Работа над дыханием. Методические рекомендации для педагогов по вокалу

0
0
Материал опубликован 2 November 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»









Работа над дыханием

(методические рекомендации для педагогов по вокалу)











Составитель:

педагог дополнительного образования

Дзуцева Э.Б.











г. Владикавказ, 2021г

ВВЕДЕНИЕ


Пение – это одна из высших форм проявления творческих сил народа. Пением человек выражает свою радость, горе. Музыка и пение дают много эстетического наслаждения, поднимают и облагораживают духовный мир человека.

Обучение музыке – сложный кропотливый труд. Прежде чем начать занятие по вокалу, преподаватель должен руководствоваться следующими принципами:

Во-первых, вначале педагог должен проводить со студентами беседу о предстоящем уроке. Необходимо мобилизовать внимание, создать хорошее физическое ощущение и приступить к занятиям.

Во-вторых, во время пения требуется твердая стойка на ногах и ощущение опоры всего корпуса. Грудь следует чуть-чуть приподнять, выпрямить спину, расправить плечи, взгляд устремить вперед поверх голов воображаемых слушателей.

В-третьих, педагог должен, в первую очередь, добиться хорошей постановки голоса, выявить тембр, развить в нем художественное воспитание музыки, привить строгий художественный вкус и высокую требовательность к себе, как исполнителю. Он должен учиться мыслить при работе над произведением.

В-четвертых, полезно заимствовать хорошее у известных артистов, но не копировать их слепо. Следует помнить, что самое ценное у певца - его индивидуальность, его собственный неповторимый тембр и его понимание и трактовка произведения. Как бы ни была хороша копия, оригинал всегда лучше.

Итак, чем должен обладать студент, чтобы из него получился певец- художник? Самое основное:

хорош им голосом;

музыкальным и сценическим дарованием;

хорошими внешними данными.

Исходя из этих соображений, педагог обязан учитывать все компоненты одаренности учащегося (особенно его музыкальность). Певец должен любить свое искусство, так как оно – главная цель его жизни. В искусстве пения должна быть последовательность: прежде чем взойти на его вершины, надо начать с азбуки, приучить себя к терпению и методичности: быть настойчивым, верить в себя, в свое призвание и следовать ему, во что бы то ни стало. Певцу надо быть скромным и требовательным к себе, беспрерывно совершенствовать свое вокальное мастерство. Настоящий художник не видит в себе абсолютного совершенства. В стремлении учиться и учиться лежит залог постоянного творческого обновления.

Обучение пению сводится:

к правильному дыханию;

к правильному положению гортани;

к систематическим упражнениям для развития голоса.

Главная часть голосового аппарата – голосовые связки. Воздух, вбираемый при вдохе, посредствам голосовых связок резонирует в гортани и ротовой полости. Явление это называется звуком человеческого голоса.


I. ДЫХАНИЕ

Прежде всего, необходимо иметь понятие о дыхании как основе техники пения, столь необходимой для певца. Самое глубокое, сильное и продолжительное – это грудобрюшное дыхание. Оно обеспечивает глубокий вдох, самый большой запас воздуха. Для того, чтобы дать хороший, полный звук, надо дать опору: глубоко вдохнуть воздух, задержать на мгновение, открыть рот на букву «А» или «О», затем постепенно, спокойно, плавно, медленно выдохнуть. От выдыхания зависит сила и продолжительность звука. Чем медленнее выдыхание, тем продолжительнее звук. Дышать надо незаметно и естественно, как во время разговора, не двигать ни грудью, ни животом, ни плечами. Хорошее дыхание достигается систематическими упражнениями: утром и вечером, лежа, медленно вбирать воздух, секунду задержать, затем как можно медленнее выдохнуть его. Такие упражнения необходимо делать ежедневно по несколько минут. Цель дыхательных упражнений - воспитать и закалить мышцы.


II. ГОРТАНЬ

Человеческая гортань – сложнейший орган, может воспроизводить большое количество различных по качеству звуков, начиная от дикого крика и кончая нежным ласкающим певческим звуком, с которым не может сравниться ни один музыкальный инструмент. Она работает посредством собственного механизма, чрезвычайно богатого и ей одной свойственного. Она имеет весьма важное значение при пении, потому, что в гортани находятся голосовые связки, главная часть голосового аппарата, а положение гортани влияет на звук и свободу голоса.

У певцов, еще не умеющих владеть своим голосом, при постепенном переходе к верхним нотам обычно поднимается и гортань. Всякое насильственное, искусственное понижение или повышение гортани не только не нужно, но зачастую и вредно. При пении на гласных гортань слегка опускается или поднимается в зависимости от того, на какой гласной происходит исполнение. На «И» гортань приподнимается, на «У» опускается, на «А» остается в исходном положении, которое называют нейтральным, потому что гортань при этом спокойна, принимает как бы инертное положение. Гласные «И» и «У» являются теми звуками, которые помогают правильной установке гортани и т.д.


III. ЯЗЫК

От правильного положения языка при пении зависит не только четкое произношение слов, но и качество, красота и свобода голоса. При формировании гласных, где главным образом участвуют губы (О, У) – язык участвует в их образовании. Целый ряд согласных: «Д», «К», «Х», «Л», «Н», «Р» формируются при помощи языка, он должен быть очень подвижен, чтобы быстро и четко передавать текст.

При исполнении гласной «А» язык должен лежать совершенно инертно, касаясь кончиком корней нижних зубов. Еще лучше, если он лежит «лодочкой». Язык не должен быть напряженным. Корень языка не поднимать, чтобы не мешал свободе выдыхания. Если корень языка поднимается, он сужает проход в глотку, качество звука от этого ухудшается. Маленький язычок на небной занавеске должен быть поднят, чтобы открыть необходимое пространство для прохождения звучащего воздуха к твердому небу. Небная занавеска принимает положение как во время зевка... Носовая полость отделяется от ротовой, благодаря чему исключается возможность появление носового звука. При неповоротливости, вялости языка надо делать упражнения в виде пения: «ла», «ла», «ло», «лу» и т.д.


IV. ЗВУК

Искусство пения требует знания всех органов, образующих звук: гортани, глотки, неба, голосовых связок, легких.

Перед атакой звука надо задержать дыхание на одно мгновение, затем определенно и точно дать толчок воздуха в связки. Струя воздуха должна выходить равномерно, спокойно, без толчков. Атака звука должна быть энергичной, но не жесткой и грубой.

Звук надо брать точно, без подъездов, не выдавливать, не выжимать. Звук должен проходить через совершенно открытую глотку, свободно направляться в «маску» – это значит в купол, в твердое нёбо. Звук должен быть ярким, округленным, чем шире глотка, тем ярче звучание.

Тембр голоса – дар природы, изменить его нельзя, но улучшить можно. На всем протяжении голоса тембр должен быть однородным. При пении не делать гримас, не кривить рот, открывать его естественно. Правильное открывание рта, его естественное положение создают условия, необходимые для атаки звука и четкого произношения гласных и согласных.

Не допускать скверной привычки при пении вытягивать шею или на высоких нотах поднимать голову вверх. Подбородок держать спокойно, чтобы не дрожал.

Во время пения не должно быть ничего принужденного.


V. РЕГИСТРЫ

Есть три рода регистров: грудной, умещенный (средний) и головной. Надо стремиться к выравниванию регистров, чтобы не было большой разницы между ними. Переход от одного регистра к другому надо сглаживать, делать это незаметно так, чтобы все ноты звучали одинаково.


VI. РАБОТА НАД ГОЛОСОМ

Голос есть природный инструмент, поэтому красота эффектов, производимых им, ставит его выше всех инструментов, созданных людьми.

Опытный учитель должен, во-первых, ознакомиться с характером и особенностями голоса учащегося, различить недостатки – врожденные или приобретенные.

Учитель (я имею в виду такого учителя, который сам был певцом) легко может исправить эти недостатки.

Для того чтобы развить голос, необходима правильная с планомерная работа, ежедневные занятия – единственный верный путь к достижению искусства пения. Итак, петь упражнения в течение 20 минут, затем 10 минут отдых, после этого петь вокализы, романсы и т.д. Работать надо исключительно на середине, не трогая верхних нот, пока все средние звуки не будут укреплены. Не стоит так же торопиться с развитием диапазона. Диапазон развивается не сразу, а постепенно, благодаря систематическим полезным упражнениям.

Более 45 минут петь нельзя. Пение вокализов - это лучшая тренировка для певца.

Надо работать над кантиленой, над belcahto. Петь legato выходящего воздуха по голосовым связкам.

Cresendo достигается только дыханием – усиленным выдыханием.

Филировка звука (умение перейти от piano к forte и обратно).

Стаккато делается исключительно атакой звука, in о есть прерывистыми толчками воздуха.

Трель должна звучать только на двух нотах. Она требует долгой и упорной работы.


ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Из всех компонентов звукообразования дыхание в большей степени поддается нашему контролю, и мы, пользуясь им ежедневно и ежесекундно со дня своего рождения, не только ясно ощущаем его, но и различаем несколько его типов:

ключичное, когда в акте дыхания участвуют плечи;

грудное, производимое при помощи мускулов верхней части грудной клетки;

нижнереберное, когда расширяются нижние ребра;

диафрагмическое, или брюшное, когда в процессе дыхания грудная клетка расширяется в сторону брюшных органов.

Методика пения говорит, что пользование ключичным дыханием недопустимо; в настоящее время не рекомендуется и грудное дыхание (бывшее в старой итальянской, школе основой пения). Когда Ж.Л. Дюпре изобрел прием прикрытия верхних нот, певцы перешли на более глубокое дыхание, причем одни педагоги стали придавать большее значение нижнереберному диафрагмическому дыханию, другие стали рекомендовать диафрагмическое, или брюшное.

При первом взгляде на способ пользования дыханием всё кажется делом довольно простым: выбирай дыхание, наиболее удобное твоему певческому организму, и пой. На самом же деле все получается много сложней, и не в последнюю очередь в этом виноваты некоторые педагоги.

В любой отрасли науки, в любой области искусства дух изобретательства увлекает мыслящих людей. В вокальной методике мы наблюдаем то же самое. Но если некоторые педагоги на основе положительных традиций и своего таланта привнесли в теорию постановки голоса ряд удачных находок, то есть учителя пения, которые сами мало пели или совсем не пели на профессиональной сцене, не знают ее специфики, ее требований и возможностей и поэтому делают попытки открытий сомнительной ценности.

Одни предлагают петь на так называемом резервном дыхании, то есть не набирать дыхания, а наоборот, сбрасывать его и петь на остаточном дыхании, причем они не хотят замечать того, что ученик после так называемого сбрасывания дыхания, вопреки указаниям педагога, все равно перед атакой звука невольно берет дополнительное дыхание. По свидетельству проф. Ф.Ф. Заседателева, еще в 1919 году на одной из вокально-теоретических конференций была отмечена абсурдность этого метода. Некоторые педагоги рекомендуют перед взятием, дыхания предварительно втягивать внутрь нижнюю область живота, чем, безусловно, напрягаются реберные и брюшные мышцы. Если учесть, что в это время требуется «опора дыхания в спине», где-то ниже точки между лопаток, то становится ясной надуманность и искусственность этого приема. На вокальной конференции в Ленинграде (1954) один педагог демонстрировал сброс дыхания в чрезвычайно резкой форме, в виде легкого выстрела «пф-ф!», а затем на этом приеме исполнил песню «Санта Лючия», чем привел зрительный зал в довольно веселое настроение. Слишком долго пришлось бы перечислять все курьезные способы дыхания, может быть, довольно безвред­ные, но и не приводящие певца к успеху. Считаю своим долгом осудить такие варварские приемы, как накладывание на живот ученика, лежащего на полу, целой кипы клавиров или какого-нибудь другого груза, дыхательной гимнастики по часам без пения и т. п. Применяют это чаще всего педагоги, практи­кующие вне стен музыкальных учреждений, и результатом бывает горькое разочарование, приходящее к ученику тогда, ко­гда голос уже расшатан, а легкие находятся на грани эмфиземы.

Ряд педагогов считает, что лучше совсем не говорить певцу о его дыхании, чем прививать ему какой-либо вредный способ или способ, не подходящий для конституции данного певца. Это мнение разделяют проф. Ф.Ф. Заседателев, проф. И.И. Левидов, врач-фониатр М.И. Фомичев и другие.

В вопросах как певческого дыхания, так и всех других компонентов голосообразования я придерживаюсь того положения, в основе которого лежат естественность, простота и точность голосообразования, рекомендованные М.И. Глинкой. О дыхании на первых уроках ничего не говорю, а стараюсь наблюдать, как студент дышит. Если звук льется плавно, то полезно не заострять вопроса о дыхании излишними объяснениями, чтобы не сбить его с удобной позиции. В таком случае разговор о ды­хании откладывается до более зрелого состояния студента.

Наилучшим типом дыхания я считаю нижнереберное диафрагм и чес кое (косто-абдоминальное) дыхание, которое в основном и применяю, хотя не отрицаю возможности использования и других способов дыхания, исключая ключичное. В дальнейшем необходимо объяснить студенту, что характер каждого исполняемого произведения требует и соответствующего способа дыхания. В произведениях лирических вы будете брать спокойное глубокое дыхание и применять мягкую атаку звука; в произведениях драматических, героических – активное глубокое дыхание, твердую атаку и т.д. Произведение быстрое, виртуозное на глубоком дыхании спеть невозможно. Например, при исполнении в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» рондо Фарлафа наиболее подходящим будет быстрое грудное неглубокое дыхание, причем в этом случае некогда разбирать, как взять дыхание – приходится брать и ртом. Если же артист по условиям сценического действия вынужден, скажем, петь лежа на спине, то следует использовать глубокое диафрагмическое (брюшное) дыхание.

Вокальной технике придается особое значение. Все, без исключения, ученики должны упражняться в гаммах, пассажах, трелях, группетто, стаккато и пр. Полезно слушать хороших скрипачей и виолончелистов, подражать их плавному, тягучему звуку Иметь от природы красивый голос – недостаточно, можно обладать хорошим большим голосом и быть плохим певцом. При правильном звуковедении певец с «небольшим» голосом производит лучшее впечатление.

В процессе постановки голоса иногда ученику кажется, что голос его стал меньше, слабее. Это объясняется тем, что раньше, при пении, он сжимал глотку, звуки слышал своим внутренним ухом и голос ему казался сильнее, но для слушателя он был плохо слышен, так как звуки не неслись вперед. Когда учащийся начинает петь с расширенной глоткой, колебания попадают в твердое нёбо, звуки несутся вперед, певец слышит себя меньше, чем прежде. В первом случае звук остается при нем, а во втором – доходит до слушателя.


VII. ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Для певца умение петь, владение звуком, вокальной техникой – это средство для выражения своего творчества. Кроме правильного звуковедения, требуются хорошая дикция, фразировка и художественное исполнение. Большое значение имеет слово. Чтобы слова доходили до слушателя, певцу необходимо ясно произносить каждое слово, делать энергичные движения губ, языка. Надо следить за правильным произношением гласных, не делать «Е» и «И» сжатыми, плоскими, резкими, утрировать букву «Р», так как для пения в больших помещениях это необходимо. Согласные «К», «Л», «М», «Н», «П», «Ш», «Р», «Д», «С», «Т», стоящие в конце слова или слога, должны непременно звучать. Надо петь со смыслом, понимать содержание исполняемого произведения, делать логические ударения во фразах. В каждой фразе есть музыкальное и словесное ударение – их надо соединить в единое целое. Необходимо уметь перевоплощаться, чтобы создать тот или иной образ. Надо уметь передать чувства так, чтобы зритель также чувствовал, переживал, верил происходящему на сцене.

Настроение, передаваемое артистом, должно отражаться на лице, в мимике певца. Каждый жест, каждое движение должны быть продуманы, осмыслены. Нельзя выступать с недоделанной вещью, не показывать публике трудности исполнения, волнения и страха. На сцене, на концертной эстраде надо уметь красиво ходить, пластично двигаться, не размахивать руками при ходьбе.


VIII. РЕЖИМ ПЕВЦА

Уважая искусство, надо стараться быть всегда здоровым и сохранять голос в порядке. Перед своим выступлением спеть упражнения и потом целый день молчать, поменьше разговаривать. На холодном воздухе надо молчать, дышать носом. Алкоголь и табак строго запрещаются и т.д.


IX. ВОКАЛИЗЫ

Вокализ – это музыкальное произведение для голоса без текста.

В вокально-педагогической практике музыкальных учебных заведений широко используются вокализы зарубежных авторов: Зейдлера, Комконе, Абта и других. Большая часть этих вокализов предназначена для высоких голосов и тенора.

Для начинающих певцов-басов, баритонов и меццо-сопрано педагоги предпочитают вокализы Абта. Издание избранных вокализов из «Школы пения» Абта вызвана острой необходимостью в учебном пособии для формирования начинающих певцов. Вокализы Ф. Абта очень мелодичны, несложны, диапазон их невелик. Они обладают многими качествами для развития самых различных певческих навыков. Некоторые вокализы Абта, например, 11, 12, 13, 14,-написаны в слишком высокой для начинающих басов теснатуре, а №2, 4, 9, 10 слишком низки для баритона, можно транспонировать (по усмотрению педагога) в тональность, удобную для ученика на данной стадии его вокальной подготовки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации