Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая деятельность ОУ – это вид образовательной деятельности, представляющий собой целостную систему мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и педагогами дополнительного образования, в целях овладения методами и приемами образовательной и воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса в школе.
Эта система, основана на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно-воспитательного процесса ОУ. Она включает в себя взаимосвязанные меры, действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом. Обучение взрослых требует организации новых условий – более благоприятных для взаимодействия и взаимосвязи всех членов педагогического сообщества. Необходимо, чтобы педагоги учились решать не только привычные задачи в разных ситуациях, но и новые, с которыми они раньше не сталкивались.
1. Соответствие плана методической работы целям и задачам ОУ
Поскольку МОУ СОШ №2 с 2007 года находиться в режиме активного развития, то план методической работы является важной составляющей Программ развития:
«Адаптивная школа как пространство самореализации личности, ориентированной на успех» 2007-2012 годы,
«Организация психолого-педагогического сопровождения развития личности в адаптивной школе» 2014-2020 годы;
годового и перспективного планирования ОУ.
2. Нормативно-правовые основы организации методической работы ОУ
Устав муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 Усть-Кутского муниципального образования;
Положение о методическом совете школы;
Положение о школьном межпредметном методическом объединении учителей;
Положение о рабочей программе по предмету;
Положение о рабочей программе по предметам в начальной школе в условиях перехода к ФГОС;
Положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности;
Положение о школьной предметной декаде «Созвездие наук»;
Положение о школьном научном обществе учащихся;
Положение о работе с одаренными детьми;
Положение об авторских педагогических разработках;
Положение о временном научно-исследовательском коллективе МОУ СОШ №2 города Усть-Кута;
Положение о распределении дополнительных обязанностей между членами временного научно-исследовательского коллектива МОУ СОШ №2;
Протоколы заседаний методического совета МОУ СОШ №2.
3. Повышение квалификации педагогических работников, курсовая переподготовка, аттестация педагогических работников
Анализ методической деятельности ОУ прошлых лет, показывает традиционно - устойчивую тенденцию большей части педагогического коллектива школы, к целенаправленному и непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Повышение квалификации педагога, осуществляемое в течение всей его трудовой деятельности, связано с необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Понятие «повышение квалификации» рассматривается и как процесс, и как результат образования.
Исходя из этого, методической службой школы, определена главная цель этого направления.
Цель: совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышение профессиональной компетентности.
Повышение квалификации учителей проводилось в различных формах:
Индивидуальная работа – самообразование: самостоятельная разработка методических материалов для собственной работы, для коллег и учащихся: изучение методической и общепедагогической литературы; постоянное отслеживание новых программ и методических пособий по предмету, смежным областям знаний
Коллективная работа – курсы повышения квалификации, методические семинары различного уровня, школьные межпредметные методические объединения (ШММО), временные научно-исследовательские коллективы: проектные группы, консультационная работа с отдельными педагогами или группой учителей для обеспечения непрерывности профессионального образования всех членов педагогического коллектива и повышения теоретико-методологического уровня и квалификации учителей.
Курсы повышения квалификации педагогов МОУ СОШ №2
За период с 2010 по 2015 годы 100% педагогов школы освоили 94 курса повышения квалификации следующей направленности:
Общедидактичекие -20 человек;
Предметные -16 человек;
ИКТ – 33 человека;
ФГОС -17 человек;
Управленческие – 5 человек.
За этот период, в соответствие с планом, проведено 10 тематических педагогических совета, направленных на развитие методического мастерства педагогов, оценку результатов реализации Программы развития, обеспечение преемственности при переходе к ФГОС, разработку и вхождение в Новую Прпограммы развития школы:
««Думающий учитель» как один из ведущих факторов обучения одаренного ученика» – 29..11.2011г.
«Новые подходы к многоуровневой подаче учебного материала, как основному условию успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями»- 31.01.2012г.
«Природосообразность образовательных задач, форм и методов работы, возможностям ребенка с ОВЗ»- 17.04 2012г.
«Результаты реализации инновационных проектов на заключительном этапе эксперимента, в рамках областного мегапроекта «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования в рамках президентской инициативы «Наша новая школа»» – 27..11.2012г.
«Результаты реализации программы развития школы «Адаптивная школа как пространство самореализации личности, ориентированной на успех» 2007-2012;»- 12.03.2013г.
«Переход на новые ФГОС и обеспечение преемственности между начальным общим и основным общим образованием МОУ СОШ №2»- 16.05 2013г.
«Взаимодействие классных руководителей и учителей- предметников в воспитании личности с активной жизненной позицией» - 22.10.2013 г.
«Создание психологической службы в условиях адаптивной школы как одного из направлений новой программы развития образовательного учреждения» - 21.01.2014 г
«Преемственность в требованиях к современному уроку в рамках реализации новых стандартов в начальной и основной школе» - 13.05.2014 г.
«Вхождение в Новую программу развития школы – стратегическое планирование и перспективы 2014-2020 г.г.» - 25.11.2014г.
Продолжено использование таких эффективных форм методического взаимодействия, как обучающие семинары. В течение трех лет в школе традиционно проходят обучающие семинары:
««Аттестация….Аттестация? Аттестация!» - ноябрь;
«Синдром профессионального выгорания педагогов» - март.
Кроме того, согласно запросу педагогического коллектива, за этот период времени были проведены:
«Использование метода проекта в урочной и внеурочной деятельности» -декабрь 2010г.;
«Методика использования упражнения дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, как профилактика ОРВИ» - январь 2011г.
«Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с различными образовательными потребностями» - октябрь 2011;
«Использование ЭОР в педагогической деятельности» - январь 2012;
«Требования к современному уроку в условиях перехода на ФГОС НОО и ООО» - ноябрь 2013
«Сетевые сообщества педагогов, как одна из современных форм обмена опытом» - ноябрь 2014г.
В школе постоянно отслеживаются результаты профессионального мастерства преподавателей, выраженных в итогах аттестации.
Результаты профессиональной аттестации учителей
за 2011-2015 годы
Год |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
Высшая |
5 педагогов Самарина Л.Н. Зарубин В.М. Кулакова И.Ю. Тарасова О.М. Винокурова М.В. |
3 педагога Селюкова Е.С. Варламова Л.А. Михайлечко Л.К. |
||
Первая |
4 педагога Чамовских Н.Г. Бодрова Н.В. Антипина И.Н. Шереш К.П. |
5 педагогов Кулакова Н.Н. Чехова О.Н. Кантерук В.И. Ленская Л.П. Левчук Н.В. |
2 педагога Незнаева Е.В. Бантыш А.Б. |
6 педагогов Зоцына Ю.Ю. Котухова Е.И. Шемякина Л.Б. Караулова О.А. Литвинова О.В. Буковская Р.Д. |
За межаккредитационный период 25 педагогов школы успешно прошли аттестационные испытания и подтвердили свою квалификацию: 8 педагогов соответствуют высшей квалификационной категории, 17 педагогов – первой квалификационной категории.
В 2014-2015 учебном году 10 педагогов школы аттестованы на соответствие занимаемой должности.
4.. Участие педагогических работников в различных конкурсах, подготовка и издание методической продукции
23 педагогических работника имеют опыт участия в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней. Число педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах и методических мероприятиях различного уровней. значительно возросло:
2009-2010 - 2 педагога;
2010-2011 – 10 педагогов;
2011-2012 – 14 педагогов;
2012-2013 – 13 педагогов;
2013-2014 – 14 педагогов
Среди них:
Призеры X Всероссийского конкурса педагогов: «Образовательный потенциал» г.Москва, за разработку сценария праздника к 300-летию М.В.Ломоносова –Самарина Л.Н., учитель физики; Захарченко Г.Ю., учитель информатики -2012 год;
Дипломант XII Всероссийского конкурса педагогов: «Умники и умницы» г. Москва - Захарченко Г.Ю., учитель информатики -2013 год;
Дипломанты VI межрегионального Фестиваля педагогических проектов г.Томск ТОИПКРО –Самарина Л.Н., учитель физики; Варламова Л.А., учитель начальных классов – 2012г.;
Лауреат регионального конкурса «Первый учитель» губернатора Иркутской области – Варламова Л.А., учитель начальных классов – 2011г.;
Лауреат регионального конкурса «Первый учитель» губернатора Иркутской области – Селюкова Е.С., учитель начальных классов – 2012г.;
Лауреаты регионального конкурса «Цифровой образовательный ресурс» г. Иркутск ИПКРО - Самарина Л.Н., учитель физики; Захарченко Г.Ю., учитель информатики -2011 год;
Дипломант регионального конкурса проектов: «Сетевая модель систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования» г.Иркутск ОГАОУ ИРО, - Винокурова М.В., зам директора по МР -2013г.;
Лауреат регионального конкурса проектов: «Планируемые результаты по ФГОС: моделирование, оценка и анализ» » г.Иркутск ОГАОУ ИРО, - Винокурова М.В., зам директора по МР -2014г.;
Призер муниципального конкурса: «Учитель года 2010» -Шемякина Л.Б., учитель СКК VIII вида;
Победитель муниципального конкурса: «Цифровой образовательный ресурс» - Зоцына Ю.Ю., учитель начальных классов -2012г;
Призер муниципального конкурса: «Цифровой образовательный ресурс» - Захарченко Г.Ю., учитель информатики -2012г;
Победитель муниципального методического конкурса: «Мастер класс – 2012» - Варламова Л.А., учитель начальных классов.
Педагоги школы ежегодно публикуют свои педагогические разработки в изданиях различного уровня. В этом учебном году общее количество опубликованных материалов педагогов: 38 статей. В сравнении: в 2012-2013 – 16; в 2011-2012 учебном году -13. Общее количество педагогических публикаций в изданиях и электронных СМИ различного уровня с 2009-2014 год составляет 67 материалов различной направленности.
5. Организация инновационной и экспериментальной деятельности в ОУ, разработка авторских и адаптационных программ.
С 2010 по 2013 год МОУ СОШ №2 является школой–лабораторией ОГОУ ДПО ИПКРО в рамках реализации регионального мегапроекта «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» по двум направлениям:
Проект «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в пространство общеобразовательной школы» - руководитель, заместитель директора по УВР Кантерук В.И.;
Проект «Создание условий для развития эмоционального интеллекта одаренных детей и педагогов их обучающих» - руководитель, педагог-психолог Тарасова О.М..
В 2013 году после участия в конкурсе на получение статуса педагогической площадки, МОУ СОШ №2 становится педагогической площадкой ОГАОУ ИРО в рамках регионального проекта: «Сетевая модель систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования». В течение 2013-2014 учебного года в школе успешно реализуется инновационный проект: «Система психолого-педагогического сопровождения как инструмент оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования» - руководитель, заместитель директора по МР Винокурова М.В..
В октябре 2014 года, после участия в конкурсе на продление статуса педагогической площадки ОГАОУ ИРО, МОУ СОШ №2 становиться лауреатом и в статусе педагогическая площадка - участником регионального сетевого проект а: «Планируемые результаты по ФГОС: моделирование, оценка и анализ» - руководитель, заместитель директора по МР Винокурова М.В..
Педагоги школы активно участвуют в разработке авторских программно-методических продуктов. С 2010 по 2015 год разработано:
10 авторских программ;
6 авторских элективных курсов;
8 программ внеурочной деятельности;
2 программы для СКК VIII вида
Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Рабочие программы по предметам -43 педагога -100%.
Список авторских программ МОУ СОШ №2,
прошедших экспертизу ЭС УО УКМО в 2014-2015 учебном году
Протокол №1 от 25.10.2014 года
№ п/п |
Название программы |
Автор |
1. |
Адаптационная программа элективного курса: « Имидж современного человека» 10-11 класс |
Буковская Р.Д. – учитель технологии |
2. |
Авторская программа элективного курса: «Содружество независимых государств» 9-11 класс |
Михайлечко Л.К. – учитель географии |
3. |
Адаптационная программа по технологии 7 класс |
Зарубин В.М. – учитель технологии |
4. |
Авторская программа факультативного курса: «Сказка-врачевание души». Методика сказкотерапия для 1-4 классов |
Селюкова Е.С. – учитель начальных классов |
5. |
Авторская программа элективного курса: «Психология в экономике и управлении» 10-11 класс |
Винокурова М.В. – учитель экономики, педагог-психолог |
6. |
Авторская программа: «Успех» для 1-4 классов |
Варламова Л.А. – учитель начальных классов |
7. |
Авторская программа: «Успех -2» для 1-4 классов |
Варламова Л.А. – учитель начальных классов |
8. |
Авторская программа: «Успех + Творчество = Развитие» для 1-4 классов |
Варламова Л.А. – учитель начальных классов |
9. |
Адаптационная программа факультативного курса: «Наглядная геометрия» для 6 СКК VIII вида |
Котухова Е.И. – учитель СККVIII вида |
10. |
Авторская программа профориентационного курса для учащихся СКК VIII вида: «Кем быть?» |
Незнаева Е.В. – учитель СКК VIII вида |
11. |
Авторская программа: «Я + ТЫ + ОН + ОНИ + ОНИ = МЫ » для 1-4 классов |
Тарасова О.М. педагог-психолог |
12. |
Авторская программа: «Адаптация 5-х классов при переходе из первой во вторую ступень образовательной организации» 5 класс |
Тарасова О.М. педагог-психолог |
13. |
Авторская программа: «Подросток. Кто он?» 6-7-8 класс |
Тарасова О.М. педагог-психолог |
14. |
Авторская программа элективного курса: «Ты сам выбираешь лестницу к небесам» 9 класс |
Тарасова О.М. педагог-психолог |
15. |
Авторская программа внеурочной деятельности: «Танцевальная аэробика» |
Антипина И.Н. Учитель физической культуры |
6. Организация самообразования педагогов в рамках работы школьных межпредметных методических объединений педагогов. Организация взаимопосещения уроков.
Основными направлениями самообразования являются: эффективное внедрение технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ; освоение технологии деятельностного обучения, изучение условий внедрения ФГОС нового поколения.
Самообразование организовано в рамках работы ШММО – школьных межпредметных методических объединений педагогов: точных наук –руководитель Самарина Л.Н., естественных наук – руководитель Антипина И.Н.; гуманитарных наук – руководитель Фохт Т.Д., начальных классов – руководитель Караулова О.А., специальных коррекционных классов VIII вида – руководитель Незнаева Е.В., на основе индивидуальных планов самообразования .
Взаимопосещения организованы в рамках работы ШММО и взаимодействия учителей начальных классов и основной школы. Кроме того, учителя, имеющие небольшой опыт работы, посещают уроки и занятия коллег, проработавших в МОУ СОШ №2 длительное время. Организованы взаимопосещения занятий, индивидуальные консультации наставников для их подопечных.
7 .Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью (по результатам анкетирования педагогов в ОУ)
Анкетирование, проведенное психологами ОУ, показали, что удовлетворенность педагогов сторонами образовательного процесса имеет следующий вид: 99% педагогов с основном удовлетворены условиями и результатами труда ; 1 педагог оценил свою степень удовлетворенности как среднюю.
Выводы:
В МОУ СОШ №2 имеется:
Программа развития школы на 2014-2020 годы,
план методической работы на 2010-2011; 2011-2012; 2012-2013; 2013-2014 и 2014-2015 учебный год,
локальные нормативно-правовые акты по организации методической работы,
планы реализации инновационных проектов
В педагогическом коллективе налажена методическая работа:
организована деятельность ШММО – школьных межпредметных методических объединений,
организована деятельность ВНИК – временного научно-исследовательского коллектива и проектных групп;
осуществляется взаимопосещение учителей, самообразование по актуальным для МОУ СОШ №2 направлениям,
ведется инновационная и экспериментальная работа.
За межаккредитационный период, имеются значительные успехи: победы в региональных профессиональных конкурсах, публикации. На высоком уровне систематически ведется курсовая подготовка учителей.
Проблемы:
Большая численность «возрастных» педагогов затрудняет решение поставленных перед ними задач.
Кадровые проблемы и в связи с этим - высокая загруженность педагогов.
Пути решения:
Поиск инновационных форм работы с педагогами, создание гибкой, разноуровневой системы методической работы с использованием потенциала коллектива и привлечением внешних ресурсов.
Вовлечение всех педагогов в разные формы методической и проектно-экспериментальной деятельности как условие их профессионального роста и выполнения задач, стоящих перед МОУ СОШ №2.
Укомплектование штата педагогических работников.