Методический доклад "Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии ДШИ"
Методический доклад
«Народно-сценический танец в системе обучения
на отделении хореографии ДШИ»
С давних времён одним из самых любимых видов искусства был народный танец. Не изменилось к нему отношение и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий. Танцы, рождённые народом, сохраняемые в течении веков, продолжают волновать и зрителей, и исполнителей. Они заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, развлекают, завораживают, воспитывают, словом не оставляют равнодушным никого. Рождённые талантом народа, народные танцы передаются из поколения в поколение. Одни из них становятся традиционными на длительное время, другие видоизменяются под воздействием времени и условий жизни, некоторые порой исчезают совсем.
Знакомство с танцевальной культурой разных народов развивает чувство прекрасного, чувство ритма и формы. Занятия народно-сценическим танцем укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, позволяют развить гибкость, координацию движения, воспитывают музыкальность, учат управлять свои телом. Для народно-сценического танца характерно раскрытие прекрасного в природе, человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой относятся детские школы искусств, деятельность которых целиком ориентирована на обще-эстетическое развитие подрастающего поколения. Обучение детей хореографии в детских школах искусств (ДШИ) по сравнению с общей системой профессионального хореографического образования, сложившейся в России почти за 270 лет, - дело совсем юное. Первые ДШИ были открыты в начале 80-х годов XX в. с целью художественно-эстетического воспитания и подготовки подрастающих поколений продолжению образования в профессиональных учебных заведениях. Одним из направлений функциональной деятельности ставилась задача широкого приобщения детей с раннего возраста к творчеству, к культурно-просветительской деятельности.
Главной целью всей системы дополнительного образования является удовлетворение творческих потребностей учащихся, поддержание интереса к искусству, развитие эстетического вкуса и художественной культуры. К настоящему времени в нашей стране сложилась чёткая система хореографического образования: начальное, среднее и высшее образование представлены как в профессиональном, так и в дополнительном образовании.
Дополнительное хореографическое образование направленно, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в разнообразии досуга. Хочет ребёнок танцевать, но не имеет для этого природных данных. Ему общество предлагает удовлетворить свою потребность в общении и познании хореографического искусства обучаясь в школе искусств, балетной студии, танцевальном кружке и т.п. В системе дополнительного образования существует подготовительный этап, который охватывает дошкольников. То есть, с 5-летнего возраста детей готовят к занятиям хореографии, развивая физические данные ребёнка и вовлекая его в учебный процесс, используя игровую форму проведения занятий. С 7 лет ребёнка переводят в первый класс, где ему предлагают изучить предметы хореографического отделения. В младших классах изучаются предметы в соответствии возрасту: ритмика, гимнастика, а начиная с третьего года обучения (в соответствии с программой) изучаются классический танец, народно-сценический.
Хореографическое образование в ДШИ позволяет выявить детей, имеющих ярко выраженные способности к занятиям хореографией, подготовить и направить их для обучения в профессиональные заведения страны. Так же дополнительное хореографическое образование позволяет учащемуся стать педагогам хореографии, но строго в той хореографической системе, в которой он обучался изначально. Учащиеся, получившие дополнительное образование, являются самыми лучшими, самыми подготовленными зрителями для профессионального театра, способными объективно воспринимать и оценивать произведения хореографического искусства. Эстетическое, художественное воспитание средствами хореографии и являются главной целью и смыслом обучения детей в ДШИ на хореографических отделениях.
Особенности преподавания народно-сценического танца
в условиях ДШИ.
В современной системе дополнительного образования народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин и неотъемлемой частью начального хореографического образования.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа), даёт учащимся возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счёт обучения только классическому танцу.
Целью обучения народно-сценическому танцу является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умение точно передать стиль и манеру той или иной народности. В условиях школы искусств народно-сценический танец играет большую роль в создании репертуара хореографических отделений, тесно связан со всеми предметами хореографических дисциплин, и, прежде всего, с классическим танцем, основой обучения хореографии.
Организация и методическое осмысление самых разнообразных элементов народных танцев, использование их в формировании исполнителя при обучении являются особенностями предмета «Народно-сценический танец». Этот предмет раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для развития актёрских данных, и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.
Приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актёрский темперамент, органично чувствовать себя на сцене даёт будущим исполнителям изучение народно-сценических танцев с различными по характеру ритмами и манерой исполнения.
Экзерсис народно-сценического танца – это система упражнений и движений в характере народного танца, возникшая на основе классического танца. В настоящее время французские слова, будучи терминами классического балета, изменили своё значение, что привело к необходимости уточнения терминов. К сожалению, в нашей стране нет специального словаря терминов народно-сценического танца, стандартизации в описании определённых положений и движений народно-сценического танца. Изучая материалы по методике преподавания народно-сценического танца, выявляется отсутствие единства в употреблении терминов в работах отечественных авторов. Так, ряд важных и распространённых терминов имеет несколько значений и употребляется для обозначения различных движений.
Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народно-сценического танца является баян или аккордеон, реже – рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Преподаватель и концертмейстер должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащегося не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.
Практические рекомендации преподавания народно-сценического танца.
Урок народно-сценического танца у станка должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. В начале обучения экзерсис у станка выстраивается не сразу, постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается, как правило, лицом к станку, исполняется сначала с одной ноги, затем с другой. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определённую нагрузку на мышцы, суставы, связки. Каждый урок может включать 8-9 упражнений, построенных по принципу чередования: плавные, мягкие упражнения чередуются с быстрыми, резкими; упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.п. Основу урока составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «верёвочке», раскрывание ноги на 90*, большие броски.
Приступая к построению урока, педагогу необходимо поставить перед собой вопросы: что нужно разучить? Какие упражнения надо дополнить или усложнить? Что отработать из ранее пройденного? Разучивать в течении одного занятия весь экзерсис нецелесообразно. Хороший результат можно получить заменяя одну-две комбинации на две новые, дополняя или усложняя ещё три-четыре комбинации и оставляя без изменений, но закрепляя остальные, при этом сохранив интенсивность проведения занятия.
Заключение.
В процессе исторического развития народный танец прошёл сложный путь от примитивных форм народного существования до вершин профессионального искусства. В ходе исторической эволюции народный танец утратил своё прикладное значение и занял одно из ведущих мест в хореографическом воспитании.
Обучение народно-сценическому танцу занимает важное место в хореографическом обучении в детских школах искусств и имеет свои отличительные черты. Основной целью образовательного процесса в ДШИ в отличии от профессиональных хореографических учреждений является художественно-эстетическое воспитание, направленное на развитие личности подрастающего поколения. Практика работы по раннему приобщению детей к ознакомлению с русской культурой, использование возможностей традиционных и инновационных методов и приемов обучения народно-сценическому танцу в системе обучения на отделении хореографии показывает эффективность выбранной системы работы. Многолетний опыт работы в условиях ДШИ показал необходимость адаптации типовых программ в зависимости от природных данных учащихся, социокультурных условий, этнических традиций народов, проживающих в данной местности.
Особенностями учебно-воспитательного процесса на хореографических отделениях ДШИ на примере народно-сценического танца являются вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, использование опыта профессиональных школ и фольклорных традиций, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми.
В итоге происходит формирование у учащихся профессионального интереса к народному танцу, национальной культуре, что обеспечивает стабильное посещение занятий на отделении хореографии на протяжении всего многолетнего периода обучения, качественное и осознанное освоение учебного материала, собственно профессиональную ориентацию выпускников отделения хореографии. В Детской школе искусств как первоначальном звене образования в сфере искусства и культуры учащийся получает нравственно-эстетическое воспитание, ориентировку на истинные духовные ценности, патриотическое воспитание средствами народной хореографии.
Список используемой литературы:
1. Г.П.Гусев, «Методика преподавания народного танца», Москва, Владос, 2002 г
2. И.М.Фоменко, «Основы народно-сценического танца», Орел, 2002
3. Программа (проект) «Народно-сценический танец» для хореографических отделений ДМШ, ДШИ, составитель А.А. Борзов, Москва, Министерство культуры РСФСР, 1987.
4. Д.Г.Измайлова, «Народный танец и его особенности преподавания в ДШИ», автореферат, Саратов, 2017
Трефилова Раиса Поликарповна