Технологическая карта урока «Письмо и развитие речи» (8 класс)
Предмет: Письмо и развитие речи
Класс: 8
Тема урока: Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Цель урока: Закрепление умений отличать простое предложение от сложного, и умений правильно употреблять союзы (и, а, но) в сложных предложениях.
Задачи:
1) Учить правильному употреблению союзов (и, а, но) в сложном предложении. Отрабатывать умения дифференцировать сложные и простые предложения.
2)Формировать коммуникативные базовые учебные действия через систему заданий:
а) Ответь на вопрос;
б) Задай вопрос;
в) Докажи ответ.
3) Развивать познавательные БУД: мышление на основе упражнений в анализе и сравнении, при работе с пословицей.
4) Развивать регулятивные БУД: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку.
Оборудование: учебники, тетради, карточки для индивидуальной работы, мультимедиа.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
План урока:
1) Организационный этап.
2) Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Обобщение и систематизация знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые БУД |
1 |
Организационный этап. Задача: правильный эмоциональный настрой на занятие (1 минута) |
Проверка готовности учебного места обучающихся. Девиз: «Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться. Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает» |
Проверяют готовность к уроку. Читают девиз урока. |
Регулятивные БУД. |
2. |
Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 2 минуты |
Фронтальный опрос: - из чего состоит наша речь? - из чего состоят предложения? - как называются предложения, в которых одно подлежащее и одно сказуемое? - как называется предложение, где несколько подлежащих и несколько сказуемых? |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Коммуникативные БУД. |
3 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
(2 минуты) |
Учитель предлагает прочитать тему урока и поставить цель самим учащимся.
|
Читают тему урока и ставят цель. |
Формирование коммуникативных, регулятивных БУД. |
4 |
Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку. 9 минут Физминутка: (3 минуты) |
А) Подготовка руки к письму. Б) Чистописание: - выделить часто встречающийся звук на слух: -бре-бре-бре – идём мы в школу в сентябре. В) Словарная работа В, тянется, сентябре, за кафтаном, шуба. -прочитать слова; - какое слово не понятно? Объяснение учителем значение слова кафтан Кафта́н — верхняя, преимущественно мужская одежда. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке Г) Составление пословицы из слов и запись с комментированием. В, тянется, сентябре, за кафтаном, шуба. - какое это предложение?
Д) в) под диктовку: Красное со.нце растопит сн.га реки покинут св.и б.рега.
|
Выделяют на слух часто встречающийся звук и прописывают соединения по образцу. Читают слова, находят незнакомое слово. Записывают слово и запоминают его значение.
Составляют из слов вразбивку пословицу, объясняют её значение, записывают с комментированием и производят разбор предложения. -прочитать предложение, вставить пропущенные буквы. -чего не хватает в предложении? -почему нужна запятая? |
Развитие познавательных БУД: слуховое восприятие, концентрация внимания. Развитие коммуникативных БУД: пополнение словарного запас Развитие коммуникативных, познавательных БУД. Здоровьесбережение Развитие коммуникативных, регулятивных, познавательных БУД |
5 |
Применение знаний и умений в новой ситуации. 10 минут |
- подобрать нужный союз и записать с комментированием. Разобрать предложение. Криком изба не строится, … шумом дело не делается. - какое это предложение и почему так решили? Б) Работа по вариантам Подобрать подходящий союз и записать, подчеркнуть главные члены предложения. 1 вариант. Я шёл долго …. лес не кончался (а, но, и). 2 вариант. Дождик вымочит …. солнышко высушит (и, а, но). Индивидуально для минимального уровня. Списать и подчеркнуть подлежащее и сказуемое. В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. |
Читают предложение, подбирают нужный союз, записывают с комментированием и разбирают по членам предложения. Делают вывод: Предложение сложное, потому что 2 подлежащих и 2 сказуемых. Списывают предложения и подбирают нужный союз, производят разбор (самостоятельно). Минимальный уровень списывает предложение с имеющимся союзом и подчёркивают подлежащее и сказуемое. |
Развитие коммуникативных БУД на основе полных ответов на поставленные вопросы: концентрации внимания, мышления. |
6 |
Обобщение и систематизация знаний. 5 минут |
Тестирование: Вопрос 1 Без чего не может существовать предложение? Варианты ответов без второстепенных членов без однородных членов без грамматической основы без союзов Вопрос 2 Определи, какое предложение является сложным. Варианты ответов Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе лежала белая пелена инея. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Трава съёжилась от инея, но солнышко ещё не встало. Вопрос 3 В каком предложении знаки препинания расставлены неверно? Варианты ответов На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, и голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску. Я иду, а они порхают на головой. Трава просохла, раскрылись цветы и бабочки улетели прочь с нагретой тропинки. Вопрос 4 Определи, какое предложение является простым. Варианты ответов Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Начались листопады, полили дожди, и наступили холода. Мы осторожно дышали на них, и снежинки превращались в чистые капли воды. Древние люди считали, что родниковая вода даёт человеку силу и здоровье. Вопрос 5 Найди предложение с однородными подлежащими. Варианты ответов Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находку в корзинку. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики, а на полянке широким хороводом стоят красные мухоморы. Поспевает в середине лета лесная малина и душистая земляника. Если ходить по лесу тихо и прислушиваться, то откроются вам лесные тайны и чудеса. |
Читают опрос и выбирают нужный вариант ответа. |
Развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных БУД. |
7 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 3 минууты |
Проверяют результаты теста. Разбираем ошибки |
Развитие регулятивных, коммуникативных БУД. |
|
8 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 минуты |
д\з С. 9 у. 6 (1) |
Записывают д\з. после разбора. |
Развитие регулятивных БУД. |
9. |
Рефлексия. 3 минуты. |
Зачитывают пункт рефлексии и аргументируют свой ответ |
Развитие коммуникативных БУД. |