Методические указания для выполнения контрольной работы по предмету «Информатика и ИКТ»
«Краснодонский промышленно-экономический колледж»
Цикловая комиссия компьютерных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
__________ О. Н. Каранда
"___" ____________ 20__ год
Методические указания
для выполнения контрольной работы №1
по предмету:
«Информатика и ИКТ»
для студентов специальностей:
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Рассмотрено и согласовано
на заседании цикловой комиссии компьютерных дисциплин
Протокол № ___ от ____________ 20___г.
Председатель ЦК ________ .
2016 г.
Дисциплина «Информатика и ИКТ» является частью учебного плана по профессии / специальности СПО по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
В результате освоения дисциплины «Информатика и ИКТ» студент должен уметь:
- использовать нормативную документацию и справочный материал
в своей профессиональной деятельности;
- использовать компьютерную технику в режиме пользователя.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общие принципы построения вычислительной системы;
- базовый состав и организацию взаимодействия аппаратных средств IВМ-совместимых персональных компьютеров;
- структуру и назначение программного обеспечения;
- принципы работы в среде операционных систем;
- базовые понятия защиты и хранения данных;
- принципы работы, методики эффективного использования аппаратных средств и программного обеспечения для работы с электронными документами;
- основные механизмы обмена данными;
- базовые понятия компьютерных сетей;
- общие понятия и принципы эффективного поиска информации;
- принципы работы с основными сервисами сети Интернет.
Требования к оформлению самостоятельной работы
1. Контрольная работа выполняется на бумаге формата А4;
2. Контрольная работа должна содержать не менее 20 страниц рукописного текста или 15 страниц печатного текста;
3. Самостоятельная работа должна состоять из следующих частей:
- титульный лист;
- содержание;
- вопросы и ответы на них, выполненные задания;
- список в контрольной работе литературы;
- чистый лист для рецензии преподавателя.
4. Текст пишите черной пастой или набирайте на компьютере
5. Если работа не зачтена, надо в этой же работе выполнить работу над ошибками.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Тема: Основные подходы к понятию информации и измерению информации
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ.
Для решения задач нам понадобится формула, связывающая между собой информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность алфавита (N):
N = 2b Пример решения задачи:
Дано:
В книге 100 страниц
На странице 60 строк
В строке 80 символов
Вычислить информационный объем книги.
Решение:
1. Количество символов в книге: 60 * 80 * 100 = 480 000.
2. 1 символ – это 1 байт, значит, в книге содержится 480 000 байт информации.
3. 480 000 / 1024 = 486,75 Кб ~ 0,46 Мб.
Ответ: Информационный объем книги – 0,46 Мбайт.
ЗАДАНИЯ:
Задача 1:
Алфавит содержит 32 буквы. Какое количество информации несет одна буква?
Дано:
Мощность алфавита N = 32
Какое количество информации несет одна буква?
Задача 2:
Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?
Дано:
Мощность алфавита N = 16. текст состоит из 10 символов
Определить объем информации в битах.
Задача 3:
Информационное сообщение объемом 300 бит содержит 100 символов. Какова мощность алфавита?
Дано:
Объем сообщения = 300 бит
текст состоит из 100 символов
Какова мощность алфавита?
Задача 4:Объем сообщения, содержащего 20 символов, составил 100 бит. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
Дано:
Объем сообщения = 100 бит
текст состоит из 20 символов
Какова мощность алфавита?
Задача 5:Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 8 символьного алфавита, если объем его составил 120 бит?
Дано:
Мощность алфавита N = 8
Информационный объем сообщения 120 бит
Сколько символов содержит сообщение?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ ОДНОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ В ДРУГУЮ
Основные понятия темы
Цифра – это символ, используемый в записи числа.
Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.
Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – алфавит десятичной позиционной системы счисления
Системы счисления: непозиционные системы счисления, позиционные системы счисления.
Любое десятичное число можно представить в виде суммы произведений значащих цифр числа на степени десятки. Такое представление называется развернутой формой записи числа.
15525510 = 1 ·105 + 5 ·104 + 5 ·103 + 2 ·102 + 5 ·101 + 5 ·100
2534,6510 = 2 ·103 + 5 ·102 + 3 ·101 + 4 ·100 + 6 ·10-1 + 5 ·10-2
Эти примеры показывают, что в развернутой форме показатель степени десяти зависит от позиции соответствующей цифры в записи числа. Позиция цифры в записи числа называется разрядом числа. Цифра в разряде единиц умножается на 100 = 1; цифра в разряде десятков умножается на 101 и т.д. Дробные разряды умножаются на отрицательные степени десяти: 10-1, 10-2, 10-3 и т.д.
Степень десятки равна номеру соответствующего разряда в числе.
Формула представления числа
Хb = an? · bп + … + a0 · b0 + a-1 · b-1 + ...
Число можно представить в виде суммы произведений составляющих его цифр на соответствующие степени основания системы. На этом принципе основан перевод чисел из любой СС в десятичную СС.
1111012 = 1 ·25 + 1 ·24 + 1 ·23 + 1 ·22 + 0 ·21 + 1 ·20 = 32 + 16 + 8 + 4 + 1 = 6110
3D16 = 3 ·161 + 13 ·160 = 48 + 13 =6110
II. Перевод в десятичную СС
Данное десятичное число делится с остатком на основание системы. Полученный остаток – это младший разряд искомого числа, а полученное частное снова делится с остатком на основание системы и т.д. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы). Это частное – старшая цифра искомого числа.
Перевод дробного десятичного числа в другую систему счисления производится путем последовательных умножений на основание новой системы с выделением цифр целой части произведений в качестве искомых.
Вертикальная черта отделяет целые части от дробных частей. Подчеркиванием отмечены искомые значения цифры дробного числа. Умножение повторяется до тех пор, пока в дробной части очередного произведения не получится ноль или не будет обнаружен период повторяющихся цифр.
Вариант 1
1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 949;
б) 994,125;
в) 523,25;
г) 203,82.
2. Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 1110001112;
б) 1001100101,10012;
в) 1001001,0112;
г) 335,78;
3. Выполните сложение чисел.
а) 11101010102+101110012;
б) 111101110,10112+1111011110,12;
4. Выполните вычитание чисел.
а) 10000001002-1010100012;
б) 1101000000,012-1001011010,0112;
5. Выполните умножение чисел.
а) 10010112*10101102;
Вариант 2
1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 563;
б) 264;
в) 53,125;
г) 286,16.
2. Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 11000100102;
б) 100110112;
в) 10110111,012;
г) 14C,A16.
3. Выполните сложение чисел.
а) 101111112+1100100002;
б) 1100101002+10111000012;
4. Выполните вычитание чисел.
а) 10000010012-1111101002;
б) 11110001012-11001101012;
5. Выполните умножение чисел.
а) 1111012*10101112;
Вариант 3
1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 279;
б) 281;
в) 800,3125;
г) 208,92.
2. Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 11001110012;
б) 100111012;
в) 1111011,0012;
г) 1601,568;
3. Выполните сложение чисел.
а) 10001000012+10111001102;
б) 11011100112+1110001012;
4. Выполните вычитание чисел.
а) 111100102-101010012;
б) 1101001010,12-1011101001,110112;
5. Выполните умножение чисел.
а) 10010012*1000102;
Вариант 4
1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 737;
б) 92;
в) 934,25;
г) 100,94.
2. Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 10001002;
б) 110000100,0012;
в) 1001011111,000112;
г) 1601,568;
3. Выполните сложение чисел.
а) 111101002+1101000012;
б) 11011102+1010010002;
4. Выполните вычитание чисел.
а) 10000101012-1001010002;
б) 111111011,1012-100000010,012;
5. Выполните умножение чисел.
а) 10010002*10100112;
Вариант 5
Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 763;
б) 234,25;
в) 413,5625;
г) 841,375;
2.Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 1000110112;
б) 1111000001,012;
в) 208,92.
г) 1601,568;
3.Выполните сложение чисел.
а) 101110102+100101002;
б) 1000000101,01012+1010000110,012;
4. Выполните вычитание чисел.
а) 10101111012-1110000102;
б) 1100110101,12-1011100011,012;
5. Выполните умножение чисел.
