Методическое пособие для учителей начальных классов. Познаём себя
Познаём себя
Методическое пособие для учителей начальных классов
Ульяновск
2022
Методическое пособие «Познаём себя»
Автор: Ермакова А. В
Вниманию учителей начальных классов предлагается методическое пособие по формированию личностных УУД на уроках литературного чтения ( 2 класс).
Методическое пособие «Познаём себя» адресовано учителям начальных классов, в том числе и тем, кто начинает свою профессиональную педагогическую деятельность и студентам педагогических колледжей.
В работе представлены методические приёмы по формированию личностных УУД и разработанные технологические карты уроков по литературному чтению.
Содержание
Введение…………………………………………….4
Раздел 1. Методические приёмы……..…………...6
Раздел 2. Вариант тематического плана работы по реализации уроков литературного чтения по формированию личностных УУД ...……………..17
Раздел 3. Конспекты проведения уроков...............20
Уважаемые учителя!
В ажнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно, ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения.
На основании содержания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования важным аспектом результата образования является формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих разностороннее развитие личности обучающихся.
Проблема формирования личностных универсальных учебных действий актуальна в XXI веке.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
Урок литературного чтения — особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным, потому что ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его.
Таким образом, предмет «Литературное чтение» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», дает возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас. Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
Желаем успехов в работе!
Раздел 1. Методические приёмы
Методический прием " Толстые и тонкие вопросы"
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? | Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? |
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
отрабатывает умения формулировать вопросы;
воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
умения погружаться в текст;
способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:
На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.
Приём может быть использован на уроках любого цикла.
Работа с его применением строится в 3 этапа:
I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам следует учиться составлять их полностью.
II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме
Задача предподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.
Методический прием " Лови ошибку"
При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.
Итак:
Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
Используйте доску, мультимедиа, карточки.
Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).
Выход за пределы.
В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма «Смешарики».
Отсроченная реакция.
Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определенная пауза. Это позволяет «подтянуться» тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию.
В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик- флегматик, поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
Театрализация.
Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Этому способствует технология игры, главная задача которой, понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры. Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд – сценическое упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актёрского искусства. Одним из примеров группового этюда является инсценировка. Упражнения типа « читайте по ролям , инсценируйте рассказ» занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроках литературного чтения. Инсценировка всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребёнок будет играть.
Затем читают рассказ по ролям и инсценировку его. Нужно сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Время от времени целесообразно давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, чтобы они почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.
Комментированное чтение.
Школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору.
Что такое комментированное чтение?
Приём комментированного чтения используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
1. Читают текст вслух дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
2. Если в ходе комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с учительской точкой зрения.
3. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя - когда он «вязнет» в своих комментариях, формулирует громоздкие вопросы и повторяет их по нескольку раз, пытается комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст - главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает её более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развёрнутыми, нужно позволить им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, можно предложить им начало ответа, подсказать ответ интонацией.
4. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
5. Учитель комментирует текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение.
6. Прерывать чтение ребёнка нужно мягко и естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребёнком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свёрнутый»;
б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свёрнут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно?..»). Следует избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.
Раздел 2.
Тематический план проведения уроков литературного чтения по формированию личностных УУД
№ | Тема | Формируемые УУД |
1 | А.Л. Барто «Снегирь» | Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие |
2 | В. К. Железняков «Рыцарь» | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие. |
3 | А. Г. Алексин «Первый день» | Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания; ориентацию в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. |
4 | С. Я. Маршак «Друзья – товарищи» | Личностные: формировать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения; оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей, анализировать поступки и характер героев, развивать умение находить главную мысль. |
5 | В. И. Суриков «Портрет дочери» | Личностные: оценивать свои переживания, вызванным произведением искусства |
6 | В. А. Осеева «Обидчики» | Личностные: формировать умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами |
7 | М. М. Зощенко «Самое главное» | Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие |
8 | А. Н. Плещеев «Весна», «Птичка» | Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Раздел 3.
Конспекты проведения уроков литературного чтения по формированию личностных УУД
Класс: 2
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Тема: «А. Л. Барто «Снегирь»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: знакомство учащихся с биографией А.Л.Барто и её стихотворением «Снегирь».
Задачи:
Образовательные: расширять знания о творчестве А. Л. Барто; формировать умение характеризовать героя, прогнозировать его поступки.
Развивающие: активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.
Воспитательные: воспитывать положительное к учебному предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.
Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие
Метапредметные:
Регулятивные: выполнение действий в устной и письменной форме
Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.
Коммуникативные формулировать высказывание, мнение; строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы и высказывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. Э. Э. Кац. Издательство «Астрель». Страницы: 116-119.
Эскиз доски
Речевая разминка | 23 апреля Классная работа Тема: А. Л. Барто «Снегирь» | Портрет А. Барто |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствуют учителя | Коммуникативные: умение слушать |
Организация учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.) | Речевая разминка Шесть мышат в шалаше шуршат. Почитать выразительно. Мышонку шепчет мышка: Ты все шуршишь, не спишь? Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише! | Читают глазами Читают быстро Читают с вопросом Читают выразительно | Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Поиск решения («открытие» нового знания). (7 мин.) | В день, когда в саду метели пели, На рябине яблоки поспели... Только я сорвать одно хотела, Яблоко вспорхнуло, улетело, И уселось веточкой повыше! Ты об этом чуде раньше слышал? Если да, скорее говори: "Яблоки зимою... - это Снегири". А вы видели эту птичку? Что вы знаете о снегире? | Да Серенькая птичка с красной грудкой | Регулятивные: выполнение действий в устной и письменной форме Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания |
Первичное закрепление. (7 мин.) | Да ребята, снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, чёрной головой. Летает снегирь легко и красиво. Снегири обычно держаться небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. Изредка она передвигается, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Вот к клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут. С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрытая в ветках. Снегири украшают зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием. О ком же мы сегодня будем говорить? Правильно ребята мы с вами сегодня познакомимся со стихотворением «Снегирь» А. Л. Барто | О снегире | Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Физкультминутка (3 мин.) | Видеоролик | Учащиеся выполняют действия | |
Включение нового знания в систему знаний. (7 мин.) | Сегодня мы с вами поговорим о таком детском писателе, как Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище. Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Это известная детская поэтесса, чьи стихи в нашей стране знают все. Спросите у любого ребенка любит ли он стихи А.Барто и он ответит: «Да!». Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить. Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение «Снегирь», а вы внимательно послушайте. Проведём небольшую словарную разминку. На доске у меня написаны слова (Арбат, Галоши, Скажите на милость) Ребята, как вы понимаете слова из этого стихотворения? Арбат – одна из старейших улиц Москвы. Галоши – непромокаемая, обычно резиновая обувь. Скажи на милость - выражение удивления чем-либо. Понравилось ли вам прочитанное стихотворение? Кто является главным героем стихотворения? Что делал мальчик, чтобы ему купили снегиря? А сейчас, ребята, вы будите читать стихотворение, следите внимательно, я остановлю, продолжит кто-нибудь другой. А затем будем анализировать это стихотворение. Анализ стихотворения Составим палитру настроения. Как менялось настроение мальчика с начала повествования и до конца? Прочитаем первую часть. Взяли карандаш, подчеркнули слова, которые использует автор, чтобы передать, что для мальчика значит птичка? Прочитаем вторую. Какие слова подтверждают горе мальчика и его нестерпимое желание иметь птичку? Прочитаем третью часть. Какие слова подтверждают радость мальчика? Как автор относится к мальчику? Каким тоном мы начинаем читать стихотворение? А потом? Как заканчиваем? Давайте прочитаем это стихотворение ещё раз, попробуем передать при чтении свои чувства и свое отношение. Какими строчками заканчивается стихотворение? Какой знак стоит в конце этих строк? С какой интонацией он читается? Кому задает мальчик вопрос? Для чего Агния Барто закончила стихотворение именно этими строчками? Раз мальчик задает вопрос, значит, он сомневается, нужно ли ему вести себя плохо. Хочет ли он сам этого? А если заменить вопросительный знак в конце предложения на восклицательный, что изменится? А вы бы хотели иметь такую птицу дома? Какой совет можете дать Мальчику? Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки. Работа в группах: Составьте модель- описание наших героев. На ваших столах карточки с характеристикой героев . Выберите нужные высказывания для каждого героя и соедините их стрелкой. Чему учит стихотворение А. Барто? | Слушают биографию А. Л. Барто Слушают стихотворение, следят глазами за текстом. Да Мальчик Вел себя хорошо Читают стихотворение Что теперь не спиться мне. Я не мог ни на минутку Из-за этой самой птицы Было сухо, но галоши Я почти не спорил с дедом, Я с девчонками не дрался Я принес его домой. Наконец теперь он мой! Я им буду любоваться, сочувствует, понимает, жалеет, немного иронично спокойным, размеренным грустным, тоскливым, но с надеждой радостно Значит, снова можно драться / Завтра утром во дворе? Вопросительный Самому себе Мальчик очень ждал, пока ему купят снегиря. Ему приходилось с трудом удерживать себя, чтобы не подраться И теперь наконец-то можно не притворятся больше, можно даже драться, ведь мама купили снегиря, но драться уже не очень хочется. Сомнений не останется. Мальчик уверенно ответил бы, что можно «драться завтра утром на дворе! Нет на нее можно посмотреть на улице Отпустить снегиря на волю Снегирь: ярко-розовый, милый, сидит, свистит, в клетке Мальчик: целеустремлённый, настойчивый, мечтает, старается, счастлив Быть добрыми | Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи. Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам. Коммуникативные формулировать высказывание, мнение; строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы и высказывать свою точку зрения. Личностные: формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов (3 мин.) | О какой птичке мы говорил сегодня? С каким стихотворением мы познакомились на уроке? Кто его автор? Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке литературного чтения? Что вам особенно запомнилось? Лесенка успеха верхняя ступенька , у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось. средняя ступенька , у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы нижняя ступенька , у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось | О снегире «Снегирь» Барто Ответы детей Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные: выполнение действий в устной форме Коммуникативные: умение оценить свою работ на уроке |
Домашнее задание. (2 мин.) | Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 116-119 учить стихотворение | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Класс: 2
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Тема: Железняков «Рыцарь»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: знакомство учащихся с творчеством В.К.Железнякова и его произведением «Рыцарь»
Задачи:
Образовательные: формировать знания о творчестве В.К.Железнякова, познакомить с его произведением «Рыцарь»; закреплять умения характеризовать состояние героев
Развивающие: развивать умения объяснять смысл названия произведения, выявить причины поступков персонажей, определить своё отношение к ним.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения, совершенствовать навыки общения.
Планируемые результаты:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнение действий в устной и письменной форме
Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам
Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение; строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы и высказывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. Э. Э. Кац. Издательство «Астрель». Страницы: 120-123.
Эскиз доски
Речевая разминка | 30 апреля Классная работа Тема: Железняков «Рыцарь» | Портрет Железнякова |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствуют учителя | Коммуникативные: умение слушать |
Организация учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.) | Речевая разминка. Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение. Научись на свой поступок посмотреть со стороны, Будут сразу и удачи, и неверности видны! И тогда свои ошибки ты не станешь повторять, А разумным и культурным человеком сможешь стать! Попробуйте прочитать его радостно; грустно; сердито. Спрашиваю стихотворение «Снегирь» наизусть | Читают жужжащим способом Читают радостно Читают грустно Читают сердито Читают стихотворение «Снегирь» | Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Поиск решения («открытие» нового знания). (7 мин.) | Ребята, а кто такой рыцарь? А где мы можем узнать значение этого слова? Посмотрим значение этого слова в словаре нашего учебника. Каким вы представляете себе рыцаря? Ребята, а можем ли мы сегодня встретить рыцаря? Если да, то где? А можно назвать какого-нибудь человека рыцарем? Конечно же, это рыцарь, закованный в латы. Рыцари жили очень давно. Любой человек мог обратиться к ним за помощью. Особенно внимательны были рыцари к женщинам и старикам, потому что они физически довольно слабы и им очень трудно постоять за себя. С тех давних пор рыцарем называют любого человека, который внимателен к слабым, защищает их, помогает преодолевать трудности | Рыцарь это защитник… В учебнике | Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам |
Первичное закрепление. (7 мин.) | Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением, которое называется «Рыцарь», а написал его Владимир Карпович Железников. При чтении рассказа нам встретятся непонятные для нас слова, разберем их: Настежь – распахнуть совсем, до конца. Страсть – сильное влечение к чему-л., постоянная склонность. «Волга» - марка легкового автомобиля. Капот – откидная крышка в автомобиле. Великодушно – обладающий высокими душевными качествами. Откроем учебник на стр.120. Я начинаю читать все остальные внимательно следят. Чтение и анализ первой части (до слов: “И он, Саша, пошел в глубь гаража”). Вопросы после прочтения первой части: - Почему Саша подошел к гаражу? Почему он знал все марки автомобилей? Как Вы понимаете слова «Машины это его страсть?» Каким, по вашему мнению представлялся шофер Саше? - Почему? Как вы думаете что почувствовал Саша, когда шофер обратил на него внимание? Как отреагировал Саша на просьбу принести воды? Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку. Можем предположить кем хотел стать Саша, когда вырастит? Что будет дальше и почему? Продолжаем читать Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: “... шофера теперь считал лучшим своим другом”).читают ученики по цепочки Вопросы после прочтения второй части - Вспомните, из 1 части, как Саша заходил в гараж? Меняется ли в этой части состояние Саши? Почему? Какие слова использует автор, чтобы показать смену настроения персонажа? Саша еле дотащил полное ведро воды. Почему же он сказал шоферу неправду: «Ерунда, не такие таскал!»? Были ли у Саши основания считать шофера своим лучшим другом? Как шофер отнесся к мальчику? Свое мнение подтвердите текстом. Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом? | Настежь – распахнуть совсем, до конца. Страсть – сильное влечение к чему-л., постоянная склонность. «Волга» - марка легкового автомобиля. Капот – откидная крышка в автомобиле. Великодушно – обладающий высокими душевными качествами. Следят он знал все марки автомобилей у него была страсть к машинам шофер казался ему необыкновенным человеком разбирался в моторах, умел ездить на машинах радость, гордость с радостью захотел помочь он боялся да Саша перестал бояться, потому что шофер сам попросил его о помощи. Он тащил тяжелое ведро и улыбался, хотя “от собственной неловкости облил себе ноги” Ему хотелось показать, что он уже большой и достоин быть другом шофера «…протянул Саше руку», «Заходи, когда будет время». Нет | Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Физкультминутка (3 мин.) | Видеоролик | Выполняют движения | |
Включение нового знания в систему знаний. (7 мин.) | Продолжим читать я читаю вы следите. Чтение и анализ третьей части (читает учитель) Каким предстал перед вами шофер в этой части? Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему? Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? Подтвердите свое мнение текстом. Сравните, как описывает автор действия Саши в начале рассказа и в конце. Изменился ли сам Саша? Чем вызван его отчаянный поступок? Какие чувства при этом испытывал Саша? Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? Прочитайте в тексте Почему шофер рассмеялся? От чего ему было стыдно? Как автор передаёт душевное состояние бабушки? В начале нашего урока я задала вам вопрос: «Ребята, а можем ли мы сегодня встретить рыцаря? А назвать какого-нибудь человека рыцарем?» Почему свое произведение автор назвал «Рыцарь»? Какое значение этого слова в рассказе? -Автор передает душевное состояние бабушки через песню, он говорит, что у нее «в голове запела старая, забытая песня». Как вы это понимаете? | грубый, невоспитанный мнение детей да да, изменилось заступился за бабушку «…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…» ему нечего было сказать, ему было стыдно что замечание сделал «маленький мальчик..., о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы» Бабушка испытывала гордость за внука, радость, что у неё есть такой защитник благородный человек она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо | Регулятивные: выполнение действий в устной и письменной форме Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение; строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы и высказывать свою точку зрения. Личностные: оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов (3 мин.) | С каким произведение мы сегодня познакомились? Кто его автор? Что вы чувствовали, когда читали это произведение? Закончи предложения Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… И закончить урок я хочу словами «Хочешь уважения – не начинай с оскорбления». Ребята, будьте добры, внимательны и терпимы к друг другу. Уважайте друг друга. Только тогда счастлив человек, когда счастливы его близкие. -Урок закончен. Спасибо за работу. | Рыцарь Железняков Оценивают работу на уроке | Регулятивные: выполнение действий в устной форме Коммуникативные: умение оценить свою работ на уроке |
Домашнее задание. (2 мин.) | Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 120-123 пересказ | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Класс: 2
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Тема: А. Алексин «Первый день»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: ознакомление учащихся с произведением А. Алексина «Первый день»
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве А.Алексина; закрепить умения выразительно читать текст
Развивающие: развивать навыки осмысленного и выразительного чтения
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и родителям
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умения выразительно читать текст, делая нужные паузы; выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.
Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания; ориентацию в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей.
Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся высказывать свои предположения на основе работы с произведением.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение.
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. Э. Э. Кац. Издательство «Астрель». Страницы: 124-126
Эскиз доски
Речевая разминка | 3 мая Классная работа Тема: А. Алексин «Первый день» | Иллюстрация к произведению |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствуют учителя | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Организация учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.) | Речевая разминка Давайте выполним упражнение на дыхание. Представим, что мы находимся в цветочном магазине и выбрали самый красивый цветочек и понюхаем его. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Посмотрите на доску перед вами скороговорка. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. Прочитайте ее про себя. А теперь кто хочет прочитать в слух проговаривая все звуки? А кто хочет прочитать быстро? Приступим к следующему заданию. Перед вами предложение. Каждое утро я хожу в школу Давайте прочитаем его тихо, тихо. Теперь обычным голосом. А теперь громко. Спрашиваю наизусть рассказ «Рыцарь» | Читают про себя В слух Быстро Читают тихо Обычным голосом Быстро Рассказывают рассказ «Рыцарь» | Коммуникативные: выполнение действий в устной форме |
Поиск решения («открытие» нового знания). (7 мин.) | Ребята, определите фамилию автора, с произведением которого сегодня познакомимся на уроке : А.Барто, А.Алексин, С.Маршак Сегодня мы познакомимся с рассказом Алексина «Первый день» | Эту фамилию можно исключить, так как Барто и Маршак – поэты. В фамилиях этих авторов 2 слога, а в фамилии Алексин -3 слога. Следят за текстом Но вот наступило утро, когда все окна были в извилистых водяных тропинках, дождь бесчисленными молоточками заколачивал что-то в крышу. | Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания |
Первичное закрепление. (7 мин.) | Чтение рассказа учителем Работа по учебнику Прочитай, каким был день, когда Шурик отправился в школу? Какой это был праздник? Почему мама шла вслед за сыном и почему спряталась за углом? Что происходило в классе? Что почувствовал Шурик, когда увидел маму? Шурик соскучился по маме; мама стояла под дождём, Шурик начал беспокоиться о маме Возможно, изменилось отношение Шурика к маме и потому, что он действительно повзрослел, стал понимать маму и её состояние. Иногда человек может за короткое время повзрослеть, начинает думать по-другому и лучше понимать других. И это хорошо. Порадуемся за Шурика. | 1 сентября Мама волновалась за Шурика, потому что он шёл в школу в первый раз. Потому что мама не хотела чтобы Шурик ее заметил. Учитель попросила Шурика закрыть окно. Но в окне он увидел маму. Он обрадовался маме и хотел сказать ей, что все хорошо, чтобы мама не волновалась | Предметные: формировать умения выразительно читать текст, делая нужные паузы; характеризовать состояние героев Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания; ориентацию в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. |
Физкультминутка (3 мин.) | Физкультминутка (видеоролик) | Учащиеся выполняют действия | |
Включение нового знания в систему знаний. (7 мин.) | Как вы думаете, чему учит нас этот рассказ? Пословицы: Как вы думаете, какая из них могла бы стать заглавием этого рассказа? "Как вырастишь с мать - всё будешь знать", "Ближе матери друга нет", "Птица рада весне, а дитя - матери" Мама - это самый дорогой и близкий вам человек на свете. Не зря говорится в поговорке "При солнышке - светло, при матушке - добро". И вы должны не только любить маму, но и беречь её, доставлять ей радость. Общение с мамой не только вам приятно, но и ей Чтение по цепочке. Теперь давайте разделим рассказ на части. Как вы думаете на сколько частей его можно разделить? Как мы их назовем? О чём будет рассказываться в первой части? Во второй части? Тонкий и толстый вопрос 1.Кто у нас главный герой? 2.Как его зовут? 3.Почему его зовут Шурик, а не Саша или Александр? 4.Каким вы представляете Шурика? 5. Почему не хотел, чтобы его мама пошла с ним вместе? 6.Кого увидел Шурик, когда учитель попросила прикрыть окно? 7.Шурик смог рассердиться на маму? 8.Что почувствовал он, когда увидел маму из окна? | Лучше понимать других Читают по цепочке. На 2 части. Чудесное осеннее утро Шурик в школе 1.Мальчик 2.Шурик 3.Потому что он ещё маленький 4.Самостоятельным, смелым 5. Шурик хотел быть взрослым 6. Маму 7.Нет 8.Шурик хотел высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть ей: «Не волнуйся! Не волнуйся мамочка… Всё хорошо!» | Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся высказывать свои предположения на основе работы с произведением. Личностные: ориентацию в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение. |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов (3 мин.) | Какой рассказ мы сегодня читали? Кто его автор? Лесенка успеха верхняя ступенька , у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось. средняя ступенька , у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы нижняя ступенька , у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось | Первый день Алексин | Регулятивные: выполнение действий в устной форме Коммуникативные: умение оценить свою работу на уроке |
Домашнее задание. (2 мин.) | Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 124-126 пересказ | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Класс: 2
