12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головизнина Наталья 430
Россия, Кировская обл., Вятские Поляны

«Подвижные игры» методическое пособие (для учителей физической культуры и учителей начальных классов)

«Подвижные игры» для детей 7-11лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств. Электронное методическое пособие для учителей физической культуры, учителей начальных классов. Пособие включает в себя описание подвижных игр для детей 7-11 лет. Учителя образовательных учреждений могут использовать предлагаемые игры при проведении физкультурных занятий, включать в праздники и досуги, проводить во время прогулок на воздухе. Родители могут играть с детьми во время летнего отдыха. Методические рекомендации помогут правильно организовать подвижные игры для учителей образовательных учреждений, родителей.

 

Содержание

Введение
Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Гимнастика с элементами акробатики"                                                                                 

3

6

 

 

1. «Эстафета с лазанием и перелазанием»

6

2. « Куры в огороде»

6

3. «Караси и рыбак»

7

4. «Сокол и лиса»

7

5. «Посадка картофеля»

 

Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Легкая атлетика"

7

 

8

 

 

1. "Шишки-желуди-орехи"    

8

2. «Лабиринт»

8

3. Бег командами («сороконожка»).

9

4. «Бери и убегай».

9

5. "День и ночь" 

10

6. "Встречная эстафета"    

11

7. «Вызов номеров».

12

8. «Гонка паровозов».

12

9. «Удочка»

13

10. "Белые медведи"

Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Лыжная подготовка"                                                                                                     

13

15

 

 

1. «На одной лыже»

15

2. "То на право, то на левой"   

15

3. «По снежному склону»

15

4. «Вакантное место»

15

5. "Спуск с метанием снежков"  

 

Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Спортивные и подвижные игры"  

1. "Мяч на полу"

2. "Салки с мячом"

3. "Эстафета с мячом по кругу"

4. "Подвижная цель"

5. "Точно в цель"

6. "Подбрось-поймай"

7. "Обведи и прокати"

8. "Мяч с четырех сторон"

9. "25 передач"

16

 

17

 

17

18

18

19

19

20

20

21

21

 

 

10. «Мяч в корзину»

22

11. «Перестрелка»

23

12. «Охотники и утки»

23

Показатели двигательной подготовленности учащихся 7-8 лет

24

Показатели двигательной подготовленности учащихся 8-9 лет

24

Показатели двигательной подготовленности учащихся 9-10 лет

25

Показатели двигательной подготовленности учащихся 10-11 лет

25

Используемая литература

26

Введение

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.  Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций [14].

По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игра в жизни ребёнка.

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно-рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс [11].

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

В содержательную часть пособия включены подвижные игры и спортивные эстафеты, которые выступают как средства организационно несложного и эффективного развития двигательных качеств младших школьников (координации, ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве).

Общей особенностью предлагаемых в данном пособии подвижных игр и эстафет является их простота и доступность для применения во время проведения организованных занятий физической культурой и спортом (подвижные перемены и динамические паузы) и в различных формах самостоятельных занятий (на отдыхе, в домашних условиях).

При составлении пособия учитывалось, что разнообразие двигательных действий в подвижных играх и эстафетах и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений младших школьников, всестороннего развития их физических, нравственных и психических качеств. В свою очередь, освоенные двигательные действия и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться младшими школьниками в самостоятельных формах занятий физической культурой и спортом.

Для более эффективного обеспечения оздоровительного эффекта рекомендуется проводить подвижные игры на свежем воздухе.

При проведении подвижных перемен (динамических пауз) для создания более яркой эмоциональной атмосферы предполагается по возможности использовать музыкальное оформление и сопровождение.

Пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, дополняет содержание и организацию учебно-воспитательного процесса образовательной области «Физическая культура» на ступени начального общего образования и направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их социальное, личностное и физическое развитие, на создание основы для самостоятельной реализации личностных потребностей обучающихся в двигательной активности, позволяющее обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, физическое саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [9].

Содержание подвижных игр и эстафет гармонически сочетается с учебным материалом, изучаемым учащимися начальных классов на уроках физической культуры, что способствует более эффективному усвоению материала по различным разделам программы «Физическая культура».

Одной из основных тенденций развития образования в настоящее время является информатизация образовательной сферы, в связи с этим данная работа представлена в виде электронного методического пособия.

Ценность электронного пособия заключается в том, что с его помощью можно не только сообщить фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и дополнять и изменять содержательную и иллюстративную часть, а также позволяет сократить время на подготовку и организацию занятий, за счет использования программного обеспечения.

Преимущества электронного варианта пособия заключается в том, что учитель, пользующийся им, имеет возможность адаптировать материалы, содержащиеся в пособии к своему классу и дополнять его содержание своими методическими находками.


 

Подвижные игры на основе программного материала из раздела

 "Гимнастика с элементами акробатики"      

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Эстафета с лазанием и перелазанием».

Педагогическая задача. Развитие гибкости и координационных способностей.

