Методическое пособие для учителей физической культуры и учителей начальных классов «Подвижные игры»
«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов)
«Подвижные игры» для детей 7-11лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств. Электронное методическое пособие для учителей физической культуры, учителей начальных классов. Пособие включает в себя описание подвижных игр для детей 7-11 лет. Учителя образовательных учреждений могут использовать предлагаемые игры при проведении физкультурных занятий, включать в праздники и досуги, проводить во время прогулок на воздухе. Родители могут играть с детьми во время летнего отдыха. Методические рекомендации помогут правильно организовать подвижные игры для учителей образовательных учреждений, родителей.
Содержание
Введение Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Гимнастика с элементами акробатики" |
3 6 |
|
|
1. «Эстафета с лазанием и перелазанием» |
6 |
2. « Куры в огороде» |
6 |
3. «Караси и рыбак» |
7 |
4. «Сокол и лиса» |
7 |
5. «Посадка картофеля»
Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Легкая атлетика" |
7
8 |
|
|
1. "Шишки-желуди-орехи" |
8 |
2. «Лабиринт» |
8 |
3. Бег командами («сороконожка»). |
9 |
4. «Бери и убегай». |
9 |
5. "День и ночь" |
10 |
6. "Встречная эстафета" |
11 |
7. «Вызов номеров». |
12 |
8. «Гонка паровозов». |
12 |
9. «Удочка» |
13 |
10. "Белые медведи" Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Лыжная подготовка" |
13 15 |
|
|
1. «На одной лыже» |
15 |
2. "То на право, то на левой" |
15 |
3. «По снежному склону» |
15 |
4. «Вакантное место» |
15 |
5. "Спуск с метанием снежков"
Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Спортивные и подвижные игры" 1. "Мяч на полу" 2. "Салки с мячом" 3. "Эстафета с мячом по кругу" 4. "Подвижная цель" 5. "Точно в цель" 6. "Подбрось-поймай" 7. "Обведи и прокати" 8. "Мяч с четырех сторон" 9. "25 передач" |
16
17
17 18 18 19 19 20 20 21 21 |
|
|
10. «Мяч в корзину» |
22 |
11. «Перестрелка» |
23 |
12. «Охотники и утки» |
23 |
Показатели двигательной подготовленности учащихся 7-8 лет |
24 |
Показатели двигательной подготовленности учащихся 8-9 лет |
24 |
Показатели двигательной подготовленности учащихся 9-10 лет |
25 |
Показатели двигательной подготовленности учащихся 10-11 лет |
25 |
Используемая литература |
26 |
Введение
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций [14].
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно-рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс [11].
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
В содержательную часть пособия включены подвижные игры и спортивные эстафеты, которые выступают как средства организационно несложного и эффективного развития двигательных качеств младших школьников (координации, ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве).
Общей особенностью предлагаемых в данном пособии подвижных игр и эстафет является их простота и доступность для применения во время проведения организованных занятий физической культурой и спортом (подвижные перемены и динамические паузы) и в различных формах самостоятельных занятий (на отдыхе, в домашних условиях).
При составлении пособия учитывалось, что разнообразие двигательных действий в подвижных играх и эстафетах и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений младших школьников, всестороннего развития их физических, нравственных и психических качеств. В свою очередь, освоенные двигательные действия и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться младшими школьниками в самостоятельных формах занятий физической культурой и спортом.
Для более эффективного обеспечения оздоровительного эффекта рекомендуется проводить подвижные игры на свежем воздухе.
При проведении подвижных перемен (динамических пауз) для создания более яркой эмоциональной атмосферы предполагается по возможности использовать музыкальное оформление и сопровождение.
Пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, дополняет содержание и организацию учебно-воспитательного процесса образовательной области «Физическая культура» на ступени начального общего образования и направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их социальное, личностное и физическое развитие, на создание основы для самостоятельной реализации личностных потребностей обучающихся в двигательной активности, позволяющее обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, физическое саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [9].
Содержание подвижных игр и эстафет гармонически сочетается с учебным материалом, изучаемым учащимися начальных классов на уроках физической культуры, что способствует более эффективному усвоению материала по различным разделам программы «Физическая культура».
Одной из основных тенденций развития образования в настоящее время является информатизация образовательной сферы, в связи с этим данная работа представлена в виде электронного методического пособия.
Ценность электронного пособия заключается в том, что с его помощью можно не только сообщить фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и дополнять и изменять содержательную и иллюстративную часть, а также позволяет сократить время на подготовку и организацию занятий, за счет использования программного обеспечения.
Преимущества электронного варианта пособия заключается в том, что учитель, пользующийся им, имеет возможность адаптировать материалы, содержащиеся в пособии к своему классу и дополнять его содержание своими методическими находками.
Подвижные игры на основе программного материала из раздела
"Гимнастика с элементами акробатики"
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Эстафета с лазанием и перелазанием».
Педагогическая задача. Развитие гибкости и координационных способностей.
Подготовка. Игра проводится в гимнастическом зале. На расстоянии 10 м от гимнастической стенки устанавливают бревно на высоте 1 м. Играющие делятся на 2 - 4 команды и выстраиваются в колонны по одному. Расстояние между колонами 1-2 шага. Перед играющими чертится линия старта. Колонны располагаются в 15 - 20 м от гимнастической стенки напротив нее. Около стенки кладут маты.
Описание игры. По команде руководителя первые игроки в командах бегут до бревна, перелезают через него, подбегают к гимнастической стенке, залезают на нее, перемещаются по ней, касаются рукой верхней рейки гимнастической стенки, спускаются вниз (не спрыгивая), вторично перелезают через бревно, подбегают к впереди стоящим в своих колоннах и касаются их рук. Те проделывают то же и т.д. Прибежавшие становятся в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до начинавших игру. Каждый раз вернувшийся игрок встает в конец своей колонны и вся колонна передвигается на полшага вперед так, чтобы очередной игрок стоял у линии старта.
Побеждает команда, в сумме которой будет больше очков. Итоги игры подводят по правилам игры-эстафеты.
Правила. 1. Возвратившийся игрок касается правой рукой левой вытянутой руки очередного игрока, слева обходит колонну и становится в ее конец. 2. При влезании на стенку надо обязательно коснуться рукой ее верхней рейки. 3. При подведении итогов игры учитываются штрафные очки (за невыполнение условий игры).
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Куры в огороде»
Цель игры: Обучение подлезанию, развитие быстроты и ловкости.
Описание игры: Посредине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство – огород. С одной стороны его - дом сторожа, с другой курятник, в нем куры – дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огород, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их- хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают – пролезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.
Правила игры: Нельзя толкать друг - друга; пролезая под шнуром нельзя его задевать.
Примечание: Учитель отмечает детей, кто быстро и правильно подлезают под шнуры.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Караси и рыбак»
Цель игры: Обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.
Описание игры: Половина детей образуют круг – пруд, расстояние между играющими два шага. Один – рыбак находится за кругом. Остальные играющие - караси бегают внутри круга. По сигналу «рыбак» , рыбак вбегает в круг и старается поймать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу ( камешки).
Правила игры: Рыбак ловит тех кто не успел встать за камешки: после 3-4 повторений подсчитываются пойманные караси.
Примечание: Караси меняются с камешками, выбирается новый рыбак и игра продолжается
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Сокол и лиса».
Цель игры: обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.
Описание игры: Выбирается сокол и лиса. Остальные дети соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и производит руками разные движения (вверх, в стороны, вперед)и т.д. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторят движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры: Время появление лисы определяется сигналом инструктора. Лиса ловит только тех, кто не присел.
Примечание: учитель отмечает детей, кто соблюдает правила.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Посадка картофеля».
Цель игры: развивать ловкость и выносливость.
Инвентарь: 6 больших набивных мячей, 4 обруча, 2 флажка или других предметов для обозначения места поворота.
Описание игры: Все играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному возле своей линии старта. В обручи помещают по три набивных мяча весом 1 кг, если нет набивных мячей можно использовать и обыкновенные, только с условием, что размер мячей будет одинаковым для обеих команд. На площадке на расстоянии 3 м друг от друга перед каждой командой лежат два обруча. До первого обруча 6–7 м. В 5 м от второго обруча помещается флажок или другой предмет, обозначающий место поворота.
Правила игры: По сигналу первые игроки переносят мячи во второй обруч (брать можно по 1–2–3 мяча сразу, но интереснее, когда играющие берут по одному мячу, демонстрируя челночный бег) – обегают стойку и бегут к своей команде; второй игрок из второго обруча переносит мячи в первый обруч – обегает стойку и бежит к своей команде и т. д.
Примечание: Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Если мяч выкатился из обруча, участник должен положить его обратно в обруч.
Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Легкая атлетика"
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Шишки, желуди, орехи».
Педагогическая задача. Развитие внимания, быстроты реакции, быстроты бега.
Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".
Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.
Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 3. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Лабиринт»
Педагогическая задача. Развитие внимания, быстроты реакции, быстроты бега, ориентировки.
Подготовка. Все игроки строятся в шеренги по 5 - 6 человек на расстоянии вытянутых рук. Между игроками образуются коридоры разной длины в зависимости от того, в какую сторону они поворачиваются. Выбираются двое водящих, один убегает, а другой догоняет.