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Тема: «С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: ознакомление учащихся с произведением С. Маршака «Друзья-товарищи»
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве С. Маршака; формировать умения анализировать произведение на доступном учащимся уровне
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, умения находить ответы на вопросы,
Воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения
Планируемые результаты:
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух осмысленно, передавая нужную информацию; объяснять смысл названия
Личностные: формировать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения; оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей, анализировать поступки и характер героев, развивать умение находить главную мысль.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме
Познавательные: самостоятельно находить значения отдельных слов в словаре учебника
Коммуникативные: высказывать свое мнение, выслушивать мнения других людей, сотрудничать с одноклассниками
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. Э. Э. Кац. Издательство «Астрель». Страницы: 127
Эскиз доски
Речевая разминка | 7 мая Классная работа Тема: с. Маршак «Друзья-товарищи» | Портрет писателя |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствуют учителя | Коммуникативные: умение слушать |
Организация учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.) | Речевая разминка Сейчас немножечко разомнемся Читай скороговорки быстро, не ошибайся. | Быстро читают скороговорки Пересказывают рассказ | Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Поиск решения («открытие» нового знания). (7 мин.) | Прослушивание песни о дружбе. О чем эта песня? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор на уроке? Портрет писателя Кто узнал этого детского поэта и писателя? Его произведения вы уже читали. Это - Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Живя в г. Екатеринодаре (Краснодар), Маршак организует комплекс культурных учреждений для детей, в частности создает один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). Книги Маршака переведены на многие языки мира. Когда вы пришли в школу, у вас, конечно, появились новые друзья или хотя бы один друг. А может быть, не появились? Почему? Всем ведь понятно, что быть одному очень плохо. Многие поэты и писатели писали о друзьях и дружбе. В том числе писал о дружбе и Маршак | Песня о дружбе О друзьях Слушают учителя | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме Личностные: формировать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения |
Первичное закрепление. (7 мин.) | Откройте учебники на странице 127. Посмотрите на вторую часть стихотворения, чего там не хватает? Выбери слова, которые можно поставить в конце строчек во 2-й части стихотворения: Стихотворение «Друзья-товарищи». Подумайте над его названием. Кто такой друг? А кого можно назвать другом? Словарная работа «Друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией». «Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой» - словарь С.И.Ожегов. А что такое дружба? «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» - словарь С.И.Ожегов. А кто такой товарищ? «Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь». А чем же отличаются друг от товарища? | День стоял веселый Раннею весной. Шли мы после школы — Я да ты со мной. Куртки нараспашку, Шапки набекрень, — Шли куда попало В первый теплый день. Шли куда попало — Просто наугад, Прямо и направо, А потом назад. А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. Весело бродили Я да ты со мной, Весело вернулись К вечеру домой. Весело расстались — Что нам унывать? Весело друг с другом Встретимся опять! Друг – близкие доверительные отношения, а товарищ – человек, к которому хорошо относишься. | Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух осмысленно, передавая нужную информацию; объяснять смысл названия Личностные: развивать умение находить главную мысль Познавательные: самостоятельно находить значения отдельных слов в словаре учебника |
Физкультминутка (3 мин.) | Видеоролик | Выполняют движения | |
Включение нового знания в систему знаний. (7 мин.) | Работа с текстом. Чтение стихотворения учителем Анализ стихотворения. Какое настроение у героев стихотворения? Почему вы так решили? Можно ли героев назвать друзьями? Почему вы так решили? А товарищами? Чтение стихотворения учащимися Какое чувство испытали герои? Автор называет его или вы сами догадались? Какие строчки стихотворения подходят к рисунку? На странице 127. Работа с пословицами Нет друга – ищи, нашёл – береги. Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь. Человек без друзей, что сокол без крыльев. | Шли куда попало, было вдвоем хорошо и интересно Еще нет доверительных отношений, они только зарождались, все еще впереди! Чтение по цепочке | Личностные: формировать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения; оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей, анализировать поступки и характер героев, развивать умение находить главную мысль. |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов (3 мин.) | Какое стихотворение мы сегодня изучали? Кто его автор? Закончи предложения Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… | Друзья-товарищи С. Маршак | Коммуникативные: умение слушать учителя умение оценивать свою деятельность Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Домашнее задание. (2 мин.) | Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 127 учить стихотворение | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Класс: 2
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Тема: Суриков «Портрет дочери»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формирование у учащихся умений описывать внешность человека, изображенного на портрете
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве Сурикова; формировать у учащихся умения составлять словесный портрет человека
Развивающие: развивать внимания к композиции и деталям картины, позволяющие понять состояние и настроение изображенного человека
Воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения, совершенствовать навыки общения
Планируемые результаты:
Предметные: пересказывать содержание произведения изобразительного искусства
Личностные: оценивать свои переживания, вызванным произведением искусства
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме
Познавательные: анализировать композицию картины, осознавать эмоционально-смысловые связи ее элементов
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. Э. Э. Кац. Издательство «Астрель». Страницы: 127
Эскиз доски
Речевая разминка | 14 мая Классная работа Тема: Суриков «Портрет дочери» | Портрет дочери |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствуют учителя | Умение слушать |
Организация учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.) | Речевая разминка Учись отчётливо произносить звуки. Спрашиваю стихотворение «друзья-товарищи» | Повторяют за учителем Произносят быстро Читают наизусть стихотворение | Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Поиск решения («открытие» нового знания). (7 мин.) | Сегодня на уроке мы отправляемся в раздел «Картинная галерея». Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с репродукцией картины В. И. Сурикова «Портрет дочери художника». Что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться? Ответить на этот вопрос нам помогут вопросы из учебника на стр. 129. Сегодня на уроке мы научимся: - описывать внешность человека, изображенного на портрете; - определять его настроение - составлять словесный портрет человека | | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме |
Первичное закрепление. (7 мин.) | Давайте посмотрим на портрет. Кто его написал? Какое название? Где стоит девочка? Девочка стоит возле стены, возможно, это стена печи, т.к внизу есть заслонка. Во что одета девочка? Девочка одета в красное платье с мелкими белыми горошинами, с поясом и красным бантом. Верх платья украшает большой белый кружевной бант. На ногах девочки коричневые чулки и черные туфли. Посмотрите на лицо девочки, что она делает? Лицо Оли спокойное и довольное. Губы девочки улыбаются. Ее глаза, крупные, смотрят прямо. Чувствуется, что девочка старательно позирует своему отцу. Что находится в руках у девочки? В руках у девочки красивая кукла в белом пышном платье. Как по-твоему девочка относится к своей кукле? Девочка любит свою игрушку, поэтому крепко прижимает ее к себе, нежно обнимая куклу за талию. Что если бы, Суриков сделал стену темной? Суриков специально нарисовал свою дочь на белом фоне, чтобы ничто не отвлекало от ее портрета. И белый воротник тоже выбран специально, чтобы лучше было видно лицо. Если бы стены и кафель были бы темными, было бы труднее разглядеть, какая это милая и веселая девочка. | Суриков Портрет дочери Девочка стоит возле стены. Девочка одета в красное платье, с поясом, черные туфли. Она улыбается В руках у девочки красивая кукла Девочка любит свою игрушку Девочку было не видно, и была грустной | Личностные: оценивать свои переживания, вызванным произведением искусства Познавательные: анализировать композицию картины, осознавать эмоционально-смысловые связи ее элементов |
Физкультминутка (3 мин.) | Видеоролик | Выполняют движения | |
Включение нового знания в систему знаний. (7 мин.) | Теперь давайте составим словесный портрет девочки Расскажите, какой, по-вашему, была девочка? Девочка воспитанная. И не капризная, а уравновешенная. Она может часами позировать отцу, сдерживая свое любопытство, значит, она умеет вести себя. Во что любила играть она? С кем дружит? Наверное, у девочки много подруг. Они играют в куклы, разговаривая за них и придумывая разные сюжеты. Какой у нее был голос? Голос у девочки должен быть низковатым, не писклявым, не тонким. Она уверена в себе, и, наверное, любит командовать. Теперь давайте повторим все, что мы сказали о девочке | Девочка добрая любит играть в куклы девочка дружит с другими девочками Рассказывают словесный портрет девочки | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками Предметные: пересказывать содержание произведения изобразительного искусства Личностные: оценивать свои переживания, вызванным произведением искусства |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов (3 мин.) | Что мы сегодня делали на уроке? Кто автор картины? Как она называется? Выберите одно из предложений и закончите его. Мне было легко выполнять … Я испытывал(а) трудности… У меня особенно получилось… | Учились составлять словесный портрет Суриков Портрет дочери | Коммуникативные: умение слушать учителя умение оценивать свою деятельность |
Домашнее задание. (2 мин.) | Открываем дневники записываем домашнее задание написать портрет девочки | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Класс: 2
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Тема: В. Осеева «Обидчики»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений В.А. Осеевой.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости; совершенствовать умения и навыки выразительного чтения
Развивающие: Развивать навыки чтения, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения
Воспитательные: Воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: ознакомить с творчеством В.А. Осеевой, и её литературным произведение «Обидчики».
Личностные: формировать умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами
Метапредметные:
Регулятивные: Понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке
Познавательные: Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения
Коммуникативные: Формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. Э. Э. Кац. Издательство «Астрель». Страницы: 130
Эскиз доски
Речевая разминка | 15 мая Классная работа Тема: Осеева «Обидчики» | Иллюстрация к произведению |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствуют учителя | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Организация учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.) | Речевая разминка Ра-ра-ра-начинается игра Ры-ры-ры-а у нас в руках шары Ру-ру-ру-бью рукою по шару Да-да-да- из трубы бежит вода До-до-до- на дереве гнездо Ды-ды-ды-мы пошли по ягоды Ду-ду-ду-с мамой я домой иду Та-та-та-в нашем классе чистота Ту-ту-ту- наводим сами чистоту Ребята, сегодня мы с вами проводим урок литературного чтения по произведениям необыкновенного человека, талантливой великой детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. | Повторяют за учителем | Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Поиск решения («открытие» нового знания). (7 мин.) | Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Валентины Александровны Осеевой «Обидчики» Как вы думаете, о чём будет рассказ? | | Предметные: ознакомить с творчеством В.А. Осеевой, и её литературным произведение «Обидчики». |
Первичное закрепление. (7 мин.) | Сейчас я буду читать, а вы следите. Словарная разминка Ребята, все ли слова вам понятны? Перила- ограждение на краю лестницы Пролет-свободное пространство в лестничной клетке Лестница- сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам
Как зовут нашего героя? Сколько героев в рассказе? Чтение рассказа учащимися | Слушают рассказ Следят за прочтением текстом Толя В рассказе 3 героя Толя, мама и соседский мальчик Саша. Читают рассказ | Личностные: формировать умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами |
Физкультминутка (3 мин.) | Видеоролик | Выполняют движения | |
Включение нового знания в систему знаний. (7 мин.) | На кого жаловался Толя своей маме? Почему мама не поддержала жалобах своего сына? Где произошла встреча Толи и одного из его обидчиков, Саши? Что потерял Саша на площадке? Какая покупка должна была быть совершена на эту монетку? Отказался ли Саша от помощи Толи в поисках монетки? Из-за какого материала была сделана потерянная монета? За что Саша поблагодарил Толика? На основании чего Саша сказал, что ребята его не тронут? Права ли была мама Толи, что надо самому лучше относиться к ребятам? Какой вывод можно сделать из рассказа? Ребята как же звучит главная мысль произведения? Найдите это предложение в тексте. Кто сказал эти слова? | Толя жаловался на ребят во дворе Мама считала, что надо самому лучше относиться к товарищам Встретились мальчики на лестничной площадке Саша потерял монетку, на которую он должен был купить хлеб Саша не отказался от помощи Толи Монетка была из серебра Саша поблагодарил Толика за оказанную помощь Потому что Толя проявил участие, по-товарищески отнесся к Саше Да Нужно миролюбиво и доброжелательно относиться к людям, тогда стычек и обид будет гораздо меньше Надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать. Это сказала мама Толика. | Познавательные: Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения Коммуникативные: Формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы Личностные: формировать умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов (3 мин.) | Какой рассказ мы читали сегодня? Кто его автор? О чем мы сегодня говорили? Поднимите синий карандаш, если урок вам понравился, вам было интересно Поднимите красный карандаш, если вам было что-то не понятно, не интересно | Обидчики Осеева О том, что нужно лучше относиться к своим товарищам | Коммуникативные: умение слушать учителя умение оценивать свою деятельность Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Домашнее задание. (2 мин.) | Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 130 пересказ | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Класс: 2
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Тема: М. Зощенко «Самое главное»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: ознакомить учащихся с художественным произведением М. Зощенко «Самое главное»
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве М.М. Зощенко, формировать представление о добре, отзывчивости, о хороших качествах личности; совершенствовать навыки чтения, умение делить текст на части, подбирать к ним заголовки.
Развивающие: развивать память, внимание, сообразительность
Воспитательные: воспитывать желание становиться лучше и добрее
Планируемые результаты:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.
Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять действия в устной и письменной форме
Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам
Коммуникативные формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. Э. Э. Кац. Издательство «Астрель». Страницы: 131-135
Эскиз доски
Речевая разминка | 16 мая Классная работа Тема: М. Зощенко «Самое главное» | Иллюстрация к рассказу |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствуют учителя | Коммуникативные: умение слушать |
Организация учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.) | Речевая разминка. Прочитайте «жужжащим» способом стихотворение. Научись на свой поступок посмотреть со стороны, Будут сразу и удачи, и неверности видны! И тогда свои ошибки ты не станешь повторять, А разумным и культурным человеком сможешь стать! Попробуйте прочитать его радостно; грустно; сердито. Пересказ рассказа Осеевой «Обидчики» | Читают жужжащим способом Читают радостно Читают грустно Читают сердито Пересказывают рассказ | Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Поиск решения («открытие» нового знания). (7 мин.) | Откройте учебник на странице 131. Над каким рассказом мы сегодня будем работать? А кто автор этого рассказа? Послушайте немного об авторе. Михаил Михайлович Зощенко – это детский писатель. Жил он в 20 веке. Михаил Зощенко писал рассказы о детях на войне, о животных, смешные рассказы о детях. | Открывают учебники. Мы будем работать над рассказом «Самое главное» М. Зощенко | Регулятивные: выполнение действий в устной и письменной форме Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания |
Первичное закрепление. (7 мин.) | Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: какого человека вы считаете храбрым? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу! Сначала рассказ вам прочитаю я, а после будем читать его по цепочке Каким был мальчик Андрюша? От чего грустила мама Андрюши? Найдите строки в учебнике и зачитайте. А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше? Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать? Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать? Как Андрюша плыл в лодке? Андрюше не хватило знаний и умений грести лодку Как относится автор к своему герою? Как он его называет? Какова идея произведения? А понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым? | Трусливым И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок. Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас! Мальчики побили Андрюшу Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать. Попробуй только залай на меня — получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове. А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега, и сам вскочил в неё. А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло — он не умел грести Андрюша автор показал важность знаний я буду всему учиться | Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним. Коммуникативные формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Физкультминутка (3 мин.) | Видеоролик | Учащиеся выполняют движения | |
Включение нового знания в систему знаний. (7 мин.) | Чтение по цепочке Тест 1.Чего Андрюша боялся больше всего? Собак Мальчишек Змей 2. Как звали главного героя? Рыженький Пестренький Трусливенький 3. Любят ли трусливых? Нет Да Всем плевать на них 4.Что решил Андрюша? Стать космонавтом Стать храбрым Стать волком 5. Кому Андрюша рассказал о его желании? Маме Сестре Бабушке 6.Что мальчики сделали с Андрюшей? Побили Оплевали Посадили в яму 7.что взял Андрюша из дома? Биту Палку Собаку 8.Кого Андрюша встретил во дворе? Собаку Мышь Змею 9. Что нужно уметь, кроме того, чтобы быть храбрым? Абсолютно все Уметь бегать Уметь грести 10. Что самое главное? Учеба Храбрость Собаки | Читают по цепочке Мальчишек Рыженький Нет Стать храбрым Маме Побили Палку Собаку Абсолютно все Учеба | Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы Личностные: формировать ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов (3 мин.) | С каким автором сегодня мы познакомились? С каким рассказов этого писателя? «Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. | М.М. Зощенко Самое главное Оценивают свою работу на уроке | Коммуникативные: умение слушать учителя умение оценивать свою деятельность Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Домашнее задание. (2 мин.) | Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 131-135 пересказ. | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение слушать учителя |
Класс: 2
УМК: Планета знаний
Предмет: Литературное чтение
Тема: Плещеев «Весна», «Птичка»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: ознакомление учащихся с биографией А.Н. Плещеева и его стихотворениями «Птичка», «Весна»
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о творчестве А. Н. Плещеева; совершенствовать умения работать над выразительным чтением стихотворений А.Н Плещеева «Птичка», «Весна»
Развивающие: развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста
Воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения, совершенствовать навыки общения.
Планируемые результаты:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.
Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять действия в устной и письменной форме
Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам
Коммуникативные формулировать высказывание, мнение; строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы и высказывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. 2 часть. Э. Э. Кац. Издательство «Астрель». Страницы: 138-139
Эскиз доски
Речевая разминка | 17 мая Классная работа Тема: Плещеев «Весна», «Птичка» | Портрет Плещеева |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (2 мин.) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Приветствуют учителя | Коммуникативные: умение слушать |
Организация учебно-познавательной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин.) | Речевая разминка Читай целыми словами. сосна – насос банка – кабан весна – навес нора – рано марка – рамка палка - лапка Отгадайте загадку Рыхлый снег О каком времени года мы будем говорить на уроке? Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Птичка», «Весна» автор Плещеев Алексей Николаевич. | Читают слова | Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Поиск решения («открытие» нового знания). (7 мин.) | Рассказ о поэте. Алексей Николаевич Плещеев- поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием маленького Алёши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. Пожеланию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет. Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку. Ребята, что вы запомнили об авторе? Молодцы, а сейчас мы познакомимся со стихотворением «Птичка» Я вам его прочитаю, а вы слушайте и запоминайте его содержание - Понравилось ли вам стихотворение? -Какое настроение вызывает оно? - Как автор зовёт птичку? - Читаем по четверостишию | Слушают Ответы детей Да Грустное Певунья, резвая | Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи. Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания |
Первичное закрепление. (7 мин.) | - Давайте с вами проанализируем стихотворение, начинаем с 1-го четверостишия. - Что автор говорит о птичке? - Когда она прилетела? -Какие птицы уже прилетели к нам? -Следующее четверостишие: -Как автор описывает природу? -Как автор описывает тростник? Зачитайте - 3 четверостишие - Как автор описывает дождик? - Какая погода, когда льёт дождик? - В этом стихотворении автор описывает, в каких трудных условиях совершают полёт с юга в наши края птицы. - Давайте с вами рассмотрим иллюстрацию. - Опишите, что вы видите? - Теперь открываем рабочие тетради, на стр 38 | Прилетела рано Тростник сухой, желтый Небо все заволокло Хлынул, словно из ведра Скучно, холодно Дождик сильный, ветер порывистый, тростник клонит до земли. | Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие |
Физкультминутка (3 мин.) | Видеоролик | Выполняют движения | |
Включение нового знания в систему знаний. (7 мин.) | Упражнение 3 - Вам нужно будет нарисовать рисунок к стихотворению Плещеева Алексея Николаевича «Птичка» - Что можно изобразить? Познакомимся со стихотворением «Весна» (аудиозапись) Какие слова вам непонятны? Повеяло - дуть Лазурь - светло-синий цвет, синева Миновала - прошла Буря-ненастье. А какое по настроению это стихотворение? О чём это стихотворение? Как вы думаете, что хотел сказать нам - читателям поэт? Прочитайте 1 строфу. Найдите строчки, которые говорят о приближении весны? Назовите олицетворение, которое использует Плещеев? Подберите слова близкие по значению к слову «засвищут» (закричат, запоют).
Во втором стихотворении («Весна») происходит обратное. Настроение автора приподнятое, о чем свидетельствуют строчки | (птичку, дождик, траву) (Пробуждение природы весной). (Природа красива в любое время года). Уж тает снег, бегут ручьи «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла». Скучно, холодно, как будто | Коммуникативные формулировать высказывание, мнение; строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы и высказывать свою точку зрения. Личностные: ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие. |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов (3 мин.) | С каким стихотворением познакомились? Кто автор? Пять пальцев: я узнал, меня удивило, мне не понравилось, мне понравилось, для меня стало новым. | «Весна» «Птичка» Плещеев | Коммуникативные: умение слушать учителя умение оценивать свою деятельность Регулятивные: выполнение действий в устной форме |
Домашнее задание. (2 мин.) | Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 138-139 выберите одно из стихотворений и выучите | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение слушать учителя |
19