12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернышова Ольга Викторовна36
Россия, Липецкая обл., с. Октябрьское

Доклад на тему: «Формирующее оценивание»

Подготовила учитель начальных классов Чернышова О.В.

Традиционно в дидактике под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов образования учащихся с планируемыми целями.

Основные функции оценки - информационная, контролирующая, регулирующая. К сожалению, в школе оценке зачастую придаётся «карательно-управленческие» функции, что приводит у учащихся к снижению мотивации к обучению, к появлению стойкого страха или неприязни к школе и к самому процессу образования.

Я коснусь вопроса, что такое формирующее оценивание и какие техники можно применять для его обеспечения.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Преимущества для ученика: вовлечение «внутрь» процесса, повышение мотивации, представление о целях обучения и о путях их достижения, знание критериев оценивания.

Преимущества для учителя: с более мотивированными и независимыми учениками уроки проходят гораздо эффективнее; непрерывная обратная связь относительно достижений и недостатков учащихся позволяет правильно корректировать преподавание; это еще один путь профессионального роста и развития педагога.

Цель формирующего оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие.

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти этапов.

Планирование образовательных результатов учащихся по темам. Выполнение данного этапа происходит на стадии разработки рабочей программы педагогом. В рабочей программе должны быть спланированы и распределены образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам. В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных результатов учащихся.

Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся. При этом цели должны быть однозначными, диагностируемыми, доступными для понимания учащихся.

Формулирование задач урока как шагов деятельности учащихся, другими словами, определить задачи урока, отражающие конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

Формулирование критериев оценивания деятельности учащихся на уроке, которые будут определять степень решения поставленных задач. При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

однозначность (результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого);

доступность для понимания учащихся, поскольку это дает возможность использовать критерии оценивания для проведения самооценки и взаимооценки учащихся,

конкретность (не должны содержать абстрактных понятий).

Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Учащиеся должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.

Оценивание образовательной деятельности учащихся в строгом соответствии с определенными на четвертом этапе критериями оценивания.

Осуществление обратной связи, которая является обязательной при проведении формирующего оценивания. Обратная связь имеет разные «векторы» направлений: от учителя к ученику; от ученика к ученику; от ученика к учителю. Важным условием при организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечивает реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

Сравнение полученных образовательных результатов учащихся с предыдущим уровнем достижений данных учеников.

Определение места учащегося на пути достижения поставленной цели. На этом этапе необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом уже имеющегося результата. Цель данного этапа – определить скорость достижения образовательных целей учащимися, сделать прогноз роста их знаний и умений, определить возможность достижения поставленных образовательных целей в заданный промежуток времени с учетом индивидуальной скорости обучаемости учащегося.

Корректировка образовательного маршрута учащегося. Образовательный маршрут учащегося может быть скорректирован за счет вариативности заданий (различные варианты домашних заданий, тесты разного уровня сложности и т.д.), различного темпа выполнения задания, выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности, организации взаимопомощи учащихся и т.д

 

Использование критериальных таблиц

Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев оценивания деятельности учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс «прозрачным» и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют объективности оценивания.

Значимость подобной работы заключается в том, что учащиеся самостоятельно пришли к пониманию смысла и важности критериального оценивания. Вопросы: «За что мне поставили четверку?» — постепенно исчезает. Учащиеся в совместной работе поняли, каков должен быть результат их деятельности и каким образом можно достичь наивысшего балла. (Различные электронные таблицы, тетради учебных достижений).

Организация обратной связи

На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. При этом важно проявить тактичность и деликатность.

Алгоритм, по которому я осуществляю обратную связь:

Определить положительные «сдвиги» работы ученика.

Указать на что ученику следует обратить внимание, над чем еще поработать.

Подсказать, как можно улучшить свою работу.

Такую обратную связь применяю не только я, но и ученики по отношению друг к другу, при этом я обращаю внимание на словесные формулировки своих рекомендаций и замечаний учеников. 

Неудачная обратная связь

Как улучшить обратную связь

Развивай свою мысль

Как изменится результат, если…?

Ты должен больше стараться

Что ты мог сделать по-другому, чтобы работа была лучше?

Ты очень хорошо отвечал

Хорошая работа: ты привел пример, опирался на факты, проверил много источников…

Молодец! Хороший результат.

Как ты думаешь, в чем за последний месяц улучшились твои результаты? Благодаря чему это произошло?

Я проверила твою работу и указала на ошибки.

Как ты думаешь, почему возникли ошибки? Что нужно сделать, чтобы больше таких ошибок не допускать?

Я часто использую письменные комментарии при проверке самостоятельных работ и заданий в рабочих тетрадях учеников. Если работы выполнены правильно, я выставляю соответствующую отметку и даю комментарий, что конкретно удалось. Если работа написана плохо, то пишу комментарий, что нужно доработать, даю возможность детям исправить свои ошибки и не допустить в дальнейшем новых.


 


 


 


 

Особенности формирующего оценивания:

должно помогать ребёнку учиться более эффективно и продуктивно;

невозможно без обратной связи учитель-ученик;

может быть бальным и словесным;

проводится на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев;

сравнивает образовательные результаты ребёнка с его же предыдущими образовательными результатами

невозможно без использования самооценки и взаимооценки учащимися работы.

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов

1.Спланировать образовательные результаты учащихся по темам

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработки рабочей программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.

2.Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика , а не учителя

Пример

Тема урока окружающий мир в 4 классе «Лес и человек»

Цель урока: «Рассказать об экологических проблемах леса, которые возникли по вине человека». Данная цель описывает деятельность учителя. Мы можем констатировать факт, что цель урока, безусловно, достигнута, поскольку учитель действительно рассказал об экологических проблемах леса, которые возникли по вине человека. При этом остаётся непонятным, как полученную информацию усвоили учащиеся.

Диагностично сформулированная цель урока: «Ученик должен уметь рассказать об экологических проблемах леса, которые возникли по вине человека».

Определённые методы и приемы формирующего оценивания помогут учителю и учащимся сделать вывод: достигнута цель урока учеником или нет.

Цель должна быть сформулирована на языке, понятном ученику. Учитель может сформулировать цель для себя, к которой он будет стремиться в ходе работы и для учащихся – цель, к которой будут стремиться они.

3.Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся

Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке.

Пример

Урок русского языка в 4-м классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам"

. Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам

Задачи:

Учить детей  изменять глаголы в прошедшем времени  по родам и числам.

Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.


 

4.Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке


 

Необходимо определить критерии оценивания решения этих задач. Критерии могут разрабатываться самим учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьники должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.

Пример

Оценивание работы группы по теме урока «В. Драгунского «Что любит Мишка»


 


 

Оценивание умения работать с текстом


 

Показатель оценивания

 

Справились с заданием

Справились с заданием частично

Не справились с заданием

1.Восприятие текста как произведения искусства. Выразительное чтение отрывка, соблюдение авторских знаков препинания, чёткое и правильное проговаривание слов

 

 

 

2.Умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного . Умение определять главную мысль .

Правильно определена главная мысль, есть аргументация

 

 

 

3.Умение искать необходимую информацию в предложенном тексте.

В тексте найдена необходимая информация

 

 

 

 

5.Оценивать деятельность учащихся по критериям

После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.

6.Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель

Такая обратная связь осуществляется в следующих ситуациях:

- в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Её цель – указать учащимся на ошибки и пути их исправления.

- по итогам изучения тем, разделов. Учитель анализирует ошибки учащихся и даёт рекомендации, как их избежать

От учителя к ученику

Пример.

Лист индивидуальных образовательных достижений по окружающему миру

В результате изучения раздела «Современная Россия»

я научился

Могу хорошо

Могу частично

Не могу

называть:

-народы нашей страны;

-символы России.

 

 

 

раскрывать значение понятий: Федерация, Конституция, декларация

 

 

 

Могу себя похвалить за…

Отметка за контрольную работу ______.

Что ещё хочу узнать:

Над какими умениями продолжу работать:

Общие выводы и рекомендации учителя:

От ученика к ученику

Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока.

Пример.

Проверка знания изученных в разделе словарных слов проводилась учащимися при помощи «Матрицы запоминания»- приёма формирующего оценивания. Слова должны были быть распределены в определённые ячейки матрицы в зависимости от их значения. Результаты работы проверялись путём взаимооценки по критериям, приведённым в таблице

Матрица запоминания

Работу выполнил(ФИ)___________

Работу оценил (ФИ)____________

Нужную клетку отмечаем V

В каждой клетке не менее 7 слов

В каждой клетке

4-6 слов

В каждой клетке менее 4 слов

Все слова написаны без ошибок

Есть 2-3 ошибки в написании слов

Более 3 ошибок в написании слов

 

От ученика к учителю

Цель этой обратной связи - определить проблемы учащихся в освоении материала. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

Пример.

«Светофор»

У каждого ученика имеются карточки красного, зелёного и жёлтого цвета. При наличии жёлтых и красных карточек учитель должен повторно объяснить непонятный учащимся материал или попросить это сделать тех учеников, которые подняли зелёные карточки.

Верным помощником в работе является интерактивная доска, которая позволяет также определить проблемы в освоение материала, отражая результат в виде диаграммы, даёт возможность распечатать полный отчет с отражением результатов каждого участника.

В начале учебного года зарегистрировала учеников на сайте Веб – грамотей – это тренажёр орфографии русского языка, выбирала упражнение из нужного УМК, количество слов, которые надо проработать (100), устанавливала временные рамки , за которое надо выполнить данное упражнение. В онлайн – режиме получала отчёт по каждому ученику.

7.При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений

8.Определить место учащегося на пути достижения цели

Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учётом результата, достигнутого учащимся на нынешнем этапе.

9.Откорректировать образовательный маршрут учащегося

По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счёт:

-вариативности заданий;

-различного темпа выполнения заданий (ознакомления учащихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно);

-выбора направлений внеурочной деятельности.

 

Литература ,которую можно использовать:

«Оценка без отметки» Г.А. Цукерман,

«Технология формирующего оценивания в современной школе» О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова учебно - методическое пособие.


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Катерина, 01.05.23 в 22:52 0Ответить Пожаловаться
Несомненно,что данный метод.материал, поможет правильно выстроить систему оценивания ответов учащихся,с учётом интересов обеих сторон .
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.