Подготовка. Игра проводится в гимнастическом зале. На рас­стоянии 10 м от гимнастической стенки устанавливают бревно на вы­соте 1 м. Играющие делятся на 2 - 4 команды и выстраиваются в ко­лонны по одному. Расстояние между колонами 1-2 шага. Перед иг­рающими чертится линия старта. Колонны располагаются в 15 - 20 м от гимнастической стенки напротив нее. Около стенки кладут маты.

Описание игры. По команде руководителя первые игроки в ко­мандах бегут до бревна, перелезают через него, подбегают к гимна­стической стенке, залезают на нее, перемещаются по ней, касаются рукой верхней рейки гимнастической стенки, спускаются вниз (не спрыгивая), вторично перелезают через бревно, подбегают к впереди стоящим в своих колоннах и касаются их рук. Те проделывают то же и т.д. Прибежавшие становятся в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до начинавших игру. Каждый раз вернувшийся игрок встает в конец своей колонны и вся колонна пере­двигается на полшага вперед так, чтобы очередной игрок стоял у ли­нии старта.

Побеждает команда, в сумме которой будет больше очков. Итоги игры подводят по правилам игры-эстафеты.

Правила. 1. Возвратившийся игрок касается правой рукой левой вытянутой руки очередного игрока, слева обходит колонну и стано­вится в ее конец. 2. При влезании на стенку надо обязательно кос­нуться рукой ее верхней рейки. 3. При подведении итогов игры учи­тываются штрафные очки (за невыполнение условий игры).

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Куры в огороде»

Цель игры: Обучение подлезанию, развитие быстроты и ловкости.

Описание игры: Посредине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство – огород. С одной стороны его - дом сторожа, с другой курятник, в нем куры – дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огород, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их- хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают – пролезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

Правила игры: Нельзя толкать друг - друга; пролезая под шнуром нельзя его задевать.

Примечание: Учитель отмечает детей, кто быстро и правильно подлезают под шнуры.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Караси и рыбак»

Цель игры: Обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.

Описание игры: Половина детей образуют круг – пруд, расстояние между играющими два шага. Один – рыбак находится за кругом. Остальные играющие - караси бегают внутри круга. По сигналу «рыбак» , рыбак вбегает в круг и старается поймать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу ( камешки).

Правила игры: Рыбак ловит тех кто не успел встать за камешки: после 3-4 повторений подсчитываются пойманные караси.

Примечание: Караси меняются с камешками, выбирается новый рыбак и игра продолжается

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Сокол и лиса».

Цель игры: обучение ходьбе приставным шагом, развитие гибкости и воображения.

Описание игры: Выбирается сокол и лиса. Остальные дети соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и производит руками разные движения (вверх, в стороны, вперед)и т.д. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторят движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появление лисы определяется сигналом инструктора. Лиса ловит только тех, кто не присел.

Примечание: учитель отмечает детей, кто соблюдает правила.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Посадка картофеля».

Цель игры: развивать ловкость и выносливость.

Инвентарь: 6 больших набивных мячей, 4 обруча, 2 флажка или других предметов для обозначения места поворота.

Описание игры: Все играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному возле своей линии старта. В обручи помещают по три набивных мяча весом 1 кг, если нет набивных мячей можно использовать и обыкновенные, только с условием, что размер мячей будет одинаковым для обеих команд.  На площадке на расстоянии 3 м друг от друга перед каждой командой лежат два обруча. До первого обруча 6–7 м. В 5 м от второго обруча помещается флажок или другой предмет, обозначающий место поворота.

Правила игры: По сигналу первые игроки переносят мячи во второй обруч (брать можно по 1–2–3 мяча сразу, но интереснее, когда играющие берут по одному мячу, демонстрируя челночный бег) – обегают стойку и бегут к своей команде; второй игрок из второго обруча переносит мячи в первый обруч – обегает стойку и бежит к своей команде и т. д.

Примечание: Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Если мяч выкатился из обруча, участник должен положить его обратно в обруч.

 

Подвижные игры на основе программного материала из раздела "Легкая атлетика"

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Шишки, желуди, орехи».

Педагогическая задача. Развитие внимания, быстроты реакции, быстроты бега.

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 3. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Лабиринт»

Педагогическая задача. Развитие внимания, быстроты реакции, быстроты бега, ориентировки.

Подготовка. Все игроки строятся в шеренги по 5 - 6 человек на расстоянии вытянутых рук. Между игроками образуются коридоры разной длины в зависимости от того, в какую сторону они поворачи­ваются. Выбираются двое водящих, один убегает, а другой догоняет.

Описание игры. На счет раз убегающий игрок забегает в один из коридоров, на счет «три» догоняющий игрок бежит за убегающим. Как только догоняющий игрок догонит и осалит убегающего, они ме­няются ролями. Как только новый догоняющий осалит убегающего, выбирается новая пара и игра продолжается. Руководитель игры до­говаривается с игроками, которые образуют коридоры, т.е. лабиринт, как только прозвучит свисток, все поворачиваются направо и вновь поднимают руки в стороны. В результате этого убегающий и дого­няющий могут оказаться в разных коридорах или в одном. Игра мо­жет продолжаться до тех пор, пока все игроки побывают в роли убе­гающего и догоняющего.