Описание игры. На счет раз убегающий игрок забегает в один из коридоров, на счет «три» догоняющий игрок бежит за убегающим. Как только догоняющий игрок догонит и осалит убегающего, они меняются ролями. Как только новый догоняющий осалит убегающего, выбирается новая пара и игра продолжается. Руководитель игры договаривается с игроками, которые образуют коридоры, т.е. лабиринт, как только прозвучит свисток, все поворачиваются направо и вновь поднимают руки в стороны. В результате этого убегающий и догоняющий могут оказаться в разных коридорах или в одном. Игра может продолжаться до тех пор, пока все игроки побывают в роли убегающего и догоняющего.
Выигрывают игроки, которые быстрее всех догоняли убегающего игрока, а также убегающий игрок, которого долго не могли догнать.
Правила. 1. Нельзя бегать вне лабиринта. 2. Нельзя пробегать через и под вытянутыми руками. 3. Нельзя салить убегающих игроков через руки и вне лабиринта.
Подвижная игра на развитие физических качеств: Бег командами («сороконожка»).
Педагогическая задача. Развитие быстроты бега и согласованности в действиях.
Подготовка. Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонну по одному на линии старта. Колонны стоят параллельно на расстоянии 2-4 шагов одна от другой. Перед колоннами проводят стартовую черту. Напротив каждой на расстоянии 15 - 20 м ставят стойку или другой предмет. Каждый играющий в колонне обхватывает руками стоящего впереди.
Описание игры. По сигналу руководителя игроки в колоннах бегут вперед до своей стойки (предмета), огибают ее и возвращаются назад, пробегая стартовую линию (с которой начинали бег). Во время бега играющие держатся за пояс впереди стоящего игрока, не отрываясь до финиша и обратно до старта.
Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.
Правила. Выбегать можно только по сигналу. 2. Во время бега нельзя разъединять руки. Тот, кто это сделал, должен догнать и снова схватить за пояс впереди бегущего игрока. 3. Все стоящие в колонне должны обогнуть свою стойку. Команде, игрок которой нарушил правила, начисляется штрафное очко.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Бери и убегай».
Педагогическая задача. Воспитание быстроты бега.
Подготовка. Игра проводится в спортзале или на площадке. На одной стороне площадки чертят линию старта, на другой стороне параллельно ей в 20 - 30 м - линию финиша. Для игры нужна палочка длиной 10-12 см, диаметром 1 - 2 см или мячик.
Играющие выстраиваются вдоль стартовой линии вплотную плечом к плечу, руки кладут за спину, ладони открыты.
Описание игры. Руководитель, прохаживаясь сзади выстроившихся игроков, незаметно кладет палочку одному из них. Затем он отходит на несколько шагов и произносит громко: «Бери, беги!». По этому сигналу игрок с палочкой в руке бежит к финишной линии, а все остальные устремляются за ним, стараясь его догнать и осалить. Игрок с палочкой, благополучно добежавший до финиша, возвращается обратно, сидя на спине любого игрока (по своему выбору). Если же его кто-нибудь осалит, когда он бежит с палочкой, то он несет на своей спине осалившего к стартовой линии.
Выигрывают игроки, которых не догнали до финиша.
Правила. 1. Положив палочку кому-либо в ладони, руководитель не должен сразу отходить в сторону и давать команду, т.к. играющим легко будет установить, кому он положил в руки палочку. 2. Игрок, получивший палочку, может тоже бежать не сразу, а после небольшой паузы. 3. Игрок, уронивший на ходу палочку, считается пойманным и везет на своей спине одного из игроков.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «День и ночь».
Педагогическая задача. Воспитание внимания, быстроты реакции и скоростных качеств.
Подготовка. Посредине площадки поперек нее чертят две параллельные линии на расстоянии 1 - 1,5 м, а по обе стороны от них - в 10 -20 м параллельно им - линии «домов». Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются у своих средних линий и поворачиваются лицом к своим домам. Таким образом, они стоят спиной друг к другу. Играющих можно построить и боком друг к другу (лицом к руководителю). По жребию одна команда «День», другая -«Ночь».
Описание игры. Руководитель встает сбоку у средних линий и неожиданно произносит: «День!». После этого игроки команды «Ночь» убегают в свой дом, а игроки команды «День» их догоняют и осаливают. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются к своим. Затем команды становятся опять у средних линий спиной к ним. Руководитель вновь подает сигнал возгласом «день» или «ночь» по своему усмотрению, стараясь, чтобы он был неожиданным для играющих (строгое чередование нежелательно). Можно в игре использовать кружок с одной стороны белый, с другой - черный. В этом случае руководитель подбрасывает кружок и в зависимости от того, какой стороной он упадет (черной или белой), командует: «Ночь!» или «День!». Такой вариант удобен для проведения игры самими детьми.
Можно усложнить игру: перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им делать различные упражнения (как например, поднять руки вперед, вверх, присесть, встать и т.п.). Неожиданно руководитель произносит: «День!» или «Ночь!». Упражнения можно проводить и под музыку.
Игра проводится несколько раз, после чего подсчитываются пойманные в каждой команде за одинаковое количество раз ловли. Допустим, «День» вызывали 4 раза, а «Ночь» - 3 раза. Пойманные подсчитываются за 3 первых игры. Побеждает команда, поймавшая больше игроков.
Правила. 1. Запрещается убегать в свой дом до того, как руководитель крикнет «День!» или «Ночь!». 2. Ловить или осаливать можно только до черты дома. 3. Пойманные игроки после подсчёта опять участвуют в игре наравне с другими.
Вариант «Вороны и воробьи».
То же построение играющих, только команды называются по иному: одна - «Вороны», другая - «Воробьи». В этом варианте игры руководитель вызывает команды медленно словами: «Во-ро-ны! (бьи)!» После последнего слога вызванная команда ловит «другую». Правила те же, что и в игре «День» и «Ночь».
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Встречная эстафета».
Педагогическая задача. Закрепление техники передачи эстафеты. Развитие скоростных качеств.
Подготовка. Играющие делятся на две равные команды и строятся в 2 колонны. Колонны делятся пополам. Обе половины колонны поворачиваются лицом друг к другу и отступают назад на расстояние 10 - 15 м в зависимости от размеров площадки и от задания. Одна команда от другой находится на расстоянии 2 - 4 м. Перед игроками, стоящими впереди, чертят линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку или стартовой палочке. Если в каждой команде нечетное число участников, то флажки дают первым игрокам той половины команды, в которой на одного играющего больше.
Описание игры. По сигналу руководителя игроки с флажками бегут к своим впереди стоящим игрокам на противоположную сторону площадки, отдают им флажки и встают сзади этой половины команды. Получившие флажки бегут вперед каждый к своей половине команды, стоящей напротив, и, передав флажок очередному игроку, стоящему впереди, встает в конец той половины, в которую прибежал. Колонна, игрок из которой выбегает, подвигается на полшага вперед к черте начала бега.
Игра заканчивается, когда последний игрок из какой-либо перебегающей команды передаст флажок игроку, начавшему игру.
Побеждает команда, закончившая перебежку раньше.
Правила. 1. Начинать игру можно только по команде. 2. Выходить за линию до начала бега нельзя до тех пор, пока не будет передан флажок или эстафета. 3. Если во время перебежки игрок уронил флажок, он должен сам поднять его и продолжать бег. 4. Команда, допустившая ошибку, получает штрафное очко. 5. Выигрывает команда, закончившая игру раньше и имеющая меньше штрафных очков.
Если в этой игре закрепляется навык передачи эстафетной палочки, то игрок обегает вторую половину колонны, передает палочку впереди стоящему по правилам передачи эстафеты в легкой атлетике и встает в конец в этой половине колонны.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Вызов номеров».
Педагогическая задача. Воспитание внимания и быстроты реакции. Закрепление техники финиширования.
Подготовка. Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному одна параллельно другой. Если позволяет помещение, лучше построить обе команды в одну линию -шеренгами. Можно предложить играющим бег из высокого или низкого старта. Играющие в командах рассчитываются по порядку, запоминая свой порядковый номер. Перед играющими стоящими впереди, проводят стартовую черту. Впереди каждой колонны на расстоянии 10 - 20 м устанавливают по булаве или по стойке.
На расстоянии 2 - 3 м от стартовой линии параллельно ей чертят линию финиша.
Описание игры. Руководитель громко называет любое число. Игроки под этим числом выбегают вперед, обегают стоящий напротив предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит назад в свою команду и пересечет линию финиша, выигрывает очко для команды. Руководитель вызывает игроков вразбивку по своему усмотрению. Некоторых он может вызвать и по 2 раза подряд. Каждый раз прибежавшие игроки встают на свои места в командах. Игра проводится 5-10 минут, после чего подсчитываются очки.
Побеждает команда, заработавшая большее количество очков.
Правила. 1. Если оба игрока прибегут одновременно, очко не присуждается ни той ни другой команде. 2. Если игрок не добежит до конечного пункта, то очко зарабатывает его партнер из другой команды.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Гонка паровозов».
Задача: развитие прыгучести в игровых условиях.
Инвентарь: 6-10 набивных мячей.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: Все играющие делятся на две или более команд с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонны по одному, причем каждый игрок держится за талию стоящего впереди. По сигналу преподавателя команды передвигаются слитной колонной подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно.
Вариант игры: передвижение происходит по извилистой дорожке. К судейству следует привлекать учащихся, не занятых в игре.
Правила: Прыгать можно только установленным способом. За каждое нарушение назначается штрафное очко.
Выигрывает команда, закончившая продвижение первой, но при условии, что все игроки прыгали, а не бежали.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Удочка».
Задачи: Развитие скоростно-силовых физических качеств; совершенствование прыгучести как одного из элементов техники игры в волейбол.
Инвентарь: веревки длиной 2-3 м, грузик или скакалки.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: Команды располагаются в кругах. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец, а на другом ее конце - грузик. По сигналу преподавателя водящий начинает крутить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не задела их ног.
Варианты игры: игроки могут принимать различные исходные положения: боком, спиной, упор присев и т. д. Необходимо следить за правильностью выполнения задания. При использовании вместо веревки механического стержня через определенное время высоту его можно поднимать
Правила: Игра начинается только по сигналу преподавателя. Игрок, которого задела веревка, выбывает из круга.
Побеждает команда, у которой за определенное время, отведенное на игру, выбыло меньше игроков из круга.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Белые медведи»
Белые медведи – подвижная коллективная игра для детей начальной школы. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.
Содержание. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Правила.
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь».
Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат».
Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.
Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается.
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Примечание.
Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь».
При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Подвижные игры на основе программного материала из раздела «Лыжная подготовка»
Подвижная игра на развитие физических качеств: «На одной лыже».
Цель: развитие силы отталкивания палками, равновесия, внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для обучения передвижению скользящим шагом.
Организация: класс выстраивается в одну шеренгу. Интервал между учащимися – 2 м. Каждый участник сам себе прокладывает лыжню, а педагог отмечает стартовую и финишную линии на расстоянии 20–50 м одна от другой.
Проведение: по сигналу все участники игры стараются как можно быстрее проскользить по своей лыжне к линии финиша на одной лыже, приподняв другую верх и отталкиваясь палками. Игрок, коснувшийся поднятой лыжей снега, выбывает из игры. Победителем становится тот, кто финиширует первым.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «То на правой, то на левой».
Цель: развитие силы отталкивания палками, равновесия, быстроты, ловкости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для обучения передвижению на лыжах скользящим шагом.
Организация: класс выстраивается в одну шеренгу на линии старта. Интервал между учащимися – 2 м. Через 20–30 м от линии старта обозначена линия поворота.
Проведение: по сигналу игроки, отталкиваясь палками, скользят до линии поворота на правой лыже, а обратно – на левой. Побеждает тот, кто выполнит задание первым, ни разу не наступив свободной ногой на снег.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «По снежному склону».
Цель: развитие ловкости и смелости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для обучения спускам на лыжах.
Организация: на горке с крутизной склона 15–18° класс делится на две команды.
Проведение: по сигналу игроки обеих команд поочередно выполняют спуск по склону на лыжах в высокой стойке, стараясь не упасть. За каждого упавшего команде начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, у которых окажется меньше штрафных очков.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Вакантное место».
Цель: развитие быстроты, координационных способностей и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для обучения технике поворотов на лыжах.
Организация: на поляне класс выстраивается в два круга. Интервал между учащимися – 2 м. В одном кругу располагаются девочки, в другом – мальчики. Расстояние между кругами – 10 м. В каждом круге выбирают водящего.
Проведение: по сигналу водящие начинают объезд своего круга снаружи и, выбрав одного из стоящих в нем игроков, касаются его рукой, а сами продолжают движение. Осаленные лыжники тут же поворачиваются и бегут в противоположную сторону, стараясь как можно быстрее объехать круг и занять свое прежнее (вакантное) место. То же пытается сделать и водящий, двигающийся в своем прежнем направлении. Игрок, не успевший занять место, становится водящим.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Спуск с метанием снежков».
Цель: развитие ловкости, смелости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для обучения спускам на лыжах.
Организация: класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонну по одному на вершине горы за стартовой линией. Все игроки заготавливают по два снежка. В конце спуска, в 5 м сбоку от линии финиша, устанавливают переносной щит размером 1×1 м.
Проведение: по сигналу игроки по очереди скатываются со склона и, проезжая мимо щита, бросают в него два снежка. За попадание каждого снежка в цель команде начисляется 1 очко. Побеждает команда, игроки которой наберут больше очков.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Подбери флажок».
Цель: развитие координационных способностей. Используется в качестве вспомогательного упражнения для обучения спускам на лыжах.
Организация: игра проводится без палок на небольшом склоне. Класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонну по одному. На одном из участков спуска с правой стороны ставят контрольный флажок, здесь же располагается судья с запасными флажками.
Проведение: по сигналу игроки первой команды один за другим с интервалом в 10 сек. стартуют с горки и стараются подобрать флажок на спуске, не задерживая следующих участников. Увезенный флажок судья тут же заменяет новым – для очередного участника. После выполнения задания первой командой все флажки возвращаются судье. Затем то же задание выполняет вторая команда. Выигрывает команда, игроки которой подберут больше флажков.
Подвижные игры на основе программного материала из раздела «Спортивные и подвижные игры»
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Мяч на полу».
Педагогическая задача. Развитие ловкости.
Условное обозначение
− руководитель.
− игроки.
− водящие
Описание игры: все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются на одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.
Ход игры: по сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. А водящие спасаются от мяча. Если кто-нибудь из играющих попадет мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.
Правила игры:
1.Игра начинается по сигналу.
2.Осаленный по ногам водящий сразу же идет на место осалившего его.
3.Осаливать можно не выше колен.
4.Первый водящий не считается проигравшим.
Определение победителя:
Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим, первые водящие не считаются проигравшими.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Салки с мячом».
Педагогическая задача. Развитие силы, чувства равновесия.
Подготовка. Выбираются 1-2 водящих. Они получают один маленький (теннисный) или волейбольный мяч и встают посредине площадки (зала). Все остальные окружают их в произвольном порядке. Большую площадь необходимо ограничить.
Описание игры. Каждый водящий - «салка» поднимают руки вверх и говорят: - «Я - салка!». После этого все разбегаются в пределах площадки, а водящие стараются догнать и осалить мячом кого-либо из убегающих. Чтобы легче было осалить мячом, они передают его друг другу и в удобный момент бросают в игрока. Осаленный мячом игрок становиться «салкой» и объявляет, что он салка, меняясь с тем водящим, который в него попал мячом. Бывший салка становится убегающим. И так игра продолжается все время со сменой водящих после попадания в убегающих.
Вариант этой игры. «Салки с ножным мячом».
Та же игра, только салки получают футбольный, баскетбольный или волейбольный мяч. Задача водящих осалить мячом по ногам убегающих не выше колена. Также для более удобного попадания мяча в убегающего игрока водящие передают его ногами друг другу и в удобный момент осаливают мячом убегающего.
Выигрывают игроки, которых не осалили или которые были осалены наименьшее число раз.
Правила. 1. Каждый раз водящий, осаливший мячом игрока, объявляет, что он салка. 2. Играя с ручным мячом, осаливать можно в любую часть тела, за исключением головы. При игре с ножным мячом засчитывается попадание только в ноги до колен. 3. Выбежавший за границу площадки считается осаленным и становится новой «салкой».
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Эстафета с мячом по кругу».
Задачи: закрепление техники передач мяча; воспитание ловкости, точности, координации движений в соревновательных условиях.
Инвентарь: мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: Игроки располагаются в кругах в затылок друг другу на расстоянии 2 м. Первые игроки держат в руках мяч.
По сигналу преподавателя первый в круге игрок передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в круге, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему игроку и т.д.
При потере мяча эстафета продолжается с того места, где она была прервана.
Вариант эстафеты: последний участник, получивший мяч, делает пас первому номеру, который ловит мяч, сигнализируя об окончании эстафеты.
По мере освоения задания можно переходить к более сложным способам передачи и использовать два мяча.
Правила: Способ передачи мяча - верхняя передача. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший игру, первым ее и заканчивает.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Подвижная цель».
Задачи: закрепление техники бросковых движений; развитие ловкости, меткости, точности движений в игровой обстановке.
Инвентарь: теннисные (волейбольные) мячи, обручи. Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: На площадке следует начертить две параллельные линии на расстоянии 5-6 м одна от другой. Возле параллельных линий игроки выстраиваются парами в шеренгу. Между парами интервал 1 м. В руках у направляющих игроков волейбольный мяч. Игрок с обручем, поднятым вверх, начинает передвигаться вдоль пар. Как только обруч оказывается напротив игроков, те должны пасовать, передавать мяч, стремясь попасть в обруч. Игра длится до тех пор, пока не выполнят передачу все участники команды. Водящий после первого паса может передвигаться с обручем дальше либо находиться между участниками до тех пор, пока они не попадут в обруч.
Правила: За каждое попадание команде начисляется очко, а за более быстрое окончание эстафеты – 5 очков. Побеждает команда, которая набрала больше очков.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Точно в цель».
Задачи: развитие ловкости, меткости, точности движений в игровой обстановке.
Место: спортивная площадка.
Подготовка. Для игры необходима мишень (диаметр 30-50см.) от мишени в 3-4-5-6-7м проводятся линии (или кладутся цветные ленточки, шнуры).
Описание игры. Игроки бросают снежки, начиная последовательно с расстояния 3м.; все игроки выполняют броски по очереди, тот, кто попадает в мишень, переходит к следующей линии и, в свою очередь, бросает уже оттуда. Выигрывает тот, кто первым попадает с 7-метровой линии.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Подбрось-поймай».
Задачи: формирование навыка правильного подбрасывания мяча и ловли его; развитие координации и точности движений.
Инвентарь: баскетбольные мячи.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Построение |
Содержание |
Правила |
Организационно-методические указания |
|
Каждая команда строится в две шеренги напротив друг друга. У игроков одной шеренги (каждой команды) по мячу. Преподаватель дает сигнал, и учащиеся одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают партнерам своей команды, стоящим напротив в другой шеренге. Те в свою очередь повторяют задание в подбрасывании, ловле и прокатывании мяча |
Побеждает команда, быстрее и точнее выполнившая задание, т. е. имеющая; а) меньшее число падений мяча; б) более точное его прокатывание; в) лучшее выполнение ловли и передачи мяча указанным способом |
Расстояние между шеренгами команд 3-4 м. Ловлю и подбрасывание мяча можно выполнять с ударом о пол или стенку, стоя на месте или в прыжке |
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Обведи и прокати»
Задача: совершенствование навыка ведения мяча с изменением направления и последующим прокатыванием.
Инвентарь: мячи.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Построение |
Содержание |
Правила |
Организационно-методические указания |
|
Команды строятся в колонну по одному. Впереди четыре игрока находятся на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Первый игрок колонны — на старте. По сигналу преподавателя он ведет мяч вдоль разомкнутой колонны, обходя каждого играющего. В конце поворачивается лицом к колонне, прокатывает мяч очередному играющему, а сам встает позади всех |
При потере мяча игрок должен продолжать ведение мяча с того места, где произошла потеря. Побеждает команда, первой выполнившая задание |
Ведение мяча можно выполнять правой и левой рукой, прикрывая корпусом мяч от пассивно или активно стоящего учащегося |
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Мяч с четырех сторон».
Задачи: развитие быстроты; совершенствование техники передачи мяча в игровой обстановке.
Инвентарь: мячи.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: Игроки образуют четыре команды. По одному игроку от каждой команды с мячом в руках стоят в круге напротив шеренги своих игроков. По сигналу преподавателя они передают или пасуют мяч первому игроку своей команды. Получив мяч обратно, направляют его следующему игроку и т. д. Последний игрок, получив мяч, бежит с ним в круг, а стоящий в круге становится первым в колонне.
Игра длится до тех пор, пока игрок, первым стоявший в круге, снова не окажется в нем. Для игры необходимо разметить круг диаметром 2 м и от него на расстоянии 3—4 м контрольные линии
Правила: Передавать мяч только установленным способом. Нельзя создавать помех сопернику.
Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге
Подвижная игра на развитие физических качеств: «25 Передач»
Задача: освоение техники передач мяча на месте
Инвентарь: мяч.
Место: баскетбольная площадка и при встречном движении.
Построение |
Содержание |
Правила |
ОМУ |
|
Учащиеся, разбившись по парам, встают напротив друг друга на расстоянии 5-10 м. Соревнование заключается в том, чтобы за возможно короткое время сделать без ошибок 25 передач без смены мест между колоннами или со сменой мест. Варианты: 1) передача всей командой на время без перебежки пар; 2) передача во встречных колоннах со сменой участников после передачи |
Передавать мяч можно любым способом, не переступая условную линию. Если мяч упадет перед линией, его надо вывести за линию и лишь после этого выполнить передачу. Выигрывает команда, которая первой и без ошибок сделает 25 передач |
В соревновании можно применять сначала передачи сверху, затем снизу и в конце - комбинированным способом |
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Мяч в корзину»
Задача: совершенствование навыков бросков мяча в заданном направлении с отскоком от щита, а также точного выполнения движений.
Инвентарь: корзина, баскетбольные, волейбольные мячи. Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Построение |
Содержание |
Правила |
Организационно-методические указания |
|
Команды стоят напротив своих щитов или переносных корзин. У каждого капитана имеется мяч. Они передают мячи с отскоком от пола так, чтобы те попали в руки первым номерам, которые бросают мячи обязательно с отскоком от квадрата на щите. Варианты бросков мяча: а) с места; б) после двух прыжковых шагов;
в) после ведения мяча и двух |
Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем. Учитывается также время выполнения задания |
При повторении игры команды должны меняться местами. Если имеется только один щит, то команды бросают мяч по очереди |
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Перестрелка».
Место: спортивный зал
Подготовка к игре:
Площадка делится пополам средней линией. Играющие делятся на две команды, которые располагаются на своей половине поля в произвольном порядке. Каждая команда выбирает капитана.
Описание игры:
В центре поля разыгрывают игроки мяч, который подбрасывают руководитель. Капитаны стараются отбить мяч своим игрокам. По команде игроки, завладевшие мячом, стараются попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Осаленный игрок идёт на скамейку.
Играющая команда старается выручить своих пленных, перебрасывая им мяч по воздуху. Если мяч попал пленному каким-либо образом, тот может осаливать игроков противника. Играют в 2 тайма до тех пор, пока не будут выбиты все игроки одной из команд.
Правила:
Игрок, поймавший мяч с воздуха, осаленным не считается. Участник игры, в которого попал мяч, отскочивший от земли, осаленным не считается тоже. Игрок считается вырученным, если ему перебросили мяч, и он поймал его.
Подвижная игра на развитие физических качеств: «Охотники и утки».
Место: зал, площадка
Подготовка к игре:
Играющие, соединив руки, образуют круг. Рассчитавшись на первый-второй, они делятся на 2 команды. Одна – «утки», другая – «охотники». «Утки» находятся произвольно в кругу. «Охотники» остаются на своих местах или отходят на 2-3 шага назад. У ног охотников чертится линия, назначается судья. У одного игрока в руках волейбольный мяч.
Описание игры:
Игра начинается по сигналу. Охотники перебрасывают мяч в разных направлениях, стараются запятнать уток. Те бегают, увёртываются от мяча. Утка, которую задел мяч, выходит из игры. Когда все игроки запятнаны, игроки меняются ролями.
Правила:
При бросании мяча охотникам нельзя выходить за линию. Если запятнали утку, нарушив это правило, то она не считается запятнанной.
Если мяч попал в игрока после отскока от земли или другого игрока, попадание не засчитывается.
Если утка, увёртываясь от мяча, вышла за линию, считается запятнанной.
Показатели двигательной подготовленности учащихся 7-8лет
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
11 – 12 |
9 – 10 |
7 – 8 |
9 – 10 |
7 – 8 |
5 – 6 |
Прыжок в длину с места, см |
118 – 120 |
115 – 117 |
105 – 114 |
116 – 118 |
113 – 115 |
95 – 112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с |
6,2 – 6,0 |
6,7 – 6,3 |
7,2 – 7,0 |
6,3 – 6,1 |
6,9 – 6,5 |
7,2 – 7,0 |
Бег 1000 м |
Без учета времени |
Показатели двигательной подготовленности учащихся 8-9лет
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
14 – 16 |
8 – 13 |
5 – 7 |
13 – 15 |
8 – 12 |
5 – 7 |
Прыжок в длину с места, см |
143 – 150 |
128 – 142 |
119 – 127 |
136 – 146 |
118 – 135 |
108 – 117 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с |
6,0 – 5,8 |
6,7 – 6,1 |
7,0 – 6,8 |
6,2 – 6,0 |
6,7 – 6,3 |
7,0 – 6,8 |
Бег 1000 м |
Без учета времени |
Показатели двигательной подготовленности учащихся 9-10лет
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в висе, кол-во раз |
5 |
4 |
3 |
|||
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз |
12 |
8 |
5 |
|||
Прыжок в длину с места, см |
150 – 160 |
131 – 149 |
120 – 130 |
143 – 152 |
126 – 142 |
115 – 125 |
Бег 30 м с высокого старта, с |
5,8 – 5,6 |
6,3 – 5,9 |
6,6 – 6,4 |
6,3 – 6,0 |
6,5 – 5,9 |
6,8 – 6,6 |
Бег 1000 м, мин. с |
5.00 |
5.30 |
6.00 |
6.00 |
6.30 |
7.00 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с |
8.00 |
8.30 |
9.00 |
8.30 |
9.00 |
9.30 |
Показатели двигательной подготовленности учащихся 10-11лет
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в висе, кол-во раз |
6 |
4 |
3 |
|||
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз |
18 |
15 |
10 |
|||
Бег 60 м с высокого старта, с |
10.0 |
10.8 |
11.0 |
10.3 |
11.0 |
11.5 |
Бег 1000 м, мин. с |
4.30 |
5.00 |
5.30 |
5.00 |
5.40 |
6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с |
7.00 |
7.30 |
8.00 |
7.30 |
8.00 |
8.30 |
Используемая литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
2. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 классов. – М.: Физкультура и спорт, 2004, 46с.
3. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю. и др. Народные подвижные игры: Учебное пособие. М.: Академия наук РФ, 2003.
4. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
5. Зимние подвижные игры: 1-4 классы/ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009. – 176с. – (Мозайка детского отдыха).
6. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1 – 11 кл. / Лях В.И., Зданевич А.А.; под общ. ред. Ляха В.И. – 7 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
7. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 456 с.
8. Ноткина НА. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. - СПб., 1995. - 64 с.
Примерная основная образовательная программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа/ сост. Савинов Е.С./ М.: просвещение, 2011. - / Стандарты второго поколения/.
Подвижные игры: учебник / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. – М.: Физическая культура, 2006. – 288с.
Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 12. - С. 23-25.
Тимофеева ЕЛ. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. -200 с.
Холодов Ж.К., кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Янкелевич Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 206 с.