Методический паспорт проекта о грамотности

0
0
Материал опубликован 25 November 2018

Методический паспорт проекта

Название проекта: «Грамотным быть модно?!»

Предметная область: надпредметный проект

Типология проекта:

индивидуальный (по количеству участников);

социальный (по доминирующей деятельности);

внутришкольный (по характеру контактов);

долгосрочный (по продолжительности).

Участники проекта: учащиеся 5- 11 классов, выпускники, учителя школы, родители обучающихся.

Автор проекта: Выдрина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Масловская СОШ»


 

№ п/п

Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

1.

Аннотация проекта

В работе решается актуальная проблема грамотности в современном обществе , рассматривается вопрос по истории распространения грамотности в России, дан ответ, что значит быть грамотным. Но основное содержание-это решение вопроса о необходимости грамотности и способы ее повышения. В практической части большое место занимает исследование уровня грамотности в МКОУ « Масловская СОШ»: анализ среднего балла по русскому языку, успешности выпускников-медалистов, результатов ЕГЭ по русскому языку, анкетирование, опросы и др.

Проект надпредметный, так как выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. В итоге дан ответ на проблемный вопрос, что быть грамотным модно. Данная работа учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач. Выполнение проекта дает возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий обучающихся.

2.

Описание проблемы

Грамотным быть модно?! Два знака препинания после этой фразы заставляют задуматься: это вопрос или утверждение. Грамотность, грамотный человек. Эти понятия давно у всех на слуху. Казалось бы, зачем уделять особое внимание тому, что само собой должно быть, но в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. Уже не редкость, «когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы газет пестрят грамматическими ошибками. Настало время техники. Отныне она решает за нас все. А зачем нужно думать, если всё проверит Word ?» А что слышим вокруг? Повсеместно речь, которая далека от нормы. Смотрим видео, где «аффтор жжет, в то время, когда доступна целая онлайн-библиотека». Когда-то наша страна была самым читающим государством в мире. Куда делась жажда знаний? Каков сейчас уровень грамотности? Что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию? В этом и есть актуальность данной проблемы.

3.

Цель проекта

Показать, что быть грамотным – важное условие успешности в жизни каждого человека.

4.

Задачи проекта

1.Формировать и развивать личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.

2. Учить

- самостоятельно добывать информацию, использовать различные источники информации, отбирая необходимое;

- определять проблему, цель проекта, прогнозировать конечный продукт;

- планировать деятельность, правильно распределять время;

- оценивать результат деятельности, сравнивать полученный результат с запланированным.

3.Знать, как развивалась грамотность в России.

4. Определить уровень грамотности в МКОУ «Масловская СОШ», используя различные методы исследования,

5. Составить индивидуальный маршрут грамотного человека.

6.Оформить презентацию ( мультимедийный продукт) как приложение к беседе на классный час о грамотности, на уроке и во внеурочной деятельности.

5.

Целевые группы, на которые направлен проект

Социальный проект ориентирован на учащихся среднего и старшего звена, их родителей, учителей.

6.

Механизм реализации проекта

Этапы реализации проекта

1 этап. Ценностно-ориентированный

Деятельность учителя

Побуждает у учащегося интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

проблему проекта;

сюжетную ситуацию;

цель и задачи.

Мотивирует к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Деятельность обучающегося

Обсуждает тему проекта, предмет исследования с учителем. Проводит первые исследования (описание приводится ниже), чтобы четко определить круг вопросов, которые необходимы для решения проблемы.

2 этап. Конструктивный

Деятельность учителя

Направляет процесс поиска информации (при необходимости помогает определить круг источников информации). Предлагает различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации, план деятельности по решению задач проекта. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Мотивирует обучающегося, создает чувство успеха. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

Деятельность обучающегося

Осуществляет поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Продумывает продукт деятельности на данном этапе. Проводит оценку результатов данного этапа работы. При необходимости консультируется с учителем.

3 этап. Оценочно-рефлексивный

Деятельность учителя

Оценивает усилия обучающегося, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Деятельность обучающегося

Осуществляет оценивание деятельности и ее результативности в ходе самоанализа.

4 этап. Презентативный

Итоговым продуктом проекта «Грамотным быть модно?!» может быть портфолио, в котором будет подробное описание всех этапов работы (см.мероприятия) над проектом, дополненные отзывами учителей, учащихся и родителей.

Мероприятия, предлагаемые для реализации социального проекта «Грамотным быть модно?!»

Выпуск альбома «История распространения грамотности в России»

  • Теоретический материал от начала распространения грамотности на Руси (конец Х века) до наших дней.
  • История распространения грамотности на картинах русских художников (Н.Богданов-Бельский «Устный счет», В.Маковский «В сельской школе», Ф.Решетников «Опять двойка» и др.)
  • Проект информационно-познавательный, продуктом проекта будет небольшой альбом со вступительной статьей по истории распространения грамотности.

2.Материал в «копилку» выпускника: тема грамотности и учения в пословицах (В.И.Даль «Пословицы русского народа»)

Проект информационно-познавательный, продуктом проекта будет материал к заданию 27 на ЕГЭ по русскому языку( проблема « Роль образования, грамотности в жизни человека» ) и 15.3 на ОГЭ - «Что значит быть грамотным человеком?»

3. Проведение социологического опроса по выявлению уровня грамотности в МКОУ «Масловская СОШ»

Элементы изучения:

средний балл успеваемости по русскому языку (из

отчетных материалов учителей- предметников);

  • анализ среднего балла ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку (статистика за 2-3 года - завуч школы);
  • результаты олимпиад, конкурса грамотеев в период проведения предметных недель ( школьный сайт);
  • беседа со школьным библиотекарем о том, как читали выпускники-медалисты школы;
  • ответ учащихся школы на вопрос «Кто в классе самый грамотный?»;
  • опрос среди учителей школы и родителей

( ранжирование) из таблицы выбирают 2-3 аргумента, ответа на вопрос «Зачем нужно быть грамотным?»;

Результаты опроса оформляются в виде диаграмм, графиков, с результатами проведённого опроса знакомят учителей, учеников, классных руководителей, которые доводят эту информацию до родителей.

Проект можно отнести к категории исследовательских проектов.

4. Разработка рубрики «Говори правильно» для школьной газеты «Голос школы»

Будут использованы наблюдения учителей русского языка «Какие слова чаще всего произносятся с ошибкой в нашем селе, школе (звонит, красивее, августовский, жалюзи, километр, квартал, уплОчено, «ложу», «ихний», «обоими книгами» и многие др.) Материал систематически дополняется, можно включать орфоэпические словники (ЕГЭ по русскому языку).

5. Маршрутный лист (дорожная карта) грамотного человека

Учащиеся 7-11 классов пишут небольшое рассуждение «Что надо сделать, чтобы повысить уровень грамотности», после обобщения оформляется маршрутный лист грамотного человека как продукт проекта, который можно дополнить материалом из Интернета.

Проект творческий.

6. Мультимедийная презентация к классному часу о

грамотности и для использования на уроках

Обобщен ранее описанный материал, примерная тематика слайдов: что значит быть грамотным, тема грамотности в пословицах, история распространения грамотности в России, зачем нужно быть грамотным, что надо сделать, чтобы повысить уровень грамотности каждого,8 сентября - праздник грамотности, «тотальный диктант», конкурсы, акции в поддержку повышения уровня грамотности, индивидуальный маршрут грамотного человека.

7.

Календарный план реализации проекта

Данный проект рассчитан на 6 месяцев. План работы расписан выше (п. 6 по этапам). В конце 3 четверти проводится научно-практическая конференция, на которой проходит публичная защита проекта.

8.

Ожидаемые результаты

Появление заинтересованности в саморазвитии и самосовершенствовании, повышение уровня грамотности среди участников проекта, улучшение устной речи, увеличение словарного запаса обучающихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.