Управление образования администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа
Оренбургской области»
Составитель: Никифорова Юлия Федоровна, методист I квалификационной категории
г. Кувандык
2017
Аннотация проекта
Методический проект «Метоквест» разработан как одна из форм внутрифирменного обучения для педагогического коллектива муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области». Проект был реализован в течение 2017-2018 года как система методических мероприятий по продвижению квест-технологии в образовательный процесс.
Данный проект может быть использован в практике образовательных организаций по повышению компетенций педагогов в области инновационной деятельности средствами внутрифирменного обучения.
Актуальность проекта
Глобализационные процессы и бурное развитие технологий радикально изменило все сферы жизнедеятельности, в том числе и образование. Актуальность проекта напрямую связана с новыми требованиями к дополнительному образованию, которые предполагают в первую очередь изменения образовательного пространства учреждения. Таким образом, возникает проблема необходимости внедрения новых креативных образовательных технологий, которые, одновременно будут отвечать требованиям меняющегося общества и запросам субъектов образовательного процесса.
Квестовые технологии органично вписываются в современную парадигму образования и соответствуют веяниям времени, а также имеют значительный методический потенциал в условиях современного общества.
Цель проекта: способствовать внедрению квест-технологии в образовательный процесс МБУДО «ДПШ».
Задачи:
провести анализ практики применения квест-технологии в образовательном процессе и выявить уровень представлений педагогов в данной сфере;
сформировать мотивацию участников образовательного процесса на применение квест-технологии как инновационного образовательного средства;
организовать цикл практических мероприятий по формированию умений проектировать и реализовывать образовательные квесты;
сформировать информационно-методическую платформу по продвижению квест-технологий;
провести мониторинг сформированности профессиональных компетенций в области разработки и применения квест-технологий в образовательном процессе МБУДО «ДПШ»;
диссеминировать лучший опыт разработки и применения квест-технологий.
Этапы реализации проекта
Методический проект «Метоквест» реализуется в течение четырёх основных этапов:
I. Подготовительный этап
Данный этап включает работу с литературой и интернет-источниками в рамках темы, разработку и поиск диагностического инструментария (анкет, опросников, методик и т.д.); ревизию имеющегося в наличии материально-технического обеспечения; формирование коллектива участников проекта, разработку образовательной программы, направленной на формирование умений педагога применять квест технологию на занятиях в объединениях. Задачи программы: сформировать знания педагогов об основных особенностях и видах образовательных квестов; сформировать практические навыки разработки сценария образовательного квеста; сформировать практические умения применения квест-технологии в образовательном процессе.
II. Основной этап
Основный этап реализуется через цикл методических мероприятий, таких как мастер-класс «Квест как инновационная технология», методическая учёба «Квест как педагогическая технология», семинар-практикум «Использование потенциала квест-технологии при организации работы с одарёнными детьми», мастер-класс для педагогов в форме квест-игры «Такой знакомый незнакомец Квест». Также осуществляется оформление информационных стендов, выпуск тематических буклетов, памяток.
III. Аналитический этап
На данном этапе организуется диагностическая работа с участниками проекта: анкетирование, опросы, беседы. На основе полученной информации осуществляется оценка деятельности по реализации проекта: выявляются качественные личностные изменения, произошедшие с педагогическими кадрами в период участия в проекте; уровень освоения содержания основного этапа; степень овладения исследовательскими умениями; умениями и навыками общения и самоорганизации, уровня коммуникативных, творческих качеств педагогов.
Проводится многоаспектный анализ работы, подводятся итоги с целью внесения корректив в дальнейший план методической работы, также перспектив развития проекта.
VI. Постпроектный этап
Распространение опыта в рамках реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
Проект реализуется на базе МБУДО «ДПШ», имеющего всё необходимое материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации проекта необходимо подготовить следующие ресурсы:
Информационные ресурсы: сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации опыта, доведение до педагогов на педагогическом совете.
Научно-методические ресурсы: создание научно-методического обеспечения реализации проекта, методических памяток, рекомендаций.
Интеллектуальные ресурсы: наличие педагогических компетенций (владение технологиями коллективного, проблемного и проектного способа обучения, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии по возрастным особенностям учащихся), профессиональные знания, умения, уровень овладения ИКТ педагогов.
Материально-технические ресурсы:
- кабинеты для проведения занятий, мастер-классов, учёб с педагогическим коллективом в рамках проекта
- компьютеры с доступом к сети Интернет (из расчёта 1 компьютер на 3-4 педагога),
- мультимедиа-аппаратура (проектор, экран, ноутбук с колонками);
- канцелярские принадлежности (белая и цветная бумага, краски, клей, ножницы, карандаши, маркеры, ватман, скотч, картон, папки-скоросшиватели);
- флипчарт для занятий.
Организационные ресурсы: административная поддержка и оказание помощи в реализации проекта.
Кадровые ресурсы: для реализации проекта в образовательном учреждении создается инициативная группа, во главе с методистом; педагог-психолог.
Партнеры
Реализация проекта предполагает установление партнёрских отношений со следующими организациями и учреждениями:
- МБУК «ЦБС» Кувандыкского городского округа (организация игрового детского квеста в рамках мастер-класса «Такой знакомый незнакомец Квест», содействие в оформлении информационных стендов, выпуске тематических буклетов, памяток);
- Управлением образования АМО Кувандыкский городской округ (выступление специалиста в рамках семинара-практикума «Использование потенциала квест-технологии при организации работы с одарёнными детьми);
- Кожуховой М.Ю., кандидатом педагогических наук, руководителем НОУ «Логос» (выступление в рамках мастер-класса «Квест как инновационная технология»);
- образовательными организациями Кувандыкского городского округа (внесение вклада в «Банк идей квестов различной направленности»);
- ДОО и РСМ, Отделом по молодежной политике администрации МО Кувандыкский городской округ (внесение вклада в «Банк идей квестов различной направленности»).
Целевая аудитория
В проекте участвует весь педагогический коллектив МБУДО «ДПШ» (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты, кураторы по направлениям) вне зависимости от педагогического стажа и квалификационной категории. Ведущая роль принадлежит инициативной группе инновационной деятельности, в состав которой входят методисты и педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории.
План реализации проекта
№ п/п | Направление работы | Форма | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностирование начального уровня представлений пдо о квест-технологии | Опросный лист | сентябрь 2017 | Никифорова Ю.Ф. |
2. | Информационное сопровождение: история понятия, определения квестов, сущность квестов | Информационный стенд, памятки, буклеты: «Такой разный квест», «Волшебник Квест», «Классификация квестов. Преимущества и недостатки квестов» | октябрь 2017 | Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В. |
3. | Проведение методических мероприятий, направленных на формирование представлений о технологии подготовки и проведения квест-игр в системе дополнительного образования | Семинар: «Квест как педагогическая технология» | ноябрь 2017 | Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В. |
4. | Формирование умения педагогов проектировать квест и применять данную образовательную технологию в своей профессиональной деятельности | Мастер-класс: «Квест как инновационная технология» | декабрь 2017 | Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., Нестерова А.В., Давыдова С.Г. |
5. | Информационное сопровождение педагогов и родителей учащихся по применению квест-игр | Буклеты, памятки: «Классификация квестов», «Принципы построения квестов», «Структура квеста», «Алгоритм организации и проведения квест-игры», «Достоинства квестов для детей различного возраста» | январь 2018 | Никифорова Ю.Ф. |
6. | Организация практической образовательной деятельности в МБУДО «ДПШ» в форме квест-игры | Семинар-практикум: «Использование потенциала квест-технологии при организации работы с одарёнными детьми» | февраль 2018 | Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., Шуракова А.В., Клящина Т.С. |
7. | Анализ квест-игр, заполнение диагностических карт с целью отслеживания проявлений коммуникативных или регулятивных компетенций детей различного возраста | Открытые просмотры квест-игр в творческих объединениях учащихся различных возрастов | март 2018 | Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., Тарасова И.С., Бердигулова Э.К., Казакбаева О.Н., Аликбаева В.В. |
8. | Представления о многообразии подходов к проведению квестов в учреждении дополнительного образования | Информационный банк идей квестов различной направленности (художественной, патриотической и т.д.). | апрель 2018 | Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., пдо |
9. | Практический навык по разработке сценария квеста | Мастер-класс для педагогов в форме квест-игры: «Такой знакомый незнакомец Квест» | апрель 2018 | Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., Ганаева Ж.Р. |
10. | Итоговое диагностирование уровня сформированности знаний о квест-технологии и практических умений | Опросный лист | май 2018 | Никифорова Ю.Ф. |
Оценка деятельности по проекту
Мониторинг и контроль нацелены на обеспечение реализации проекта и исполняются в ходе его осуществления в соответствии с планом. Функции контроля возлагаются на заведующую методической службой.
Система организации контроля реализации проекта предполагает отслеживание выполнения поставленных задач посредством диагностического исследования и анкетирования: анкета оценки участия в проекте; цветовой тест «Люшера» (для участников проекта), методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру).
По завершении проекта инициативной группой составляется итоговый отчет, в котором отражаются количественные и качественные результаты реализации проекта. Для определения перспектив группа анализирует результаты, выявляет положительные и отрицательные тенденции, обозначает траекторию для дальнейшей работы в данном направлении.
Ожидаемые результаты:
выявление уровня представлений педагогов о квест-технологии;
распространение и внедрение квест-технологий в образовательном пространстве МБУДО «ДПШ»;
повышение компетентности педагогических работников;
расширение спектра применяемых игровых форм;
улучшение атмосферы в коллективе;
активизация творческого потенциала педагогов;
проведение коррекционной работы по результатам реализации методических мероприятий проекта;
повышение заинтересованности участников образовательного процесса к квест-технологии.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Идея педагогического проекта «Метоквест» интересна, актуальна и имеет перспективы развития. С целью выхода проекта на новый уровень предполагается:
расширить деятельность посредством сетевого взаимодействия с образовательными организациями округа;
подготовить тьюторов для сопровождения реализации квест-технологий;
диссеминации положительного опыта на областном и всероссийском уровнях;
использование информационно-методической платформы по продвижению квест-технологий.
Список литературы
Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2014.
Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты, М.: Из-во МГУ, 2008.
Дичковская И.Н. Инновационные педагогические технологии: уч. пособие. – К.: Академвидав, 2014. – 416с.
Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2012, № 7.
Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – Современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
Интернет-источники
Анализ технологии «web-квест» как новой педагогической модели обучения [Электронный ресурс] http://diplomba.ru/work/101541 (дата обращения: 2017г.)
Буданова Н.Г. Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов) [Электронный ресурс] https://открытыйурок.рф/статьи/662352 (дата обращения: 2017г.)
Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии [Электронный ресурс] // Международный педагогический журнал «Предметник» https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения: 2017г.)
Кытманова Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» http://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/53 (дата обращения: 2017г.)
Образовательный квест: мастер-класс для педагогов [Электронный ресурс] https://www.menobr.ru/article/60157-qqe-16-m9-obrazovatelnyy-kvest-master-klass-dlya-pedagogov (дата обращения: 2017г.)
Панькова О.В. Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий [Электронный ресурс] http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy (дата обращения: 2017г.)
Турмаганбетова А.Т. О технологии квестов [Электронный ресурс] https://compedu.ru/publication/o-tekhnologii-kvestov.html (дата обращения: 2017г.)
Эльмуратова Н.А. Квест как современная педагогическая технология [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html (дата обращения: 2017г.)