на средний интервал (кварта, квинта), музыкальным штрихом «глиссандо», как можно плотнее протягиваем нотку к нотке и обратно возвращаемся на тонику.

На звук «А» добавляем чуть-чуть придыхательной атаки, тем самым связки сомкнутся мягко , а слышится будет слог «Х….А» .

В случае, если на звуке «И» начинает западать корень языка, то тогда поем вместо слога «ДИ» просто звук «И», и используем прием «чайная ложка»: перед началом упражнения слегка придавливаем чайной ложкой середину языка - это делается для того, чтобы язык не поднимался, а лежал в полости рта и упирался кончиком в нижние зубы.

Упражнение № 4

Следующее упражнение на зубной слог «ЗИ»: мы «раскачиваемся» на кварте или квинте (I –IV,V ст.) в режиме «глиссандо» 2 раза вверх и вниз (можно больше), после чего делаем скользящий переход на октаву вверх и на слоги «ЙА-ХА-ХА-ХА» спускаемся по трезвучию уже вниз на стакатто.

Упражнение № 5

Данное упражнение выполняется движением по хроматизму вверх и вниз на гласные звуки. Если ученику трудно овладеть данной распевкой с пропеванием звуков на октаву, то возможно исполнение сначала по хроматизму вверх и вниз на кварту, а уже потом - на октаву, придерживаясь такой последовательности звуков:

I вариант вверх: «И» - «Э» - «А» - «О» - «У» - «Ы» и вниз в таком же порядке.

II вариант вверх : «И» - «Э» - «А»- «О»- «У» - «Ы» - «И» - «Э» - «А» - «О»- «У»- «Ы» - «И» и вниз в таком же порядке.

Упражнение № 6

Завершающим упражнением в работе над переходными нотами является пропевание слога «ДА» на «стакатто» с атакой на кварту или квинту и октаву. Самая главная задача данной распевки - зафиксировать в более быстром темпе и на резкие скачки звука отработанные ранее (на глиссандо и хроматизм) навыки правильной позиции дыхания и гортани на переходных нотах.


Педагог должен быть не только грамотным теоретиком в своей специальности, но и сильным практиком - это необходимо для того, чтобы брать на себя ответственность работать с детскими голосами.

Все вокальные упражнения, представленные здесь, проработаны на практике с учениками моего класса, что дало отличные результаты при систематических занятиях, а до этого они были исследованы лично мною (необходимо было убедиться в эффективности и результативности данного комплекса упражнений, прежде чем внедрять их непосредственно в процесс обучения).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.