12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сингаевская Наталья Валерьевна21654
Педагог дополнительного образования. Стаж педагогической работы более 25 лет. Люблю детей, музыку, природу, творчество, путешествия...
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Гигиена певческого голоса.

Каждый педагог должен быть знаком с состоянием голосового аппарата своего ученика, чтобы все обстоятельства, имеющие значение для выбора методических приёмов. Если у ребёнка присутствуют какие-либо нарушения голоса, их необходимо исправлять. Если появились какие-либо заболевания (ангина, ларингит, фарингит), то лечение и дальнейшая гигиена голоса помогут его восстановить. Рассмотрим сначала, что предусматривает здоровый голосовой аппарат.

Здоровый голосовой аппарат, это:

отсутствие хронических заболеваний ротоглоточной полости;

отсутствие дефектов голосового аппарата;

отсутствие явлений мутации голоса;

отсутствие голосовых узелков. При серьёзности этого дефекта определяется профнепригодность.

Поющий должен соблюдать определённые правила поведения, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата.

Общегигиенические правила:

Режим работы с учащимися должен быть не более 45 минут подряд.

Оптимальное время для непрерывного пения – 15 минут подряд, 5 минут перерыва.

Недопустимо пение в больном состоянии.

Интервал между приёмом пищи и пением должен составлять 2 – 2,5 часа.

Пробуждение должно быть за 3-4 часа до пения.

Сон должен быть не менее 9 часов.

Вредны резкие смены температуры – жара-холод, духота, пыль.

Не рекомендуется с разгорячённым голосом (особенно после пения) в холодное время года выходить на улицу и с холодного воздуха сразу петь, надо предварительно согреться.

Избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла (солёное, острое, кислое; семечки, орехи, чипсы, кириешки).

Исключить вредные привычки до и после пения.

Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.

Недопустимо пение в неудобной тесситуре, злоупотребление высокими нотами, форсированное звучание.

Сильно не утомлять голос речевой нагрузкой.

Никогда не форсировать звук, не создавать напряжение мышц.


 

Гигиена голоса неразрывно связана с жизненным режимом и вышеуказанными правилами. Периодически следует проходить осмотр у врача-фониатора. Появление «узелков» на связках сопряжено с длительным лечением и полным молчанием. С их появлением голос не выдерживает нагрузку, быстро «утомляется». Причина появления «узелков» - репертуар, не свойственный данному голосу по тесситуре, крик, крикливое пение, физические зажимы при издавании крика.

При перенапряжении, стрессе, психологически тяжёлой ситуации может возникнуть состояние афонии (полной потери голоса) и дисфонии (частичной потери голоса). Нужна психологическая реабилитация со снятием психологического барьера.

Наиболее характерной чертой для начинающих певцов является скованность и эмоциональная зажатость, т.е. психическое состояние ребёнка на занятии. Мастерство и умение педагога помогут снять эту зажатость. Педагог должен быть чутким, доброжелательным по отношению к детям. Не нужно ругать их за ошибки и недостатки. Необходимо спокойно объяснять и показывать детям, как надо. Когда ребёнок увлечён и заинтересован происходящим на занятии (уроке), когда он чувствует доброту и заботу, то он искренне и старательно выполнит просьбу педагога.

В практике наблюдалось, что у поющих, ранее болевших хроническими заболеваниями (тонзиллит, ларингит, фарингит), из-за вокальной нагрузки болезни уходили, так как мышцы при фонации активизировались, невольно выполняя гимнастику. Работа мышц гортани приводила к восстановлению голоса. Заметив это. Можно посоветовать гимнастику для голоса и массаж.

Фонопедия – голосовая гимнастика – после заболевания для восстановления функций голосовых связок, просто необходима.

Гимнастика.

Перед зеркалом произнесите беззвучно, не меняя положения губ, А – Э – О. Старайтесь широко раскрывать не рот, а полость зева на каждой из букв (повторять 10 раз).

Упражняйте мускулатуру языка, нижней челюсти.

Упражняйте мускулатуру шеи по принципу актив – пассив, зажим – разжим с поворотом головы влево-вправо, вниз-вверх (по 10 раз).

Для звучности голоса полезны упражнения звуковые:

Добиться предельно звонкого и чистого звучания звука «М», произнося ЗМММ, ГМММ, ДМММ, ЛМММ, ВМММ, РМММ (10 раз).

То же самое при различных положениях головы – наклоне вниз, вверх, влево, вправо ( произвольное количество раз).

При наклоне туловища вперёд и назад произнесите громко АММА, АННА, АЛЛА, АРРА (10 раз).

Произнесите громко ММАН, ММЭН, ММОН, ММУН (10 раз).

По окончании упражнения проделайте несколько зеваний (5 раз). Не помешает аутогенная тренировка с установкой:

«Мой голос мощный, эмоциональный, сильный и свободный».

«Мой голос звучит спокойно, свободно и гордо».

«Я выражаю в голосе доброту свободно и непринуждённо».

Технические вокальные упражнения делают крепкими, выносливыми и гибкими не только связки, но и мышцы гортани.

Массаж:

лёгкое поглаживание руками шеи к мочке ушей;

лёгкое нажатие на гортань (снизу вверх);

двумя пальцами зажать связки и делать движение вверх-вниз (зажатие приятное). Найти место связок можно, прощупывая по горлу место вибрации при издавании звука закрытым ртом;

перекрещиваем руки и пальцами (как по клавишам) играем по шее.


 

Используемая литература:

Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

 Емельянов В.В. Фонопедические упражнения для стимуляции голосового аппарата, профилактики и устранения расстройств певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков. – М.: ЦНМК, 1988.

Мешко Н.К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. 4. 1. - М. НОУ «Луч», 1996.

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 09.12.18 в 17:20 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 10.12.18 в 00:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.