а) 1001012*10101112;
Тема. Принципы обработки информации компьютером
СОСТАВИТЬ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ И НАРИСОВАТЬ ЕГО БЛОК-СХЕМУ.
(Четные номера по журналу - задача №1, нечетные номера – задача № 2)
Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».
Составить алгоритм решения задачи:
1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a,b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. : S=a*b; P=2*(a+b)
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.
Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.
Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:S1=(V1+V2)*T+S
ПОДОБРАТЬ И ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ (1-2 СТАНИЦЫ ПЕЧАТНОГО ТЕКСТА) НА ТЕМУ:
«ПРИМЕРЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ».
Тема Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях
СОСТАВИТЬ ПЛАН-КОНСПЕКТ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, СОЗДАННЫЙ ПРИ ПОМОЩИ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА (ПО ВАРИАНТАМ).
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера
Алгоритмы и способы их описания. Компьютер как исполнитель команд
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации
Работа с поисковыми системами
Тема. Архитектура компьютеров. Внешние устройства
ПОДОБРАТЬ И ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ (1-2 СТАНИЦЫ ПЕЧАТНОГО ТЕКСТА) НА ТЕМУ:
«МНОГООБРАЗИЕ КОМПЬЮТЕРОВ»”
Тема. Виды программного обеспечения компьютеров
ПРИГОТОВИТЬ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ОРГТЕХНИКА И ПРОФЕССИЯ»
Описать свое будущее рабочее место с подробным описанием программного обеспечения и компьютерной техники. Привести подробную схему. Проект оформить в текстовом редакторе MSWord.
Тема. Настольные издательские системы
СОЗДАТЬ ДОКУМЕНТ В MICROSOFT WORD 2007 - 13.
Документ должен содержать текст из учебников информатике. Обязательно наличие математических формул, таблиц и рисунков.
Объем - 2 печатных листа.
Литература
Основные источники: |
1. Информатика: Учебник. пособие. Для 10-11 кл. средн. общеобразовательные. школ / И.Т. 2. Зарецкая, Б.Г. Колодезный, А.М. Гурий, А.Ю. Соколов. - К: Форум, 2001. - 496 с .: ил. 3. Информатика: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. уч. завед.: уровень стандарта / И. Я. Ривкинд. - К .: Генеза, 2010. - 296 с. 4. Глушков С.В., сочинительно А.С., Хачиров Т.С. Операционная система Microsoft Windows XР / Худож.-оформитель А.С. Юхтман. - Харьков: Фолио, 2003. - 126 с. - (Основы работы) 5. Глушков С.В., Смирнова А.В., сочинительно А.С. Электронная почта и сеть Internet / Худож.-оформитель А.С. Юхтман. - Харьков: Фолио, 2003. - 126 с. - (Основы работы) 6. Кравчук С.А. Основы компьютерной техники Компоненты, системы, сети: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав. / С.А. Кравчук, в А. Шохин. - М .: ИПЦ «Издательство« Политехника »: Издательство« Каравелла », 2005. - 344 7. Ярмуш А.В., Редько М.М. Информатика и компьютерная техника: Уч. пособие. - М.: Высш. образ, 2006. - 359 с. 8. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 512 с. 9. М.М. Информатика. 11 класс: Ответы на вопросы экзаменационных билетов государственной аттестации. Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2006. 128с. 10. Базурина В.М. Лабораторные работы по информатике / Виталий Базурин. - М .: Шк. мир, 2010. - 128 с. |
Рекомендуемая дополнительная литература: |
1. Глушков С.В., Мачула А.В., сочинительно А.С. Текстовый процессор Microsoft WordXР / Худож.-оформитель А.С. Юхтман. - Харьков: Фолио, 2003. - 95 с. - (Основы работы) 2. А. Алексеев, Г. Евсеев, В. Мураховский, С. Симонович Новейший самоучитель работы на компьютере. М .: издательство «ДЕСС КОМ», 2000. - 654 с. 3. Журнал "CHIP" 4. Журнал "Мой компьютер" |
«Краснодонский промышленно-экономический колледж»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету:
«Информатика и ИКТ»
Подготовил:
студент группы ________
______________________
ФИО студента
Проверил преподаватель:
______________________
ФИО преподавателя
Краснодон - 2017 г.