Методические указания и рекомендации «Гигиена певческого голоса»
Гигиена певческого голоса.
Каждый педагог должен быть знаком с состоянием голосового аппарата своего ученика, чтобы все обстоятельства, имеющие значение для выбора методических приёмов. Если у ребёнка присутствуют какие-либо нарушения голоса, их необходимо исправлять. Если появились какие-либо заболевания (ангина, ларингит, фарингит), то лечение и дальнейшая гигиена голоса помогут его восстановить. Рассмотрим сначала, что предусматривает здоровый голосовой аппарат.
Здоровый голосовой аппарат, это:
отсутствие хронических заболеваний ротоглоточной полости;
отсутствие дефектов голосового аппарата;
отсутствие явлений мутации голоса;
отсутствие голосовых узелков. При серьёзности этого дефекта определяется профнепригодность.
Поющий должен соблюдать определённые правила поведения, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата.
Общегигиенические правила:
Режим работы с учащимися должен быть не более 45 минут подряд.
Оптимальное время для непрерывного пения – 15 минут подряд, 5 минут перерыва.
Недопустимо пение в больном состоянии.
Интервал между приёмом пищи и пением должен составлять 2 – 2,5 часа.
Пробуждение должно быть за 3-4 часа до пения.
Сон должен быть не менее 9 часов.
Вредны резкие смены температуры – жара-холод, духота, пыль.
Не рекомендуется с разгорячённым голосом (особенно после пения) в холодное время года выходить на улицу и с холодного воздуха сразу петь, надо предварительно согреться.
Избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла (солёное, острое, кислое; семечки, орехи, чипсы, кириешки).
Исключить вредные привычки до и после пения.
Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.
Недопустимо пение в неудобной тесситуре, злоупотребление высокими нотами, форсированное звучание.
Сильно не утомлять голос речевой нагрузкой.
Никогда не форсировать звук, не создавать напряжение мышц.
Гигиена голоса неразрывно связана с жизненным режимом и вышеуказанными правилами. Периодически следует проходить осмотр у врача-фониатора. Появление «узелков» на связках сопряжено с длительным лечением и полным молчанием. С их появлением голос не выдерживает нагрузку, быстро «утомляется». Причина появления «узелков» - репертуар, не свойственный данному голосу по тесситуре, крик, крикливое пение, физические зажимы при издавании крика.
При перенапряжении, стрессе, психологически тяжёлой ситуации может возникнуть состояние афонии (полной потери голоса) и дисфонии (частичной потери голоса). Нужна психологическая реабилитация со снятием психологического барьера.
Наиболее характерной чертой для начинающих певцов является скованность и эмоциональная зажатость, т.е. психическое состояние ребёнка на занятии. Мастерство и умение педагога помогут снять эту зажатость. Педагог должен быть чутким, доброжелательным по отношению к детям. Не нужно ругать их за ошибки и недостатки. Необходимо спокойно объяснять и показывать детям, как надо. Когда ребёнок увлечён и заинтересован происходящим на занятии (уроке), когда он чувствует доброту и заботу, то он искренне и старательно выполнит просьбу педагога.
В практике наблюдалось, что у поющих, ранее болевших хроническими заболеваниями (тонзиллит, ларингит, фарингит), из-за вокальной нагрузки болезни уходили, так как мышцы при фонации активизировались, невольно выполняя гимнастику. Работа мышц гортани приводила к восстановлению голоса. Заметив это. Можно посоветовать гимнастику для голоса и массаж.
Фонопедия – голосовая гимнастика – после заболевания для восстановления функций голосовых связок, просто необходима.
Гимнастика.
Перед зеркалом произнесите беззвучно, не меняя положения губ, А – Э – О. Старайтесь широко раскрывать не рот, а полость зева на каждой из букв (повторять 10 раз).
Упражняйте мускулатуру языка, нижней челюсти.
Упражняйте мускулатуру шеи по принципу актив – пассив, зажим – разжим с поворотом головы влево-вправо, вниз-вверх (по 10 раз).
Для звучности голоса полезны упражнения звуковые:
Добиться предельно звонкого и чистого звучания звука «М», произнося ЗМММ, ГМММ, ДМММ, ЛМММ, ВМММ, РМММ (10 раз).
То же самое при различных положениях головы – наклоне вниз, вверх, влево, вправо ( произвольное количество раз).
При наклоне туловища вперёд и назад произнесите громко АММА, АННА, АЛЛА, АРРА (10 раз).
Произнесите громко ММАН, ММЭН, ММОН, ММУН (10 раз).
По окончании упражнения проделайте несколько зеваний (5 раз). Не помешает аутогенная тренировка с установкой:
«Мой голос мощный, эмоциональный, сильный и свободный».
«Мой голос звучит спокойно, свободно и гордо».
«Я выражаю в голосе доброту свободно и непринуждённо».
Технические вокальные упражнения делают крепкими, выносливыми и гибкими не только связки, но и мышцы гортани.
Массаж:
лёгкое поглаживание руками шеи к мочке ушей;
лёгкое нажатие на гортань (снизу вверх);
двумя пальцами зажать связки и делать движение вверх-вниз (зажатие приятное). Найти место связок можно, прощупывая по горлу место вибрации при издавании звука закрытым ртом;
перекрещиваем руки и пальцами (как по клавишам) играем по шее.
Используемая литература:
Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Емельянов В.В. Фонопедические упражнения для стимуляции голосового аппарата, профилактики и устранения расстройств певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков. – М.: ЦНМК, 1988.
Мешко Н.К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. 4. 1. - М. НОУ «Луч», 1996.
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна