Методические советы учителю по сплочению детского коллектива

6
2
Материал опубликован 17 April в группе

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское









Методические советы учителю по сплочению детского коллектива

t1713380494aa.jpg

Автор: Плотникова О.А.,

учитель начальных классов









2023 года

Пояснительная записка

Актуальность. Сплочение ученического коллектива – актуальная проблема на все времена. Большое значение для личностного развития младшего школьника имеет обучение в начальной школе, а школьный коллектив выступает моделью общества. Именно в начальной школе дети впервые знакомятся со своими одноклассниками. В начальной школе ребёнок получает новый статус на основе личностных качеств и достижений в обучении. Важную роль в формировании детей младшего школьного возраста имеет школьный класс. Младшие школьники большую часть времени находятся в коллективе. Успех каждого ребёнка зависит от умения строить доверительные взаимоотношения в детском коллективе. В начальной школе у учащихся развивается внутренняя социальная позиция, появляются новые возможности межличностного взаимодействия. Позитивные взаимоотношения в ученическом коллективе помогают повысить качество обучения.

Главная цель классного руководителя: сплочение ученического коллектива. Для достижения данной цели были поставлены следующее задачи:

Создание благоприятного психологического климата.

Пресечение и предупреждение конфликтных ситуаций.

Поощрение сотрудничества младших школьников при исполнении общих дел.

Распределение обязанностей в классном коллективе.

Установление правил поведения в классе.

Приобретение новых традиций в ученическом коллективе.

Организация коллективной деятельности учащихся.

Поддержание, поощрение и корректировка взаимоотношений в ученическом коллективе.

Используемые приёмы: создание группы (название отряда, эмблема, девиз), осознание принадлежности к группе (место отряда, атрибутика, уголок, традиции, песня, правила), сплочение и развитие коллектива (участие в КТД, игры, совместная трудовая деятельность, обсуждение жизни отряда).

Используемые формы: игра, эвристическая беседа, дискуссия, коллективно-творческое дело, традиции, самоуправление, написание исследовательской работы, урок, трудовой десант, танцевальный флешмоб.

Используемые технологии: игровые технологии, технологии сотрудничества.
























Содержание

Во внеурочной деятельности решить поставленные задачи мне помогла программа социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов. Мой 3 «з» класс стал участником реализации программы «Орлята России» в сентябре 2022 года. Программа состоит из семи треков. Каждый трек содержит творческие и игровые занятия. Вводный орлятский урок третьеклассники начали с танцевального флешмоба РДШ. Затем ученики 3 «з» класса создали «Орлятский уголок», на котором разместили логотипы программы «Орлята России», РДШ, ВДЦ «Орлёнок». На «Орлятском уголке» ребята поместили названия треков. Затем дети придумали эмблему, название и девиз отряда. Каждый ученик разукрашивал свою ладошку гуашью и оставлял её отпечаток рядом с эмблемой в «Орлятском уголке». Для сплочения детского коллектива я провела следующую работу: ребята танцевали, пели орлятские песни, рисовали, знакомились с традициями нашей страны.

t1713380494ab.jpgt1713380494ac.jpg




Основой взаимодействия участников программы «Орлята России» выступает коллективно-творческое дело (КТД). Коллективно-творческое дело представляет собой игровую программу, состоящую из заданий на командообразование и сплочение коллектива. Коллективно-творческое дело являлось итогом каждого трека. КТД нацелено на формирование навыков социального взаимодействия, развитие творческих способностей младших школьников. Коллективно-творческое дело я готовила вместе с учащимися 3 «з» класса. Я рассказала, как можно в классе разделиться на микрогруппы, осуществить идею, что нужно для её воплощения.

Итогом трека «Лидер» стало коллективно-творческое дело «Вместе мы сможем всё!». Я помогла ребятам сформулировать цель предстоящего коллективно-творческого дела. Третьеклассники заполнили чек-лист «Мы-организаторы». Затем мы с ребятами обсудили план действий.

При организации КТД были задействованы все учащиеся 3 «з» класса. У каждого ученика была своя роль в организуемом коллективно-творческом деле. Первая группа детей отвечала за хореографическую композицию, вторая группа детей подготовила вокальную композицию, третья группа третьеклассников отвечала за проведение сценки.

t1713380494ad.jpgt1713380494ae.jpg

t1713380494af.jpg


При подведении итогов Орлята России поделились своими впечатлениями и эмоциями от проведённого события. В этом мне помог приём «Фруктовая корзина». Каждый ребёнок должен был выбрать один из фруктов, который у него ассоциируется с его впечатлениями и объяснить почему: например, ананас – он сочный и очень смешной, и такие же эмоции остались после коллективно-творческого дела. Подводя итоги реализации дела с классным коллективом 3 «з» класса, я поставила следующие вопросы: что получилось лучше всего, на что следует акцентировать внимание в следующий раз. Затем мы продолжили работу с конструктором «Лидер» и обговорили, какие качества лидера помогли справиться с проведённым событием. На последнем этапе организации КТД было организовано награждение ребят медалями. Классному руководителю необходимо отмечать успех каждого ученика в исполненном им деле, поблагодарить и поощрить его.

t1713380494ag.jpgt1713380494ah.jpg

В рамках реализации программы «Орлята России» я проводила занятия в микрогруппах. Микрогруппа представляет собой главное место общения и работы младшего школьника в классе. При проведении занятия «Я могу быть лидером» я разделила третьеклассников в небольшие группы и предложила назвать лидеров Российской Федерации. Затем ребята назвали качества, которыми должны обладать лидеры нашего государства.

Занятия в микрогруппах способствовали укреплению взаимоотношений в коллективе. С помощью старшеклассника-наставника дети анализировали роли, которые были исполнены при реализации заданий. Ребята сделали вывод о значимости и отличительных чертах коллективной работы.

На сплочённость детского коллектива направлены игры программы социальной активности «Орлята России». Игра «Солнышко» в треке «Лидер» дала возможность ребятам почувствовать единство команды. Вместе с учителем третьеклассники образовали круг, вытянули правую руку вперед и показали «класс», затем повернули свой кулачок с пальцем против часовой стрелки. Таким образом, получился общий круг, похожий на солнышко.

t1713380494ai.jpg

По итогам участия в программе социальной активности «Орлята России» ученики 3 «з» класса стали настоящей командой. Юные Орлята научились бескорыстно приходить на помощь, отдавать своё время другому. Младшие школьники получили опыт совместной деятельности. Дети очень рады, что стали участниками масштабного проекта «Орлята России», сплотившего всю Россию.

В рамках кружка внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на занятии «О взаимоотношениях в коллективе» младшие школьники обсудили, почему так важно создать благоприятную, дружескую атмосферу в классе. «Разговор о важном» начался с просмотра фрагмента мультфильма «Мой друг зонтик». В мультфильме повествуется о дружеских поступках зверях между собой. Далее я провела небольшую беседу, стараясь создать доброжелательную атмосферу. Просмотр видеоролика с выступлением федерального спикера Л.М. Сурковой дал возможность подтвердить важность рассматриваемой темы занятия. Затем я объяснила детям важность общения в ученическом коллективе, насколько важно узнать о тех, кто будет учиться с ребятами много-много лет. В основной части занятия «О взаимоотношениях в коллективе» мы разработали правила позитивного поведения в классе. В заключительной части занятия на бумажных ладошках дети написали по одному качеству, которое они считают самым важным в дружбе. Из ладошек дети образовали солнышко на доске. У ребят получилось солнышко дружбы.

На занятии «Мы разные, мы вместе» внеурочного занятия «Разговоры о важном» ребята узнали, что россияне разные, но вместе россияне – одна страна! Всех нас объединяет общая история, язык и любовь к Родине.

t1713380494aj.jpg

Сплочению коллектива способствует выполнение младшими школьниками общественных поручений. Главные вопросы, связанные со школьной жизнью, решают дети.

Укрепить взаимоотношения в классе помогают традиции. Традицией нашего класса является украшение кабинета к праздникам. Ребята получают удовольствие от участия в творческих мероприятиях. Выполнение творческих заданий сплачивает коллектив.

t1713380494ak.jpgt1713380494al.jpg


t1713380494am.jpg

Традицией моего класса является участие в общешкольных мероприятиях: «День матери», «Рождество», «День учителя», «Новый год», «23 февраля» и др.

t1713380494an.jpgt1713380494ao.jpg


Вовлечение детей в исследовательскую деятельность даёт возможность сформировать коллективизм. Исследовательская работа «Поможем перезимовать» способствовала формированию чувства товарищества, развитию творчества.

t1713380494ap.jpg

t1713380494aq.jpg

Сплотить детский коллектив можно через включение детей в трудовую деятельность. Трудовой десант «Уборка школьной территории» помог школьникам развить сотрудничество, практические навыки, самоорганизацию. Младшие школьники почувствовали себя частью коллектива.

t1713380494ar.jpg

Сплочение детского коллектива в урочное время. Успехи и неудачи учащихся в дружном детском коллективе рассматриваются как общее дело. Дружный коллектив борется за высокое качество знаний. В учебной деятельности сильные ученики помогают слабым ребятам. Ученический коллектив требует от всех учащихся добросовестного выполнения заданий.

Большое воспитательное значение имеют уроки чтения. На уроках чтения дети знакомятся с правилами дружбы, пересматривают своё отношение к одноклассникам.

Классному руководителю важно знать, насколько сплочён его класс, потому что от степени сплочённости зависит эффективность работы школьников, психологический комфорт каждого ученика. Проведённая работа по формированию сплочённого коллектива дала положительный результат. Младшие школьники стали больше контактировать между собой, получили опыт сотрудничества, научились поддерживать друг друга, снизилось количество конфликтных ситуаций.



Ресурсное обеспечение

Список рекомендуемой литературы

Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. — М.: Просвещение, 1984.

Гуткина Л. Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000

Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. – C.45-49, 87-91.

Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2000. – С. 43-48, 67-69.

Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогики развития/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000. - № 2. - С. 37 – 49.

Список Интернет-ресурсов

https://orlyatarussia.ru

https://edsoo.ru








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии