12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черявко Светлана Михайловна17



ФОРМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Методическое пособие для учителей-логопедов, учителей начальных классов и родителей

Автор-составитель С.М.Черявко

учитель-логопед МАОУ лицей № 51 г. Томска

2023г.



Рецензент

Дозморова Е.В., к.п.н.,

доцент кафедры социальной педагогики

факультета психологии и специального образования ФГБОУ ВО «ТГПУ»




Методическое пособие посвящено одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики-обучению детей работе с текстом.В нем освещаются поэтапные методы работы. Пособие содержит практический материал для обучения и коррекции детей. Предложенный материал можно использовать как в ходе занятий, так и в ходе домашних заданий.

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям начальной школы, родителям, имеющим желание помочь детям овладеть умением работы с текстом.





















От автора

Вопрос о работе с текстом, разными его формами имеет своей целью оказание практической помощи учителям-логопедам, учителям начальных классов, чьи учащиеся по каким-либо причинам не умеющим связно излагать свои мысли, анализировать прочитанное, определять последовательность и связность предложений в тексте.

Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение .

Развитие речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Важнейшим качеством  речи является логичность, То есть  умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Именно с этим у большинства школьников возникают трудности.

К разработке этого пособия меня побудило очень частое обращение учителей начальных классов и родителей, посоветовать как заниматься с такими детьми.

Для того, чтобы успешно пользоваться различными заданиями, необходимо иметь представление о ходе нормального развития ребенка. Индивидуальные различия у детей одного возраста неизбежны. Если занятия с детьми проводятся без учета уровня развития, они терпят неудачи и испытывают фрустрацию.

В методическом пособии подробно представлены различные формы работы с текстом. Предложен практический материал. Как пример дано разработанное занятие по работе с деформированным текстом.

Важным моментом всей работы с текстом является её системность и последовательность.









Формы работыс текстом.
t1686623960aa.gif

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения

Разделите текст на отдельные предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.

№ 1  Рисунки.

Дети рисуют это волк это зайка это лиса ..

№ 2   Кот Гоша.

Кот Гоша ловит мышей сидит у норки и ждет вот бегут мышки Гоша поймал мышку.

№ 3  Бабушка и внуки.

У Димы и Маши была бабушка она купила внукам букварь дети рады они стали учить буквы.

№ 4   Зимой.

Пришла зима Дима катался на санках с горы он вбежал в дом мальчику было весело.

№ 5   Утенок Тишка.

У утки Томки утята она учит их плавать утенок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду.


2. Составление связного текста из предложенных предложений

Нужно расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1   Маша.

Ей восемь лет.

Дедушка Петя стал старый.

Маша читала деду газету.

Внучка любит деда.

№ 2   Друзья.

Мальчики решили задачу.

Юра решал задачу.

Пришел Митя.

Так Слава помог другу.

Задача была трудная.

№ 3  

Я раскрасила цветок.

Мы взяли кисти и краски.

Наташа нарисовала ромашку.

№ 4

Трещат морозы.

Дети надели шубки.

Выпал снег.

Реки и озера замерзли.

Пришла зима.

№ 5

Мы любили ходить в лес .

За деревней речка и березовый лес.

Летом мы жили в деревне у бабушки.


3. Составление связного текста из деформированных предложений

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.

№ 1   Синица.

у, рос, дома, вяз

на, вяза, ветку, птичка, села

это, синичка, крошечная

№ 2   Книга.

Юра, у, живет, дедушки

дедушка, книгу, внуку, купил

Юра, громко, читает

№ 3   Белка.

на, белка, сучке, сидит

у, шишка, белки

белка, на, шишки, зиму, собирает

№ 4

стоит, памятник, сквере, в

памятнику, часто, дети, к, приходят

цветы, всегда, памятника, у , много

№ 5  Семья  дома.

все, дома

папа, газету, читал

мама, платье, шила

Миша, уроки, учил

Аня, играла, мишкой, с


4. Составление связного текста из неполных предложений

Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1

Наступила ненастная _______,

Высохли _______

И глядят уныло голые________.

Слова для справок: цветы, осень, деревья.

№ 2

Весной разольются ___________ реки.

Прилетят _________ птицы.

На деревьях появятся _________ листочки.

Слова для справок: быстрые, первые, зелёные.

№ 3   Горка.

Взял Саня _______ . Он идёт на _________ .

Там много ________ . Саня________ Катюшу. Очень хорошо зимой!

Слова для справок: санки, лыжи, коньки, горку, каток, детей, катает, катает.

№ 4  Зимой.

Пришла зима. Кругом много________. Дети гуляют в _______ и _____ . Не страшен им ___________ !

Слова для справокхолодная, снег, шубки, шапки, мороз.

№ 5  Сад.

У нас _______ сад. Там растут _______ и ________. Весной деревья красиво _______ .

Будут осенью ________ плоды.

Слова для справоккрасивый, сливы, груши, цветут, вкусные.


5. Письменные ответы на вопросы

Записать ответы на поставленные вопросы.

№ 1   Гуси.

На реке были гуси. Гусь плывет к мосту. Саша кинул в воду хлеб.

Вопросы:

Где были гуси?

Куда плывет гусь?

Что кинул в воду Саша?

№ 2   Муравей.

Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.

Вопросы:

Какое зерно нашел муравей?

Кого позвал муравей?

Что делают муравьи вместе?

№ 3   Лук.

В луке много полезных веществ. Сок лука помогает залечивать раны. Раньше луком лечили кашель. Добрая слава у лука.

Вопросы:

Что помогает залечивать раны?

Что раньше лечили луком?

Почему лук используют как лекарство?

№ 4   После уроков.

Пришла Дюся из школы. Бабушка была дома. Настя села у стола. Она стала читать книгу. Бабушка была рада.

Вопросы:

Откуда пришла Люся?

Кто был дома?

Где села Дюся?

Что она стала делать.

№ 5   Воробей.

У дома рос куст. На ветку сел воробей. Кот Кузя сидел на крыльце. Он прыгнул на куст. Воробей улетел.

Вопросы:

Где рос куст?

Кто сел на ветку?

Где сидел кот Кузя?

Куда кот прыгнул?

Что сделал воробей?


6. Составление связного текста по опорным словам

Составьте текст, используя данные слова.

№ 1   Зима в лесу.

Студено, белые одежды, серебристые ветки, спрятались в норках.

№ 2   Щенок.

Маленький, черненький, мохнатенький, лапки, усики, играет с хвостиком.

№ 3   Дождик.

Набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.

№ 4   Утро.

Встаю рано, застилаю постель, умываюсь, чищу зубы, вкусный завтрак, ранец, иду в школу.

№ 5   Василек.

Растет в поле, голубые лепесточки, беленькая серединка, длинный стебелек, красивый цветок.


7. Выборочное выписывание из текста по заданию

№ 1   Какие бывают шубки.

Белая шубка у зайчат. Рыжая шубка у бельчат. Колючая шубка у ежа. Блестящая шубка у моржа.

Выпишите слова с ЧА — ЩА.

№ 2   Журавль.

Много в степи птиц. Но красивее всех журавль. У него серые перья, длинная шея, черные глаза.

Выпишите описание журавля.

№ 3   Лето.

Стояли жаркие деньки. Дети были в лесу. Там есть береза и ель. На полянке ребята нашли васильки.

Выпишите слова с мягким знаком в середине слова

№ 4   В парке.

В зеленом парке большой пруд. В пруду плавают уточки. Отдыхающие любуются красивыми птицами.

Выпишите, какие птицы плавают в пруду.

№ 5   Вежливые слова.

Таня, можно взять твой карандаш?

Конечно. Какой тебе нужен? Бери, пожалуйста.

Мне нужен синий карандаш.

Пожалуйста.

Спасибо.

Выпишите вежливые слова.

t1686623960aa.gif

8. Составление связного текста по вопросам

Составьте текст по вопросам.

№ 1

1.   Как твоя фамилия и имя?

2.   В каком классе ты учишься?

3.   Как зовут твои родителей?

4.   Как ты помогаешь своим родителям?

№ 2

1.   В каком городе ты живешь?

2.   Как называется улица, на которой ты живешь?

3.   Какая река протекает по близости?

№ 3  Моя школа.

1.   На какой улице находится твоя школа?

2.   Далеко или близко от вашего дома?

3.   Ск4олько этажей в твоей школе?

№    Мой друг .

1.   Как зовут твоего друга (подругу)?

2.   Как давно вы дружите?

3.   Как вы проводите свободное время?


9. Деление сплошного текста на абзацы

Поделить текст на абзацы.

№ 1  Орленок

Сенька подобрал в степи больного орлёнка и принёс его в посёлок. Мальчик смастерил ему хорошую клетку. Он кормил и поил птенца с ладони. К осени орлёнок окреп и подрос. Он свободно разгуливал по комнатам. Сенька вынес любимца в степь и отпустил на волю. Орлёнок покружил над мальчиком, взмахнул крыльями и поднялся высоко в небо.

№ 2  Ловкий зверёк

На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её. Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке. По реке плыли брёвна. Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно — и на тот берег!

№ 3  Редкая гостья

Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень обрадовались ей. Белка села на задние лапки и взяла в передние лапки кисточку сухой рябины. Она начала ловко объедать ягоды. Потом зверёк схватил в зубы другую гроздь, прыгнул на сук ели и исчез в густых ветвях. С тех пор белка каждый день стала навещать птичью столовую.


№ 4  Вьюга

Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Мальчик испугался и стал под берёзой. Он решил не ходить в школу. Страшно ему было на улице. Тут он увидел Сашу. Он стоял у крыльца. И Саша боялся вьюги. Толя подбежал к другу. Они взялись за руки и пошли. Злилась вьюга. Но ребятам было весело. Они шагали в школу.

№ 5  Рыбаки

Кот Епифан и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу, а Епифан рядом сидел. Маленькую рыбку старик отдавал коту. Однажды он выдернул из воды ерша и протянул коту. Епифана рядом не оказалось. Кот был далеко на плотах. Подошел старик и удивился. Епифан лежит на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбешки. Кот подцепил одну рыбку и съел. Теперь Епифан сам рыбу ловит.

№ 6  Белка и зайчик

Летом подружилась белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайка серенький. Они приходили на поляну и угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи. У зайца была морковь и капуста. Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белочка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью. Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, у белки — серой. Не узнали зверьки друг друга.


10. Составление связного текста из данных абзацев

Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1  Доброта

Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.

Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустные.

Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидал на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу.


№ 2  Синичье гнездо

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.

Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.

Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти. Травинок.

Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.

Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.

№ 3  Радость в луковице

Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиациант.

Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.

Гиациант украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице.

Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла горшочек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада.

№ 4  Медвежонок

Хозяин налил в блюдечко молока. Ходит малыш кругом, скулит, а не пьет

Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили, а медвежонка принесли в село.

Ночью всех разбудил плач. Это Мишка озяб и заплакал. Положил его охотник с собой, укрыл полушубком. Малыш забрал палец охотника в рот и засосал, как соску. Так и заснул.

Охотник намочил молоком палец и дал лизнуть медвежонку. Малыш стал сосать палец и заодно тянул молочко.

№ 5  Кукушка

А кукушка решила положить сюда свое яйцо.

Мальчик запомнил это местечко. Скоро он придет сюда, проверит гнездышко и выбросит кукушечье яйцо.

Осмотрел мальчик гнездо. На пушистом дне лежат два зеленых яичка. Их положила славка. Шаги мальчика ее спугнули.

Кукушка слетела с вершины дерева. Сидит на ветке и оглядывается. Все тихо. Кукушка юрк в чужое гнездо. Заглянула и улетела.

Прилетела славка. Увидела человека и запищала. А мальчик говорит: «Не бойся меня, бойся кукушки».


11. Составление рассказа по данному началу

Допишите рассказ несколькими предложениями.

№ 1  Спас друга

Алеша и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Саша побежал вперед. И вдруг хрупкий лед треснул...



№ 2  В лесу

Дети идут по тропинке. Вот с дерева спрыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы...

№ 3  После грозы

Ночью бушевала гроза. Неслись бурные потоки. Вода вырывала с корнем могучие деревья, сдвигала тяжелые камни...

№ 4  Нарядная елочка

Вечером большую, красивую, пушистую елку внесли в комнату. Мама принесла коробку с игрушками.

№ 5  Летний дождь

Деревья под дождем трепетали свежими листочками. Трава поглощала влагу. Птицы пели...

Допишите рассказ несколькими предложениями. Озаглавьте текст.

