Методическое пособие и рекомендации для педагогов и родителей «САЖАЕМ ВМЕСТЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Методическое пособие и рекомендации для педагогов и родителей
«САЖАЕМ ВМЕСТЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Введение
Методическое пособие и рекомендации для педагогов и родителей.
«Сажаем вместе овощи и фрукты» предназначено для того, чтобы помочь специалистам и родителям, занимающимся с детьми с нарушениями слуха. Может использоваться как педагогом во время совместных занятий с ребенком и его родителями, так и родителями самостоятельно в домашних условиях. Пособие может также использоваться для развития речи у нормальнослышащих детей с нарушениями речевого или психического развития.
Дошкольники становится участниками деятельности через наблюдения за деятельностью взрослых и посредством своего практического участия. Дети трудятся вместе с воспитателями в детских садах, с родителями, бабушками или дедушками в огороде на дачных участках. В процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений, определяют их зависимость от внешних факторов, от ухода.
Дети получают сведения о различных растениях, познают особенности их роста и развития, приёмы ухода за ними, и в конечном итоге у них складывается представление об общих зависимостях явлений природы.
Выращенные овощи или фрукты своими руками дают яркие эмоции и положительный заряд от собственных действий, стимулируют речевую активность, дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, знают этапы посадки, способы ухаживания и многое другое. Способствуют выработке способом правильного питания, улучшению здоровья, настроения и др.факторам.
В данном пособии размещены материалы, которые способствуют всестороннему развитию ребёнка.
Важным этапом в процессе развития у ребенка разных умений и навыков - является мотивация, игровые приемы, стимулирующие у детей интерес. Например:
К детям в гости приходит один из игровых персонажей (педагог) и приглашает их в гости к веселому Чиполлино, который живет в стране овощей и фруктов;
Отгадывание загадок об овощах и фруктах;
Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»;
Пальчиковые гимнастики;
Чтение художественной литературы;
Экскурсии на территории где есть огород.
Такие действия помогают дольше сохранить интерес ребенка к деятельности.
В пособии мы рассмотрим, как можно получить богатый опыт работы на огороде через игры, обучающим и развивающим для ребёнка путём, а также какие материалы можно использовать.
Процесс познания маленького ребенка познаётся через чувственный опыт, эмоции. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность развития ребёнка зависят от уровня сенсорного восприятия, то есть, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Содержание
Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию. Игра доставляет радость и удовольствие ребенку.
В качестве мотивирующего приема «Можно использовать сказку «Репка
Игры
«Что растет на огороде?»
Дидактическая задача: закрепить знания детей о том, что растет в огороде. Игровая задача: учить правильно определять овощи, растущие на грядке. Игровое действие: дети должны внимательно слушать и выполнять задание, рассмотреть картинку, повторить названия, определить верные указывая на соответствующую карточку.
Как только ребенку стали знакомы названия (слова) овощей или фруктов, выберите карточки из набора, назовите каждое название «Что растет на огороде» указывая пальцем на соответствующую карточку. Затем скажите какое-нибудь из этих слов/ фраз, не указывая на карточку. Сделайте так, чтобы ребенок слушал, попытался повторить то, что он слышит, и затем показать, что он понимает значение слова/фразы, указывая на правильную картинку. Называя картинку словом/фразой, используйте слова или фразы, которые сказал ребенок и которые часто использовались во время общения. Сначала попросите ребенка выбрать картинку из 2 или 3 картинок, названия которых сильно отличаются друг от друга на слух.
Позднее можно увеличивать число картинок для выбора или использовать картинки, названия которых звучат более похоже.
"Что пропало?"
Игра на память и внимание.
Раскладываем фрукты на столе. Даём ребенку их внимательно рассмотреть. Затем, ребёнок отворачивается, а взрослый тем временем, убирает со стола один фрукт и прячет его так, чтобы ребёнок не увидел, что пропало. Потом разрешаем ребёнку повернуться и он должен определить, какой фрукт исчез. Со временем будет получаться всё лучше и лучше, тогда можно усложнить правила игры: убрать два фрукта или убрать одни фрукты, поменять местами другие и т.д., тут ребёнку уже нужно сказать какие пропали, а какие поменялись местами, можно фантазировать в этом направлении как угодно.
«Лото Овощи-фрукты»
Детям раздаются карточки с изображением фруктов или овощей (на одной карточке 6 изображений. Овощи размещены на темно-фиолетовом поле, фрукты и ягоды - на зеленом). Взрослый (далее, один из детей) достает разрезную карточку, называет овощ или фрукт. Ребенок, на карточке которого имеется соответствующий названному овощ или фрукт берет ее и накладывает на свою карту, переворачивая так, что закрывает поле.
Игра "Чего не хватает?"
Нужно найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает.
«Что растет в саду, огороде?»
«Дети, вы знаете, что сажают в саду? в огороде? Давайте поиграем в такую игру.
1 вариант игры:
На столе разложены маленькие карточки, рассмотрите их. По сигналу взрослого выберите маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте что возле меня.
2 вариант: Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Будьте внимательны!
«Найди по описанию»
Взрослый подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
Варианты игр с использованием игрового модуля «Огород»:
1. Педагог предлагает ребёнка собрать урожай. Ребёнок поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребёнок закрепляет названия овощей .
2.Предложить ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей.
Например: посадить морковь, капусту.
3.Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве.
Например: педагог предлагает детям посадить морковь, слева от неё капусту, а справа огурцы.
4.Педагог загадывает ребёнку загадку об овощах. Ребёнок должен выбрать отгадку и расположить её на «грядке»
«Собираем урожай»
Игру можно проводить в самостоятельной деятельности, на индивидуальных занятиях и в непосредственно- образовательной деятельности. На первом этапе в игре могут быть задействованы только пальцы рук. А затем можно использовать прищепки с разной силой давления и качества (пластмассовые, деревянные, металлические). Упражнения можно выполнять правой и левой рукой поочерёдно.
I вариант:
Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть овощи, назвать их (форма, цвет, величина, где растёт). Затем ребёнок по просьбе взрослого сажает овощи на грядку (вставляет в отверстия пальчиками), проговаривая свои действия.
Детям, усвоившим правила игры, можно предложить усложнение – выбрать овощи из корзиночки, где находятся ещё и фрукты, затем посадить их на грядку с помощью пальчиков (как вариант игры - посадить только маленькие или только большие овощи, только один какой то овощ).
II вариант:
Воспитатель предлагает ребёнку собрать урожай в корзиночку (проговаривая свои действия). Нужно взять прищепку, захватить ей овощ, достать его из отверстия, донести до корзиночки и положить его туда.
Общение с детьми
Общение для ребенка – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его психического и речевого развития.
Говорите с ребенком обо всем, разговаривайте, объясняйте, рассуждайте вместе.
Вопросы для детей:
Что такое овощи и где они растут?
А был ли огород у моей бабушки?
А кто на нем работал?
Какие нужны для этого инструменты?
Как ухаживала бабушка за растениями?
Где можно было купить овощи?
Как хранили овощи бабушка и дедушка?
Наш веселый огород
Проблема: А можем ли мы сами вырастить овощи? Смогут ли нам помочь взрослые?
Материал: огород: на окне, на участке ДОУ, у бабушки в деревне; инструменты по уходу за растениями
Реализация:
Вопросы детей:
Как растут овощи?
Какие условия необходимы для роста растений?
Какие нужны для этого инструменты?
Какие овощи можно вырастить на окне?
А у нас на участке растут овощи? Где они растут?
А что можно посадить только на грядке?
А как ухаживать за овощными растениями?
Сможем ли мы сами построить теплицу, что бы выращивать овощи?
Овощное кафе «Витаминка»
Проблема: Что можно приготовить из овощей?
Реализация:
Вопросы детей:
Для чего нам овощи?
Где городской житель может купить овощи?
Как человек может использовать овощи?
Полезны ли овощи для человека?
Какие витамины есть в овощах?
Что мы можем приготовить из овощей?
Овощной переполох (сказки, игры)
Проблема: Есть ли сказки об овощах? В каких народных играх речь идет об овощах?
Реализация:
Вопросы детей:
Можно ли в сказках встреть овощи?
Знакомы ли нам эти сказки?
В какие народные игры играли бабушки?
Смогут ли они нас им научить?
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ОБ ОВОЩАХ ПО СХЕМЕ
1. Что это?
2. Какого цвета?
3. Какой формы?
4. Какой на вкус?
5. Как растет?
6. Что можно приготовить?
Д /и «Съедобное-несъедобное»
Взрослый предлагает каждому ребенку взять по одной карточке с изображениями продуктов питания и разных предметов. Ребенок достает картинку, показывает детям, называет, что на ней изображено (например, банан).
Взрослый задает вопрос: «Можно банан кушать?» (да). Предлагает покормить им Машу. Другой ребенок берет карточку с изображением несъедобного предмета (например, стол). «Можно скушать стол?» (нет). «Тогда мы отложим стол в сторону» и т. д.
Усложнение:
1) Взрослый предлагает ребенку из всех картинок выбрать только съедобное или только не съедобное.
2) Взрослый предлагает обобщить понятия: фрукты, овощи, ягоды, хлебобулочные изделия, молочные продукты, напитки, мебель, посуда, бытовая техника.
Д/и «Чудесный мешочек»
До начала игры ребенок не должен видеть именно эти предметы. Хотя все они ему знакомы «по жизни». Поочередно то правой, то левой рукой достает из мешка один предмет за другим, предварительно ощупав его вслепую и определив три его признака: форма, степень жесткости-мягкости, степень гладкости-шершавости. Ему не надо угадывать предмет. А на и назвать его можно только тогда, когда предмет уже вынут из мешка.