Методический бюллетень «Тестовые задания на уроках письма и развития речи»
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9 с. Ивановка»
«Тестовые задания на уроках письма и развития речи»
Методический бюллетень
Подготовила: О.О.Калуцкая
учитель высшей квалификационной
категории
.
2019г.
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном образовательного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Мониторинг означает выявление, установление и оценивание знаний обучающихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в ЗУН у обучающихся и внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Мониторинг осуществляется в разных формах и разными методами, которые выбирает учитель в зависимости от определенных условий. По каждому результату контроля ведётся отслеживание западающих звеньев и пробелов в знаниях. После чего учитель определяет пути коррекционной работы.
Определяя качество образования, как уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень освоения им образовательной программы школы, а результаты, обеспечивающие высокий уровень качества – это академические знания, социальные и иные компетентности, плюс социальный опыт, приобретенный в ходе освоения образовательной программы, педагоги пришли к выводу о необходимости разработки контрольно-измерительных материалов, которые позволят более объективно подходить к прогнозированию индивидуальной работы с обучающимися.
Данные материалы соответствуют учебному материалу программы «Специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., ВЛАДОС 2001г. Под ред. Воронковой.
В 5 – 9 классах при изучении курса письма и развития речи используются различные формы контроля (предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль), которые осуществляются посредствам тестовых заданий, устного опроса, диктантов, контрольных списываний.
Важно соблюдать последовательность в организации педагогического мониторинга:
Предварительный тест по проверке знаний обучающихся на начало года.
Фронтальный устный опрос.
Теоретическое тестирование.
Практическая работа по карточкам.
Тематическое тестирование.
Тематический диктант ( контрольное списывание с пропуском букв)
Итоговое тестирование
Итоговый диктант ( контрольное списывание с пропуском букв)
Более подробно остановимся на тестовых заданиях, необходимых для проверки знаний и умений на уроках письма и развития речи.
Предварительный тест по проверке знаний, умений на начало года.
Предварительный тест – это письменная проверка знаний обучающихся на начало учебного года, посредством, которого обучающийся показывает усвоенные ЗУН предыдущего курса обучения.
Тестирование имеет ряд преимуществ:
обеспечение индивидуальности, самостоятельности
обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам;
тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам;
не создаёт тяжёлого чувства тревожности, как перед традиционной контрольной работой
Тестирование имеет и ряд недостатков:
исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;
тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством;
в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа);
необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.
Образец
Предварительный тест по проверке знаний обучающихся на начало 5 класса.
Тест снабжён перечнем проверяемых понятий и навыков и информацией о системе баллов, а также о соответствии между суммой баллов и школьной отметкой.
Проверяем знание:
алфавита
различение основных категорий слов (название предметов, действий, качеств)
главные члены предложения
предлоги
имена собственные
сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Максимальное количество баллов – 15
Задания №1-9, 11-14 – 1балл.
Задание №10 - 2балла
Оценки: «5» - 14-15 балла.
«4» - 11-13 баллов.
«3» - 7- 10 баллов.
«2» - 4-6 баллов
«1»- до 3 баллов
Инструкция: Внимательно прочитать задание и выбрать верный ответ. В одном из заданий два варианта ответа. Тест№1. Предварительный тест по проверке знаний учащихся на начало года. Выбери верное утверждение а) в русском алфавите 33 буквы б)в русском алфавите 27 букв в) в русском алфавите 44 буквы 2.Выбери верное утверждение: Согласная буква может обозначать … а) и твёрдый, и мягкий звуки б) только твёрдый звук в) только мягкий 3.Выбери верное утверждение: а) согласная буква образует слог б) согласная буква не образует слог в) гласная буква образует слог 4.Выбери верное утверждение: а) жы-шы – пишется с буквой «ы» б) жи-ши – пишется с буквой «и» 5.Выбери верное утверждение: На вопрос кто? Что? Отвечают слова, обозначающие: а) название предметов б) название признаков предметов в) название действий предметов 6.Выбери верное утверждение: Название признаков предметов отвечают на вопросы: а) какой? какая? какое? б) кто? что? в) что делать? что сделать? 7.Выбери верное утверждение: Слова, обозначающие действия предметов, отвечают на вопросы: а) что делать? что сделать? б) кто? что? в) какой? какая? какое?
