12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никифорова Юлия Фёдоровна5523
Россия, Оренбургская обл., г. Кувандык
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Управление образования администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа

Оренбургской области»


t1572588015aa.jpgt1572588015ab.gif


t1572588015ac.gif















Составитель: Никифорова Юлия Федоровна, методист I квалификационной категории








г. Кувандык

2017

Аннотация проекта


Методический проект «Метоквест» разработан как одна из форм внутрифирменного обучения для педагогического коллектива муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области». Проект был реализован в течение 2017-2018 года как система методических мероприятий по продвижению квест-технологии в образовательный процесс.

Данный проект может быть использован в практике образовательных организаций по повышению компетенций педагогов в области инновационной деятельности средствами внутрифирменного обучения.


Актуальность проекта

Глобализационные процессы и бурное развитие технологий радикально изменило все сферы жизнедеятельности, в том числе и образование. Актуальность проекта напрямую связана с новыми требованиями к дополнительному образованию, которые предполагают в первую очередь изменения образовательного пространства учреждения. Таким образом, возникает проблема необходимости внедрения новых креативных образовательных технологий, которые, одновременно будут отвечать требованиям меняющегося общества и запросам субъектов образовательного процесса.

Квестовые технологии органично вписываются в современную парадигму образования и соответствуют веяниям времени, а также имеют значительный методический потенциал в условиях современного общества.

Цель проекта: способствовать внедрению квест-технологии в образовательный процесс МБУДО «ДПШ».

Задачи:

провести анализ практики применения квест-технологии в образовательном процессе и выявить уровень представлений педагогов в данной сфере;

сформировать мотивацию участников образовательного процесса на применение квест-технологии как инновационного образовательного средства;

организовать цикл практических мероприятий по формированию умений проектировать и реализовывать образовательные квесты;

сформировать информационно-методическую платформу по продвижению квест-технологий;

провести мониторинг сформированности профессиональных компетенций в области разработки и применения квест-технологий в образовательном процессе МБУДО «ДПШ»;

диссеминировать лучший опыт разработки и применения квест-технологий.

Этапы реализации проекта

Методический проект «Метоквест» реализуется в течение четырёх основных этапов:

I. Подготовительный этап

Данный этап включает работу с литературой и интернет-источниками в рамках темы, разработку и поиск диагностического инструментария (анкет, опросников, методик и т.д.); ревизию имеющегося в наличии материально-технического обеспечения; формирование коллектива участников проекта, разработку образовательной программы, направленной на формирование умений педагога применять квест технологию на занятиях в объединениях. Задачи программы: сформировать знания педагогов об основных особенностях и видах образовательных квестов; сформировать практические навыки разработки сценария образовательного квеста; сформировать практические умения применения квест-технологии в образовательном процессе.

II. Основной этап

Основный этап реализуется через цикл методических мероприятий, таких как мастер-класс «Квест как инновационная технология», методическая учёба «Квест как педагогическая технология», семинар-практикум «Использование потенциала квест-технологии при организации работы с одарёнными детьми», мастер-класс для педагогов в форме квест-игры «Такой знакомый незнакомец Квест». Также осуществляется оформление информационных стендов, выпуск тематических буклетов, памяток.

III. Аналитический этап

На данном этапе организуется диагностическая работа с участниками проекта: анкетирование, опросы, беседы. На основе полученной информации осуществляется оценка деятельности по реализации проекта: выявляются качественные личностные изменения, произошедшие с педагогическими кадрами в период участия в проекте; уровень освоения содержания основного этапа; степень овладения исследовательскими умениями; умениями и навыками общения и самоорганизации, уровня коммуникативных, творческих качеств педагогов.

Проводится многоаспектный анализ работы, подводятся итоги с целью внесения корректив в дальнейший план методической работы, также перспектив развития проекта.

VI. Постпроектный этап

Распространение опыта в рамках реализации проекта.


Ресурсное обеспечение проекта

Проект реализуется на базе МБУДО «ДПШ», имеющего всё необходимое материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации проекта необходимо подготовить следующие ресурсы:

Информационные ресурсы: сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации опыта, доведение до педагогов на педагогическом совете.

Научно-методические ресурсы: создание научно-методического обеспечения реализации проекта, методических памяток, рекомендаций.

Интеллектуальные ресурсы: наличие педагогических компетенций (владение технологиями коллективного, проблемного и проектного способа обучения, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии по возрастным особенностям учащихся), профессиональные знания, умения, уровень овладения ИКТ педагогов.

Материально-технические ресурсы:

- кабинеты для проведения занятий, мастер-классов, учёб с педагогическим коллективом в рамках проекта

- компьютеры с доступом к сети Интернет (из расчёта 1 компьютер на 3-4 педагога),

- мультимедиа-аппаратура (проектор, экран, ноутбук с колонками);

- канцелярские принадлежности (белая и цветная бумага, краски, клей, ножницы, карандаши, маркеры, ватман, скотч, картон, папки-скоросшиватели);

- флипчарт для занятий.

Организационные ресурсы: административная поддержка и оказание помощи в реализации проекта.

Кадровые ресурсы: для реализации проекта в образовательном учреждении создается инициативная группа, во главе с методистом; педагог-психолог.


Партнеры

Реализация проекта предполагает установление партнёрских отношений со следующими организациями и учреждениями:

- МБУК «ЦБС» Кувандыкского городского округа (организация игрового детского квеста в рамках мастер-класса «Такой знакомый незнакомец Квест», содействие в оформлении информационных стендов, выпуске тематических буклетов, памяток);

- Управлением образования АМО Кувандыкский городской округ (выступление специалиста в рамках семинара-практикума «Использование потенциала квест-технологии при организации работы с одарёнными детьми);

- Кожуховой М.Ю., кандидатом педагогических наук, руководителем НОУ «Логос» (выступление в рамках мастер-класса «Квест как инновационная технология»);

- образовательными организациями Кувандыкского городского округа (внесение вклада в «Банк идей квестов различной направленности»);

- ДОО и РСМ, Отделом по молодежной политике администрации МО Кувандыкский городской округ (внесение вклада в «Банк идей квестов различной направленности»).


Целевая аудитория

В проекте участвует весь педагогический коллектив МБУДО «ДПШ» (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты, кураторы по направлениям) вне зависимости от педагогического стажа и квалификационной категории. Ведущая роль принадлежит инициативной группе инновационной деятельности, в состав которой входят методисты и педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории.


План реализации проекта

п/п

Направление работы

Форма

Сроки

Ответственные

1.

Диагностирование начального уровня представлений пдо о квест-технологии

Опросный лист

сентябрь 2017

Никифорова Ю.Ф.

2.

Информационное сопровождение: история понятия, определения квестов, сущность квестов

Информационный стенд, памятки, буклеты: «Такой разный квест», «Волшебник Квест», «Классификация квестов. Преимущества и недостатки квестов»

октябрь 2017

Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В.

3.

Проведение методических мероприятий, направленных на формирование представлений о технологии подготовки и проведения квест-игр в системе дополнительного образования

Семинар: «Квест как педагогическая технология»

ноябрь 2017

Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В.

4.

Формирование умения педагогов проектировать квест и применять данную образовательную технологию в своей профессиональной деятельности

Мастер-класс: «Квест как инновационная технология»

декабрь 2017

Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., Нестерова А.В., Давыдова С.Г.

5.

Информационное сопровождение педагогов и родителей учащихся по применению квест-игр

Буклеты, памятки: «Классификация квестов», «Принципы построения квестов», «Структура квеста», «Алгоритм организации и проведения квест-игры», «Достоинства квестов для детей различного возраста»

январь 2018

Никифорова Ю.Ф.

6.

Организация практической образовательной деятельности в МБУДО «ДПШ» в форме квест-игры

Семинар-практикум: «Использование потенциала квест-технологии при организации работы с одарёнными детьми»

февраль 2018

Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., Шуракова А.В., Клящина Т.С.

7.

Анализ квест-игр, заполнение диагностических карт с целью отслеживания проявлений коммуникативных или регулятивных компетенций детей различного возраста

Открытые просмотры квест-игр в творческих объединениях учащихся различных возрастов

март 2018

Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., Тарасова И.С., Бердигулова Э.К., Казакбаева О.Н., Аликбаева В.В.

8.

Представления о многообразии подходов к проведению квестов в учреждении дополнительного образования

Информационный банк идей квестов различной направленности (художественной, патриотической и т.д.).

апрель 2018

Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., пдо

9.

Практический навык по разработке сценария квеста

Мастер-класс для педагогов в форме квест-игры: «Такой знакомый незнакомец Квест»

апрель 2018

Никифорова Ю.Ф., Побединская Н.В., Ганаева Ж.Р.

10.

Итоговое диагностирование уровня сформированности знаний о квест-технологии и практических умений

Опросный лист

май 2018

Никифорова Ю.Ф.


Оценка деятельности по проекту

Мониторинг и контроль нацелены на обеспечение реализации проекта и исполняются в ходе его осуществления в соответствии с планом. Функции контроля возлагаются на заведующую методической службой.

Система организации контроля реализации проекта предполагает отслеживание выполнения поставленных задач посредством диагностического исследования и анкетирования: анкета оценки участия в проекте; цветовой тест «Люшера» (для участников проекта), методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру).

По завершении проекта инициативной группой составляется итоговый отчет, в котором отражаются количественные и качественные результаты реализации проекта. Для определения перспектив группа анализирует результаты, выявляет положительные и отрицательные тенденции, обозначает траекторию для дальнейшей работы в данном направлении.


Ожидаемые результаты:

выявление уровня представлений педагогов о квест-технологии;

распространение и внедрение квест-технологий в образовательном пространстве МБУДО «ДПШ»;

повышение компетентности педагогических работников;

расширение спектра применяемых игровых форм;

улучшение атмосферы в коллективе;

активизация творческого потенциала педагогов;

проведение коррекционной работы по результатам реализации методических мероприятий проекта;

повышение заинтересованности участников образовательного процесса к квест-технологии.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Идея педагогического проекта «Метоквест» интересна, актуальна и имеет перспективы развития. С целью выхода проекта на новый уровень предполагается:

расширить деятельность посредством сетевого взаимодействия с образовательными организациями округа;

подготовить тьюторов для сопровождения реализации квест-технологий;

диссеминации положительного опыта на областном и всероссийском уровнях;

использование информационно-методической платформы по продвижению квест-технологий.

Список литературы


Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2014.

Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты, М.: Из-во МГУ, 2008.

Дичковская И.Н. Инновационные педагогические технологии: уч. пособие. – К.: Академвидав, 2014. – 416с.

Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2012, № 7.

Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.

Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – Современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.


Интернет-источники


Анализ технологии «web-квест» как новой педагогической модели обучения [Электронный ресурс] http://diplomba.ru/work/101541 (дата обращения: 2017г.)

Буданова Н.Г. Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов) [Электронный ресурс] https://открытыйурок.рф/статьи/662352 (дата обращения: 2017г.)

Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии [Электронный ресурс] // Международный педагогический журнал «Предметник» https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения: 2017г.)

Кытманова Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» http://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/53 (дата обращения: 2017г.)

Образовательный квест: мастер-класс для педагогов [Электронный ресурс] https://www.menobr.ru/article/60157-qqe-16-m9-obrazovatelnyy-kvest-master-klass-dlya-pedagogov (дата обращения: 2017г.)

Панькова О.В. Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий [Электронный ресурс] http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy (дата обращения: 2017г.)

Турмаганбетова А.Т. О технологии квестов [Электронный ресурс] https://compedu.ru/publication/o-tekhnologii-kvestov.html (дата обращения: 2017г.)

Эльмуратова Н.А. Квест как современная педагогическая технология [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html (дата обращения: 2017г.)

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.