Выигрывают игроки, которые быстрее всех догоняли убегающего игрока, а также убегающий игрок, которого долго не могли догнать.

Правила. 1. Нельзя бегать вне лабиринта. 2. Нельзя пробегать через и под вытянутыми руками. 3. Нельзя салить убегающих игроков через руки и вне лабиринта.

Подвижная игра на развитие физических качеств: Бег командами («сороконожка»).

Педагогическая задача. Развитие быстроты бега и согласованно­сти в действиях.

Подготовка. Играющие делятся на 2 равные команды и выстраи­ваются в колонну по одному на линии старта. Колонны стоят парал­лельно на расстоянии 2-4 шагов одна от другой. Перед колоннами проводят стартовую черту. Напротив каждой на расстоянии 15 - 20 м ставят стойку или другой предмет. Каждый играющий в колонне об­хватывает руками стоящего впереди.

Описание игры. По сигналу руководителя игроки в колоннах бе­гут вперед до своей стойки (предмета), огибают ее и возвращаются назад, пробегая стартовую линию (с которой начинали бег). Во время бега играющие держатся за пояс впереди стоящего игрока, не отры­ваясь до финиша и обратно до старта.

Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колон­ной.

Правила. Выбегать можно только по сигналу. 2. Во время бега нельзя разъединять руки. Тот, кто это сделал, должен догнать и снова схватить за пояс впереди бегущего игрока. 3. Все стоящие в колонне должны обогнуть свою стойку. Команде, игрок которой нарушил пра­вила, начисляется штрафное очко.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Бери и убегай».

Педагогическая задача. Воспитание быстроты бега.

Подготовка. Игра проводится в спортзале или на площадке. На одной стороне площадки чертят линию старта, на другой стороне па­раллельно ей в 20 - 30 м - линию финиша. Для игры нужна палочка длиной 10-12 см, диаметром 1 - 2 см или мячик.

Играющие выстраиваются вдоль стартовой линии вплотную пле­чом к плечу, руки кладут за спину, ладони открыты.

Описание игры. Руководитель, прохаживаясь сзади выстроив­шихся игроков, незаметно кладет палочку одному из них. Затем он отходит на несколько шагов и произносит громко: «Бери, беги!». По этому сигналу игрок с палочкой в руке бежит к финишной линии, а все остальные устремляются за ним, стараясь его догнать и осалить. Игрок с палочкой, благополучно добежавший до финиша, возвраща­ется обратно, сидя на спине любого игрока (по своему выбору). Если же его кто-нибудь осалит, когда он бежит с палочкой, то он несет на своей спине осалившего к стартовой линии.

Выигрывают игроки, которых не догнали до финиша.

Правила. 1. Положив палочку кому-либо в ладони, руководитель не должен сразу отходить в сторону и давать команду, т.к. играющим легко будет установить, кому он положил в руки палочку. 2. Игрок, получивший палочку, может тоже бежать не сразу, а после небольшой паузы. 3. Игрок, уронивший на ходу палочку, считается пойман­ным и везет на своей спине одного из игроков.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «День и ночь».

Педагогическая задача. Воспитание внимания, быстроты реакции и скоростных качеств.

Подготовка. Посредине площадки поперек нее чертят две парал­лельные линии на расстоянии 1 - 1,5 м, а по обе стороны от них - в 10 -20 м параллельно им - линии «домов». Играющие делятся на две рав­ные команды, которые выстраиваются у своих средних линий и пово­рачиваются лицом к своим домам. Таким образом, они стоят спиной друг к другу. Играющих можно построить и боком друг к другу (ли­цом к руководителю). По жребию одна команда «День», другая -«Ночь».

Описание игры. Руководитель встает сбоку у средних линий и неожиданно произносит: «День!». После этого игроки команды «Ночь» убегают в свой дом, а игроки команды «День» их догоняют и осаливают. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их чис­ло) и отпускаются к своим. Затем команды становятся опять у сред­них линий спиной к ним. Руководитель вновь подает сигнал возгла­сом «день» или «ночь» по своему усмотрению, стараясь, чтобы он был неожиданным для играющих (строгое чередование нежелатель­но). Можно в игре использовать кружок с одной стороны белый, с другой - черный. В этом случае руководитель подбрасывает кружок и в зависимости от того, какой стороной он упадет (черной или белой), командует: «Ночь!» или «День!». Такой вариант удобен для проведе­ния игры самими детьми.

Можно усложнить игру: перед сигналом руководитель, чтобы от­влечь внимание играющих, может предложить им делать различные упражнения (как например, поднять руки вперед, вверх, присесть, встать и т.п.). Неожиданно руководитель произносит: «День!» или «Ночь!». Упражнения можно проводить и под музыку.

Игра проводится несколько раз, после чего подсчитываются пой­манные в каждой команде за одинаковое количество раз ловли. До­пустим, «День» вызывали 4 раза, а «Ночь» - 3 раза. Пойманные под­считываются за 3 первых игры. Побеждает команда, поймавшая больше игроков.

Правила. 1. Запрещается убегать в свой дом до того, как руково­дитель крикнет «День!» или «Ночь!». 2. Ловить или осаливать можно только до черты дома. 3. Пойманные игроки после подсчёта опять участвуют в игре наравне с другими.

Вариант «Вороны и воробьи».

То же построение играющих, только команды называются по иному: одна - «Вороны», другая - «Воробьи». В этом варианте игры руководитель вызывает команды медленно словами: «Во-ро-ны! (бьи)!» После последнего слога вызванная команда ловит «другую». Правила те же, что и в игре «День» и «Ночь».

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Встречная эстафета».

Педагогическая задача. Закрепление техники передачи эстафе­ты. Развитие скоростных качеств.

Подготовка. Играющие делятся на две равные команды и строят­ся в 2 колонны. Колонны делятся пополам. Обе половины колонны поворачиваются лицом друг к другу и отступают назад на расстояние 10 - 15 м в зависимости от размеров площадки и от задания. Одна ко­манда от другой находится на расстоянии 2 - 4 м. Перед игроками, стоящими впереди, чертят линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку или стартовой палочке. Ес­ли в каждой команде нечетное число участников, то флажки дают первым игрокам той половины команды, в которой на одного играю­щего больше.

Описание игры. По сигналу руководителя игроки с флажками бегут к своим впереди стоящим игрокам на противоположную сторо­ну площадки, отдают им флажки и встают сзади этой половины ко­манды. Получившие флажки бегут вперед каждый к своей половине команды, стоящей напротив, и, передав флажок очередному игроку, стоящему впереди, встает в конец той половины, в которую прибе­жал. Колонна, игрок из которой выбегает, подвигается на полшага вперед к черте начала бега.

Игра заканчивается, когда последний игрок из какой-либо пере­бегающей команды передаст флажок игроку, начавшему игру.

Побеждает команда, закончившая перебежку раньше.

Правила. 1. Начинать игру можно только по команде. 2. Выхо­дить за линию до начала бега нельзя до тех пор, пока не будет пере­дан флажок или эстафета. 3. Если во время перебежки игрок уронил флажок, он должен сам поднять его и продолжать бег. 4. Команда, допустившая ошибку, получает штрафное очко. 5. Выигрывает команда, закончившая игру раньше и имеющая меньше штрафных очков.

Если в этой игре закрепляется навык передачи эстафетной палоч­ки, то игрок обегает вторую половину колонны, передает палочку впереди стоящему по правилам передачи эстафеты в легкой атлетике и встает в конец в этой половине колонны.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Вызов номеров».

Педагогическая задача. Воспитание внимания и быстроты реак­ции. Закрепление техники финиширования.

Подготовка. Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и вы­страиваются в колонны по одному одна параллельно другой. Если по­зволяет помещение, лучше построить обе команды в одну линию -шеренгами. Можно предложить играющим бег из высокого или низ­кого старта. Играющие в командах рассчитываются по порядку, запо­миная свой порядковый номер. Перед играющими стоящими впереди, проводят стартовую черту. Впереди каждой колонны на расстоянии 10 - 20 м устанавливают по булаве или по стойке.

На расстоянии 2 - 3 м от стартовой линии параллельно ей чертят линию финиша.

Описание игры. Руководитель громко называет любое число. Игроки под этим числом выбегают вперед, обегают стоящий напро­тив предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит на­зад в свою команду и пересечет линию финиша, выигрывает очко для команды. Руководитель вызывает игроков вразбивку по своему ус­мотрению. Некоторых он может вызвать и по 2 раза подряд. Каждый раз прибежавшие игроки встают на свои места в командах. Игра про­водится 5-10 минут, после чего подсчитываются очки.

Побеждает команда, заработавшая большее количество очков.

Правила. 1. Если оба игрока прибегут одновременно, очко не присуждается ни той ни другой команде. 2. Если игрок не добежит до конечного пункта, то очко зарабатывает его партнер из другой коман­ды.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Гонка паровозов».

Задача: развитие прыгучести в игровых условиях.

Инвентарь: 6-10 набивных мячей.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: Все играющие делятся на две или более команд с равным числом участ­ников. Команды выстраиваются в ко­лонны по одному, причем каждый игрок держится за талию стоящего впереди. По сигналу преподавателя команды передвигаются слитной ко­лонной подскоками до заранее уста­новленного места и возвращаются обратно.

Вариант игры: передвижение про­исходит по извилистой дорожке. К судейству следует привлекать учащихся, не занятых в игре.

Правила: Прыгать можно толь­ко установленным спо­собом. За каждое на­рушение назначается штрафное очко.

Выигрывает команда, закончившая продвиже­ние первой, но при ус­ловии, что все игроки прыгали, а не бежали.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Удочка».

 

Задачи: Развитие скоростно-силовых физических качеств; совершенствование прыгучести как одно­го из элементов техники игры в волейбол.

Инвентарь: веревки длиной 2-3 м, грузик или скакалки.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: Команды располагаются в кругах. Водящий в центре круга берет верев­ку за свободный конец, а на другом ее конце - грузик. По сигналу пре­подавателя водящий начинает кру­тить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не за­дела их ног.

Варианты игры: игроки могут при­нимать различные исходные поло­жения: боком, спиной, упор присев и т. д. Необходимо следить за правильностью вы­полнения задания. При использовании вместо веревки механического стержня через опреде­ленное время высоту его можно поднимать

Правила: Игра начинается толь­ко по сигналу препода­вателя. Игрок, которого задела веревка, выбы­вает из круга.

Побеждает команда, у которой за опреде­ленное время, отведен­ное на игру, выбыло меньше игроков из кру­га.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Белые медведи»

Белые медведи – подвижная коллективная игра для детей начальной школы. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.

Содержание. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Правила.

На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь».

Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат».

Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.

Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.

Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»

«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.

Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».

Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается.

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Примечание.

Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь».

При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

Подвижные игры на основе программного материала из раздела «Лыжная подготовка»

Подвижная игра на развитие физических качеств: «На одной лыже».

Цель: развитие силы отталкивания палками, равновесия, внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для обучения передвижению скользящим шагом.

Организация: класс выстраивается в одну шеренгу. Интервал между учащимися – 2 м. Каждый участник сам себе прокладывает лыжню, а педагог отмечает стартовую и финишную линии на расстоянии 20–50 м одна от другой.

Проведение: по сигналу все участники игры стараются как можно быстрее проскользить по своей лыжне к линии финиша на одной лыже, приподняв другую верх и отталкиваясь палками. Игрок, коснувшийся поднятой лыжей снега, выбывает из игры. Победителем становится тот, кто финиширует первым.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «То на правой, то на левой».

Цель: развитие силы отталкивания палками, равновесия, быстроты, ловкости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для обучения передвижению на лыжах скользящим шагом.

Организация: класс выстраивается в одну шеренгу на линии старта. Интервал между учащимися – 2 м. Через 20–30 м от линии старта обозначена линия поворота.

Проведение: по сигналу игроки, отталкиваясь палками, скользят до линии поворота на правой лыже, а обратно – на левой. Побеждает тот, кто выполнит задание первым, ни разу не наступив свободной ногой на снег.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «По снежному склону». 

Цель: развитие ловкости и смелости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для обучения спускам на лыжах.

Организация: на горке с крутизной склона 15–18° класс делится на две команды.

Проведение: по сигналу игроки обеих команд поочередно выполняют спуск по склону на лыжах в высокой стойке, стараясь не упасть. За каждого упавшего команде начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, у которых окажется меньше штрафных очков.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Вакантное место».

Цель: развитие быстроты, координационных способностей и внимания. Используется в качестве подводящего упражнения для обучения технике поворотов на лыжах.

Организация: на поляне класс выстраивается в два круга. Интервал между учащимися – 2 м. В одном кругу располагаются девочки, в другом – мальчики. Расстояние между кругами – 10 м. В  каждом круге выбирают водящего.

Проведение: по сигналу водящие начинают объезд своего круга снаружи и, выбрав одного из стоящих в нем игроков, касаются его рукой, а сами продолжают движение. Осаленные лыжники тут же поворачиваются и бегут в противоположную сторону, стараясь как можно быстрее объехать круг и занять свое прежнее (вакантное) место. То же пытается сделать и водящий, двигающийся в своем прежнем направлении. Игрок, не успевший занять место, становится водящим.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Спуск с метанием снежков». 

Цель: развитие ловкости, смелости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для обучения спускам на лыжах.

Организация: класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонну по одному на вершине горы за стартовой линией. Все игроки заготавливают по два снежка. В конце спуска, в 5 м сбоку от линии финиша, устанавливают переносной щит размером 1×1 м.

Проведение: по сигналу игроки по очереди скатываются со склона и, проезжая мимо щита, бросают в него два снежка. За попадание каждого снежка в цель команде начисляется 1 очко. Побеждает команда, игроки которой наберут больше очков.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Подбери флажок».

Цель: развитие координационных способностей. Используется в качестве вспомогательного упражнения для обучения спускам на лыжах.

Организация: игра проводится без палок на небольшом склоне. Класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонну по одному. На одном из участков спуска с правой стороны ставят контрольный флажок, здесь же располагается судья с запасными флажками.

Проведение: по сигналу игроки первой команды один за другим с интервалом в 10 сек. стартуют с горки и стараются подобрать флажок на спуске, не задерживая следующих участников. Увезенный флажок судья тут же заменяет новым – для очередного участника. После выполнения задания первой командой все флажки возвращаются судье. Затем то же задание выполняет вторая команда. Выигрывает команда, игроки которой подберут больше флажков.

