12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куркина Полина Валентиновна91
методист сектора естественнонаучного и технологического образования (физика, астрономия), Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Череповце, АОУ ВО ДПО "Вологодский институт развития образования"
Россия, Вологодская обл., Череповец

Методический семинар


Технология проблемного обучения при изучении предмета физика


В свой работе я использую технологию проблемного обучения чтобы активизировать учебную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности при изучении предмета физика.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859 – 1952), который в 1894 г. основал в Чикаго опытную школу. В этой школе основу обучения составлял не учебный план, а игра и трудовая деятельность.

Сегодня технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Одним из важнейших составляющих в преподавании физики является физический эксперимент, как источник знаний, средство закрепления и контроля. Любой эксперимент начинается с постановки того или иного проблемного вопроса, задачи. Все теоретические задачи требуют экспериментального подтверждения.

Наше градообразующее предприятие ПАО «Северсталь» осуществляет программу по поддержке и развитию одаренных и талантливых школьников «дети Череповца. Путь к успеху», реализуемой Фондом «Траектория». Я активно принимаю в ней участие. Несколько лет подряд я сотрудничаю с Московским физико – техническим институтом (МФТИ), являюсь организатором факультативной группы заочной школы МФТИ. Ребята, занимающиеся на факультативе участвуют в выездной олимпиаде МФТИ, которая каждый год проходит в нашем городе. Занятия на факультативе позволяют успешно сдать экзамен по физике и поступить в технические вузы Петербурга и Москвы.

Применение данной технологии считаю успешным. Например, моя ученица Виноградова Дарья заняла 3 место в проектно-исследовательской конференции по физике, технике и инженерии «Квантум – 2016» и вышла в финал X Открытой Международной научно – исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия». Также в этом году несколько моих учеников успешно представили свои проекты на творческих дистанционных конкурсах. Ученица 11 инженерного класса Козлова Юля заняла 1 место на Международном конкурсе «Детские исследовательские и научные работы, проекты» с проектом «Создание прибора, показывающего влажность почвы в теплице», ученик этого же класса Евграфов Владислав получил диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса для детей и взрослых «Летний калейдоскоп – 2021» с проектом «Создание лабораторной работы с помощью цифрового оборудования».

Считаю, что успехи моих учеников являются положительным свидетельством применением технологии проблемного обучения как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Я постоянно повышаю квалификацию в данной области. Посещаю лекции, мастер-классы и курсы повышения квалификации по работе с одаренными детьми. Весной и осенью 2019 года я участвовала в мастер-классе для учителей физики «Эксперименты и исследования без серьезного оборудования. Остановить мгновение. Любопытные задачи», прослушала курс лекций на следующие темы: 1. Разработка теоретических задач и экспериментальных заданий для этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике как форма методической работы учителей. 2. Неожиданные результаты в простых школьных исследовательских работах по физике. В декабре 2020г. прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка».

Экспериментальная задача как метод проблемного обучения требует от учителя овладением навыков работы с современным цифровым оборудованием. Но в большинстве школ города данного оборудования нет. Там, где оборудование имеется проблемным остается его включение в лабораторные работы и практические задания на уроках. В лучшем случае цифровые датчики используют в проектах. Городской методический совет по физике принял решение о создании рабочей группы «Разработка методических рекомендаций по использованию ресурсов лаборатории по физике на базе МАОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А.Алексеевой» для решения экспериментальных задач». Я вхожу в состав данной группы. С результатами своей работы мы выступали на городском и областном педагогических советах. Материалы группы публиковались на официальной странице Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Череповце и в Вологде. Группа продолжает свою работу и в этом учебном году.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.