№ 1

Наступила поздняя осень. На улице ненастная погода. Грустно осыпаются листья с деревьев. Завяли прекрасные цветы...

№ 2

Тихо стало в лесу. Многие птицы улетают на юг. Голодно и холодно зимой птицам в городе...

№ 3

Володя готовил уроки и забыл убрать со стола тетрадь, книги, ручки, карандаши.

В доме жили котята Васька и Пушок. Пушок прыгнул на стол. За Пушком полез и Васька...

№ 4

Наступила весна. Появилась травка. Дятел прилетел к березке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок...

№ 5

Шли по улице два друга — Витя и Саша. Они остановились у витрины магазина игрушек. Мальчики засмотрелись...



12.Составление рассказа по его концу

Запишите рассказ по его концу. Озаглавьте текст.

№ 1

До весеннего солнышка проспит медведь. И будет он видеть лесные сны.

№ 2

Природа должна еще долго служить людям и украшать их жизнь.

№ 3

Ребята осторожно положили птенца в гнездо. Радостные ушли они домой.

№ 4

Вот такую интересную поездку мы совершили на новом автомобиле!

№ 5

Красиво закачались на ветках бусы, хлопушки, шарики.

№ 6

Нарядным и красивым стал наш класс.


13. Составление краткого рассказа

№ 1   Как белка готовится к зиме.

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опята. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

Поздней осенью переменит белка свое рыженькое платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

Шустрая белка – самый веселый и проворный зверек в наших лесах.

Какова главная мысль рассказа? Прочитайте первую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Прочитайте вторую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Прочитайте третью часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

№ 2   Птенчик.

Буря сбила с дерева гнездо. На земле лежал птенчик. Он махал крыльями, но взлететь не мог. Лапка зацепилась за сучья. Птенец раскрывал свой длинный клюв и кричал молча.

Тут появился кот Васька. Хвост у него встал трубой, глаза загорелись зелёным огнём. Кот был готов к прыжку. Костя оттолкнул кота ногой и освободил птенца.

Он принёс его домой и посадил в клетку. Брат в огороде накопал червей. Мальчик накормил птицу. Каждый день он выпускал птенца, но тот ещё не мог летать. Ваську в это время запирали в чулане.

Слова для справок: сбила, загорелись, в это время, запирали.

Какова главная мысль рассказа?

Прочитайте первую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Проделайте такую же работу над остальными частями текста. Запишите текст кратко.



Заключение

Для успешности овладения работы с текстом необходимо определить общий уровень готовности к овладению этим навыком , уровень сформированности логического мышления, звукового анализа и синтеза.

Подробную диагностику необходимо провести до начала занятий, чтобы выявить различия в подготовке детей и определить индивидуальную программу работы для каждого ребенка.

     1) Работа над текстом  будет более эффективной, если проводить ее систематически.

          2) Материал для работы должен быть  познавательным, соответствовать возрасту детей и теме урока.

          3) Необходимо вести работу не только с деформированным текстом, но и с другими речевыми единицами.

В завершении можно сделать вывод, что работа с текстом  имеет высокую эффективность при развитии речи на уроках русского языка, так как он помогает  обучать детей связно, последовательно и логично излагать свои мысли.



Литература

Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М.: Дрофа, 1983.

Ибрагимова З.Х. Комплексный анализ текста / Русский язык в школе.- Изд. Дом Первое сентября №15, 2007 г.

Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М.: 1998.-123 с.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-112 с.

Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста.-М.: Вако, 2007 г.-256 с.

Остренкова М.А. Уроки - исследования художественного текста.-Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001.-23 с.

Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом.: дидактический материал.-М.: Айрис-Пресс, 2006 г.-240 с.

Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе.М.: Изд-во «Дрофа», 2008 г.- 256 с.


Рабочие программы по русскому языку 5 - 9 классы (по программе под ред. В.В. Бабайцевой). Метод. пособие/сост. Г.М. Вялкова.-М.: Глобус, 2007 г.-256 с.

Сборник нормативных документов. Русский язык /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: «Дрофа», 2004.-96 с.



Опубликовано


Комментарии (1)

Кузнецова Виктория Владимировна, 13.06.23 в 07:54 0Ответить Пожаловаться
Светлана Михайловна, благодарю за полезный практический материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.