8.Выбери верное утверждение: Имена собственные пишутся: а) с маленькой буквы б) с большой буквы в) и с маленькой, и с большой буквы 9.Выбери верное утверждение: предлоги пишутся: а) со словами раздельно б) со словами слитно в) раздельно и слитно со словами 10.Выбери верное утверждение: Слог – это … а) часть слова б) целое слово в) часть предложения 11.Выбери верное утверждение: Речь состоит из …. а) предложений б) слов в) слогов 12.Выбери верное утверждение: Главными членами предложения являются …. а) подлежащее б) сказуемое в) подлежащее и сказуемое 13.Выбери верное утверждение: Подлежащее отвечает на вопросы …. а) кто? что? б) что делать? Что сделать? в) какой? Какая? Какое? 14.Выбери верное утверждение: Сказуемое отвечает на вопросы …. а) кто? что? б) что делать? что сделать? в) какой? какая? какое? |
Теоретическое тестирование.
Цель: выявить усвоение ключевых вопросов курса теоритического характера.
Этот вид работы проводится после изучения всей темы курса. Тексты теоретического тестирования печатаются на листах и выполняются детьми самостоятельно индивидуально.
Тестовые задания по форме предъявления относятся к открытому типу,
по характеру действий – невербальные, по цели предъявления – тематические.
Преимущества:
можно вести отслеживание результативности получаемых знаний;
вариативность работы приведёт к осознанному подходу к выполнению заданий со стороны обучающихся;
помогает наметить приоритетные направления в коррекционной работе.
Недостатки:
контролируются знания только теоретического плана.
Теоретическое тестирование
Содержание:
Звуки и буквы.
Состав слова.
Орфография
Имя существительное.
Предложение
Образец
Имя существительное. Инструкция: напишите ответы на вопросы. 1. Что такое имя существительное? __________________________________________________ 2. На какие вопросы отвечает имя существительное? _________________________________________________ 3. Что обозначает имя существительное? _________________________________________________ 4. Какую роль в предложении выполняет имя существительное? _________________________________________________ 5. От чего зависит склонение? _________________________________________________ 6. Какие существительные относятся к 1 склонению? ___________________________________________________ 7. Какие существительные относятся ко 2 склонению? ___________________________________________________ 11. Какие существительные относятся к 3 склонению? ___________________________________________________ 12.Сколько падежей в русском языке? __________________________________________________ 13. Перечисли падежи. __________________________________________________ 14 . От чего зависит окончание имени существительного? ___________________________________________________ |
3.Тематическое тестирование.
Тематический тест - это письменная работа по проверке знаний по определённой теме, в тестовых заданиях вопросы как теоретического, так и практического характера, работа проводится в конце изученной темы. Содержание:
Звуки и буквы
Состав слова
Орфография: Безударные гласные.
Орфография: Правописание согласных в корне слова.
Части речи
Имя существительное
Склонение
Падеж
Предложение
Образец
Состав слова.
Проверяем:
Усвоение понятий: «окончание», «корень», «приставка» «суффикс»
Формирование умений:
Подбор группы родственных слов;
Установление морфемного состава слова;
Разграничение приставок и предлогов.
Максимальное количество баллов – 13
Задания 1-7 – 1балл.
Задания 8-10 - 2 балла.
Оценки: «5» - 12-13 балла.
«4» - 9-11 баллов.
«3» - 6-8 баллов.
«2» - 3-5 баллов
«1»- 1-2 баллов
Тема: Состав слова. Инструкция: Прочитать внимательно часть предложения и дополнить его. Время выполнения работы 10 минут. 1. Общая часть родственных слов называется _______________________.
2. Родственные слова называются также и __________________________словами.
3. Окончание служит для ____________________________________________. 4. _____________________называется часть слова, которая стоит перед корнем. 5. ____________________ - это часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием.
6. При помощи _____________________ и ____________________ образуются слова с новым значением.
7. К частям слова относится ______________________, _________________, __________________________, _______________________.
8. Части слов в-, вы-, пере- - это _________________________.
9. Части слов –к-, -н-, -очк-, -ик-, -ник- - это ___________________________. 10. Стол, столовая, настольная – это _____________________________слова.
|
4.Итоговое тестирование
Итоговый тест – это письменная работа по проверке ЗУН в конце учебного года, тестовые задания по основным пройденным темам обучения по образовательному компоненту письмо и развитие речи.
Образец
Итоговый тест по основным темам за 5 класс.
Проверяем знания по темам:
Предложение ( члены предложения, знаки препинания, распространённое и нераспространённое предложение)
Звуки и буквы
Имя существительное
Имена собственные
Орфограммы: Звонкие и глухие согласные, безударные гласные в корне слов., разделительный твёрдый знак
Состав слова, родственные слова
Максимальное количество баллов – 20
Задания 1-10, 13-18 – 1балл.
Задания11,12 -2балла
Оценки: «5» - 19-20 балла.
«4» - 16 - 18 баллов.
«3» - 10-15 баллов.
«2» - 4-9 баллов
«1»- до 3 баллов
Инструкция к тесту: прочитайте внимательно задание и выберите верный вариант ответ. В двух заданиях по два варианта ответа, во всех остальных по одному варианту ответа. Время выполнения теста 10 минут.
Итоговый тест по основным темам за 5 класс. Выбери верное утверждение: Предложение – это… а) группа слов, которые не связаны между собой по смыслу. б) набор букв и слогов в) группа слов, которые выражают законченную мысль. 2.Выбери верное утверждение: В конце предложения ставится … а) только точка б) только запятая в) может ставиться точка или ? или ! знак. 3.Выбери верное утверждение: В конце восклицательного предложения ставится: а) Точка б) ! знак в) ? знак 4.Выбери верное утверждение: Распространённое предложение – это предложение, в котором есть …. а) Главные и второстепенные члены предложения. б) Только подлежащее и сказуемое. 5.Выбери верное утверждение: Главные члены предложения это… а) подлежащее б) сказуемое в) подлежащее и сказуемое 6.Выбери верное утверждение: Корень - это а) часть слова б) часть речи в) часть предложения 7.Выбери верное утверждение: Окончание – это … а) изменяемая часть слова. б) неизменяемая часть слова.
8.Выбери верное утверждение: Существительное – это … а) часть слова б) часть речи в) часть предложения 9.Выбери верное утверждение: Имена существительные отвечают на вопросы … а) какой? Какая? б) что делать? в) кто? Что? 10.Выбери верное утверждение: Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос… а) кто? б) что? 11. Укажи имена существительные: а) море б) морской в) моряк г) плавать 12. Укажи одушевлённые имена существительные: а) заяц б) морковь в) рыбка г) носки 13.Выбери верное утверждение: Названия рек и городов относятся … а) к собственным именам существительным. б) к нарицательным именам существительным 14.Укажи слово, в котором есть разделительный твёрдый знак. а) вороб…и б) с…есть в) лебед… 15. Укажи слово с ошибкой: а) дубки б) снежки в) лошки 16. Укажи слово, в котором надо писать букву А. а) г…ворить б) гл…за в) н…чной 17. Укажи слово, в котором гласных больше согласных. а) лес б) Яна в) друг 18. Укажи слово, которое не является родственным: а) друг б) дружок в) товарищ г) подружка |
Литература:
1. Кудрявцева О.Я. «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы
VIII вида. 5-7 классы» ВЛАДОС, 2005 г.
2. Жидкова Л.А., Каменецкая Л.М. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». Изд.
«Просвещение», М., 1966 г.
3. Плешакова Е.П. «Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4
класс» Волгоград: Учитель, 2007 г.
4. Купцова Г.С. Белявский Б.Б. «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной
школы» (Метод. рекомендации), М., 1993 г.
5. Матвеева А.Н. «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в
начальной школе», М., «Дрофа», 1995 г.
6.Узорова О.В. «Большой сборник диктантов по русскому языку», М., «Астрель», 2008 г
7.Учебники по русскому языку 5-9 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы.