Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения

5
1
Материал опубликован 9 November 2016 в группе

Методические указания

по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов

внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения

в муниципальных общеобразовательных организациях

Общие положения.

Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях разработаны в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373, в редак­ции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, в редакции приказов Министерства образования и науки от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38).

Педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой» (п.1.1 ст. 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Рабочая программа учителя - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеурочной деятельности. Рабочие программы определяют содержание деятельности образовательной организации в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики образовательной организации, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.

Рабочие программы составляются по:

обязательным предметам учебного плана;

предметам, дополнительно введенным в учебный план за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с особенностями школы и ее образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.);

элективным, факультативным курсам; предметным кружкам, объединениям дополнительного образования;

занятиям внеурочной деятельности.

Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК) могут составлять основу программы по учебному предмету. Следовательно, составляя рабочую программу, учитель также может использовать авторский вариант программы при условии, что применяется учебник данного автора. Использовать программу автора учебника (коллектива авторов) можно только в том случае, если:

- предложенный вариант авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС к структуре программы;

- в школе применяется линия учебников по предмету автора (авторского коллектива), чья программа используется в качестве основы.

Составитель рабочей программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки с учетом целевого раздела образовательной программы школы, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в программе по учебному предмету; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательной организации; конкретизировать планируемые результаты освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля достижения планируемых результатов. Эти возможности закреплены в статье 47, «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, составляются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

- титульный лист;

- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

10. Структура программы курсов внеурочной деятельности включает в себя следующие элементы:

- титульный лист;

- результаты освоения курса внеурочной деятельности;

- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов учебной деятельности;

- тематическое планирование.

11. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

- наименование образовательной организации;

- название курса, для изучения которого написана программа;

- указание параллели, класса, в котором изучается курс;

- фамилию, имя, отчество учителя - составителя рабочей программы;

- гриф утверждения программы;

- год составления программы.

12.Вовступительной части рабочей программы по учебному предмету указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершенной линии учебников предполагается реализация данной программы, изменения и дополнения авторской программы, внесенных учителем. Описание места учебного предмета в учебном плане ОО должно отражать, как он должен быть реализован по количеству часов в неделю и общему количеству часов за год, определяется резерв учебного времени. Описание места учебного предмета в программе должно соответствовать учебному плану школы.

Так как в авторских программах содержится, как правило, два варианта изучения предмета: так называемые «базовый» и «повышенный», предусматривающие разное количество часов на их изучение, необходимо уточнение раздела «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане».

13. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса могут быть взяты из авторской программы (если, она разработана в полном соответствии с ФГОС). При этом должна учитываться программа формирования УУД конкретной школы, соотнесенная с содержанием конкретного учебного предмета.

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета формулируются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего (начального, основного, среднего) образования школы. Предметные планируемые результаты по каждому содержательному разделу программы должны быть представлены в двух блоках: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться» по окончании конкретного класса.

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, изучаемого в классах, не приступивших к реализации ФГОС нового поколения, должны быть представлены в блоках:

- учащиеся должны знать;

- учащиеся должны уметь;

- учащиеся должны использовать в своей практической деятельности.

14. Содержание учебного предмета является основной частью программы и включает в себя перечень изучаемого материала - разделы программы и их содержание.

Этот раздел включают в рабочую программу, если:

- в программе по учебному предмету, входящей в образовательную программу школы, не выделяется содержание по годам обучения (представлены только содержательные разделы, подлежащие изучению на всей ступени, например, 1- 4 классы, 5-9 классы);

- программа по учебному предмету в составе образовательной программы школы составлена с учетом возможности использования разных учебников, отличающихся по содержанию, следовательно, в рабочей программе необходимо выделить содержание на данный учебный год с учетом используемого учебника;

- в программу обоснованно внесены значительные изменения, дополнения в соответствии с особенностями класса, с учетом потребностей и запросов обучающихся, их родителей.

В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

В этой части определяются такие формы организации учебных занятий, как экскурсия, практические и лабораторные работы с указанием № и темы, возможные направления проектной деятельности, формы контроля внутри каждого раздела.

Учитель, составляя рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными.

Если произведенные изменения не затрагивают существенным образом структуру программы по учебному предмету или авторской программы, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, дополнительно введенные в программу.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с выделенным по годам обучения содержанием).

15. Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком работы школы.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение учащимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года. В каждом отчетном периоде (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Следует также обратить внимание на то, что календарно-тематическое планирование, как правило, отличается от предложенного в авторской программе примерного планирования, так как учитель имеет свою авторскую позицию о распределении учебного материала в рамках содержательного раздела, о порядке изучения раздела, о распределении учебных часов внутри раздела и т.д.

Примерная форма календарно-тематического планирования приведена в приложении № 2.

Порядок согласования рабочих программ учебных предметов, курсов.

16. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно – воспитательной работе:

  1. на соответствие наименования учебного предмета, обозначенного в рабочей программе, учебному плану образовательного учреждения, федеральному государственному образовательному стандарту;

    на соответствие содержания программы количеству часов, которое отводится на изучение учебного предмета, курса в учебном плане;

    на соответствие учебника федеральному перечню учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;

    на целесообразность введения дополнительного предмета, которого нет в обязательной части учебного плана.

17. Заместитель директора делает пометку «согласовано» на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставит дату, подпись, расшифровку подписи.

18. Рабочая программа проходит экспертизу на заседании школьного методического объединения учителей – предметников или научно-методического совета образовательной организации:

  1. на соответствие содержания рабочей программы требованиям содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации (подраздел «Основное содержание учебных предметов»);

    на соответствие записей тем уроков в календарно – тематическом плане содержанию рабочей программы.

Результаты экспертизы рабочей программы фиксируется в протоколе заседания школьного методического объединения. В протоколе заседания ШМО или научно – методического совета указывается список учителей, представивших программы на согласование, перечень представленных программ, результаты экспертизы. При наличии замечаний учитель вносит коррективы и представляет новый вариант рабочей программы на согласование.

На основании решения школьного методического объединения или научно – методического совета о соответствии программы предъявляемым к ней требованиям на последней странице рабочей программы (внизу слева) делается запись «Согласовано на заседании ШМО (научно – методического совета). Рекомендуется к утверждению», указывается № протокола и дата. Запись заверяется подписью руководителя школьного методического объединения.

21. Все рабочие программы должны быть согласованы не позднее 31 августа текущего года.

Порядок утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

22. Приказом директора образовательной организации утверждается весь перечень рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности на учебный год не позднее 01 сентября текущего года. На титульном листе рабочей программы (вверху справа) указывается: «Утверждена приказом от ______ № ______».

23. Рабочая программа прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью.

Приложение № 1

Образец оформления титульного листа рабочей программы по учебному предмету

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ___»

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от ________ № ________

Рабочая программа

учебного предмета (курса) «____________________»

название предмета, курса

(базовый уровень; профильный уровень; углубленное или расширенное изучение)

для _____ класса

Составитель

Иванова Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2016 год

Приложение № 2

Календарно- тематический план

по учебному предмету «__________________________»

(наименование учебного предмета)

на 20___ - 20___ учебный год.

Номера уроков

по порядку

урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Наименование раздела, темы (количество часов на изучение)

1.

1

 

01.09-06.09

 

2.

2

   

3.

3

 

08.09-13.09

 

4.

4

   

5.

5

     

Наименование раздела, темы (количество часов на изучение)

6

1

     

7

2

     

8

3

     

9

4

     
         

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

102

20

7

5

10

выполнено

98

20

7

5

10

* В теме урока указывается номер и тема практической работы по биологии, географии, химии (а также лабораторного опыта по химии), номер и тема лабораторной работы по физике. По русскому языку указывается тема урока развития речи.

** Запись наименования разделов, тем, а также формулировка тем уроков осуществляется в точном соответствии с содержанием программы, а не по учебнику.

*** Изучение теоретического материала по физической культуре отражается в теме урока дополнительной записью (при условии изучения в процессе урока).

****Отметка о выполнении программы делается в конце учебного года.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО _____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи

 
Комментарии

Наталья Валентиновна! Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения безусловно будут полезны многим педагогам. Спасибо! Всего доброго! Зоя.

10 November 2016

Похожие публикации