12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коротеева Елена Александровна6

Методическое пособие к разделу «Культура и техника речи»

дополнительной общеобразовательной программы «Художественное чтение»

Автор-составитель:

Елена Александровна Коротеева,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория,

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Новосибирска «Дом детского творчества «Первомайский»,

Новосибирская область, город Новосибирск


Тезис

Данное методическое пособие представляет собой сборник комплексов упражнений, посвященных проблеме техники и культуры речи исполнителей художественного слова; пособие предназначено детям и подросткам, обучающимся по программе «Художественное чтение», но может быть полезно всем, кто проявляет склонность к занятиям сценической речью и хочет улучшить свои природные речевые возможности.

Введение

Главная задача современного образования – подготовка человека, который может успешно жить в постоянно меняющемся мире. Одна из ключевых компетенций современности – коммуникативная. При этом актуальной остается задача обеспечения совершенствования коммуникативных и речевых умений, а также техники речи.

Приведённые в данном пособии упражнения помогут в решении этой задачи. Это упражнения на тренировку дыхания, артикуляционного аппарата и совершенствование дикции. Кроме того, в сборник включены пословицы и поговорки, которые представляют собой огромную ценность не только как учебный материал для развития техники и культуры речи, но и имеющий безграничный воспитательный потенциал. В процессе занятий также тренируются память, внимание, мышление, воображение.

Таким образом, данное методическое пособие способствует не только совершенствованию речеголосовой техники и культуры, но и развитию психофизических процессов личности, творческой активности, внутренней и внешней культуры, формированию ценностного отношения к своему национальному языку.

Содержание

Упражнения для правильного дыхания чтеца.

Упражнения для тренировки основных органов речи: губ, нижней челюсти, языка, гортани.

Комплекс упражнений для мягких звуков Т и Д.

Дикционный тренинг «5 упражнений для улучшения дикции».

Пословицы и поговорки при работе над совершенствованием дикции.

Тренинг для устранения наиболее распространённых дикционных недостатков на материале скороговорок.

Стихи-скороговорки.

Список литературы, источники.













Упражнения для правильного дыхания чтеца

«Дышите глубже, вы взволнованы» – в этом афоризме мы находим намек на первое важнейшее качество дыхания: оно должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой.

Кроме того, исполнителям художественного слова, чтецам, требуется частое дыхание, то есть в потоке речи они должны осуществлять постоянный автоматический рефлекторный, незаметный для аудитории, добор воздуха.

Приведённые ниже упражнения помогут в решении этих задач.

«Стон»

Представьте себе, что вы наслаждаетесь отдыхом на берегу моря. Шум волн, ласковое солнце ... Закройте глаза, чтобы ничто не отвлекало вас, расслабьтесь и потяните звук:

ммммммм... ммммммм...

Голова медленно совершает круговые движения: мышцы шеи, лица, плеч свободны. Имитация стона на звуке М позволяет не только снять мышечное напряжение (сохранив работу дыхательного аппарата при свободе фонационных путей), но и найти свой речевой центр или речевую середину, то есть самый удобный, естественный тон звучания голоса.

Для точной оценки мышечных ощущений обхватите себя ладонями, сделав своеобразный «поясок» из рук. Вы обязательно почувствуете под руками работу диафрагмы. Приблизив ладони к лицу или положив их на затылок, почувствуете вибрацию – это работают резонаторы.

«Глина»

Мнем старательно всеми пальцами одной, а потом другой руки воображаемую глину, помогая себе созвучиями с использованием звукоряда гласных У-О-А-Э-И-Ы:

ММННУАЛЛИ-ММННОАЛИ-ММННААЛИ-ММННЭАЛИ-ММННИАЛИ-ММННЫАЛЛИ.

«Звонок»

Попробуйте, не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным звуком позвонить в воображаемую дверь:

ззззззззззз...

Проявляя нетерпение, позвоните несколько раз более настойчиво:

зззззз-зззззз-зззззз-зззззз...

Подразните долго не открывающего вам дверь воображаемого приятеля короткими, назойливыми звонками:

зз-зз-зз-зз...

При выполнении упражнения вы могли заметить, как менялся в трех случаях тип выдыхания. В зависимости от характера действия – от плавного и спокойного к выходу с силой, а потом рывками. Так и в потоке речи постоянно происходит переключение этих трех основных типов выдыхания, создавая в эти моменты особые сложности для так называемого «не поставленного» голоса.

Потренируем три типа выдыхания в различных ситуациях.

«Пчела»

Представим, что к нам издалека приближается пчела: жжжжжжжжжжжж... (1-й тип выдыхания).

Начинает кружить у нас над головой: жжжжжж-жжжжжж-жжжжжж... (2-й тип выдыхания).

Отгоняем руками пчелу: жж-жж-жж-жж... (3-й тип выдыхания).

По аналогии можно придумать и использовать другие ситуации для дыхательных упражнений, например:

«На лыжах» (скользим по снегу: сссс...);

«Дрова» (пилим: зззз...);

«Воздушный шар» (надуваем: сссс...).

Обратим внимание, что особенно при 3-м типе выдыхания ярко проявляется важное качество: дыхание чтеца должно быть частым, в отличие от певческого голоса, требующего длинного выдоха.

Навык переключения дыхания закрепим на упражнении с текстом:

Напряжение с глотки снять

И свободно зазвучать,

Отыскав удобный тон,

Помогает тихий стон:

Ммммммм... (1-й тип выдыхания).

Раскрепощусь, начну стонать,

На стоне маму буду звать:

Мамм-маммм, мммеду наммм. (2-й тип выдыхания).

От стона перейду к приказу.

И что ж, как будто по заказу,

Звук диафрагма оперла

И напрягаться не дала:

Меду нам, мам! (3-й тип выдыхания).

Я упражнение повторю

И этот навык закреплю:

Мам-маммм, мммеду наммм. (Молю).

Меду нам, мам! (Требую).

(3.В. Савкова).

Тип выдыхания, как видим, меняется с изменением действенных задач: молю или требую. Так и характер речи, звучания всегда зависит от конкретной речевой ситуации и речевого намерения.

Упражнения для тренировки основных органов речи: губ, нижней челюсти, языка, гортани

Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому всем, кто хочет общаться с людьми, а тем более со сцены, следует обратить самое пристальное внимание на технику своей речи и приложить усилия для её совершенствования.

Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, «съедая» начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

При подготовке этого пособия собраны упражнения для тренировки основных органов речи, способствующие выработке необходимых навыков. Необходимо, однако, помнить, что выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы.

Тренировка губ

Упражнение 1. Предельно, с усилием соберите губы в «хоботок» так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растяните их в стороны, не обнажая зубы. Повторите это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 2. Вытяните губы и сожмите их в «хоботок». Поверните его медленно вправо, влево, вверх, вниз, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 3. Обнажите сжатые зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 4. Исходное положение – рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение 5. Движения верхней и нижней губ из упражнения 4 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 1. Спокойно, без напряжения опустите нижнюю челюсть (раскройте рот), при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторите 5-6 раз.

Тренировка языка

Упражнение 1. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Упражнение 2. Рот полуоткрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 3. Рот полуоткрыт. Кончиком высунутого языка напишите в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращайте язык в исходное положение.

Упражнение 4. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.

Тренировка гортани

Упражнение 1. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И-У (И-У-И-У-И-У…) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.

Комплекс упражнений для мягких звуков Т и Д

Мягкие звуки Т и Д (ть, дь) относятся к звукам, вызывающим у значительной части людей наибольшие трудности в произношении. Данное методическое пособие поможет устранить эту проблему. Для этого нужно, во-первых, правильно артикулировать эти звуки (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами – альвеолам). Во-вторых, систематически упражняться в правильном произношении этих звуков.

Упражнение 1. Прочитайте вслух слова с мягкими звуками Т и Д, следя за аккуратностью произнесения тренируемых звуков:

Ё – Тёма, застёжка, стёжка, бородёнка, костёр, стёр, дёрн, костёл, котёл, стёкла, дёсны, потёмки, утёс, картёжник, котёнок;

Я – утята, котята, стяжка, костяшка, тяга, бродяга, тяпка, растяпа, медяк, медянка, ледянка;

Е – потеря, день, в огороде, молодец, постель, коростель, дерево, деревня, растение, надежда, удел, на обеде, тень, тело, тесто, тема, затея, идея, стенка, те, терем, теснота, здравствуйте, хвастайте, помолчите, поиграйте, попробуйте, послушайте, помилуйте, помогите;

И – ротик, тортик, бортик, котик, хвостик, крокодил, Дина, Дима, настил, командир, бродит, заходил, эти, бегемотики, животики, плести, нести, везти, пластина, мастика, люди;

Ь – бадья, ладья, Татьяна, чуть-чуть, медведь, шесть, пять, платье, скучать, играть, считать, гулять, стоять, целовать, обнимать, миловать, класть, власть, лесть, страсть, снасть, честь, плеть, кость, трость, гость, ладья;

Ю – этюд, дюбель, индюк, тюбик, Катюша, Настюша, натюрморт, тюрьма, тюря, дюны, гадюка, костюм, кутюрье, утюг.

Упражнение 2. Прочитайте вслух слова, которые содержат сразу несколько мягких Т и Д:

посетитель, натюрмортик, тюбетейка, тютелька, тётя, тетеря, тетерев, задёргать, продёрнуть, тягость, дядя, дети, тягость, тяжесть, десять, девять, тесть, сделать, дидактика, дятел, дёготь, стипендия.

Упражнение 3. Прочитайте и выучите пословицу:

Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а – потеря.

Упражнение 4. Прочитайте и выучите чистоговорки:

Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита и сурова, и сердита. Вы зайдите в гости к ней да отведайте сластей.

Упражнение 5. Придумайте словосочетания и предложения с мягкими Т и Д. Например:

У тети Кати пять детей.

Тёма к натюрморту подрисовал тортик. И т. д.

Упражнение 6. Продолжите самостоятельно подбирать слова с мягкими Т и Д (можно в игре с мячом).

Дикционный тренинг «5 упражнений для улучшения дикции»

Используя неудобопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию.

Упражнение 1. Произносите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

Упражнение 2. Произносите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

Упражнение 3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

а) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

б) Верх – вверх, ведение – введение, толкнуть – оттолкнуть, держать – поддержать, тащить – оттащить, водный – вводный, сорить – ссорить.

Упражнение 4. Поработайте над сочетанием звуков в форме игры, используя звукоподражания:

а) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбда! Гбдэ! Гбди! Гбды!

б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткэ! Птки! Пткы!

в) Бросайте воображаемые предметы партнеру: Кчку! Кчко! Кчка! Кчкэ! Кчки! Кчкы!

Упражнение 5. Произносите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск – брызг блеск! Сто верст вскачь.

В дополнение к приведённым выше упражнениям предлагается тренировка дикции с помощью стихотворения:

«Буря с берега»

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудержимостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Пословицы и поговорки при работе над совершенствованием дикции

Наряду со скороговорками пословицы и поговорки являются наиболее эффективным средством борьбы с недостатками дикции. Их применение позволяют решать следующие задачи:

Научиться четкому произношению слов.

Избавиться от проглатывания звуков.

Отработать постановку отдельных звуков.

Когда начинаете работать с пословицами и поговорками, не произносите их вначале быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно: сначала медленно и беззвучно, только тщательно шевеля губами, но не произнося ни звука. Затем чуть быстрее и шёпотом, также тщательно проговаривая каждый звук. В третий раз проговорите пословицу или поговорку в обычном темпе речи и громко, не забывая чётко произносить звуки.

Кроме того, работу над пословицами и поговорками можно дополнять упражнениями на умение управлять интонацией и расширение диапазона голоса. Делается это так:

Выбираем нужную пословицу. Придумываем несколько причин, по которым мы ее произносим, главное – употребить её в повествовательной, вопросительной и восклицательной форме.

Поочередно выбираем одно главное слово в пословице и акцентируем именно его при произношении. Меняем слово и повторяем так до тех пор, пока каждое слово не побывает в роли главного.

Меняем тональность голоса в процессе произношения скороговорки: от самой низкой ноты к самой высокой и обратно.

Но, помимо этого, пословицы и поговорки представляют собой огромную ценность как учебный материал с безграничным воспитательным потенциалом.

Пословица – образное народное изречение назидательного характера. Чаще всего они высказывались не в осуждение, а в рассуждение. В. И. Даль говорил о пословице, что она «…цвет народного ума». На этих миниатюрных произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – сам народ. В пословицах и поговорках мы видим, каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией. Пословицы и поговорки сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься, попытаться ответить на серьёзные вопросы, тем самым достигается эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведение человека. Таким путём народная мудрость выполняет свою воспитательную функцию.

«Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Эти слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть народного творчества. Это прекрасный материал для воспитания наших детей и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе и, в конечном итоге, о самом себе.

Как примеры кратких и метких выражений пословицы и поговорки можно использовать и в целях развития речи детей, приучая их запоминать и использовать как эпиграфы в сочинениях или примеры в логических доказательствах. Недаром в пословице говорится, что «без углов дом не строится, без пословиц речь не молвится».

В данном пособии пословицы и поговорки систематизированы тематически и расположены в алфавитном порядке для удобства работы с ними.

Об учении

Дурака учить – что мёртвого лечить.

За одного грамотного двух неграмотных дают.

Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка на всё только рот разевает.

Знанье не водица – в рот само не станет литься.

Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

Красна птица перьями, а человек ученьем.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Порядок время бережёт.

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Ученье – путь к уменью.

Учить – ум точить.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Чтение – лучшее учение.

О дружбе

В согласном стаде и волк не страшен.

Веселишься, ешь да пьёшь – так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.

Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Для милого дружка и серёжка из ушка.

Добрая шутка дружбы не рушит.

Добро потеряешь – опять наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.

Доброе братство милее богатства.

Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Дружба дружбой, а служба службой.

Есть пирожки – есть и дружки, нет пирожков – нет и дружков.

И мудрому человеку совет требуется.

Кто друг прямой, тот брат родной.

Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

Любят того, кто не обидит никого.

Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

Не бывает дерева без ветвей, славы – без соратников друзей.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Один палец не кулак.

С тем не ужиться, кто любит браниться.

С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой – отвернись.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим – горя хлебнёшь.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Тот, кто ищет друзей без недостатков, сдружится лишь с разочарованием.

Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

О труде

Без труда хлеб не родится никогда.

Без уменья и сила ни при чём.

Будешь стараться – всё может удаться.

В труде рождаются герои.

Всяк человек по делу познаётся.

Где песня льётся, там легче живётся.

Глаза облюбовали, руки сделали.

Глубже пахать – больше хлеба жевать.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Дело мастера боится.

Дело человеком ставится, человеком и славится.

Делу время – потехе час.

Дом не велик, да лежать не велит.

За всякое дело берись умело.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Зёрнышко к зёрнышку составит мешок.

К колосу колос – Родине сноп.

Конец – делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.

Кто работы не боится, у того она и спорится.

Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат.

Не котёл варит, а стряпуха.

Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

Терпение и труд всё перетрут.

Трудись, не ленись. Оперись, потом и ввысь.

Умение всегда найдёт применение.

Хорош садовник – хорош и крыжовник.

Хороша нива у дружного коллектива.

Хороший кузнец и лягушку подкуёт.

Хоть брось его в грязь, алмаз – всё алмаз.

О правде и лжи

За правду-матку и умереть сладко.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Кто сам врет, другим не верит.

Кто хвалится, тот с горы свалится. Легко хвалится, легко и свалится.

Маленькая ложь за собою большую ведет.

Мир правдой держится.

Ржа ест железо, а ложь – душу.

Смешного бояться – правды не любить.

Шила в мешке не утаишь.

О речи

Без углов дом не строится, без пословиц речь не молвится.

Без языка и колокол нем.

Больше знай – меньше болтай.

В сладких речах всегда таится горечь.

Где много слов, там мало дел.

Доброе слово окрыляет.

Доброе слово, что дождь в засуху.

Добрый человек говорит мало.

Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.

За её языком не поспеешь босиком.

Каков ум, такова и речь.

Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна.

Красна речь поговоркой.

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Мели, Емеля, твоя неделя.

Многословие – не мудрость.

Молва без крыльев, а летает.

На великое дело – великое слово.

Наговорился – как мёду напился.

Не всякое лыко в строку.

Несказанное слово – золото.

Одно дело – говорить много, другое – говорить дело.

Рот не огород – не затворишь ворот.

Сказал, как узлом завязал.

Слово – серебро, молчание – золото.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Слово сказал – стрелу послал, письмо написал – в западню попал.

Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.

Твоими бы устами да мёд пить.

Тот не глуп, кто на слова скуп.

У дурака язык опаснее кинжала.

У плохих людей язык злодей.

Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.

Что в лицо сказано, со злом не связано.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Язык без костей.

Язык до Киева доведёт.

Язык мой – враг мой.

Язык мягок: что хочет, то и лопочет.

Язык у сплетницы длиннее лестницы.

Языком не торопись, а делом не ленись.

О героизме и Родине

Без корня и трава не растёт.

Боевые рубежи крепко держи.

Великое дело начать: смелое начало – та же победа.

Враг боек, да наш народ стоек.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Где нет борьбы, там нет и победы.

Где родился – там и сгодился.

Героем упадёшь – поднимут, трусом упадёшь – раздавят.

Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

Для родной Отчизны не жаль и жизни.

Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу.

Каков Савва, такова и слава.

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

При солнце тепло, при Родине добро.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Своя земля и в горсти мила.

Сражайся смело за родное дело.

Что мир строит, то война разрушает.

Чужая сторона – дремучий бор.

О времени

Всему свое время.

Всякой комедии, как и всякой песне, – своё время и своя пора.

Делу время, а потехе час.

Другие времена – другие нравы.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Порядок время бережет.

Пропущенный час и годом не нагонишь.

Счастливые часов не наблюдают.

О доме

Без блина не масленица, без пирога не именины.

Без капусты щи пусты.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Брат сестре не указ в стряпне.

Все равные детки, что пареньки, что девки.

Где сердце лежит, туда и око бежит.

Горе матерей – грусть для сыновей, горе сыновей – смерть для матерей.

Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать.

Дома – как хочешь, а в гостях – как велит закон.

Дорога ложка к обеду.

Ел, не ел, а за столом посидел.

Есть дети – будут и радости.

Жена – не сапог, с ноги не скинешь, за пояс не заткнешь.

Жениться – не лапоть надеть.

За общим столом еда вкуснее.

За плохого бойца ругают отца.

Запасливый лучше богатого.

Кабы знал да ведал, всё бы отведал.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда бы не вил.

Кашу маслом не испортишь.

Когда в сердце верится, то в лице не утаится.

Кому пирожки да пышки, кому синяки да шишки.

Кто запаслив, тот и счастлив.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Легко свыкаться, трудно расставаться.

Матушка-рожь кормит всех сплошь.

На горках покатался, в блинах повалялся.

Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Непрошеный гость – что в горле кость.

Не хвались отцом, хвались сыном молодцом.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Полюбила молодца не из-за золотца.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Работай до поту – поешь с охотой.

Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему.

Соловья баснями не кормят.

Только трудом держится дом.

Угощенье от души слаще меда.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хлеб на стол – и стол престол, а нет куска – стол доска.

Хорош ёрш в ухе, а лещ – в пироге.

Хоть не богат, но гостю рад.

Чего жена не любит, того мужу век не едать.

Что есть в печи – на стол мечи.

Шишка от ели недалеко падает.

Тренинг для устранения наиболее распространённых дикционных недостатков на материале скороговорок

Недостатки звукопроизношения чаще всего проявляются в свистящих С, З, Ц, шипящих Ш, Ж, Щ, Ч, сонорных Р, Л и переднеязычных Т, Д (мягких).

Дикционный тренинг необходимо проводить систематически, начиная с артикуляционной разминки. После того как артикуляция каждого «больного» звука будет освоена и отработана, можно приступать к работе над скороговорками.

Приступая к работе над скороговорками, помните: сначала их нужно произносить в медленном темпе, затем в среднем. Лишь добившись точности и чистоты произношения, доводите темп до максимально быстрого.

Воспринимайте скороговорку как отдельную историю, всегда вникайте в её смысл и живо представляйте в своём воображении.

Для повышения эффективности дикционного тренинга полезно записывать свою речь, слушать запись и исправлять ошибки.

Не забывайте следить за речью в быту.

(С, З, Ц)

Скороговорки

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Жал Зямка замшу в замке.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза развалился кузов.

Пошёл спозаранку Назар на базар, купил там козу и корзинку Назар.

Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

(Ш, Ж)

Скороговорки

Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Мамаша Ромаше давала сыворотку из-под простокваши.

У Варюшки-вертушки во рту две ватрушки.

Жеребёнок ржёт во ржи.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Жутко жуку жить на суку.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

(Ч, Щ)

Скороговорки

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь.

Четыре с четвертью четверика чечевицы без червоточины.

Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.

Плавниками трепеща, ходит щука вкруг леща.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

(Л, Р)

Скороговорки

Маланья-болтунья молоко болтала-болтала, выбалтывала-выбалтывала, да не выболтала.

Около кола колокола, а около ворот – коловорот.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Была Лара у Фрола, Фролу про Лавра наврала.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

(Т, Д мягкие)

Скороговорки

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

У нас гость унёс трость.

Грабли – грести, метла – мести.

На дереве – тетерев, под деревом – тень тетерева, в тени – тетёрка с тетеревятами.

Просо реденько, так и каша жиденька.

Ест Федька редьку редко.

Дятел дерево дробит, день-деньской кору дробит.

Стихи-скороговорки

***

Мартышка с Мартыном сынишке Мартынке

Купили на рынке четыре картинки.

На первой картинке – четыре старушки

Развесили сорок перин для просушки.

Ведь нету заботы важней у старушек,

Чем сушка перин, одеял и подушек.

Вторая картинка. На этой картинке

Четыре мышонка в огромном ботинке

Кусок рафинада грызут втихаря,

Ведь сахар стократно вкусней сухаря.

На третьей картинке – на старой кадушке

Расселись четыре лягушки-квакушки.

Лягушки-квакушки с кадушки-эстрады

Квартетом, горланя, выводят рулады.

А вот на четвёртой картинке, с ромашками,

Четыре улитки ползут вверх тормашками.

Ползти вверх тормашками могут улитки,

Поскольку они удивительно липки.

А ну-ка, дружок, повтори без запинки,

Кто был нарисован на каждой картинке,

Которые утром купили на рынке

Мартын и Мартышка сынишке Мартынке.

***

Ищет, но никак не сыщет,

Папа хмур, слюною брызжет,

Вещи Миши пропадущи,

Растеряша Миша сущий.

Он искать портфель свой взялся,

Не нашел и… растерялся!

Ищут мама с Машей Мишу,

Папа даже влез на крышу,

Мама с Машей – на балкон! –

Миша в нише смотрит сон!

***

Оля с Толей – брат с сестрой,

У ребят в игре простой!

Поругались вдруг ребята –

Каждый просится в Саратов,

Там живет у них бабуля.

Вот такая! – Баба Уля!

Мама Толе говорит:

У тебя конъюнктивит!

Папе долго с Олей биться,

Чтоб исправить единицу!

Мама едет к бабе Уле

Без дочурки и сынули!

Только мама со двора, –

Начинается игра!

***

К Чебурашке в чашку

Шлепнулась букашка,

Добрый Чебурашка

Вытащил букашку,

Положил букашку

Сохнуть на бумажку.

Высохла букашка,

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

***

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ.

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем.

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!

Список литературы, источники

1.Аникин, В.П. О книгах и знаниях. Пословицы и поговорки русского народа. – Москва, 1970.

2.Анисимова, А.П. Народное красное словцо. – Пенза, 1959.

3.Без труда нет добра. Пословицы и поговорки о труде / сост. В. И. Новиков. – Москва: Книга, 1985.

4.Жаркова, Л. К. Методические рекомендации для руководителей любительских театральных коллективов и студий чтеца / Л. К. Жаркова // Народное творчество Новосибирской области. – 2010. – № 2.

5.Жинкин, Н. И. Язык – речь – творчество. Избранные труды / сост. С. И. Гиндина. – Москва, 1998.

6.Коровяков, В. Искусство выразительного чтения. – Санкт-Петербург, 1990.

7.Моисеев, Ч. С. Методические указания по курсу «Сценическая речь». Приёмы совершенствования работы речевого аппарата в условиях самостоятельной тренировки. Дыхание и голос. – Москва, 1984.

8.Муравьёв, Б. Л. От дыхания к голосу. – Ленинград, 1982.

9.Проблемы сценической речи: сборник / под ред. С. В. Гиппиуса и А. Н. Куницына. – Ленинград, 1979.

10.Савкова, З. В. Как сделать голос сценическим: теория, методика и практика развития речевого голоса. – Москва, 1975.

11.Сопер, Л. Основы искусства речи. – Москва, 1995.

12.Сценическая речь: учебник / под ред. И. П Козляниновой., И. Ю. Промтовой. – Москва, 1995.

13.Чарели, Э. М. Культура речи. – Свердловск, 1990.

14.Шестакова Е. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. – Санкт-Петербург, 2016.

15.Стихи-скороговорки. https://vse-skorogovorki.ru/stihi-skorogovorki/ (дата обращения 15.04.2023).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.