Методический коворкинг
МЕТОДИЧЕСКОГО КОВОРКИНГ
«МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЫ»
Авторы:
Брашко Е.В., заместитель директора по НМР,
учитель истории и обществознания;
Тропина Е.В., Тырзу Л.Ю., учителя начальных классов,
Четырина Л.М., учитель математики –
наставники молодых специалистов
и вновь принятых сотрудников
Методический коворкинг – это методическое мероприятие без жестких рамок, в демократической атмосфере с соблюдением дисциплины и всем необходимым для активной работы. Подходит для того, чтобы узнать запросы молодых специалистов и тех, кто недавно сменил работу и влился в новый коллектив. Конечно, не в первые дни нужно проводить коворкинг, а когда вновь принятые сотрудники уже освоились (не менее четверти или полугода), ведь цель данного мероприятия – определить направления развития новых сотрудников, в том числе молодых специалистов, вовлечь их в инновационную деятельность школы и конкурсное движение. Примерное время проведения коворкинга – час-полтора.
Средства: доска, в зависимости от ее типа мел или маркеры, оборудование для видеопросмотра фрагментов, раздаточный материал (поле настольной игры, кубики игральные, фишки, карточки с вопросами, компьютер, смайлики веселые, листы с клеящимся краем в форме яблок двух цветов, предпочтительно зеленые и желтые – пример https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/7179065/img_id8291223754884979467.jpeg/orig или сделать самим по шаблону - https://pictures.pibig.info/uploads/posts/2023-12/1701736692_pictures-pibig-info-p-shablon-yabloka-dlya-applikatsii-vkontakte-7.png; карточки примерно 6х9 см, с одной стороны которых изображен кубок, вторая сторона оставлена для заметок – https://papik.pro/uploads/posts/2023-02/1675782501_papik-pro-p-risunok-kubka-pobeditelya-33.jpg , листы с клеящимся краем квадратной формы (пример https://main-cdn.sbermegamarket.ru/hlr-system/176/442/801/271/612/100034300204b0.png), магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, необходимое для чаепития.
Для качественного проведения мероприятия рекомендуется привлечь не только ведущего (как правило, из числа администрации школы), но и помощников (из числа наставников молодых специалистов).
Рекомендуется заранее подготовить помещение, в котором предусмотрена зона чаепития до начала мероприятия и после, необычное оформление. Лучше подготовить класс, чтобы он напоминал полет на воздушном шаре. На доске был нарисован воздушный шар с корзиной, которую планировалось в конце «заполнить» идеями и целями участников. Ведущий и помощники - в форме (это может быть как установленная в образовательной организации форма, так и подобранная, обязательное условие – наличие эмблем образовательной организации, а также, чтобы была ассоциация с бортпроводниками). На другой доске расположены смайлы, отдельно стол для работы, ручки и маркеры. Стол достаточно просторный, чтобы можно было поставить чашку с чаем или кружку с кофе. Отдельно накрыт для чай/кофе-паузы (проводится до и после мероприятия).
Заранее с участниками коворкинга оговаривается, какой опыт они могли бы представить в форме спич-сессии продолжительностью 1-2 мин. Это нужно для того, чтобы приглашенные участники могли поделиться своим опытом, узнать лучше опыт и «изюминки» друг друга. Заранее в плане работы образовательной организации указывается дата и время, место мероприятия и конкретные участники. В день проведения коворкинга за 10-15 минут до его начала в общий чат школы выкладывается приглашение для путешествия на воздушном шаре по маршруту (тема коворкинга и круг лиц), для регистрации участники приглашаются в кабинет, номер которого и время также указаны в приглашении. Рекомендуется объявление по школьному радио. Сообщение должно быть похоже на объявление в аэропорте. Это придаст интриги. Таким образом, интерес к мероприятию будет не только у участников, но и остальных учителей, которые не приглашены, но потом захотят благодаря созданной интриге, обсудить его с молодыми специалистами.
Ход мероприятия.
Этап 1. Организационный.
Задача этапа: создание доброжелательной деловой атмосферы, регистрация участников.
Описание этапа. За 10-15 минут выкладывается в чат и дублируется по радио объявление. Наставники (в образе бортпроводников) проводят у входа регистрацию участников, предлагают им чай/кофе и проводят на свои места за стол.
Этап 2. Мотивационный.
2.1. Настрой на совместную работу.
Описание. Ведущий приветствует участников, объясняет правила работы. Рекомендуется заранее подготовить шуточное видео, где учителя рассказывают, как они, несмотря на уговоры друзей и близких, не могут оставить школу и всё работают, работают, работают, составляя некий клуб «Анонимный учитель» (тот, который работает, но его мало кто знает за пределами школы, коллеги могут не знать о его успехах и предпочтениях). Предлагается высказаться участникам, почему им не хотелось бы пополнить ряды членов этого клуба. Один из подобных роликов есть на просторах интернета - https://vk.com/video-35068738_456305960
2.2. Знакомство.
Задача этого этапа сблизить молодых специалистов и тех, кто недавно пришел в школу, осуществить поиск того, что их может объединять, позволит посмотреть на себя и других со стороны, взять в свою методическую копилку прием работы.
Участникам выдается игровое поле, фишки и кубики, устанавливается очередность хода. Если участников более 4 человек, то лучше разбить на команды и дать несколько игровых полей. В интернете много шаблонов игрового поля, на наш взгляд наиболее удачное то, где нет порядковых номеров клеточек, и есть более одного маршрута. Пример такого шаблона здесь - https://bogatyr.club/uploads/posts/2024-04/1711985812_bogatyr-club-18yw-p-igrovoe-pole-1.jpg Задача игрока - как можно быстрее дойти до финиша (именно это сообщается участникам). И здесь сразу видно, кто выбирает традиционный маршрут (даже если он длинный), а кто видит обходные пути и стремится выйти в лидеры.
Условие и ход игры. Игрок делает шаги в соответствии с числом, выпавшим на кубике. При этом ему нужно выполнить задания, которые напечатаны на карточках, соответствующих цветам игрового поля. В нашем случае были использованы карточки с вопросами или предлагаемыми действиями на бумаге трех цветов. Желтые карточки содержат задания, в которых нужно рассказать о себе (возраст, стаж работы, любимое занятие, хобби, что способно разозлить и т.д.). Голубые – все участники по очереди выполняют задание, например, каждому надо отгадать любимый жанр фильма соседа справа, предпочитаемую музыку, вид спорта или отдыха и т.д. Оранжевые – каждый участник представляет участвующих в коворкинге и говорит каким бы мог быть необычный портрет этой группы, например, букет цветов, торт, фруктовая корзина и т.д. Игра завершается, как только кто-то из участников доходит до финиша. Проигравшим предлагается объяснить, почему у них не получилось завершить игру первым. И здесь видны тактики поведения при неудачах – обвинить внешние обстоятельства (только один кубик, ходили по очереди, не повезло и т.п.) или проанализировать свои ошибки (выбрал не тот маршрут, пошел традиционным путем и т.д.).
Этап 3. Переходный.
Задача этого этапа – переключить внимание, подготовиться к основному этапу работы. Здесь может подойти видеофрагмент с зеркалом из фильма про Гарри Поттера, так как он позволяет сфокусироваться на мысли о желаемом будущем. https://yandex.ru/video/preview/8238189269246359434
Этап 4. Основной.
Задачи этого этапа – определить интересующие направления деятельности, понять участникам желаемое профессиональное будущее, провести самоанализ профессиональной деятельности. Администрация и наставники могут увидеть желаемую траекторию развития молодого специалиста или вновь принятого сотрудника, чтобы ставить им задачи не только те, которые стоят перед образовательной организацией, но и те, что соответствуют желаниям и стремлениям педагогов.
4.1. «Движение вверх».
Участникам выдаются листы бумаги разного цвета (их потом нужно будет размещать на доске), для каждого года (1,3,10) свой цвет.
Предлагается записать на первом листочке желаемое профессиональное будущее через год. Какие основные события произошли, чего удалось достичь (конкретно – должность, победа в таком-то конкурсе, прохождение курсов по теме и т.д.).
На втором листе – достигнутое через три года, как можно конкретнее.
На третьем листе – через 10 лет.
Листочки размещаются на доске под смайлами.
Наставники размещают их группами не только по датам (1,3,10), но и группируют их по близким результатам (победа в конкурсе, подготовка 100-балльника, продвижение по карьерной лестнице и т.д.).
На размышление участникам для каждой записи дается 1 минута. Пока участники пишут следующую, наставника размещают и изучают полученные результаты.
4.2. «Я – молодец».
Участникам предлагается подумать и сообщить, чего им уже удалось достичь на пути к своим профессиональным вершинам. Спич-сессия (выступление, как уже говорилось, участники продумали заранее). 1-2 минуты на каждого. Выступление завершается словами «Я – молодец». Участнику вручается «кубок». После того, как все выступили, участникам предлагается сформулировать тему выступления и написать ее на обратной стороне листочка с кубком. Затем, один из наставников или представителей администрации отредактируют формулировку. Это позволит в конце мероприятия выдать участникам сертификаты, подтверждающие выступления по обозначенным темам. Это будет первым шагом к успеху, так как подобные подтверждающие документы нужны для подтверждения выступлений в ходе аттестации педкадров или профессиональных конкурсных мероприятий.
4.3. «Движение вверх» (продолжение).
Наставники зачитывают общие цели на год вперед, цели, которые планируется достичь через 3 и затем через 10 лет. Проводится анализ профессиональных ожиданий. Затем участникам предлагается наметить пути достижения цели, определить, с помощью чего можно их добиться, к кому можно обратиться за помощью. Для этого им предлагается выбрать одну общую и реально достижимую цель/задачу в течение ближайшего времени (не более года). После обсуждения каждый участник делает вывод - шаг на пути к цели – и записывает его на доске. После определения шага, все вместе определяют, у кого можно получить помощь, где получить необходимую информацию, записывая на доске. После определяется из предложенных шагов поэтапное достижение поставленной цели, срок реализации каждого шага.
Этап 5. Рефлексия.
На этом этапе проводится рефлексия мероприятия, ставятся задачи на ближайшее время. Рекомендуется прием «Корзина с яблоками». Участникам предлагается на листах в форме зеленого яблока записать, к какому выводу они пришли в ходе сегодняшнего мероприятия. Можно добавить, что им понравилось, что бы взяли в свою работу. Наставники «складывают» «яблоки» в корзину воздушного шара зачитывая вслух. Таким образом, фиксируют результат мероприятия. Возможен вариант, когда участник сам зачитывает написанное и сам «складывает» в корзину.
Затем на листах в форме желтого (или другого цвета) яблока участники записывают формулировку того, что им нужно сделать в самое ближайшее время. Эти «яблоки» также складываются в корзину, фиксируя результат и поставленную задачу.
Этап 6. Подведение итогов, коррекция.
Итог подводит ответственный за мероприятие представитель администрации или руководитель образовательной организации. Корректируются совместные цели, задачи. За чашкой чая/кофе вручаются сертификаты участникам коворкинга – проводившим и выступавшим.