Статья «Проблема методического обеспечения учебного процесса средствами информационных технологий»
УДК 371+377+004
А.В. МАРКАН
(студент 4 курса, направление «Профессиональное обучение», профиль «Информатика и вычислительная техника», факультет технологии и предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
ПРОБЛЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В данной статье рассмотрены методические аспекты решения проблемы методического обеспечения учебного процесса средствами информационных технологий. Также определены основные принципы создания электронных пособий как наиболее эффективных дидактических средств
Ключевые слова: методическое обеспечение, повышение качества образования, электронное учебное пособие, классификации дидактических средств, технолого-эргономические принципы.
Главной проблемой современного образования является методическое обеспечение учебного процесса, способствующее повышению качества образования. Одним из путей решения данной проблемы является разработка дидактического материала на базе информационных технологий [2].
В ходе работы нами были исследованы теоретические основы дидактического обеспечения образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Мы определили основные технолого-эргономические принципы создания электронных пособий, такие как комфортность работы и психологическая совместимость, многоуровневая организация учебной информации и наличие системной помощи, двухсторонний диалог и возможность документирования хода образовательного процесса.
Изучая и анализируя существующее классификации дидактических средств (В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова, М. Годлевского и др.), мы пришли к выводу, что дидактические средства по содержанию и функциям достаточно многообразны, так как направлены на решение различных прикладных задач образовательного процесса, и практически во всех современных классификациях присутствуют дидактические средства, основанные на применении информационных технологий.
Электронные учебные пособия как дидактические средства требуют отдельного рассмотрения, так как подчиняются принципам и классификации учебных изданий, в тоже время являются программными продуктами, которые должны удовлетворять требованиям Общероссийского классификатора продукции и услуг. Как правило, принято электронные учебные пособия подразделять:
по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;
по структуре;
по организации текста;
по характеру представляемой информации;
по форме изложения;
по природе основной информации;
по технологии распространения;
по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания [3].
Рассмотрим более подробно классификацию электронных дидактических средств по функциональному признаку, определяющему их роль в организации учебного процесса [1]:
программно-методические (учебные планы, программы, графики, журналы);
учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
В этой классификации для нас больший интерес представляют учебные пособия, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения, за счёт использования дополнительных возможностей по сравнению с печатными изданиями (например, применение текстовой и гипертекстовой структуры, а также фреймовой – объединённая информация на одной странице с нескольких страниц, применение заданий различной сложности и т.д.). Применение дополнительно компьютерной анимации позволяет «оживить» учебный процесс и более наглядно, доступно и интересно излагать учебную информацию. Учебные пособия, как правило, строятся по модульному принципу: теоретическая часть, практическая часть и контролирующий знания материал, что позволяет легко ориентироваться обучающемуся. Например, с помощью гиперссылок можно перемещаться не только по тексту (картинкам и графикам) учебника, но и перейти на сайт в интернете с необходимой информацией. Более того, сетевые ресурсы интернета предоставляют учащемуся возможность контактировать с другими студентами, оставаясь на своем рабочем месте, что позволяет реализовать принцип взаимообучения.
Мы считаем, что современные электронные учебные пособия более эффективно позволяют:
овладеть обучающимися учебным материалом;
формируют умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
активизируют познавательную активность учащихся;
реализовать индивидуальный подход в обучении за счёт обратной связи и оперативной диагностики ошибок в решении практических заданий;
облегчают работу преподавателя, так как высвобождают учебное время за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных операций;
осуществляется формирование новой культуры учебной деятельности, основанной на различных информационных технологиях.
Таким образом, современное электронное учебное пособие, адаптированное к профессиональному профилю и обучаемой аудитории, разработанное на основе выделенных технолого-эргономических и педагогических принципов становится одним из наиболее перспективных и эффективных дидактических средств.
Библиографический список
Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга [Текст] / С.Г. Антонова, Л.Г. Тюрина. - М., 2001.
Круглова, Н.Р. Педагогический мониторинг как компонент системы управления качеством подготовки специалиста / Технологическое образование и устойчивое развитие региона, 2008, Т.2, С.247.
Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 10 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884 (дата обращения 13.04. 2018).