Подвижные игры на основе программного материала из раздела «Спортивные и подвижные игры»

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Мяч на полу».

Педагогическая задача. Развитие ловкости.

Условное обозначение

− руководитель.

− игроки.

− водящие

Описание игры: все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются на одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

Ход игры: по сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. А водящие спасаются от мяча. Если кто-нибудь из играющих попадет мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.

Правила игры:

1.Игра начинается по сигналу.

2.Осаленный по ногам водящий сразу же идет на место осалившего его.

3.Осаливать можно не выше колен.

4.Первый водящий не считается проигравшим.

Определение победителя:

Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим, первые водящие не считаются проигравшими.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Салки с мячом».

Педагогическая задача. Развитие силы, чувства равновесия.

Подготовка. Выбираются 1-2 водящих. Они получают один ма­ленький (теннисный) или волейбольный мяч и встают посредине площадки (зала). Все остальные окружают их в произвольном поряд­ке. Большую площадь необходимо ограничить.

Описание игры. Каждый водящий - «салка» поднимают руки вверх и говорят: - «Я - салка!». После этого все разбегаются в преде­лах площадки, а водящие стараются догнать и осалить мячом кого-либо из убегающих. Чтобы легче было осалить мячом, они передают его друг другу и в удобный момент бросают в игрока. Осаленный мя­чом игрок становиться «салкой» и объявляет, что он салка, меняясь с тем водящим, который в него попал мячом. Бывший салка становится убегающим. И так игра продолжается все время со сменой водящих после попадания в убегающих.

Вариант этой игры. «Салки с ножным мячом».

Та же игра, только салки получают футбольный, баскетбольный или волейбольный мяч. Задача водящих осалить мячом по ногам убе­гающих не выше колена. Также для более удобного попадания мяча в убегающего игрока водящие передают его ногами друг другу и в удобный момент осаливают мячом убегающего.

Выигрывают игроки, которых не осалили или которые были оса­лены наименьшее число раз.

Правила. 1. Каждый раз водящий, осаливший мячом игрока, объ­являет, что он салка. 2. Играя с ручным мячом, осаливать можно в любую часть тела, за исключением головы. При игре с ножным мячом засчитывается попадание только в ноги до колен. 3. Выбежавший за границу площадки считается осаленным и становится новой «сал­кой».

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Эстафета с мячом по кругу».

Задачи: закрепление техники передач мяча; воспитание ловкости, точности, координации движе­ний в соревновательных условиях.

Инвентарь: мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: Игроки располагаются в кругах в затылок друг другу на расстоянии 2 м. Первые игроки держат в руках мяч.

По сигналу преподавателя первый в круге игрок передает мяч верхней передачей за голову второму и по­ворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в круге, он одну пере­дачу делает над собой, поворачи­вается кругом и передает мяч за го­лову предпоследнему игроку и т.д.

При потере мяча эстафета про­должается с того места, где она была прервана.

Вариант эстафеты: последний уча­стник, получивший мяч, делает пас первому номеру, который ловит мяч, сигнализируя об окончании эстафеты.

По мере освоения за­дания можно переходить к более сложным спосо­бам передачи и исполь­зовать два мяча.

Правила: Способ передачи мя­ча - верхняя передача. Выигравшей считается команда, у которой иг­рок, начавший игру, первым ее и заканчи­вает.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Подвижная цель».

Задачи: закрепление техники бросковых движений; развитие ловкости, меткости, точности дви­жений в игровой обстановке.

Инвентарь: теннисные (волейбольные) мячи, обручи. Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: На площадке следует начертить две параллельные линии на расстоянии 5-6 м одна от другой. Возле парал­лельных линий игроки выстраиваются парами в шеренгу. Между парами интервал 1 м. В руках у направляю­щих игроков волейбольный мяч. Иг­рок с обручем, поднятым вверх, начинает передвигаться вдоль пар. Как только обруч оказывается на­против игроков, те должны пасовать, передавать мяч, стремясь попасть в обруч. Игра длится до тех пор, пока не выполнят передачу все участники команды. Водящий после перво­го паса может передви­гаться с обручем даль­ше либо находиться между участниками до тех пор, пока они не по­падут в обруч.

Правила: За каждое попадание команде начисляется очко, а за более быст­рое окончание эстафе­ты – 5 очков. Побеж­дает команда, которая набрала больше очков.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Точно в цель».

Задачи: развитие ловкости, меткости, точности дви­жений в игровой обстановке.

Место: спортивная площадка.

Подготовка. Для игры необходима мишень (диаметр 30-50см.) от мишени в 3-4-5-6-7м проводятся линии (или кладутся цветные ленточки, шнуры).

Описание игры. Игроки бросают снежки, начиная последовательно с расстояния 3м.; все игроки выполняют броски по очереди, тот, кто попадает в мишень, переходит к следующей линии и, в свою очередь, бросает уже оттуда. Выигрывает тот, кто первым попадает с 7-метровой линии.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Подбрось-поймай».

Задачи: формирование навыка правильного подбрасывания мяча и ловли его; развитие координа­ции и точности движений.

Инвентарь: баскетбольные мячи.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Построение

Содержание

Правила

Организационно-методические указания

Каждая команда строится в две шеренги напротив друг друга.

У игроков одной шеренги (каждой команды) по мячу. Преподаватель дает сигнал, и учащиеся одновре­менно подбрасывают мяч перед со­бой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают партнерам своей ко­манды, стоящим напротив в другой шеренге. Те в свою очередь повто­ряют задание в подбрасывании, лов­ле и прокатывании мяча

Побеждает команда, быстрее и точнее вы­полнившая задание, т. е. имеющая; а) меньшее число падений мяча; б) более точное его прокатывание; в) луч­шее выполнение ловли и передачи мяча ука­занным способом

Расстояние между ше­ренгами команд 3-4 м. Ловлю и подбрасывание мяча можно выполнять с ударом о пол или стен­ку, стоя на месте или в прыжке

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Обведи и прокати»

Задача: совершенствование навыка ведения мяча с изменением направления и последующим прокатыванием.

Инвентарь: мячи.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Построение

Содержание

Правила

Организационно-методические указания

Команды строятся в колонну по од­ному. Впереди четыре игрока нахо­дятся на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Первый игрок колонны — на старте.

По сигналу преподавателя он ведет мяч вдоль разомкнутой колонны, об­ходя каждого играющего. В конце поворачивается лицом к колонне, про­катывает мяч очередному играюще­му, а сам встает позади всех

При потере мяча иг­рок должен продол­жать ведение мяча с то­го места, где произош­ла потеря.

Побеждает команда, первой выполнившая задание

Ведение мяча можно выполнять правой и ле­вой рукой, прикрывая корпусом мяч от пас­сивно или активно стоя­щего учащегося

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Мяч с четырех сторон».

Задачи: развитие быстроты; совершенствование техники передачи мяча в игровой обстановке.

Инвентарь: мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: Игроки образуют четыре команды. По одному игроку от каждой коман­ды с мячом в руках стоят в круге напротив шеренги своих игроков. По сигналу преподавателя они пере­дают или пасуют мяч первому игроку своей команды. Получив мяч обратно, направляют его следующему игроку и т. д. Последний игрок, получив мяч, бежит с ним в круг, а стоящий в круге становится первым в колонне.

Игра длится до тех пор, пока игрок, первым стоявший в круге, снова не окажется в нем. Для игры необходимо разметить круг диамет­ром 2 м и от него на расстоянии 3—4 м кон­трольные линии

Правила: Передавать мяч толь­ко установленным спо­собом. Нельзя созда­вать помех сопернику.

Выигрывает команда, все игроки которой бы­стрее побывали в круге

Подвижная игра на развитие физических качеств: «25 Передач»

Задача: освоение техники передач мяча на месте

Инвентарь: мяч.

Место: баскетбольная площадка и при встречном движении.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Учащиеся, разбившись по парам, встают напротив друг друга на рас­стоянии 5-10 м.

Соревнование заключается в том, чтобы за возможно короткое время сделать без ошибок 25 передач без смены мест между колоннами или со сменой мест.

Варианты: 1) передача всей коман­дой на время без перебежки пар;

2) передача во встречных колон­нах со сменой участников после передачи

Передавать мяч мож­но любым способом, не переступая условную линию. Если мяч упа­дет перед линией, его надо вывести за линию и лишь после этого вы­полнить передачу. Вы­игрывает команда, ко­торая первой и без ошибок сделает 25 пе­редач

В соревновании можно применять сначала передачи сверху, затем снизу и в конце - комбинированным способом

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Мяч в корзину»

Задача: совершенствование навыков бросков мяча в заданном направлении с отскоком от щита, а также точного выполнения движений.

Инвентарь: корзина, баскетбольные, волейбольные мячи. Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

 

Построение

Содержание

Правила

Организационно-методические указания

Команды стоят напротив своих щи­тов или переносных корзин. У каж­дого капитана имеется мяч. Они пере­дают мячи с отскоком от пола так, чтобы те попали в руки первым номе­рам, которые бросают мячи обяза­тельно с отскоком от квадрата на щите.

Варианты бросков мяча: а) с места;

б) после двух прыжковых шагов;

в) после ведения мяча и двух
прыжковых шагов

Команда, забросив­шая наибольшее коли­чество мячей в корзину, становится победите­лем. Учитывается также время выполнения за­дания

При повторении игры команды должны ме­няться местами. Если имеется только один щит, то команды бро­сают мяч по очереди

 

 

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Перестрелка».

Место: спортивный зал

Подготовка к игре:

Площадка делится пополам средней линией. Играющие делятся на две команды, которые располагаются на своей половине поля в произвольном порядке. Каждая команда выбирает капитана.

Описание игры:

В центре поля разыгрывают игроки мяч, который подбрасывают руководитель. Капитаны стараются отбить мяч своим игрокам. По команде игроки, завладевшие мячом, стараются попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Осаленный игрок идёт на скамейку.

Играющая команда старается выручить своих пленных, перебрасывая им мяч по воздуху. Если мяч попал пленному каким-либо образом, тот может осаливать игроков противника. Играют в 2 тайма до тех пор, пока не будут выбиты все игроки одной из команд.

Правила:

Игрок, поймавший мяч с воздуха,  осаленным не считается. Участник игры, в которого попал мяч, отскочивший от земли, осаленным не считается тоже. Игрок считается вырученным, если ему перебросили  мяч, и он поймал его.

Подвижная игра на развитие физических качеств: «Охотники и утки».

Место: зал, площадка

Подготовка к игре:

Играющие, соединив руки, образуют круг. Рассчитавшись на первый-второй, они делятся на 2 команды. Одна – «утки», другая – «охотники». «Утки» находятся произвольно в кругу. «Охотники» остаются на своих местах или отходят на 2-3 шага назад. У ног охотников чертится линия, назначается судья. У одного игрока в руках волейбольный мяч.

Описание игры:

Игра начинается по сигналу. Охотники перебрасывают мяч в разных направлениях, стараются запятнать уток. Те бегают, увёртываются от мяча. Утка, которую задел  мяч, выходит из игры. Когда все игроки запятнаны, игроки меняются ролями.

Правила:

При бросании мяча охотникам нельзя выходить за линию. Если запятнали утку, нарушив это правило, то она не считается запятнанной.

Если мяч попал в игрока после отскока от земли или другого игрока, попадание не засчитывается.

Если утка, увёртываясь от мяча, вышла за линию, считается запятнанной.

Показатели двигательной подготовленности учащихся 7-8лет

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 – 12

9 – 10

7 – 8

9 – 10

7 – 8

5 – 6

Прыжок в длину с места, см

118 – 120

115 – 117

105 – 114

116 – 118

113 – 115

95 – 112

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,2 – 7,0

6,3 – 6,1

6,9 – 6,5

7,2 – 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

Показатели двигательной подготовленности учащихся 8-9лет

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

14 – 16

8 – 13

5 – 7

13 – 15

8 – 12

5 – 7

Прыжок в длину с места, см

143 – 150

128 – 142

119 – 127

136 – 146

118 – 135

108 – 117

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,0 – 5,8

6,7 – 6,1

7,0 – 6,8

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,0 – 6,8

Бег 1000 м

Без учета времени

Показатели двигательной подготовленности учащихся 9-10лет

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

5

4

3

     

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

     

12

8

5

Прыжок в длину с места, см

150 – 160

131 – 149

120 – 130

143 – 152

126 – 142

115 – 125

Бег 30 м с высокого старта, с

5,8 – 5,6

6,3 – 5,9

6,6 – 6,4

6,3 – 6,0

6,5 – 5,9

6,8 – 6,6

Бег 1000 м, мин. с

5.00

5.30

6.00

6.00

6.30

7.00

Ходьба на лыжах 1 км, мин. с

8.00

8.30

9.00

8.30

9.00

9.30

Показатели двигательной подготовленности учащихся 10-11лет

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

6

4

3

     

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

     

18

15

10

Бег 60 м с высокого старта, с

10.0

10.8

11.0

10.3

11.0

11.5

Бег 1000 м, мин. с

4.30

5.00

5.30

5.00

5.40

6.30

Ходьба на лыжах 1 км, мин. с

7.00

7.30

8.00

7.30

8.00

8.30

Используемая литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

2. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 классов. – М.: Физкультура и спорт, 2004, 46с.

3. Ермолаев Ю.А., Ермолаева Ю.Ю. и др. Народные подвижные игры: Учебное пособие. М.: Академия наук РФ, 2003.

4. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.

5. Зимние подвижные игры: 1-4 классы/ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009. – 176с. – (Мозайка детского отдыха).

6. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1 – 11 кл. / Лях В.И., Зданевич А.А.; под общ. ред. Ляха В.И. – 7 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

7. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, дет­ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 456 с.

8. Ноткина НА. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. - СПб., 1995. - 64 с.

Примерная основная образовательная программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа/ сост. Савинов Е.С./ М.: просвещение, 2011. - / Стандарты второго поколения/.

Подвижные игры: учебник / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. – М.: Физическая культура, 2006. – 288с.

Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 12. - С. 23-25.

Тимофеева ЕЛ. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. -200 с.

Холодов Ж.К., кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Янкелевич Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. - М.: Физ­культура и спорт, 1999. - 206 с.

http://www.fizkult-ura.ru

http://www.1september.ru

http://www.uchportal.ru

Опубликовано в группе «Виды спорта. Физическая культура. Здоровый образ жизни.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.