Конспект урока письма и развития речи «Упражнения на закрепление по теме "Части речи"» (5 класс)
Конспект урока письма и развития речи
Класс: 5
Тема урока: «Упражнения на закрепление по теме «Части речи»
Тип урока: Коррекции, усвоения и закрепления новых знаний.
Цель: Закрепление знаний по теме «Части речи», формирование умения находить разные части речи в тексте.
Задачи:
- учить правильно определять части речи, опираясь на таблицу;
- вырабатывать умение различать части речи по вопросам и значению;
- способствовать коррекции мышления, памяти, развитию связной устной и письменной речи;
- обогащать и активизировать словарь учащихся;
- закреплять умение работать по словесной и письменной инструкции и
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Оборудование: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская учебник русского языка для 5 класса, следы, сундук, карточки –задания, рабочие тетради, презентация.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Приветствие, настрой детей на успех.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас гости, мы сейчас посмотрим на них, чтобы потом не отвлекаться, подарим им улыбки и начнем наш урок.
- Руки? (- На месте.)
- Ноги? (- На месте.)
- Локти? (- У края.)
- Спина? (- Прямая.)
Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет частицу
мудрости».
- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).
- Правильно. И сегодня на уроке мы тоже постараемся стать мудрее, узнаем что-нибудь новое. А для этого мы отправимся на поиски клада. С каждым выполненным упражнением мы будем приближаться к заветному сундуку. Готовы отправляться в путешествие? (Да!). И мы делаем первый шаг.
2. Орфографическая пятиминутка
Открываем тетради, пишем число, классная работа. Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки).
Ребята, на доске перед вами слова.
По, ребята, идут, тр_пе, у_кой. Во –первых, объясните мне, пожалуйста, правописание слов узкой и тропе. Назовите проверочное слово.
Можно назвать их предложением? Почему? Правильно. Нарушен порядок слов. Ребята идут по у?кой тр?пе.
Давайте подчеркнем в этом предложении члены предложения. Подпишем части речи. Какие части речи мы с вами знаем? (перечисляют)
Давайте вспомним определения.
И мы еще ближе стали к нашему кладу (делаем шаг)
3. Актуализация знаний. Сообщение темы урока
- О чем мы разговаривали на прошлых уроках? Правильно, о частях речи.
- Молодцы! И сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания об изученных частях речи.
Ребята, у нас на пути река. И чтобы ее переплыть, надо плот построить. У меня на столе бревна, на них написаны слова. Их необходимо распределить в нашей таблице. Чертим табличку:
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Смех писатель мороз игра |
Смешной письменная морозная игрушечный |
Смешить писать заморозить играть |
Молодцы! Мы еще на шаг приблизились к кладу.
4. Физкультминутка. (Звучит музыка леса)
Мы по дороге шагаем,
Про безопасность не забываем.
Посмотрели вправо, влево,
Улыбнулись мы соседу.
Как хорошо идти в лесу,
Послушать пения птиц красу.
Но путь у нас еще далек,
И продолжается урок.
5. Работа над темой урока.
А мы продолжаем путь и у нас впереди гора. Что нам надо сделать, чтобы пройти это препятствие? Правильно, выполнить задание.
«Третий лишний»
На доске слова. Необходимо вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему.
Ягода, земля, красивая.
Зеленый, красный, лететь.
Читать, рисовать, ученик.
Молодцы! Мы стремительно приближаемся к кладу.
Пора нам поработать с учебником. Открываем их на стр.98, смотрим упражнение 158. Что необходимо сделать? Правильно, Ответить на вопросы одним словом и указать, какой частью речи является слово-ответ. Подчеркнуть вопрос, на который отвечает эта часть речи.
Молодцы! И мы добрались до нашего клада. Но сундук закрыт. Чтобы его открыть, проведем тест. Вы пишете только соответствующие буквы.
- Какие части речи мы сегодня повторяли?
а) существительное
б) прилагательное
в) предлог
г) глагол
2. Из данных слов выберите имена существительные:
а) погода
б) пишет
в) туча
г) утреннее
3. Из данный слов выберите имена прилагательные:
а) сонные
б)красная
в) береза
г)погода
4. Из данных слов выберите глаголы:
а) снег
б) горят
в) белый
г) любит
5. Какое из данных слов «лишнее»?
а) новый
б) стол
в) белый
г) горячий
6. Какое из данных слов «лишнее»?
а) тетрадь
б) кровать
в) лошадь
г) бежать
7. Какое из данных слов «Лишнее»?
а) строить
б) чистить
в) читать
г) умный
(Ответы: 1 – а,б,г. 2-а,в, 3 – а,б, 4 – б,г, 5 – б, 6 – г, 7 – г)
Взаимопроверка
6. Подведение итогов урока
- Ребята, мы открыли сундук. Как вы думаете, что там? (Золото)
Нет, в этом сундуке знания. Самое дорогое, что есть у человека. И сегодня вы в свои сундучки положили еще одну частицу мудрости. О чем разговаривали сегодня на уроке? (О частях речи) Какие части речи знаем? Как определить часть речи?
У вас у каждого сигнальные карточки. Сейчас вы поднимите одну из табличек. Если вы все поняли, и вам все понравилось, то поднимайте зеленую табличку. Если что-то было непонятно, то желтую. Если много вопросов осталось, поднимайте красный сигнал.
7. Задание на дом. Выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 98 Упражнение 158.
Спасибо за урок!