Тренинг для сплочения коллектива «Мир сказок»
ТРЕНИНГ « МИР СКАЗОК»
Тренинг предназначен для работы с ученическими группами ( с 1 по 11 класс) с целью сплочения коллектива.
Основные задачи:
- Обучение навыкам самопознания
- Осознание своих сильных и слабых качеств
- Представление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры
- Развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества
- Развитие эмпатии
- Закрепление дружеских отношений между членами коллектива
- Командообразование
Необходимые материалы:
- бейджики
- по два листа формата А4 на каждого участника
- ручки цветные, карандаши, фломастеры
- стулья ( по количеству участников)
- разнообразные дополнительные материалы, которые могут быть использованы при выполнении арт-терапевтических техник.
Этапы работы:
1 этап – Разогрев
2 этап – Основная деятельность
Часть 1. « Сказочная поляна и образ сказочного героя»
Задачи: развитие самоинтереса, творческого самовыражения, развитие рефлексии.
Часть 2 . « Создание команд»
Часть 3 . «Сочинение сказок
3 этап – Завершение
Ход игры
Приветствие
Ведущий приветствует всех участников занятия, представляется и просит каждого назвать свое имя, написать на бейджик и прикрепить к своей одежде.
Жизнь человека длинная и сложная и проходит через многие этапы. В каждом этапе новые обстоятельства и новые требования, к которым нужно приспосабливаться. Всюду нужно терпение, выдержка и поддержка понимающего друга.
Жизненные этапы :
Детство (развитие-наличие).
Юность (обучение-индивидуальность).
Молодость (применение-самореализация).
Зрелость (оценивание-рациональность).
Опытность (влияние-возможность)
Старость (обладание-востребование).
А все-таки самый запоминающий этап, в каком бы возрасте мы не находились, мы вспоминаем наше детство и юность.
А что такое детство?
Детство – это когда коленки в зеленки
Детство – это когда варежки на резинке
Детство – это когда всем искренне говоришь, кто ты на самом деле -пират, терминатор, принцесса – но тебе подло не верят
Детство – это когда ты мечтал научиться летать
Детство – это когда веришь в деда мороза и волшебника и страны
Детство –это многообразие разных сказок
В детстве мы наверно все думали, что:
-когда я засыпаю, куклы , машинки, звери -оживают
-если у кота отрезать усы, он умрет
-пауков нельзя убивать, потому что, дождь будет
-большие комары – малярийные
- под кроватью сидит Баба Яга, поэтому нужно запрыгивать, чтоб за ногу не поймала
Помните, как легко вы общались с людьми в детстве? Возраст окружающих не имел значения, можно было одинаково легко подойти и заговорить с незнакомым ровесником и ровесницей, и с продавцом в магазине, и с родителями друзей, и даже с дворником, который на всех ворчал, но при этом тебе почему-то всегда улыбался и доставал вишни, висевшие высоко на ветках. А проходит время, и ты замечаешь, что уже все по-другому.
Каждый в своих делах, проблемах.
А ведь когда-то стопроцентно верили в Деда Мороза, любили какао, смотрели мультики, слушали и имели любимые сказки, сказочных героев и этого для счастья вполне хватало……
Скажите это все, правда? А Вы бы хотели бы обратно в детство, где нет проблем и суеты.
Тогда мы с Вами отправляемся в сказочный мир
Сейчас мы проверим, как вы помните и знаете сказки.
ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА “ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ?”
1.Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи.(Царевна-лягушка)
2.Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла)
3.Вспомните имя сказочника, у которого был свой конек. (Ершов)
4.Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)
5.Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды? (Рукав)
6.Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)
7.Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит. (Горох)
8.Как звали царя, который допетушился? (Додон)
9.Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
10.Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям? (Пол- царства)
11.Назовите сказочного персонажа, лопнувшего от смеха при виде неквалифицированного моста. (Пузырь)
12.В какой русской народной сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры? (Теремок)
13.Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши? (Топор)
14.Как называется сказочный индивидуальный летательный аппарат многоразового пользования? (Ступа)
Да смотрю, сказки помните и знаете.
А сейчас мы с Вами отправляемся в сказочное путешествие в страну Фантазии
Упражнение « Сказочная поляна»
Ведущий: - Мы оказались на сказочной поляне страны Фантазия. Попав сюда, каждый из нас преобразился в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый из вас должен представить себя. Каждая строчка представления должна начинаться словами: "Я", "Мой", "У меня"... Например: "Я ― Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард".
После представления всех участников ведущий спрашивает у героев:
― Чье самоописание понравилось больше всего?
― С кем они хотели бы встретиться в Фантазии?
― Что они могли бы дать волшебной стране?
Как вы знаете в любой сказке, игре есть свои определенные правила, по которым живут сказочные герои или происходит сюжет, игра.
Игра "Свиток правил"
Материалы: большие листы бумаги или обоев и маркеры или фломастеры. Это могут быть краски для граффити (пульверизаторы для окраски автомобилей), если подростки захотят оформить правила в этом стиле. В этом случае на стены заранее нужно будет прикрепить обои.
Ведущий:
― Жизнь страны Фантазии протекает по определенным правилам. Но самое интересное в том, что эти правила определяют те, кто путешествует по этой стране. Каждый из Вас может установить здесь любые законы, которые покажутся Вам разумными. Какие правила каждый из Вас введет в этой стране?
Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он должен будет записать свои правила. Затем он объявит их для всех жителей и гостей страны Фантазии. (10 минут)
― После того, как все путешествующие герои ознакомят нас со своими правилами, необходимо из них составить один список, который будет действовать на территории Фантазии все время, пока продолжается путешествие. Для этого необходимо выделить общие для всех правила и те, которые готовы принять остальные.
Единый свод правил можно записать на отдельном листе и украсить. Он будет висеть на стене на протяжении всего путешествия.
Обсуждение проходит по следующей схеме:
― Какое из собственных правил тебе кажется особенно важным?
― Понравилось ли тебе чье-то другое правило?
― С какими правилами ты был совершенно не согласен?
― Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод
Упражнение « Любимые и нелюбимые сказки»
Часть 1 « Любимая сказка»
Процедура: Участники сидят по кругу. Ведущий предлагает всем вспомнить и назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доке или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше назвать именно сказки своего детства. Не возбраняется название двух и более сказок.
Часть 2 « Нелюбимая сказка»
Процедура: после того, как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам, оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки - порой значительно активней, чем в случае любимых.
Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка, Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.
«Анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам»
Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам следующие вопросы:
- Почему вам нравится именно эта сказка?
- Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
- Примерно, в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
- Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?
- Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?
«Симпатия и антипатия к героя сказки»
Ведущий: А сейчас вы попробуем выявить, чем же любимые герои вам симпатичны. Возьмите лист бумаги разделите его пополам. В левом столбике напишите 10 сказочных героев, которые вам нравятся, и в скобках укажите, что именно вам в них нравится. На все это у вас есть 7 минут.
Ведущий: Хорошо, все справились с этим заданием. Теперь заполним правый столбик. В него надо написать тех сказочных героев, которые вам не нравятся, и в скобках указать , чем именно они вам не нравятся. На выполнение этого задания вам также даются 7 минут.
Часть 2 « Этап выбора героя и создание команды»
Ведущий: Перед Вами два списка сказочных персонажей. И теперь ваша задача – выбрать себе того персонажа, в которого вы бы хотели превратиться в сказке, место действия которой начинается в стране. Возможно, в списке действующих лиц такого персонажа нет, тогда вы можете придумать его себе сами. После того как выберете героя, вам необходимо написать немного о нем: как его зовут, как он выглядит, что любит делать, чем любит заниматься, как он общается с окружающими людьми и как он оказался в этом сказочном лесу. То есть написать предысторию своего героя, другими словами – значит сказки.
На это участникам дается примерно 3-5 мин. После того как все справятся с заданием , разделяем участников на группы по 4-5 человек.
Разделяем участников на группы с помощью конфет с разными фантиками.
Часть 3 « Постановка сказки»
Ведущий: Теперь, когда мы знаем, какие у участников любимы, не любимые сказки , любимые и не любимые герое, какими обладают качествами. Когда вы все определились со сказочными героями и разделились на группы, нам предоставляется возможность создать свою общую , групповую сказку, в которой бы ваши герои смогли подружиться. Но есть одно условие. Все ваши герои- жители разных планет и языка друг друга не знают, поэтому ваша задача – при помощи только мимики и жестов найти общий язык и подружиться.
О сочиненной сказке вы нам расскажите с помощью мини-сценок. На все это у вас есть 15минут. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команд. Приступайте.
После того как время истекло, каждая команда показывает свою сказку. При этом каждую сказку стоит обсудить. Примерные вопросы:
Легко ли было понять друг друга?
Было ли для вас естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли?
Совпадает ли описание вашей роли с вашим обычным поведением?
Какие способы поведения помогли подружить с другими героями?
Какие способы поведения мешали вам подружиться с другими героями?
Какими качествами обладают герои?
Трудно ли было объединить героев единый сюжет?
Получилось ли у героев подружиться?
Какие чувства вы испытывали?
После того как все команды показали и обсудили свои сказки участники «снимают» с себя сказочные роли.
Завершающий этап
Ведущий: Сейчас мы с вами увидели несколько сказок, в которых герои, не знающие языка друг друга, пытались подружиться, легко ли им было это сделать?
Что помогло находить общий язык? Что им мешало?
А в нашей реальной жизни всегда ли нам легко бывает понять другого человека, даже если мы разговариваем с ним на одном языке?
Упражнение « От себя»
Цель: самоонализ участниками, полученного в ходе игры опыта.
Время : 15 минут
Процедура: ведущий просит каждого участника рассказать о своих впечатлениях об игре, о переживаниях, возникших во время исполнении роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях.
Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.
Спасибо всем за активную работу.
До новых встреч друзья!
Литература:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / Вачков И.В. – М: Пресс, 1999. – 176 с.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Соколов Д.Ю. – М. : Эксмо-пресс, 2001, – 224 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А.Сакович.
- Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: "Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.