Статья «Проблемные ситуации - как средство развития учебно-познавательной активности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира»

1
0
Материал опубликован 2 August 2018

Проблемная ситуация – как средство развития учебно-познавательной активности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.

Современная педагогика и образование в целом, не стоит на месте, а наоборот, находится в непрерывном процессе развития. В связи с тем, что роль человека в культуре, обществе, экономики постоянно меняется, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, возникают новые идеи, неожиданно для многих, возрождаются старые идеи, которые вдруг становятся актуальными. Вместе с этим, система образования претерпевает бесконечные изменения.

На данном этапе развития, главной целью образования является воспитать образованных, нравственно развитых, предприимчивых людей, которые могут: адекватно анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные результаты, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание, отличаться коммуникативностью, быть способными к сотрудничеству. В связи с этим, требуются кардинальные изменения в образовательном процессе, большие надежды возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС НОО), где методологической основой является системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, у которого развито логическое и творческое мышление. Согласно ФГОС НОО, учитель помогает ученику самостоятельно открыть новое знание, вместо того, чтобы давать информацию в готовом виде. Основным требованием к уроку по ФГОС НОО является его построение на основе системно-деятельностного подхода.

В следствии этого, возникает потребность использования в учебном процессе новых образовательных технологий, которые помогут повысить познавательную деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение. Проблемное обучение – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний [13].

Нужно отметить, что высокая учебно- познавательная активность на уроках формируется именно благодаря проблемной ситуации. В результате у ребёнка возникает мотив узнать, выяснить, понять причины тех трудностей, с которыми он столкнулся, сам того не ожидая.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Поэтому учитель должен уметь создать проблемную ситуацию, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Для выхода из создавшегося положения учащийся должен приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным.

Как показывают исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или прежних умений для решения новой задачи. (Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.)

Необходимость использования, ранее усвоенные ЗУНы в принципиально новых практических ситуаций. (Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого фактора учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новый знаний.)

Наличие противоречий между теоретически-возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

В первом классе учителя обычно используют первый тип проблемной ситуации.

(Фрагмент урока) На уроке окружающего мира в первом классе на этапе актуализации знаний мои дети с удовольствием отгадали загадки о животных.

У зверя уши слишком отросли,

А хвост, как шарик не мешает бегу.

Бывает летом он под цвет земли,

Ну а зимой подобен снегу.

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит!

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Под крыло собирает!

Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает.

К своим ласкается.

На чужих ругается,

У своего теремочка

Сидит на цепочке.

Птичка-невеличка,

Воробью сестричка:

Сама мелковата,

Животиком желтовата.

Я вывешиваю на доску картинку с отгадкой (заяц, дятел, курица, бабочка, собака, синица).

Дети легко выполнили задание «Разбить этих животных на группы». Безошибочно назвали существенный признак для каждой группы. Тут я задаю вопросы:

- К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых.)

- Каких еще насекомых вы знаете? (Стрекозу, муравья и т.д.)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Насекомые.)

- Что вы сейчас повторяли? (Мы повторили признаки деления животных на группы, существенные признаки группы зверей и группы птиц.)

- Какое задание я вам предложу? (задание, с помощью которого мы поймем, что еще не знаем.)

Я вывешиваю на доску новые картинки.

- Перед вами животные. Сколько их? (Шесть.)

- Назовите их. (Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.)

- Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым.

- Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к насекомым.)

- Вспомните, задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие – к группе зверей? (Нам помогло знание существенного признака каждой группе.)

- Почему же возникло затруднение при выполнении этого задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.)

- Как же можно определить существенный признак? (Мы сраним всех животных, которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.)

- Назовите животных, которые относятся к группе насекомых? (Муравей, муха, оса, божья коровка, комар.)

- Какое животное к ним не относится? (Паук.)

- Сравните, пожалуйста, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи? (Дети начинают высказывать свои предположения, которые фронтально проверяются. Так не подходит признак покров тела, так как разные виды насекомых имеют свой покров, а многие похожи покровом на паука. Тип питания тоже не подходит, так как насекомые могут питаться по-разному, а многие питаются так же, как и паук.)

- Какой же признак подходит? (Количество лапок.)

- Сколько лапок у насекомых? (шесть.)

- Проверьте, подходит этот признак к пауку? (Нет, так как у паука 8 лапок.)

- Итак, смогли вы узнать существенный признак насекомых? (Наличие 6 лапок.)

- Почему же паук не является насекомым? (У паука 8 лапок.)

- Как можно проверить свои выводы? (Можно посмотреть в учебнике.)

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Поэтому учитель должен стремиться создавать разные проблемные ситуации: через постановку проблемного вопроса, через проблемную задачу или задание, через демонстрацию опыта, через сочетание слов и наглядности. И тогда, ученик будет на каждом уроке иметь возможность решать разные посильные для себя задачи (конечно, самостоятельно), это привлечет в их деятельность больший интерес, будет продолжаться формирование мотива деятельности, развитие учебно-познавательной активности.

Примеры способов создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира.

Постановка проблемного вопроса

Проблемная задача или задание

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

После разрешения первых двух ситуаций, были предложены ещё две, для более точного отслеживания (с учётом помощи и случайного выхода из проблемной ситуации)

Проблемные ситуации, предложенные детям:

1) Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень отличается от свеклы?

2) В корзине лежат редис, лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто кроме биологов мог вырастить эти растения? Какие растения ты можешь доложить в эту корзину?

3) Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

4) Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям, запахом, нектаром, соком и т.д.).

1) Выясни, какой предмет является лишним, докажи почему: яблоня, груша, ирис, вишня.

2) Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?

3) Выясни, какой предмет является лишним, докажи почему: чеснок, лилия, астра, гладиолус.

4) Сравни акулу и дельфина. Что у них общего и в чем различие?

Демонстрация опыта

Тема «Органы чувств»

Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира

Создание проблемной ситуации.

-Как же человек познаёт окружающий мир?( С помощью органов чувств.)

- Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками.(Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха).

-А могут ли органы чувств ошибаться?

Мнения детей разделились. Одни считают, что органы чувств могут ошибаться, другие - что нет.

Демонстрация опыта. Учитель предлагает рассмотреть карандаш в стакане с водой.

- Каким нам кажется карандаш в стакане с водой?(Он кажется сломанным.)

-А что мы знаем на самом деле?(На самом деле мы знаем, что карандаш прямой).

-Значит, органы чувств могут ошибаться?(Да)

Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.

Сравните предметы на картине.(Мы видим, что  бабочка больше коровы.)

- А что мы знаем на самом деле?(Это нам только кажется, так как бабочка  находится ближе, а корова дальше.)

-Какой вывод можно сделать?(Органы чувств могут ошибаться)

Пробуждающий диалог от проблемной ситуации.

-Вы сначала как думали? А на самом деле?( Наши органы чувств могут ошибаться.)

-Какой же возникает вопрос? «Что же ещё, кроме органов чувств помогает нам познавать окружающий мир?»

Побуждение к выдвижению и проверке гипотез. Диалог.

Какие у вас есть предположения?(Может, нам помогает ум?)

Как проверить это предположение?

Дети затрудняются с ответом. Учитель предлагает помощь.

-  Продолжите предложения:

Зрение показывает, что…

Память показывает, что…

Благодаря уму можно подумать, что…

-Какова же тема нашего урока?

Ученик : «Ум и память».

Сочетание слова и наглядности

Учитель показывает фото белого медведя и пингвина.

- Как вы думаете, встречаются ли друг с другом эти животные? (Выслушиваются мнения детей).

- Что нужно для того, чтобы они встречались? (Жить поблизости, в одном месте).

- Так что же нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Знать, где они живут.)

- А может вы знаете, где живет кто-то один из них?

Дети обычно говорят про медведя. И здесь я предлагаю найти общие существенные признаки этих животных. Делают вывод.

- А как же нам убедиться, что мы правы? (Посмотреть в учебнике.)

Учителя, использующие на уроках проблемные ситуации, заметили, что у учащихся существенно повысилась активность в познавательной деятельности, возросла самостоятельность в поисках решения заданий, появилась внутренняя мотивация к познанию, а также улучшилось эмоциональное отношение к учению.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации