Методический материал к уроку литературы в 11 классе. Морально-нравственные проблемы в творчестве В. Распутина (повесть «Живи и помни»)

4
0
Материал опубликован 16 January 2022

Методический материал

к уроку литературы в 11 классе

Морально-нравственные проблемы

в творчестве В. Распутина (повесть «Живи и помни»)


Выполнила учитель первой

квалификационной категории

МБОУ «О(С)ОШ» г.Ангарска

Иркутской области

Павлова Юлия Антанасовна


Аннотация

Методический материал содержит вопросы по повести В.Распутина «Живи и помни», выборочный материал из текста повести для работы на уроке, задания для мозгового штурма и понятийный словарь для него.


В каком году начинаются события в повести В.Распутина «Живи и помни? Указать год, месяц, название деревни.

- Зима на сорок пятый, последний военный год в этих краях простояла сиротской, но крещенские морозы свое взяли, отстучали, как им полагается, за сорок. Деревня Атамановка.

Какое событие можно считать завязкой сюжета в повести В.Распутина «Живи и помни?

- В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, поближе к воде, случилась пропажа: исчез хороший, старой работы, плотницкий топор Михеича.

Кто из семьи Гуськовых догадался о том, кто является вором?

-  И лишь в постели, когда перед забытьем легонько занывает в покое тело, вдруг екнуло у Настены сердце: кому чужому придет в голову заглядывать под половицу? 

Как Настена решила проверить свою догадку?

 Выбрала в амбаре самую большую ковригу хлеба, завернула ее в чистую холстину и тайком отнесла в баню, оставив хлеб на лавке в переднем углу

Какие доказательства присутствия Алексея в бане нашла Настена?

- Крошки хлеба на полу, окурок папиросы в печи.

Что было вторым шагом Настены в ее стремлении доказать себе, что она не ошиблась в своей догадке?

- Она протопила печь в бане, надеясь , что поздно вечером туда придет Алексей.

Какие чувства испытывала Настена в эти дни?

- Тайную радость, робость, ужас, надежду.

Кто пришел в баню? Какой получилась встреча, что она принесла Настене?

- Пришел Алексей. Подтвердил догадку Настены о дезертиртве. Встреча была короткой, принесла Настене новые заботы: жить в страхе, хранить страшную тайну.

С какого момента свекр Михеич заподозрил присутствие Алексея?

-Обнаружит пропажу ружь, опять топор был кем-то взят из под половицы в бане, чужие не знали тайника.

Что случилось с Алексеем? Почему он в конце войны решил больше не воевать? (После ответов учащихся прочитываем выборочный материал из повести, чтобы составить сопоставительную таблицу качеств истинного воина-победителя и дезертира, определить мотивы предательства Алексея Гуськова).


Выборочный материал из повести «Живи и помни»

- В начале войны. Невольная обида на все, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила. Не мог привыкнуть к войне, приспособился. Вперед не лез, но за чужие спины не прятался. Среди разведчиков Гуськов считался надежным товарищем.

-В лыжном батальоне Гуськов ходил под Москвой, весной на Смоленщине попал в разведчики, а в батарею его определили уже в Сталинграде, после контузии.

-Воевал, как все, – не лучше и не хуже. Солдаты ценили его за силушку – коренастый, жилистый, крепкий, он взваливал оглушенного или несговорчивого «языка» себе на горбушку и тащил, не запинаясь, в свои окопы.

-К зиме сорок третьего года ясно начал проглядывать конец войны. И чем ближе к нему шло дело, тем больше росла надежда уцелеть – уже не робкая, не потайная, а открытая и беспокойная.

-Но летом сорок четвертого года, когда прямо перед носом зачехленной уже, готовой к переезду батареи выскочили немецкие танки, Гуськова ранило совсем не легонько. Почти сутки он не приходил в себя. А когда очнулся и поверил, что будет жить, утешился: все, отвоевался. Теперь пусть воюют другие. С него хватит, он свою долю прошел сполна. Скоро ему не поправиться, а после, когда встанет на ноги, должны отпустить домой. Все – плохо ли, хорошо ли, но уцелел.

-Без малого три месяца провалялся Андрей Гуськов в новосибирском госпитале. Грудь, из которой дважды доставали осколки, долго не закрывалась, не заживала. 

-Настена просилась приехать, но он рассудил, что ехать и тратиться на дорогу незачем. Все равно скоро нагрянет сам. Солдаты, которые лежали в палате по соседству, поддерживали его в этой уверенности; раненые заранее знали, кому после госпиталя ехать домой подчистую, кому на побывку, кому возвращаться на фронт. Дней на десять отпустят, – определили Гуськову, – не меньше. – Ждите. Жди, Настена! 

Но в ноябре, когда подошло время выписки, время, которого с таким нетерпением он ждал и ради которого чуть ли не лизал свои раны, его оглушили: в часть. Не домой, а в часть. Он настолько был уверен, что поедет домой, что долго ничего не мог сообразить, решив, что произошла ошибка, потом побежал по врачам, стал доказывать, горячиться, кричать. Его не хотели слушать. Можешь воевать – и точка. Его выпроводили из госпиталя, натянув обмундирование и сунув в руки солдатскую книжку и продаттестат. Топай, Андрей Гуськов, догоняй свою батарею, война не кончилась.

-Война продолжалась.

-Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома. Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными – с отцом, матерью, Настеной, – этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал. Нельзя на полном скаку заворачивать назад сломаешься. Нельзя перепрыгнуть через самого себя. Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей уже стороне, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу – тогда он опять готов на что угодно.

-И Настену не пустил – не дурак ли? Знать бы заранее, вызвал бы ее к этому сроку, повидал – все легче. Она бы и проводила, а когда провожают надежней: что-то в человеческой судьбе имеет глаза, которые запоминают при отъездах, – есть к кому возвращаться или нет. Все, как на вред, не туда поехало. Если и дальше так пойдет, не живать ему на свете. Уложат в первом же бою.

-Он думал о госпитальном начальстве словно о какой-то потусторонней жестокой воле, которую человеческими силами не выправить, как невозможно, скажем, очурать грозу или остановить град. Один, самый главный, бог с бухты-барахты решил, другим пришлось соглашаться. Но он-то живой человек почему с ним не посчитались? Никто, правда, ничего ему не обещал, он обманул себя сам. Но отпускали же, отпускали, он видел, знал, что отпускали, – как было не обмануться?!

-В Иркутске. Решил переждать, пока его окончательно потеряют и дома, и на фронте. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя, хорошо понимая, что в том положении, в каком он оказался, хлопот с собой не оберешься. И это чувство, а вернее, это самочувствие, это отношение к себе обложило его надолго. Таня была на редкость ласковая и заботливая баба

-Точно так же ему представлялось, что он очутился у Тани не по своей воле, что его привела сюда чья-то указующая, руководящая им рука. Зачем только – чтобы помочь или осторожно, постепенно погубить?

-Ехал ненадолго – застрял совсем, думал о Настене – оказался у Тани. Об остальном и вовсе было страшно рассуждать. Расхлебывай – не расхлебать, кайся – не раскаяться.

-От Иркутска приходилось осторожничать изо всех сил. Показываться среди бела дня в деревнях он себе запретил: мало ли кто может повстречаться? Отсиживался на заимках, в зимовьях, в зародах сена, высматривал и пугался каждой фигуры, глухо матерился, замерзая и проклиная себя, а ночью, когда затихала жизнь, припускал со всех ног. Хорошо еще, что дни стояли короткие, спичечные.

-Укрылся Андрей Гуськов в Андреевском, в старом зимовье возле речки. Расшурудил давно не троганную печку, вскипятил в манерке чаю и впервые за много волчьих дней согрелся. 

– У меня теперь все дни черные, – впервые отозвался он.


Таблица заполняется самими учащимися на основе выборочного материала. Озвучивается. Дополняется.


Нравственные качества солдата-победителя

Искаженные нравственные установки дезертира

Стремление защитить Родину

Обида на судьбу за то, что такие испытания выпали

Принимает войну как данность, вместе с ней соответствующие установки (победить ценой жизни, но Родину защитить)

Не может привыкнуть к войне

Воевать каждый день как в последний раз, ради Победы!

Воевал, как все, – не лучше и не хуже.

Готов на самопожертвование (с гранатами под танк, закрыть собой вражеский дзот, зубами соединить провод рации)

Хотелось уцелеть

Готов идти до Берлина

все, отвоевался. Теперь пусть воюют другие. С него хватит, он свою долю прошел сполна

Алексей Мересьев, летчик, на двух протезах вернулся на фронт и снова стал бомардировать фашистов.

(После ранения летом 1944после выписки из медсанбата) Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома.

Не задает себе вопросов о справедливости, война есть война!

Разве это правильно, справедливо?

Путь один – к Победе!

Все, как на вред, не туда поехало.

Сильна личная мотивация, долг перед Родиной.

Он думал о госпитальном начальстве словно о какой-то потусторонней жестокой воле…

Никогда не думает о дезертирстве

Испугался расстрела дезертира, который видел в 1942 на фронте.

Не откладывает главное дело на потом.

В Иркутске. Решил переждать, пока его окончательно потеряют и дома, и на фронте.

Не допускает компромиссса.

Ехал ненадолго – застрял совсем, думал о Настене – оказался у Тани.


Отсиживался на заимках, в зимовьях, в зародах сена, высматривал и пугался каждой фигуры…


Так что же произошло с солдатом Алексеем Гуськовым, почему пройдя почти всю войну он за полгода до Победы становится дезертиром, предателем Родины?

- Алексей Гуськов изначально по характеру индивидуалист (ориентирован на себя, свою выгоду, эгоистичен, раздражителен, раздражает все, что идет против его интересов, не готов жертвовать собой ради общества, не сформировано чувство коллективизма, патриотизма, общего дела). Отсюда чувство обиды на государство, а не понимание необходимости защитить общее: Родину, землю, малую Родину, отдать всего себя ради жизни других под мирным небом. Поэтому он считает, что с него довольно, отвоевался, пусть другие повоюют. Дезертирство строго преследовалось по законам военного времени. Война являет не только лучшие качества советского солдата, но и выдавливает на поверхности жизни зло, которое в лихую годину ничем удержать внутри себя нельзя.


Как называется способность человека договориться со своей совестью?

Компромисс

В какой повести о войне мы наблюдаем солдата, который идет на компромисс со своей совестью?

-Василь Быков «Сотников».

Чем для солдата чреваты такие компромиссы?

Герои погибают нравственно и физически. В огне брода нет.

Понимал ли Алексей всю меру ответственности за свой поступок?

Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула в тупик, выход из которого нет. Вперед еще есть какой-то путь, совсем, видно недальний, пока не упрешься в стену, а поворотить назад уже нельзя…

Нет, за это не прощают. За это, если бы можно было расстреливать, а после сызнова поднимать, расстреливали бы по три раза. Чтоб другим неповадно было. Моя судьба известная, и нечего теперь о ней хлопотать. Я шел и думал: приду, погляжу на Настену, попрошу прощенья, что сломал ей жизнь, что гнул без нужды да изголялся, когда можно было жить. И правда – чего не жилось? 

В этом и заключается трагизм характера Алексея Гуськова. Он понимал все, что с ним дальше будет. Но ради сохранения своей жизни сейчас, в данную минуту, вовлек в этот ужас свою жену Настену (опять же проявления эгоизма).

Предлагаю мозговой штурм «Качества характера Алексея и Настены»

Алексей

Настена

Эгоизм

Преданность

Себялюбие

Самоотверженность

Обида

Доброта

Трусость

Терпение

Жестокость

Любовь

Предательство

Способность на поступок


Верность до смерти


Долг


Совесть


Нравственность


Как меняет Настену дезертирство Алексея? Прочитаем выборочный материал из повести. Проведем мозговой штурм «Какой стала Настена»?

Выборочный материал.

-Она ехала и думала: вот и научилась ты, Настена, врать, научилась воровать. А ведь это только начало – что с тобой, Настена, будет дальше? 

-Убежать от судьбы она не сможет. Теперь и толочься-то придется по тому же кругу, но словно бы в сторонке. Подглядывать, как живут другие, и жить наособь, под секретом. Смотреть в оба глаза и говорить в пол языка. Работать вдвое больше и спать вдвое меньше. Хитрить, изворачиваться, врать и знать наперед, чем это кончится.

-Не вынести Андрею этой вины, ясно, что не вынести, не зажить, не заживить никакими днями. Она ему не по силам. Так что теперь – отступиться от него? Плюнуть на него? А может, она тоже повинна в том, что он здесь, – без вины, а повинна? Не из-за нее ли больше всего его потянуло домой? Не ее ли он боялся никогда не увидеть, не сказать последнего слова? Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся.

-(На встрече Максима Вологжина с фронта) Настена, затаившись, молчала. Она не могла ни говорить, ни плакать, ни пить вместе со всеми – как никогда раньше, Настена поняла здесь, что ничего этого нельзя: не имеет права.

-Верила и Настена, что в судьбе Андрея, с тех пор как он ушел из дому, каким-то краем есть и ее участие. Верила и боялась, что жила она, наверно, для себя, думала о себе и ждала его только для одной себя. Вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай. Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе. А дальше, как дальше быть? Как его вызволить из этой беды, как жить, чтобы, не ошибясь, не запутавшись, помочь? Что бы с ним теперь ни случилось, она в ответе.

-Без людей ей стало легче, и она с укором покивала себе: вот до чего уж дошло – раньше, чтобы успокоиться, держалась людей, а теперь, наоборот, бежит от них. Боль в душе притупилась, но дышалось почему-то со стоном – жалобно и горько.

-(Про беременность) Для Настены это значило не трепыхаться, смириться с тем, что есть, и не перечить судьбе. Что будет, то пускай и будет. Она еще не прибилась окончательно к этому решению, но уже понимала, что никуда ей от него не деться. Видно, придется испить свою горькую чашу до дна. Отступать поздно.


Воровать

Обманывать

Скрывать

Молчать

Притворяться

Смириться

Бояться


Как в повести отражена советская тоталитарная система ( сталинизм), существовавшая до 1953 года?

- Уполномоченный, который проводит подписку под облигации. Милиционер с уполномоченным, приезжавшие в Атамановку по поводу дезертирства Гуськова из армии.

Как Атамановка встретила весть о Победе? Прочитайте отрывок, выделите главные образы с вашей точки зрения.

- Из Карды прискакал нарочный и прокричал эти слова, обдав деревню долгожданным громом. И деревня взыграла.

Первым, как всегда, схватился за ружье Нестор, его поддержали поднялась пальба, какой Атамановка сроду не слыхивала; бабы, бросаясь друг к другу, закричали, заголосили, вынося на люди и счастье, и горе, и вмиг отказавшее, надсадившееся терпение; забегали, засновали ребятишки, оглушенные новостью, которая в них не вмещалась, была больше всего, что довелось им до сих пор испытать, с которой они не знали, что делать, куда нести. Но и взрослые тоже растерялись, простых человеческих чувств, какими они привыкли обходиться, для этого случая не хватало. Поплакав, пообнимавшись, потрясшись в первый момент, люди, словно не выдерживая счастья, ошалело и бестолково тыкались из угла в угол, расходились и снова сходились, прислушивались к чему-то, ждали чего-то, какой-то команды. Подоспел Нестор, приказал вывешивать флаги. И хоть власти у Нестора больше не было, уж месяц, как он сдал свое председательское место Максиму Вологжину, но ему подчинились, полезли искать красное. Кто нашел, кто нет, но деревня, как могла, принарядилась, люди достали и оделись в лучшее, что хранили годами, ребятишки тут и там поднимали над воротами, над избами самодельные флаги. Агафья Сомова прикрутила к шесту сыновью красную рубаху, осиротевшую с прошлой осени, но еще добрую, не вылинявшую; Нестор, наскочив, закричал, чтоб сняла, но Агафья и не подумала послушаться, а чтоб без нее не сняли, встала у ворот на страже.

Оружейная пальба

Деревня взыграла

Бабы закричали, заголосили

Ошалели

Вывешивали флаги

Переоделись в нарядное одеяние


Какой образ в этом отрывке кажется особенно щемящим сердце?

- Агафья Сомова прикрутила к шесту сыновью красную рубаху, осиротевшую с прошлой осени, но еще добрую, не вылинявшую; Нестор, наскочив, закричал, чтоб сняла, но Агафья и не подумала послушаться, а чтоб без нее не сняли, встала у ворот на страже.

Какими событиями заканчивается повесть?

- В деревне начинают усиленно искать Андрея Гуськова, перед этим прошел слух, что Настена беременна от своего мужика. Отец Андрея второй раз просит Настену свести его с сыном, но помня суровый наказ андрея, настена не решается. Тогда Михеич говорит, чтобы она передала Андрею, что ищут его, он должен уйти. И Настена в ночь берет лодку и плывет к Андрею, но ее выследили, организовали погоню. Измученная общей с мужем тайной, несущая на себе непосильную вину, она решается на самоубийство.


Выводы:


Валентин Распутин говорил о том, что повесть он написал о женщине. О том, какие испытания выпали ей на долю, как храбро и отчаянно она с ними сражалась.


Главная идея повести В. Распутина «Живи и помни» — это нравственная ответственность человека за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку. Писатель не признает никаких объяснений Гуськова, ведь на войне погибали другие люди, у которых тоже были семьи, дети. Можно простить Настену, которая пожалела мужа, приняла его вину на себя, но дезертиру и предателю нет прощения. Слова Настены: «Живи и помни» — будут до конца жизни стучать в воспаленном мозгу Гуськова. Этот призыв обращен и к жителям Атамановки, и ко всем людям. Безнравственность порождает трагедию.

Каждый, кто прочитал эту книгу, должен жить и помнить о том, чего совершать нельзя. Каждый должен понять, насколько прекрасна жизнь, и никогда не забывать, ценой скольких смертей и исковерканных судеб была завоевана победа. Каждое произведение В. Распутина — это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение, как повесть «Живи и помни», является преградой для безнравственных поступков. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет людям не утратить нравственные ценности.

«Живи и помни» — одно из самых трагических произведений не только Валентина Распутина, но и всей советской литературы






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации